Юридическая компания ЛЕГАС в Вологде. Бесплатные онлайн консультации юриста и другие юридические услуги Юридическая компания ЛЕГАС в Вологде. Бесплатные онлайн консультации юриста и другие юридические услуги
Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте


Порядок предоставления предприятиями общественного питания декларации об объеме розничной продажи алкоголя

Обновлено 10.10.2013 08:07

Предприятия общественного питания, реализующие своим посетителям алкогольную продукцию, обязаны представлять декларации в уполномоченные органы. Это требование касается не только организаций, имеющих лицензию на розничную продажу алкоголя, но и предпринимателей, продающих пиво и пивные напитки, продажа которых не обязывает ее получать. В связи с этим ознакомимся с порядком представления таких деклараций, с планируемыми изменениями, а также узнаем, что грозит организациям и предпринимателям, нарушившим его.


Прежде всего отметим, что в силу изменений, внесенных в Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ Федеральным законом от 25.12.2012 N 259-ФЗ, вступивших в силу с 01.03.2013, индивидуальные предприниматели имеют право осуществлять розничную продажу не только пива и пивных напитков, но и сидра, пуаре и медовухи. Определения данных видов алкогольной продукции приведены в п. п. 12.4 - 12.6 ст. 2 Федерального закона N 171-ФЗ.

В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот алкогольной продукции, обязаны вести учет и декларирование объема ее производства и (или) оборота. Розничная торговля пивом и пивными напитками, сидром, пуаре, медовухой, осуществляемая индивидуальными предпринимателями, должна быть задекларирована.

Декларации об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции представляются в уполномоченный орган государственной власти субъектов РФ (ст. 6 Федерального закона N 171-ФЗ), а их копии - в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти (п. 4 ст. 14 Федерального закона N 171-ФЗ).

Отметим, что уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота алкогольной продукции, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных в силу ст. 15.13 КоАП РФ влекут наложение штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 4000 руб., на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 руб. Предприниматели привлекаются к ответственности как должностные лица (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ).

Согласно п. 3 ст. 20 Федерального закона N 171-ФЗ повторное в течение одного года сообщение недостоверных сведений в декларациях об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей или повторное в течение одного года несвоевременное представление указанных деклараций в лицензирующий орган является основанием для аннулирования такой лицензии в судебном порядке.

Кроме того, выявление фактов нарушения лицензионных требований в результате анализа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является основанием для проведения лицензирующим органом внеплановой выездной проверки (пп. 4 п. 10 ст. 23.2 Федерального закона N 171-ФЗ).

Как мы видим, ответственность за нарушение порядка представления "алкогольной" отчетности высока. В связи с этим рассмотрим его подробнее.


Учет объема оборота алкогольной продукции


Правила учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета использования производственных мощностей утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.06.2006 N 380 (далее - Правила учета объема оборота).

В соответствии с пп. "а" п. 5 этих Правил учет объема оборота продукции ведется в организациях, осуществляющих ее оборот с применением технических средств фиксации и передачи информации об объеме в Единую государственную автоматизированную информационную систему учета (ЕГАИС), которыми оснащено оборудование для учета объема оборота продукции, за исключением учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Пунктом 6 данного документа установлено, что организации, оборудование которых не оснащено техническими средствами, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, ведут учет объема оборота продукции без применения технических средств.

При этом согласно абз. 2 п. 11 Правил учета объема оборота должны быть утверждены форма журнала учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и порядок его заполнения.

Значения показателей, используемых для учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, в силу п. 12 Правил учета объема оборота не должны отклоняться от значений показателей, указанных в первичных учетных документах организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции (индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу пива и пивных напитков).

Информация, зафиксированная в журнале учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, используется организациями и предпринимателями при заполнении деклараций об объеме оборота алкогольной продукции (п. 13 Правил учета объема оборота).

Заметим, что пока форма журнала учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и порядок его заполнения не утверждены. Однако на сайте Росалкогольрегулирования (http://www.fsrar.ru/) в разделе "Проекты приказов" 07.02.2013 и 27.03.2013 был размещен проект приказа "О форме журнала учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и порядке его заполнения". В данном проекте предполагается, что показатели объема розничной продажи алкоголя будут фиксироваться в журнале ежедневно в конце рабочего дня на электронном носителе (в сельской местности - на электронном или бумажном носителе). Соответственно, введения в действие этого журнала ждать долго не придется.

Игнорировать заполнение журнала после вступления его в силу предприятиям общепита не рекомендуем, поскольку согласно ст. 14.19 КоАП РФ нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 4000 руб., на юридических лиц - от 70 000 до 80 000 руб.


