Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Международные судебные органы и права человека (статьи от 26 августа 2017 года)

Обновлено 17.10.2017 23:55

 

РАЗЪЯСНЕНИЯ КОМИТЕТА ООН ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ, СОЦИАЛЬНЫМ И КУЛЬТУРНЫМ ПРАВАМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ГОСУДАРСТВ ПО ПРАВУ НА ЗДОРОВЬЕ

 

Анализируются международно-правовые обязательства государств - участников Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, касающиеся права на здоровье и закрепленные в ст. 12 данного Пакта. Раскрывается позиция Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам, изложенная в его Замечаниях общего порядка относительно характера и содержания обязательств государств по праву на здоровье. Особое внимание уделено квалификации действий (бездействия) государств, представляющих собой нарушения их обязательств по праву на здоровье.

 

Ключевые слова: право на здоровье, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Комитет ООН по экономическим, социальным и культурным правам, Замечания общего порядка.

 

Comments of the UN Committee on Economic, Social and Cultural Rights of State Obligations on the Right to Health

Разъяснения Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам обязательств государств по праву на здоровье

 

International legal obligations of the State Parties to the International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights of 1966 regarding the right to health enshrined in Art. 12 of the Covenant are analyzed. The position of the UN Committee on Economic, Social and Cultural Rights is revealed which is set out in its General comments on the character and content of States' obligations on the right to health. Particular attention is paid to the qualification of actions and inaction of states, representing violations of their obligations under the right to health.

 

Key words: right to health, International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights, UN Committee on Economic, Social and Cultural Rights, General comments.

 

Право на здоровье является неотъемлемым и важнейшим правом человека, закрепленным на международно-правовом уровне как в универсальных и региональных договорах по правам человека, так и в конституциях государств и других национальных правовых актах. Наиболее широкое закрепление право на здоровье получило в ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 года (далее - Пакт) [2, с. 9 - 25].

Комитет ООН по экономическим, социальным и культурным правам (далее - Комитет) является одним из 10 договорных органов по правам человека, созданных для надзора за соблюдением государствами-участниками своих обязательств, закрепленных в Пакте [1]. В пределах своей компетенции Комитет принимает Замечания общего порядка, в которых разъясняет отдельные положения Пакта, а также указывает пути и способы более полного соблюдения государствами-участниками своих обязательств.

Замечания общего порядка N 14 Комитет посвятил праву на наивысший достижимый уровень здоровья и разъяснил в них характер обязательств государств-участников по Пакту в целом и по ст. 12 в частности.

В соответствии с концепцией прогрессивного осуществления права на здоровье Комитет разделил обязательства государств на три категории: уважать, защищать и осуществлять право на здоровье [5].

В случае ограниченности ресурсов у государств они должны безотлагательно и в первую очередь выполнять следующие обязательства по Пакту: 1) обеспечивать право на здоровье без какой-либо дискриминации (ст. 2.2); 2) принимать конкретные меры для обеспечения этого права (ст. 2.1). Под прогрессивным осуществлением Комитет понимает конкретное обязательство продолжающегося характера государства - участника Пакта как можно более оперативно и эффективно продвигаться по пути к достижению полного осуществления ст. 12 Пакта.

Принятие регрессивных мер в отношении права на здоровье не разрешается. При принятии какой-либо меры регрессивного характера государство - участник Пакта должно доказать, что данная мера была принята только после тщательного изучения всех альтернативных путей решения проблемы и что эта мера должным образом оправдана с учетом всех прав, гарантируемых Пактом, и полного использования всех имеющихся у государства-участника ресурсов.

В контексте обязательства "уважать право на здоровье" Комитет детализировал предполагаемые действия государства - участника Пакта, призванные обеспечивать это право, содействовать ему и стимулировать его.

Безусловно, государства в большинстве случаев стараются выполнять взятые на себя обязательства, но, к сожалению, есть случаи, свидетельствующие о нарушении ими своих международно-правовых обязательств по обеспечению права на здоровье. Комитет определил, что нарушением обязательства "уважать право на здоровье" являются: принятие государством - участником Пакта законов или государственных стратегий, идущих вразрез со взятыми обязательствами по ст. 12 Пакта, которые могут привести к предотвратимой смертности, неоправданной заболеваемости и причинению телесных повреждений; отказ в доступе к объектам, товарам и услугам в сфере здравоохранения конкретным группам или индивидуумам по причине проводимой де-юре или де-факто дискриминации; сознательное искажение или сокрытие информации, имеющей жизненно важное значение для здоровья и лечения заболеваний; неучет государством своих обязательств по осуществлению реализации права на здоровье при заключении двусторонних или многосторонних соглашений с другими государствами, международными организациями и другими субъектами (например, транснациональными корпорациями) [5].

