Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Статьи

Каковы обязательства государств в отношении экономических, социальных и культурных прав?

Обновлено 24.10.2022 08:39

 

Обязательства государств в отношении экономических, социальных и культурных прав по-разному отражены в разных договорах. Например, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах от государств требуется в максимальных пределах имеющихся ресурсов "принять меры" к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление экономических, социальных и культурных прав. Пакт также обязывает государства гарантировать, что экономические, социальные и культурные права будут осуществляться без какой бы то ни было дискриминации, и обеспечить равное для мужчин и женщин право пользования этими правами. В других договорах или конституциях обязательства сформулированы иначе, и даже предусматривается обязанность государств предпринять конкретные действия, в частности принять законодательство или поощрять эти права в государственной политике.

Подробнее...

Действительно ли экономические, социальные и культурные права фундаментально отличаются от гражданских и политических прав?

Обновлено 24.10.2022 08:37

 

Нет. В прошлом существовала тенденция характеризовать экономические, социальные и культурные права так, как будто они отличаются от гражданских и политических прав. Однако эта категоризация не только искусственна, но и изначально обречена на провал. Тогда почему же мы часто говорим о "гражданских и политических правах" и "экономических, социальных и культурных правах" как об отдельных категориях прав? Такая категоризация, затеняющая общие для всех прав элементы, возникла вследствие ряда причин.

Подробнее...

Являются ли экономические, социальные и культурные права индивидуальными правами?

Обновлено 24.10.2022 08:34

 

Да. Экономические, социальные и культурные права, как и другие права человека, являются правами, принадлежащими каждому человеку от рождения. Ребенок, исключенный из начальной школы из-за невнесения платы за образование, женщина, получающая меньшее, чем ее коллега-мужчина, вознаграждение за одинаковый труд, человек в инвалидной коляске, не способный попасть в театр из-за отсутствия пандуса, беременная женщина, которую не принимают в больницу из-за ее неспособности оплатить роды, художник, чей труд публично изменен, искажен или извращен, человек, которому отказывают в экстренной медицинской помощи по причине его статуса мигранта, женщина, принудительно выселяемая из ее дома, мужчина, умирающий с голоду при неиспользованных запасах продовольствия, - все это является примерами того, как людям отказывают в их экономических, социальных и культурных правах.

Подробнее...

Являются ли экономические, социальные и культурные права новыми правами?

Обновлено 24.10.2022 08:32

 

Нет. В национальных законах и международных договорах еще до принятия Всеобщей декларации прав человека в 1948 году уже были кодифицированы многие из тех прав человека, которые в настоящее время называются экономическими, социальными и культурными правами.

Подробнее...

Почему важно защищать экономические, социальные и культурные права?

Обновлено 24.10.2022 08:29

 

Отсутствие защиты экономических, социальных и культурных прав может иметь весьма серьезные последствия. Например:

Подробнее...

Что такое экономические, социальные и культурные права?

Обновлено 24.10.2022 08:27

 

Экономические, социальные и культурные права - это права человека, имеющие отношение к рабочему месту, социальному обеспечению, семейной жизни, участию в культурной жизни, а также доступу к жилищу, питанию, воде, здравоохранению и образованию.

Подробнее...

Контрольный вопросник для представления индивидуальных сообщений договорным органам ООН.

Обновлено 22.10.2022 11:16

 

Указали ли Вы государство-участник, против которого направлено Ваше сообщение?

Подробнее...

Процедура согласно Факультативному протоколу к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах.

Обновлено 22.10.2022 11:13

 

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый 16 декабря 1966 года, налагает обязательства на государства-участники принимать меры, в индивидуальном порядке и в порядке международной помощи и сотрудничества, в максимальных пределах имеющихся у них ресурсов с целью обеспечения постепенно полного осуществления экономических, социальных и культурных прав. Относящийся к Пакту механизм представления и рассмотрения жалоб предусмотрен его Факультативным протоколом, который был принят 10 декабря 2008 года. Он является отдельным договором, открытым для государств−участников Пакта. Государства, которые стали участниками Факультативного протокола, признают компетенцию Комитета по экономическим, социальным и культурным правам − группы в составе 18 независимых экспертов, заседающих дважды в год, − получать жалобы от лиц, относящихся к их юрисдикции, относительно предполагаемых нарушений их прав по Пакту. В 2012 году Комитет принял временные правила процедуры, которые применяются в отношении жалоб, представленных согласно Факультативному протоколу.

Подробнее...

Процедура согласно Факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах.

Обновлено 22.10.2022 11:10

 

Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый в 1966 году, охватывает широкий спектр гражданских и политических прав, таких как право на жизнь, право на справедливое судебное разбирательство, свобода выражения мнений, равенство перед законом и запрещение дискриминации. Индивидуальные права, на которые можно ссылаться в Комитете по правам человека, изложены в Части III Пакта (статьи 6−27). Механизм подачи и рассмотрения жалоб о предполагаемых нарушениях этих статей предусмотрен первым Факультативным протоколом к Пакту − отдельным договором, открытым для государств−участников Пакта. Государства, которые стали участниками Факультативного протокола, признают полномочия Комитета по правам человека − группы в составе 18 независимых экспертов, которые заседают три раза в год, − на получение в рамках своей юрисдикции жалоб от отдельных лиц о предполагаемых нарушениях их прав согласно Пакту.

Подробнее...