Правила представления декларации


Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей утверждены Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 N 815 (далее - Правила представления деклараций).

В соответствии с п. п. 1, 2 данных Правил декларации представляют в том числе:

- организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции;

- организации, осуществляющие производство и (или) оборот пива и пивных напитков;

- индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков.

Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков), представляют декларацию по форме согласно Приложению 11, а организации и предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, - по форме согласно Приложению 12 (п. п. 13, 14 Правил представления деклараций). Таким образом, если организация, оказывающая услуги общественного питания, продает своим посетителям пиво и другую алкогольную продукцию (вино, водку и т.д.), она должна представить две декларации (по формам 11 и 12).

Представляются декларации ежеквартально не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, за IV квартал - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (п. 15 Правил представления деклараций). Заметим, что представлять декларации должны и организации, лицензии которых приостановлены, и организации, имеющие лицензию в отчетном периоде, но не осуществляющие деятельность. Именно такие разъяснения дает Росалкогольрегулирование на своем сайте в разделе "Вопросы и ответы", подраздел "Декларирование" (вопросы N N 3, 4).

Пунктом 16 Правил представления деклараций установлено, что представляются они в электронном виде (по телекоммуникационным каналам связи с усиленной квалифицированной электронной подписью) или на бумажных носителях.

Декларации по формам согласно Приложениям 11, 12 в силу п. 19 Правил представления деклараций подаются в орган исполнительной власти субъектов РФ по месту регистрации организации (индивидуального предпринимателя). Например, в Москве таким органом является Департамент торговли и услуг г. Москвы, в Республике Татарстан - Госалкогольинспекция РТ, в Нижегородской области - Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг.

Если эти декларации подаются в электронной форме, представлять их на бумажном носителе не надо (Письмо Росалкогольрегулирования от 14.09.2012 N 19219/15-03). Копии представленных деклараций организации и предприниматели направляют в Росалкогольрегулирование в электронной форме в течение суток после их подачи в органы исполнительной власти субъектов РФ. Формат представления в электронном виде деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей утвержден Приказом Росалкогольрегулирования от 28.08.2012 N 237.

На сайте Росалкогольрегулирования реализован также функционал направления электронных копий деклараций, представленных на бумажном носителе в субъект РФ (https://service.fsrar.ru/) (Письмо Росалкогольрегулирования от 17.09.2012 N 19439/15).

На бумажном носителе декларации представляются в органы исполнительной власти субъектов РФ через представителя организации (предпринимателя) или направляются почтовым отправлением с описью вложения (п. 21 Правил представления деклараций). И отказать в приеме этих деклараций названный орган не вправе. При отправке деклараций по почте датой их представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения, а при представлении через представителя (с документом, удостоверяющим личность и подтверждающим его полномочия) на копии декларации ставится отметка о дате принятия.

При этом считаем, что, поскольку копия декларации представляется в Росалкогольрегулирования только в электронном виде, направление декларации в уполномоченный орган субъекта РФ на бумажном носителе нецелесообразно с целью экономии времени и финансовых затрат.

Исправление ошибок. При обнаружении организацией (предпринимателем) в текущем отчетном периоде фактов неотражения или неполноты отражения в декларации необходимых сведений, а также ошибок (искажений), допущенных в истекшем отчетном периоде, подаются корректирующие декларации, содержащие сведения (дополнения), уточняющие сведения, приведенные в декларациях, представленных ранее (п. 20 Правил представления деклараций). Они представляются до окончания отчетного года с обоснованием причин, вызвавших неполноту или недостоверность сведений (за исключением корректирующих деклараций по предписанию лицензирующего органа об устранении нарушений условий действия лицензии). При этом подавать корректирующие декларации во время проведения проверки уполномоченными органами деятельности организации (предпринимателя) нельзя.

Росалкогольрегулирование считает, что п. 20 этих Правил не исключает право организации при обосновании причин подачи корректирующих деклараций представить первичные документы (на сайте вопрос N 5 раздела "Вопросы и ответы", подраздел "Декларирование").


Порядок заполнения декларации


Порядок заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей утвержден Приказом Росалкогольрегулирования от 23.08.2012 N 231 (далее - Порядок заполнения деклараций).

Декларация состоит из титульного листа и формы. На оформлении титульного листа мы останавливаться не будем, отметим лишь, что, если в организации отсутствует главный бухгалтер, п. 2.2.2 Порядка заполнения деклараций регламентирует в поле "Главный бухгалтер" указывать данные руководителя организации.