Обязательство "защищать право на здоровье" предполагает, что государство должно принимать все необходимые меры для защиты лиц, находящихся под его юрисдикцией, от посягательств на это право со стороны третьих лиц (физических или юридических). Непринятие государством таких мер является нарушением обязательства "защищать право на здоровье". В данную категорию нарушений входят такие виды бездействия государств, как: непринятие мер с целью регулирования деятельности индивидуумов, групп лиц или организаций для предотвращения нарушения ими права на здоровье других лиц; необеспечение защиты потребителей и трудящихся лиц от видов практик, причиняющих вред здоровью (например, используемых нанимателями или изготовителями медикаментов или продуктов питания); непринятие мер, препятствующих производству, сбыту и потреблению табака, наркотиков и других вредных веществ; необеспечение защиты женщин от насилия или непринятие мер для привлечения виновных к ответственности; непринятие мер, направленных против продолжающегося использования вредных традиционных медицинских или культурных видов практик; необеспечение принятия или применения законов для предотвращения загрязнения воды, почвы и воздуха со стороны добывающих и обрабатывающих предприятий.

К обязательству "осуществлять право на здоровье" Комитет относит принятие государствами-участниками всех необходимых мер, направленных на обеспечение реализации права на здоровье. Основными нарушениями данного обязательства являются: неосуществление или непринятие общенациональной политики в области здравоохранения, направленной на обеспечение права на здоровье каждого человека; недостаточное выделение или нерациональное использование ресурсов государства, приводящее к тому, что у уязвимых групп населения отсутствуют возможности по реализации своего права на здоровье; неустановление контроля над обеспечением реализации права на здоровье на национальном уровне (например, разработка показателей и стандартов); непринятие мер, исключающих несправедливое распределение объектов, товаров и услуг в сфере здравоохранения; неиспользование подхода к здравоохранению с учетом гендерной проблематики; непринятие мер для снижения показателей материнской и младенческой смертности.

Комитет особо отмечает, что для выполнения своих обязательств по полному осуществлению права на здоровье государства-участники должны принимать меры не только индивидуально, но и на основе международной помощи и сотрудничества в экономической и технической сферах.

Государствам - участникам Пакта необходимо принимать меры для того, чтобы при заключении новых международных соглашений по правам человека в них уделялось достаточное внимание праву на здоровье. Государства-участники должны обеспечить такие условия, при которых эти соглашения не оказывали бы негативного воздействия на право на здоровье.

Комитет подчеркивает, что при осуществлении своей деятельности в качестве членов международных межправительственных организаций (прежде всего Организации Объединенных Наций и Всемирной организации здравоохранения) государствам-участникам необходимо уделять должное внимание праву на здоровье. Особенно это актуально для государств-участников, которые являются членами международных финансовых учреждений, таких как Международный валютный фонд (далее - МВФ) и Всемирный банк. Государства - члены данных организаций должны уделять больше внимания защите права на здоровье, оказывая влияние на политику кредитования и заемные соглашения этих учреждений. Основной проблемой в данном случае является то, что международно-правовые стандарты в области права на здоровье, установленные Комитетом, должным образом не учитываются МВФ в отношениях с государствами, в которых принимаются чрезвычайные меры социального характера, ухудшающие положение большей части населения страны. В качестве примера можно привести действия правительства Украины по лишению льгот участников Чернобыльской аварии и отказу от выплаты детских пособий или ситуацию в Греции, кода власти идут на принятие регрессивных мер в социальной сфере в условиях затяжного финансового кризиса.

В своих Замечаниях общего порядка N 8 по вопросу о связи экономических санкций с уважением экономических, социальных и культурных прав Комитет предписывает государствам - участникам Пакта воздерживаться от введения эмбарго, которые ограничивают достаточный объем поставок медицинского оборудования и медицинских препаратов в другие государства [6]. Такие меры никогда не должны использоваться в качестве средств для оказания экономического и политического давления.

К сожалению, в последнее время сложилась удручающая ситуация: государства - члены Европейского союза, являющиеся участниками Пакта, поддерживая незаконную внешнюю политику администрации США по принятию экономических и финансовых мер в качестве наказания России, прямо нарушают эти установки Комитета по выполнению своих обязательств по Пакту. Причем подобная незаконная политика США в отношении Ирака, Судана и других государств была в свое время осуждена Организацией исламского сотрудничества, а в рамках ООН выработаны положения о неправомерности односторонних санкций и общих негативных последствиях в отношении прав человека [4].

