Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Создаем посещаемый сайт

Обновлено 17.10.2017 23:55

 

В наши дни персональный сайт есть у каждого музея, театра, лечебного учреждения, а также у половины школ, детских садов, учреждений дополнительного образования. При этом широкие возможности данной площадки большинство организаций бюджетной сферы не используют. По сути, ресурс, который может оказывать самое сильное влияние на целевую аудиторию, выполняет лишь функцию визитки, размещенной во Всемирной паутине. Что необходимо сделать, чтобы сайт организации стал эффективным и помог продвижению ее услуг?

 

О преимуществах, которые дает наличие собственного интернет-сайта, современному человеку говорить не нужно. Сегодня сайт - универсальный канал продвижения. Он сочетает в себе достоинства теле- и радиорекламы, а также рекламы в прессе, поскольку воздействует на аудиторию сразу по двум каналам восприятия - зрительному и слуховому. Кроме того, если сравнивать сайт с другими медиаканалами по таким показателям, как охват аудитории и стоимость тысячи обращений к аудитории, у него практически нет конкурентов.

Однако сайты, как и интернет-порталы, являются относительно молодыми медиаканалами. К тому же специалистов по продвижению в сети, да еще и работающих в бюджетной сфере, в регионах единицы. Поэтому, анализируя проблему эффективности персональных сайтов учреждений, необходимо в первую очередь принимать во внимание не число интернет-страниц, а цели, с которыми они были созданы и продолжают создаваться.

Сайт или "мемориальная доска"?

В отличие от директора коммерческой компании руководитель организации бюджетного сектора, как правило, воспринимает сайт не как инструмент бизнеса, а как предмет роскоши. Уже на этапе создания сайта большинством управленцев социальной сферы движет неправильный стимул: они создают сайт не для того, чтобы продвигать услуги организации, а для того, чтобы не отстать от других или соблюсти нормы законодательства.

Например, пять - семь лет назад в городах-миллионниках стихийно развернулась целая кампания по созданию сайтов для общеобразовательных школ (в некоторых городах она продолжается до сих пор). Сначала сайт, созданный в качестве эксперимента на уроках информатики, появлялся у одной школы, потом идею подхватывали другие образовательные учреждения. Но, поскольку в большинстве случаев сайт создавался только потому, что должно быть "как у всех", а других требований к нему директора школ не предъявляли, интернет-страница как площадка для продвижения изначально оказывалась неэффективной. В ее основе не было идеи контакта с целевой группой, она не ставила задачи привлечения потребителей. В лучшем случае через несколько лет руководитель учреждения давал задание обновить сайт, но "усовершенствование" часто определялось фразой "сделать лучше, чем у них".

Разумеется, далеко не у всех государственных и муниципальных учреждений сайты создаются по такому сценарию. Бюджетный сектор и в особенности автономные учреждения начинают привыкать к работе в условиях конкуренции, сюда приходят кадры, мыслящие рыночными категориями. Эти специалисты твердо знают, что грамотно созданный сайт помогает продвижению организации, но убедить в этом руководство получается далеко не всегда.

Многие управленцы считают, что сайт - это "электронная визитка" организации, где достаточно указать ее сферу деятельности и телефоны. По их мнению, сам факт создания такой страницы, безусловно, должен принести плоды. И руководители искренне удивляются низкой посещаемости сайтов возглавляемых ими учреждений, а иногда вообще задаются вопросом - зачем нужна такая площадка, если ее видят всего два человека в день?

Почему же посещаемость подобных сайтов столь низка? Ведь, если проанализировать ситуацию, даже у отдельно взятого лицея или колледжа целевая аудитория довольно велика. В нее входят не только сегодняшние учащиеся, выпускники прошлых лет, но и их родители, а также родители тех ребят, которые только собираются поступать в образовательное учреждение. Еще одну часть аудитории составляют партнеры, благотворители, представители контролирующих органов и т.д. В частности, численность целевой аудитории рядовой общеобразовательной школы порой достигает 3 - 3,5 тыс. человек.

Что увидят эти люди, если зайдут на сайт, в основе которого нет идеи привлечения потребителей и общения с ними? Своеобразный "постер" с названием учреждения, его координатами, фотографией директора и в лучшем случае историей организации (при этом указанная информация может не обновляться годами). Подобные интернет-страницы можно сравнить с мемориальными досками, установленными на стенах домов, где жили знаменитые поэты, художники, Герои Советского Союза. По эффективности такой "постер" сопоставим с табличкой на двери кабинета директора (ее видят только те, кто проходит мимо) либо с вывеской над входом в учреждение - одной из многих в городе или населенном пункте.