Декларации и приложения к ним представляются в прошитом виде с заверительной надписью и печатью на обороте последнего листа (п. 1.6 Порядка заполнения деклараций). Декларации, в которых количество листов более 250, подшиваются в отдельные тома. При этом на обложках проставляются номера томов. Показатели во всех графах декларации указываются в физическом выражении - декалитрах (п. 1.7 названного Порядка). Объемы оборота алкогольной продукции в декларации указываются за отчетный период без нарастающего итога (п. 1.8 Порядка заполнения деклараций).

В соответствии с разд. 1 указанного Порядка в форме деклараций в разделе "Сведения по организации" или "Сведения по организации/индивидуальному предпринимателю" указываются данные за отчетный период по всем графам декларации суммарно с учетом всех обособленных подразделений (с учетом всех торговых объектов - у предпринимателя), если они имеются. В строке "Сведения по организации" или "Сведения по организации/индивидуальному предпринимателю" указываются:

- организацией - свое сокращенное наименование в соответствии с учредительными документами, ИНН, КПП согласно свидетельству о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения;

- предпринимателем - фамилия, имя и отчество, ИНН согласно свидетельству о постановке на учет физического лица в налоговом органе.

В разделе "Сведения по обособленному подразделению (с указанием ИНН, КПП и адреса)" или "Сведения по обособленному подразделению (с указанием ИНН, КПП и адреса)/по объекту торговли индивидуального предпринимателя (с указанием адреса)" указываются по каждому обособленному подразделению в соответствии с местами осуществления их деятельности, приведенными в лицензии (у предпринимателя - по каждому своему торговому объекту).

Сведения о производителе (импортере). Согласно п. 1.5 Порядка заполнения деклараций в графе "Сведения о производителе/импортере" указывается следующая информация:

1. Для организаций, осуществляющих производство продукции на территории РФ, либо организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство продукции на территориях других государств - членов Таможенного союза, либо организаций (индивидуальных предпринимателей) других государств - членов Таможенного союза, осуществляющих ввоз продукции на таможенную территорию Таможенного союза:

- сокращенное наименование организации и ее местонахождение (краткое наименование страны в соответствии с Классификатором стран мира, применяемым на основании Решения Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 378 (далее - Классификатор стран мира), административно-территориальная единица, населенный пункт, улица, номер дома (корпуса, строения), номер помещения (комнаты, офиса));

- для обособленного подразделения организации - наименование и его местонахождение (краткое наименование страны в соответствии с Классификатором стран мира, административно-территориальная единица, населенный пункт, улица, номер дома (корпуса, строения), номер помещения (комнаты, офиса));

- для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество и его место жительства (краткое наименование страны в соответствии с Классификатором стран мира, административно-территориальная единица, населенный пункт, улица, номер дома и квартиры).

2. Для организаций (индивидуальных предпринимателей) РФ - ИНН, для организаций - КПП. При этом, если поставщиком продукции выступает обособленное подразделение организации, проставляется КПП, присвоенный по месту его нахождения.

3. Для организаций (индивидуальных предпринимателей) других государств - членов Таможенного союза, которые являются производителями продукции, а также осуществляют ввоз на таможенную территорию Таможенного союза продукции, приобретшей статус товара Таможенного союза:

- для организаций (индивидуальных предпринимателей) - налогоплательщиков Республики Беларусь - учетный номер плательщика;

- для организаций (индивидуальных предпринимателей) - налогоплательщиков Республики Казахстан - регистрационный номер налогоплательщика, либо бизнес-идентификационный номер, либо индивидуальный идентификационный номер.

Эти сведения можно найти в документах, сопровождающих в силу ст. 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ оборот алкогольной продукции, в частности в справке, прилагаемой к:

- таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза);

- товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории РФ, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза).

Порядок заполнения деклараций по формам согласно Приложениям 11, 12. В соответствии с разд. 13, 14 Порядка заполнения деклараций разд. I декларации по форме согласно Приложению 11 отличается от декларации по форме согласно Приложению 12 по двум графам: в поступлении и расходе указывается перемещение внутри одной организации (графы 13, 18). В них приводится объем продукции, перемещенный обособленному подразделению от другого обособленного подразделения организации (в целом по организации не заполняется).

