Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Ликвидация государственных компаний и корпораций

Обновлено 17.10.2017 23:55

Оглавление - Ликвидация юридических лиц

Глава 6. ЛИКВИДАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОМПАНИЙ И КОРПОРАЦИЙ

Описание правового регулирования ликвидации государственных корпораций и компаний является, с одной стороны, наиболее проблемной, а с другой - наиболее легкой задачей. Причина этого одна - практически полное отсутствие регулирования в этой области. Как было отмечено выше, для этого есть причина - ликвидация такого рода организаций (каждой такой организации в отдельности) осуществляется на основании отдельного федерального закона. Таких же законов практически нет - они еще только должны быть приняты в отношении каждой отдельной государственной корпорации и компании.

Одним из немногих живых примеров такого рода ликвидации выступает ст. 25 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Ее положения дают некоторое представление о том, какие еще различия могут быть установлены в законе в части ликвидации, а именно:

а) основанием для ликвидации названо прекращение деятельности с 1 января 2012 г. Основанием для ликвидации до окончания указанного периода является использование в полном объеме средств, предназначенных для осуществления деятельности;

б) в течение месяца со дня возникновения оснований для ликвидации правление уведомляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о ликвидации, формирует ликвидационную комиссию, определяет порядок ее деятельности и утверждает смету расходов на осуществление мероприятий по ликвидации;

в) ликвидационная комиссия опубликовывает в органах печати, в которых были опубликованы данные о государственной регистрации, информацию о ликвидации и порядке заявления требований кредиторами. Требования кредиторов предъявляются в течение двух месяцев со дня опубликования в органах печати, в которых были опубликованы данные о государственной регистрации Фонда, информации о ликвидации. Ликвидационная комиссия после окончания срока, установленного для предъявления требований кредиторами, составляет промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества, перечне предъявленных кредиторами требований, результатах их рассмотрения. Правление рассматривает и утверждает промежуточный ликвидационный баланс Фонда;

г) к процедуре ликвидации названного Фонда не применяются правила, предусмотренные законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве): в случае, если имеющиеся средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества с публичных торгов в порядке, установленном этим же Законом, т.е.

д) при отчуждении имущества применяются специальные нормы закона. А именно:

- начальная цена выставляемого на торги имущества устанавливается оценщиком, определяемым в порядке, определенном ликвидационной комиссией;

- имущество Фонда, не проданное на первых торгах, выставляется на повторные (вторые) торги. При этом начальная цена выставляемого на повторные (вторые) торги имущества Фонда может быть снижена ликвидационной комиссией не более чем на 10% первоначальной цены, установленной для первых торгов;

- имущество, не проданное на повторных (вторых) торгах, выставляется на повторные (третьи) торги. При этом начальная цена выставляемого на повторные (третьи) торги имущества Фонда может быть снижена ликвидационной комиссией не более чем на 10% первоначальной цены, установленной для повторных (вторых) торгов;

е) требования кредиторов удовлетворяются в очередности, установленной ст. 64 ГК, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается правлением;

ж) средства, оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов, перечисляются в федеральный бюджет;

з) ликвидационная комиссия осуществляет продажу оставшегося после удовлетворения требований кредиторов имущества с публичных торгов в порядке, предусмотренном указанным Законом для реализации имущества при недостаточности денежных средств, в течение двух месяцев со дня утверждения ликвидационного баланса, а средства, полученные от реализации такого имущества, перечисляются в федеральный бюджет в течение 30 дней со дня подписания протокола о результатах торгов;

и) имущество, не проданное на повторных (третьих) торгах, по решению правления в течение 30 дней со дня завершения расчетов с кредиторами списывается на убытки.

Эта форма (правовой режим) ликвидации является наиболее новой и малоразработанной. Ее отличие от остальных - это основание для ликвидации, а также сфера применения - государственные корпорации и компании. Других системных различий не усматривается.

 Андрей Владимирович Габов