Следует отметить, что в ст. 12 Пакта не упоминается об ограничениях юрисдикционного и территориального характера в отношении обязанностей, возлагаемых на государства - участников Пакта. Вместе с тем Комитет толкует обязательства государств по ст. 12 как экстратерриториальные. Для обоснования своей позиции Комитет ссылается на мнение Международного суда ООН, высказанное в Консультативном заключении по делу о Палестинской стене (2004 год), согласно которому Израиль, осуществляющий "практический контроль" в отношении оккупированной им территории Палестины, обязан предоставить всему населению, находящемуся на оккупированной территории, защиту в соответствии с нормами международного права прав человека. Поскольку Израиль является государством, которое ратифицировало оба международных Пакта по правам человека, Международный суд ООН возложил на власти Израиля обязанность предоставить населению оккупированной территории все права, закрепленные в этих Пактах, включая право на здоровье [7].

Исходя из требования п. 1 ст. 2 Пакта, которое обязывает государства-участников принимать меры, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в Пакте прав, и при отсутствии в данной статье указаний на какие-либо активные действия экстерриториального характера, Комитет считает, что в данном случае государства-участники должны руководствоваться, по крайней мере, принципом "не причинять вреда".

В заключение следует отметить, что обязательства государств - участников Пакта в рамках реализации права на здоровье намного шире, чем просто предоставление населению услуг системой здравоохранения. При нарушении права на здоровье со стороны государства у жертв таких нарушений должен быть доступ к надлежащим и эффективным средствам правовой защиты (прежде всего судебной) не только на национальном, но и на региональном уровне. Комитет особо выделяет, что все жертвы таких нарушений должны пользоваться правом на адекватное возмещение ущерба в форме компенсации и сатисфакции.

 

Список литературы

 

1. Абашидзе А.Х. Договорные органы по правам человека: Учеб. пособие. М.: РУДН, 2012.

2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах // Основные международные договоры по правам человека. ООН. Нью-Йорк и Женева, 2006. С. 9 - 25.

3. Abashidze A. The Complementary Role of General Comments in Enhancing the Implementation of Treaty Bodies' Recommendations and Views (the Example of CESCR) // New Challenges for the UN Human Rights Machinery. What Future for the UN Treaty Body System and the Human Rights Council Procedures? / Ed. by M. Cherif Bassiouni, William A. Schabas. Cambridge - Antwerp - Portland: Intersentia Publishers, 2011. P. 137 - 148.

4. Abashidze A.K. The negative impact of unilateral coercive measures on human rights // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2015. N 1. С. 64 - 69.

5. Committee on Economic, Social and Cultural Rights. General Comment 14. The right to the highest attainable standard of health (Twenty-second session, 2000) // UN Doc. E/C.12/2000/4 (2000).

6. Committee on Economic, Social and Cultural Rights. General Comment N 8. The relationship between economic sanctions and respect for economic, social and cultural rights (Seventeenth session, 1997) // UN Doc. E/C.12/1997/8 (1997), reprinted in Compilation of General Comments and General Recommendations Adopted by Human Rights Treaty Bodies, UN Doc. HRI/GEN/1/Rev.6 at 50 (2003).

7. Legal Consequences of the Construction of a Wall in the Occupied Palestinian Territory (Advisory Opinion, 2004, ICJ).

 

References

 

1. Abashidze A.Kh. Dogovornye organy po pravam cheloveka: Ucheb. posobie. M.: RUDN, 2012.

2. Mezhdunarodnyi pakt ob ekonomicheskikh, sotsial'nykh i kul'turnykh pravakh // Osnovnye mezhdunarodnye dogovory po pravam cheloveka. OON. N'iu-Iork i Zheneva, 2006. S. 9 - 25.

3. Abashidze A. The Complementary Role of General Comments in Enhancing the Implementation of Treaty Bodies' Recommendations and Views (the Example of CESCR) // New Challenges for the UN Human Rights Machinery. What Future for the UN Treaty Body System and the Human Rights Council Procedures? / Ed. by M. Cherif Bassiouni, William A. Schabas. Cambridge - Antwerp - Portland: Intersentia Publishers, 2011. P. 137 - 148.

4. Abashidze A.K. The negative impact of unilater al coercive measures on human rights // Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriia: Iuridicheskie nauki. 2015. N 1. S. 64 - 69.

5. Committee on Economic, Social and Cultural Rights. General Comment 14. The right to the highest attainable standard of health (Twenty-second session, 2000) // UN Doc. E/C.12/2000/4 (2000).

6. Committee on Economic, Social and Cultural Rights. General Comment N 8. The relationship between economic sanctions and respect for economic, social and cultural rights (Seventeenth session, 1997) // UN Doc. E/C.12/1997/8 (1997), reprinted in Compilation of General Comments and General Recommendations Adopted by Human Rights Treaty Bodies, UN Doc. HRI/GEN/1/Rev.6 at 50 (2003).

7. Legal Consequences of the Construction of a Wall in the Occupied Palestinian Territory (Advisory Opinion, 2004, ICJ).

 

 

 
Актуально
Популярное
Новые статьи