Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

119. Как обжаловать решение налогового органа по налоговой проверке?

Обновлено 28.03.2018 20:30

 

 

Нередки ситуации, когда налогоплательщик не согласен с результатами налоговой проверки, в связи с чем он может защитить свои права и обжаловать решение налогового органа.

 

Жалобой признается обращение лица в налоговый орган в целях обжалования уже вступивших в силу актов налогового органа, действий или бездействия его должностных лиц, нарушающих, по мнению этого лица, его права.

 

Апелляционная жалоба призвана обжаловать не вступившее в силу решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности или об отказе в таком привлечении, если, по вашему мнению, такое решение нарушает ваши права (п. 1 ст. 138 НК РФ).

 

Жаловаться возможно в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд. При этом решения налогового органа (за исключением решений, принятых по итогам рассмотрения жалоб, в т.ч. апелляционных) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган (п. п. 1, 2 ст. 138 НК РФ).

 

Однако в налоговый орган, проводивший проверку, можно подать возражения по акту налоговой проверки, в связи с чем мы их также кратко рассмотрим.

 

1. Подача в налоговый орган, проводивший проверку, возражений по акту налоговой проверки

 

В течение месяца со дня получения акта налоговой проверки вы вправе представить в налоговый орган, проводивший проверку, письменные возражения по этому акту в целом или по его отдельным положениям. При этом вы можете приложить документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность ваших возражений (п. 6 ст. 100 НК РФ).

 

Также в случае назначения дополнительных мероприятий налогового контроля по результату налоговой проверки, завершенной после 02.06.2016, вы можете представить свои возражения по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля в целом или в части в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока проведения указанных мероприятий (п. 6 ст. 6.1, п. 6.1 ст. 101 НК РФ; п. 4 ст. 2 Закона от 01.05.2016 N 130-ФЗ).

 

Пример. Основание для возражений по акту налоговой проверки

 

Вы приобрели квартиру у гражданина, который не состоит с вами в отношениях родства или свойства, но является вашим однофамильцем.

 

Вам отказали в предоставлении имущественного вычета, предусмотренного пп. 3 п. 1 ст. 220 НК РФ, по расходам на приобретение квартиры в связи с тем, что сделка купли-продажи совершена между взаимозависимыми лицами (п. 5 ст. 220 НК РФ). Налоговый орган пришел к этому выводу на основании того, что фамилии продавца и покупателя квартиры совпадают.

 

В возражении на акт налоговой проверки следует указать на ошибочность вывода, сделанного налоговым органом, и попросить отменить акт налоговой проверки.

 

Рассмотреть материалы по проведенной налоговой проверке, включая сам акт налоговой проверки и представленные вами письменные возражения, должен руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, в течение 10 рабочих дней со дня окончания срока на подачу возражения. Данный срок может быть продлен, но не более чем на месяц (п. 6 ст. 6.1, п. 1 ст. 101 НК РФ).

 

По результатам рассмотрения принимается одно из следующих решений (п. 1 ст. 101 НК РФ):

 

- о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

 

- об отказе в привлечении к ответственности;

 

- о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

 

Если, по вашему мнению, принятое решение налогового органа нарушает ваши права, вы вправе обжаловать его (ст. 137 НК РФ).

 

2. Обжалование решения налогового органа в вышестоящий налоговый орган

 

Для обжалования решения налогового органа в вышестоящий налоговый орган рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

 

Шаг 1. Убедитесь в том, что установленный для подачи жалобы (апелляционной жалобы) срок не пропущен

 

Жалоба подается в течение (п. 2 ст. 139 НК РФ):

 

- года со дня вынесения налоговым органом обжалуемого решения или со дня, когда вы узнали о нарушении ваших прав, либо

 

- трех месяцев со дня принятия вышестоящим налоговым органом не устроившего вас решения - при подаче жалобы в ФНС России.

 

Апелляционная жалоба должна быть подана в течение месяца со дня вручения вам решения налогового органа, то есть до вступления обжалуемого решения в силу (п. 9 ст. 101, п. 2 ст. 139.1 НК РФ).

 

Если вы пропустили срок, установленный для подачи апелляционной жалобы, то считается, что вы не стали обжаловать в апелляционном порядке решение налогового органа, и оно вступает в силу.

 

Если же вы пропустили срок, установленный для подачи жалобы, по уважительной причине и решение налогового органа вступило в силу, то вы имеете право ходатайствовать перед вышестоящим налоговым органом о восстановлении срока (п. 2 ст. 139 НК РФ).

 

Шаг 2. Составьте жалобу (апелляционную жалобу) и подайте ее в налоговый орган

 

В жалобе указываются (п. п. 2, 6 ст. 139.2 НК РФ):

 

1) ваши ФИО;

 

2) обжалуемые акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц;

 

3) наименование соответствующего налогового органа;

 

4) основания, по которым вы считаете, что ваши права нарушены;

 

5) ваши требования;

 

6) способ получения решения по жалобе: на бумажном носителе, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

 

Жалоба составляется в письменной форме и подается лично или через представителя в налоговый орган, принявший оспариваемое решение, либо в электронной форме - при подаче ее по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика (п. 1 ст. 139.2 НК РФ).

 

Получивший жалобу налоговый орган в течение трех рабочих дней направит ее в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 139, п. 1 ст. 139.1 НК РФ).

 

Обратите внимание!