В остальном Порядок заполнения этого раздела практически не отличается и не должен вызвать затруднений. Так, например:

- в графах 1 и 2 указываются вид и код продукции в соответствии с Классификатором видов продукции (Приложение 1 к Порядку заполнения деклараций);

- графы 3, 4, 5 "сведения о производителе/импортере" заполняются в порядке, описанном выше;

- в графах 7 - 10 отражаются в соответствии с сопроводительными документами закупки от производителей, организаций оптовой торговли, по импорту и общий объем закупленной продукции;

- в графе 11 показывается объем продукции, возвращенный покупателями;

- в графе 12 - прочий объем поступившей продукции, не указанный в графах 7 - 11 (в том числе излишки, выявленные при проведении инвентаризации);

- в графе 15 - прочий расход продукции, не указанный в графе 14 "объем розничной продажи", в том числе:

а) потери в пределах норм естественной убыли, при транспортировке, бое продукции и др. Если указываются сверхнормативные потери, представляется объяснение с указанием причин, вызвавших их, заверенное подписями руководителя и главного бухгалтера, а также печатью (подписью предпринимателя);

б) недостачи, выявленные при инвентаризации;

в) объем продукции, израсходованный на лабораторные нужды для прохождения добровольной проверки качества;

г) объем арестованной продукции, изъятой из оборота, конфискованной по решению суда.

Подводится итог объема оборота по кодам видов продукции в разрезе производителей, импортеров продукции, а также общий итог оборота по кодам видов продукции.

В заполнении разд. II деклараций по формам согласно Приложениям 11 и 12 также нет особых отличий. Так, например, в декларации по алкогольной продукции в сведениях о поставщике продукции (графы 6 - 12) указываются данные его лицензии, а в "пивной" декларации их не будет (графы 6 - 8).

Сведения о производителе (импортере) (графы 3 - 5) также заполняются в порядке, описанном выше.

Графы 7 и 8 (ИНН и КПП поставщика) оформляются следующим образом:

- для организаций РФ указываются ИНН и КПП. При этом, если поставщиком продукции выступает обособленное подразделение организации, ставится КПП, присвоенный по месту его нахождения;

- для организаций других государств - членов Таможенного союза, которые являются поставщиками продукции: в Республике Беларусь - учетный номер плательщика, в Республике Казахстан - регистрационный номер налогоплательщика, либо бизнес-идентификационный номер, либо индивидуальный идентификационный номер.

В графах 16 (декларации по форме согласно Приложению 11), 12 (декларации по форме согласно Приложению 12) указывается объем продукции, закупленный в соответствии с сопроводительными документами (товарно-транспортной накладной или таможенной декларацией).

Подводится итог объема закупки продукции по поставщикам продукции по кодам видов продукции в разрезе производителей и импортеров продукции, а также общий итог объема закупки продукции по кодам видов продукции в разрезе производителей и импортеров продукции.

О сидре, пуаре и медовухе. Как мы уже говорили, Федеральным законом N 259-ФЗ эти напитки отнесены к алкогольной продукции. На сайте Росалкогольрегулирования в разделе "Проекты приказов" 10 и 12 апреля 2013 г. размещены проекты приказов, вносящих изменения в Порядок заполнения деклараций. В частности, в Классификатор видов продукции (Приложение 1 к Порядку заполнения деклараций) предполагается включить сидр, пуаре (грушевый сидр), медовуху (медовый напиток) и присвоить им соответствующие коды 261, 262, 263. Также предполагается, что эти виды алкогольной продукции будут включаться в декларацию по форме согласно Приложению 12.

Пока проекты приказов не утверждены и не вступили в силу, Росалкогольрегулирование разъясняет, что до внесения изменений в Правила представления деклараций и Порядок заполнения деклараций объемы оборота сидра, пуаре и медовухи следует отражать в декларации по форме согласно Приложению 11 по коду 260 "Слабоалкогольная продукция" (на сайте вопрос N 13 раздела "Вопросы и ответы", подраздел "Декларирование").


Итак, мы рассмотрели порядок представления предприятиями общественного питания деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, которые подаются ежеквартально в установленные сроки в орган исполнительной власти субъектов РФ по месту регистрации организации (индивидуального предпринимателя).

Эти сведения можно подать и на бумажном носителе, и в электронном виде, но целесообразнее - в электронном виде, поскольку копию представленной в уполномоченный орган декларации в течение суток нужно отправить в Росалкогольрегулирование в электронном виде. Более подробную информацию о порядке представления деклараций в электронном виде и необходимые для этого инструкции можно найти на сайте Росалкогольрегулирования в разделах "Декларирование", "Электронные услуги", на официальном форуме (http://forum.fsrar.ru/).

Нарушение установленного порядка декларирования грозит предприятиям общепита неблагоприятными последствиями - штрафом, приостановлением действия лицензии (для организации) или внеплановой выездной проверкой.

 

 
Актуально
Популярное
Новые статьи