Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Отражение в учете визитных карточек для сотрудников

Обновлено 17.10.2017 23:55

Бухгалтеры предприятий, которые оплачивают изготовление визитных карточек для сотрудников, часто задаются вопросом о том, по какой статье учесть эти расходы для целей налогообложения прибыли. Кроме того, часто возникает и другой вопрос: являются ли данные расходы расходами на рекламу и можно ли их в этом случае учесть в полном объеме? Или их необходимо нормировать для целей налогообложения прибыли?

Отвечая на эти вопросы, бухгалтер должен исходить из того, что реклама - это информация, распространенная любыми способами, в любых формах, любыми средствами, ориентированная на неопределенный круг лиц, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирующая и поддерживающая интерес к нему, позволяющая продвигать его на рынке. Об этом говорится в тексте Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".

Поэтому, прежде чем списывать на какую-либо статью расходы на изготовление визиток, следует внимательно посмотреть на них. Здесь ключевое значение будет иметь характер информации, нанесенной на эти карточки, а значит, и порядок учета затрат будет от этой информации зависеть. 

В большинстве случаев на визитках сотрудников нанесены следующие данные:

- наименование компании;
- логотип;
- адрес;
- фамилия, имя и отчество сотрудника;
- должность сотрудника;
- контактные телефоны, факсы, адреса электронной почты.

Если визитки сотрудников предприятия оформлены таким образом, то в них содержится исключительно служебная информация о них и предприятии, которая позволяет удостоверить конкретную личность, выступающую представителем отдельно взятого юридического лица. Цель вручения такой визитки - это знакомство, при котором уточняется личность сотрудника, его должность на предприятии. Это позволяет лицу, принявшему визитку при знакомстве, понимать, с кем происходит общение и каковы границы компетенции у данного представителя компании: одно дело - визитка генерального директора, другое дело - визитка менеджера по продажам или курьера.

Вся эта информация заведомо предназначена ограниченному кругу лиц. Этот круг лиц определяет владелец визитки, вручая ее по своему усмотрению. Другими словами, информация, указанная в такой карточке, не формирует и не поддерживает интереса к деятельности, продукции, товарам, работам или услугам данного предприятия.

Такого рода визитка лишь информирует о том, что сотрудник занимает конкретную должность на данном предприятии и доступен по определенному номеру телефона и адресу электронной почты. Значит, расходы на изготовление таких визиток не являются рекламными расходами. Их следует учесть в составе прочих расходов согласно пп. 49 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ (НК РФ). Подтверждением тому являются многочисленные письма Минфина России и результаты арбитражной практики.

Однако есть и другой тип визитных карточек, который на первый взгляд не сильно отличается от предыдущего, но это различие кардинально влияет на учет расходов по изготовлению таких карточек.

Например, специально для какого-либо рекламного мероприятия (выставки, ярмарки, презентации) изготавливают визитки, которые помимо традиционной информации, перечисленной ранее, содержат рекламу в явном виде. К ней можно отнести дополнительные надписи на визитке о скидках, о бесплатных услугах, о какой-либо акции и времени ее проведения. Часто рекламные визитки печатают и так: на лицевой стороне оформление как у традиционной визитки, а на обороте - купон на скидку или флаер на какое-либо мероприятие или пригласительный билет и т.д.

Очевидно, что подобные визитки заказываются под определенное рекламное мероприятие, тиражируются в большом количестве, явно превышающем все мыслимые личные контактные возможности отдельного сотрудника. То есть изначально такие визитные карточки рассчитаны и распространяются среди неопределенного круга лиц: раздаются на выставках, выкладываются на рекламные стенды и могут быть взяты всеми желающими, вручаются при покупке определенного товара и т.д. В общем, вариантов распространения именно таких визиток множество, как и получателей таких визиток.

То есть, если следовать логике Федерального закона "О рекламе", расходы на изготовление визиток второго типа - это расходы на рекламу. Причем данные расходы будут учитываться как нормируемые и приниматься для целей налогообложения в размере 1% от выручки от реализации, определенной по данным налогового учета. Такие расходы полностью соответствуют п. 4 ст. 264 НК РФ и, следовательно, не могут учитываться в полном объеме, как визитки первого типа.

При изготовлении визиток обоих типов бухгалтеру предприятия целесообразно, по мнению автора, обеспечить их раздельный учет, отделив "рекламные" визитки от "нерекламных". Это позволит правильно организовать налоговый учет в части прочих расходов и не иметь проблем с налоговыми органами при выездной проверке.

М.М.Стажкова