 

Жалоба (апелляционная жалоба) или ее часть могут быть оставлены налоговым органом без рассмотрения в следующих случаях (п. п. 1, 2, 4 ст. 139.3 НК РФ):

 

- жалоба подана с нарушением установленного порядка либо в ней не указаны акты налогового органа, действия или бездействие его должностных лиц, которые привели к нарушению ваших прав;

 

- жалоба подана по истечении установленного срока и не содержит ходатайства о его восстановлении либо указанное ходатайство не удовлетворено;

 

- ранее подана жалоба по тем же основаниям;

 

- получено заявление об отзыве жалобы полностью или в части;

 

- налоговый орган сообщил об устранении нарушения прав заявителя.

 

По общему правилу жалоба рассматривается заочно, без вашего присутствия. Исключение составляет случай выявления противоречий между сведениями в представленных нижестоящим налоговым органом материалах либо несоответствия сведений, представленных вами, сведениям, содержащимся в материалах налогового органа, - при рассмотрении жалобы на решение о привлечении/отказе в привлечении к налоговой ответственности. При этом вышестоящий налоговый орган рассмотрит жалобу (апелляционную жалобу) с вашим участием (п. 2 ст. 140 НК РФ).

 

В общем случае подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не приостанавливает исполнение обжалуемого акта. Однако при обжаловании вступившего в силу решения о привлечении/отказе в привлечении к налоговой ответственности исполнение данного решения может быть приостановлено по вашему заявлению при предоставлении вами банковской гарантии, по которой банк обязуется уплатить денежную сумму в размере налога, сбора, пеней, штрафа, не уплаченных по обжалуемому решению (п. 5 ст. 138 НК РФ).

 

Шаг 3. Дождитесь результата рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы)

 

Срок рассмотрения жалобы составляет (п. 6 ст. 6.1, п. 6 ст. 140 НК РФ):

 

- месяц со дня получения жалобы на решение о привлечении/отказе в привлечении к налоговой ответственности (с возможностью продления не более чем на месяц);

 

- 15 рабочих дней со дня получения иных жалоб (срок может быть продлен не более чем на 15 рабочих дней).

 

По итогам рассмотрения жалобы налоговый орган (п. 3 ст. 140 НК РФ):

 

1) оставит первоначальное решение без изменения, а жалобу - без удовлетворения;

 

2) отменит первоначальное решение полностью или в части;

 

3) примет новое решение с отменой первоначального решения;

 

4) признает действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и вынесет решение по существу.

 

Решение по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) должно быть вручено или направлено вам в течение трех рабочих дней со дня его принятия (п. 6 ст. 6.1, п. 6 ст. 140 НК РФ).

 

Со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе решение вступает в силу в неотмененной и/или необжалованной части.

 

Примечание. До принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе) вы вправе отозвать ее полностью или в части. Для этого надо направить в налоговый орган письменное заявление. В этом случае вы утрачиваете право на повторное обращение с жалобой по тем же основаниям (п. 7 ст. 138 НК РФ).

 

3. Обжалование решения налогового органа в суде

 

У вас есть право обратиться в суд в следующих случаях (п. 2 ст. 138 НК РФ):

 

1) если вы получили отрицательный ответ на поданную вами в вышестоящий налоговый орган жалобу;

 

2) решение по поданной вами жалобе не принято налоговым органом в установленные сроки (п. 6 ст. 140 НК РФ);

 

3) вы хотите обжаловать акт налогового органа, принятый по итогам рассмотрения вашей жалобы (апелляционной жалобы).

 

Административное исковое заявление подается по вашему выбору в районный суд по месту нахождения налогового органа, принявшего оспариваемое вами решение (например, по месту нахождения имущества, в отношении которого вам неправильно исчислили налог, и т.п.), либо по месту вашего жительства (п. 2 ч. 2 ст. 1, ст. 19, ч. 1 ст. 22, ч. 1, 5 ст. 218, ч. 3 ст. 24 КАС РФ).

 

Срок для подачи административного искового заявления - три месяца (ч. 1 ст. 219 КАС РФ; п. 4 ст. 138, ст. 142 НК РФ):

 

а) со дня, когда вам стало известно о принятом налоговым органом решении по вашей жалобе (апелляционной жалобе);

 

б) со дня истечения срока принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе), установленного п. 6 ст. 140 НК РФ.

 

При наличии у вас уважительных причин срок обращения в суд может быть восстановлен судом (ч. 1 ст. 95, ч. 5, 7 ст. 219 КАС РФ; п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36).

 

При обращении в суд с административным исковым заявлением (жалобой) вам необходимо уплатить госпошлину (ст. 103, ч. 1 ст. 104 КАС РФ; пп. 1 п. 1 ст. 333.18 НК РФ).

 

Если вы требуете признать недействительным решение налогового органа (ненормативный правовой акт) или признать решения и действия (бездействие) налогового органа незаконными, то госпошлина составит 300 руб. (пп. 7 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).

 

Если же вы требуете взыскать с налогового органа сумму излишне уплаченного налога, то считается, что ваше административное исковое заявление носит имущественный характер. В этом случае размер госпошлины определяется в зависимости от цены иска. При подаче заявлений имущественного характера или заявлений, содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, инвалиды I или II группы освобождаются от уплаты госпошлины, если цена иска не превышает 1 млн руб. Если цена иска превышает 1 млн руб., госпошлина уплачивается в сумме, исчисленной исходя из цены иска и уменьшенной на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб. (пп. 1 п. 1 ст. 333.19, пп. 2 п. 2, п. 3 ст. 333.36 НК РФ).

 

 

Примечание. Для получения квалифицированной помощи до обращения в вышестоящий налоговый орган, а также в суд рекомендуем обратиться к юристам, специализирующимся на таких вопросах.