Шесть шагов к эффективности

Когда руководитель понимает, что сайт учреждения неэффективен, он, как правило, собирает наиболее прогрессивно мыслящих сотрудников и устраивает "мозговой штурм". Собравшиеся должны предложить, каким образом можно "оживить" сайт, повысить его посещаемость, превратить в площадку по продвижению услуг учреждения. Обычно такие "штурмы" отнимают у коллектива много времени, а после реализации идей - много денег, но пользы не приносят. Дело в том, что большинство предлагаемых решений трудно реализовать, ведь те, кто их придумал, редко являются специалистами по интернет-продвижению и не всегда знакомы с механизмами работы в этой сфере.

Впрочем, существуют универсальные способы сделать сайт эффективным. Они просты и довольно дешевы. А самое главное преимущество заключается в том, что эти решения подойдут для оптимизации работы сайта любой организации, будь то учреждение образования, культуры или социального обслуживания и др.

Правило первое: создать сайт не для разовой акции, а "на века". Проведение разового мероприятия (например, значимой выставки в музее, дня открытых дверей в школе искусств, обучающего семинара на базе детского сада, юбилея дома-интерната) может стать хорошим поводом для создания сайта, но зачастую срок жизни подобных интернет-страниц редко превышает срока проведения акции. По сути, сайт в данном случае выполняет функцию рекламного плаката.

Важно понимать, что интернет-страница учреждения создается не на один или несколько месяцев, а на долгие годы. После окончания мероприятия можно "нарастить" информацию на уже созданной платформе сайта, превратив его из "плаката по случаю" в постоянно действующую площадку для продвижения. Тогда средства, выделенные в рамках разовой акции на создание сайта, принесут несоизмеримо большую отдачу. Ведь в противном случае затраты станут неоправданно высокими: стоимость создания сайта в российских городах-миллионниках составляет от 15 тыс. до 200 тыс. руб. и направлять такие суммы на поддержку разовой акции просто невыгодно.

Правило второе: сделать сайт "живым". Посетители страниц организаций социальной сферы воспринимают их прежде всего как площадку для общения. Люди, приходящие в эти учреждения, подсознательно рассчитывают, что смогут поделиться с его сотрудниками своей проблемой и те помогут проблему решить. Ту же самую возможность должен предоставлять и сайт: его посетители должны видеть, что от лица организации с ними общаются реальные люди, которым можно доверять.

Но как добиться такой "жизни" сайта? Для начала разместите в разделе "Об организации" фотографии сотрудников. Пусть каждый из них напишет короткий рассказ о себе, своей работе, увлечениях. Вдруг окажется, что руководитель учреждения собрал самый большой в городе альбом японских марок, а заместитель директора по учебно-методической работе любит походы в горы. За фотографиями реальных людей и невыдуманными историями их жизни посетители сайта увидят уже не безликую организацию, а тех, кто в ней работает. Отличным решением также будет размещение контактов каждого из представленных сотрудников (рабочего телефона, электронной почты). Пусть ваша целевая аудитория не только знает в лицо работников учреждения, но и имеет возможность с ними связаться.

Правило третье: говорить о переменах. Скорость, с которой организуются мероприятия и происходят перемены в жизни учреждения, особенно сильно ощутима в сети. Неспособность успевать за переменами "убивает" сайт, в то время как оперативное отслеживание событий на интернет-странице организации дает ей уникальную возможность, сравнимую разве что с возможностями телевизионного вещания, - показать динамику развития учреждения.

Сделать это следует с помощью размещения новостей, которые целесообразно выкладывать каждый день. Информационным поводом могут стать участие организации в отраслевом мероприятии, ее успехи и достижения. Можно рассказать о праздниках, которые отмечает трудовой коллектив, поздравить с днем рождения руководителя, главного бухгалтера и других ключевых сотрудников. Даже личные успехи сотрудников в соревновании по рыбной ловле или на любительском чемпионате по шахматам вполне подойдут как новостной повод. Кроме того, нелишним будет предложить посетителям такой сервис, как подписка на новости. Регулярное получение по электронной почте новостей будет напоминать человеку, что у него есть повод посетить учреждение еще раз.

Отметим, что только часто обновляющаяся информация формирует особую категорию пользователей сайта - постоянных посетителей. Не имеет значения, с какой целью они заходят на эту страницу, важно, что они делают это регулярно. То есть сайт организации становится хоть небольшой, но частью их жизни. А значит, эти пользователи, скорее всего, будут делиться информацией с другими людьми, тем самым обеспечивая бесплатную рекламу и сайту, и самой организации.

Правило четвертое: показать себя профессионалами. Кроме новостей посетителю интернет-страницы нужна "пища для ума", иначе сайт будет слишком легковесным и развлекательным. Поэтому раздел со статьями различной тематики, имеющей отношение к деятельности учреждения, так же необходим, как и раздел о событиях.

Посетителям целесообразно предлагать информацию о положении организации в отрасли, стране, мире (что особенно актуально для учреждений федерального уровня). Это можно сделать с помощью обзоров или аналитических материалов.

А вот, к примеру, на сайте муниципального детсада можно помещать статьи о воспитании и развитии дошкольников. Конечно, подобными материалами изобилуют интернет-порталы для родителей, однако пишут их в основном "народные" корреспонденты, то есть активные участники этих порталов. Как правило, они не имеют профессиональной компетенции в данной сфере, их единственным преимуществом является личный родительский опыт. Сотрудники же детского сада не просто обладают большими знаниями в области педагогики, но и постоянно участвуют в различных мероприятиях, где обмениваются опытом с коллегами или обучаются современным методикам. Их опыт куда более ценен для посетителей странички. Поэтому сотрудники детского сада могут принять личное участие в заполнении данного раздела сайта. В нем также можно широко использовать интересные публикации из других источников.

Правило пятое: демонстрировать услуги учреждения в лучшем свете. Одним из достижений набирающих популярность online-продаж стало создание каталогов, от применения которых выиграет и сайт организации бюджетной сферы. Даже если у учреждения весьма небольшой перечень услуг, подробно опишите каждую из них в каталоге по направлениям. К примеру, детская музыкальная школа оказывает одну основную услугу - обучение детей. Однако ее каталог станет развернутым, если перечислить все направления (игра на фортепиано, духовых инструментах, хоровое пение, театральное мастерство, подготовка детей к поступлению в музыкальную школу и т.д.). Каталог стоит проиллюстрировать фотографиями преподавателей и учеников, сделанными на занятиях, сопроводить комментариями родителей, членов жюри конкурсов, где воспитанники школы заняли призовые места, и т.д.

Составление таких каталогов потребует серьезной аналитической работы, поскольку очень важно рассказывать на сайте об услугах не только своей организации, но и коллег - других учреждений аналогичного профиля. Это необходимо для того, чтобы предоставить посетителю самый важный сервис - возможность сравнивать. Подобный прием применяется на сайтах, которые ведут интернет-продажи. Посетитель просто вписывает в специальное "окно" название интересующей его услуги, после чего, кликнув на кнопку "сравнить", получает полную информацию, скажем, об услугах, которые предоставляют все музыкальные школы города. С одной стороны, в этом есть элемент рекламирования "конкурентов", но с другой - благодаря подобным сервисам сайт вашего учреждения будет пользоваться большим доверием у целевой аудитории.

Правило шестое: предоставить посетителям возможность высказаться. Помимо того что пользователь сайта сможет смотреть каталог, читать новости, получать информацию через рассылку, у него рано или поздно возникнет потребность поделиться с вами информацией - высказать предложение, задать вопрос и др. Если не предоставить ему такой возможности, посетитель может почувствовать дискомфорт (и почувствует наверняка, если учреждение и сайт его заинтересовали).

Традиционной площадкой для высказываний посетителей является форум сайта. Это достаточно простая система общения, где посетители и сотрудники организации могут обсуждать любые вопросы. Чтобы привлечь интернет-пользователей на форум, достаточно разместить в ключевых разделах (в меню сайта, каталоге услуг) приглашение высказаться.

Форум лучше сразу разделить на несколько блоков (например, один из них - "предложения", другой - "вопросы"). Важно предусмотреть возможность создания "закрытых" тем. Таким может быть раздел для сотрудников учреждения. Их разговоры могут оказаться предназначенными "для внутреннего использования", и их лучше не читать посторонним.

Помимо площадки для высказываний, форум является ценным источником информации как для пользователей сайта, так и для самой организации. Получая квалифицированные ответы на свои вопросы или читая ответы на вопросы других, посетители убеждаются в серьезном отношении учреждения к своему делу и профессионализме его сотрудников. В свою очередь, организация, используя площадку форума, может проводить опросы целевой аудитории, необходимые для маркетинговых исследований, - например, с помощью еженедельных голосований. По ответам на отвлеченные вопросы легко оценить настроение посетителей форума, их отношение к различным услугам и другие тенденции, интересные руководству учреждения.

Наконец, самое главное. Именно благодаря людям, как пишущим на форум, так и читающим его, растет количество постоянных посетителей сайта. Здесь и начинает работать "сарафанное радио": постоянные посетители приводят за собой новых пользователей. А это и есть секрет эффективности любого сайта.