Процедура согласно Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Обновлено 22.10.2022 11:07

 

Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания была принята 10 декабря 1984 года. Она запрещает пытки и жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения и наказания и среди прочих обязательств требует от государств-участников не возвращать лиц страны, если существуют серьезные основания полагать, что им будет угрожать там применение пыток. Она также предусматривает ряд мер, направленных на обеспечение того, чтобы акты пытки, где бы они ни совершались, должным образом расследовались и наказывались. Основные обязательства изложены в части I Конвенции (статьи 1−16), а механизм получения и рассмотрения жалоб − в статье 22. Государства-участники могут заявить в соответствии с этой статьей, что они признают компетенцию Комитета против пыток − группы в составе 10 независимых экспертов, которые заседают дважды в год, − рассматривать жалобы от отдельных лиц о предполагаемых нарушениях их прав по Конвенции.

Подробнее...

Процедура согласно Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации.

Обновлено 22.10.2022 11:05

 

Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, принятая 21 декабря 1965 года, закрепляет ряд обязательств государств-участников для обеспечения правового и практического осуществления права не подвергаться расовой дискриминации. Основные обязательства закреплены в Части I Конвенции (статьи 1−7). Государства-участники могут сделать заявление в соответствии со статьей 14 о признании компетенции Комитета по ликвидации расовой дискриминации − группы из 18 независимых экспертов, которые заседают дважды в год, − рассматривать жалобы отдельных лиц или групп лиц, касающиеся предполагаемых нарушений их прав по Конвенции. Более подробную информацию о Комитете по ликвидации расовой дискриминации см. в Изложении фактов № 12 УВКПЧ.

Подробнее...

Процедура согласно Международной конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей.

Обновлено 22.10.2022 11:02

 

Международная конвенция о защите прав всех трудящихсямигрантов и членов их семей, принятая 18 декабря 1990 года, налагает обязательства на государства-участники защищать и гарантировать всеобъемлющий свод прав трудящихся-мигрантов и членов их семей. Основные обязательства изложены в Частях II−VI Конвенции (статьи 7−71). Конвенция предусматривает свой собственный механизм представления и рассмотрения индивидуальных жалоб. Государства-участники могут сделать заявления в соответствии со статьей 77 о признании компетенции Комитета по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей − группы в составе 14 независимых экспертов, заседающих дважды в год, − рассматривать жалобы от отдельных лиц или групп лиц относительно предполагаемых нарушений их прав по Конвенции. Механизм представления и рассмотрения индивидуальных жалоб вступит в силу после того, как 10 государств − участников Конвенции сделают заявление в соответствии с ее статьей 77. Поскольку предусмотренный Конвенцией механизм представления и рассмотрения жалоб еще не вступил в силу, Комитет еще не разработал правила процедуры и практику, касающиеся индивидуальных жалоб.

Подробнее...

Процедура согласно Международной конвенции для защиты всех лиц от насильственных исчезновений.

Обновлено 22.10.2022 11:00

 

 

Международная конвенция для защиты всех лиц от насильственных исчезновений, принятая 20 декабря 2006 года, налагает обязательства на государства-участники защищать всех лиц от насильственных исчезновений и бороться с безнаказанностью за совершение преступления насильственного исчезновения. Основные обязательства изложены в Части I Конвенции (статьи 1−25). Конвенция предусматривает механизм представления и рассмотрения индивидуальных жалоб. Государства-участники могут сделать заявление в соответствии со статьей 31 о признании компетенции Комитета по насильственным исчезновениям − группы в составе 10 независимых экспертов, которые заседают дважды в год, − рассматривать жалобы от находящихся под их юрисдикцией отдельных лиц на предполагаемые нарушения соответствующим государством их прав по Конвенции.

Подробнее...

Процедура согласно Факультативному протоколу к Конвенции о правах ребенка, касающемуся процедуры сообщений.

Обновлено 21.10.2022 11:59

 

Конвенция о правах ребенка, принятая 20 ноября 1989 года, налагает обязательства на государства-участники, касающиеся соблюдения прав ребенка. Основные обязательства изложены в Части I Конвенции (статьи 1−41), а также в ее Факультативном протоколе, касающемся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, и ее Факультативном протоколе, касающемся участия детей в вооруженных конфликтах. Относящийся к Конвенции механизм представления и рассмотрения жалоб предусмотрен ее Факультативным протоколом, касающимся процедуры сообщений, который был принят 19 декабря 2011 года. Он является отдельным договором, открытым для государств − участников Конвенции и ее двух основных Факультативных протоколов. Государства, которые стали участниками Факультативного протокола, касающегося процедуры сообщений, признают компетенцию Комитета о правах ребенка − группы в составе 18 независимых экспертов, заседающих дважды в год, − получать жалобы от относящихся к их юрисдикции лиц относительно предполагаемых нарушений их прав по Конвенции и ее двум основным Факультативным протоколам. В январе 2013 года Комитет принял правила процедуры, которые применяются в отношении жалоб, представляемых согласно Факультативному протоколу.

Подробнее...

Процедура согласно Факультативному протоколу к Конвенции о правах инвалидов.

Обновлено 21.10.2022 11:56

 

Конвенция о правах инвалидов, принятая 13 декабря 2006 года, содействует полному осуществлению инвалидами их прав человека и основных свобод и закрепляет обязательства государств-участников, направленные на обеспечение правового и практического осуществления этих прав и свобод.

Подробнее...

Процедура согласно Факультативному протоколу к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.

Обновлено 21.10.2022 11:54

 

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятая 18 декабря 1979 года, гарантирует право всех женщин не подвергаться дискриминации и закрепляет обязательства государств-участников, направленные на обеспечение правового и практического осуществления этого права. Основные обязательства изложены в Частях I−IV Конвенции (статьи 1−16).

Подробнее...

Что происходит после принятия комитетом ООН решения по делу?

Обновлено 21.10.2022 11:51

 

С самого начала следует отметить, что решения комитетов не подлежат обжалованию и что их решения, как правило, являются окончательными. Судьба дела в будущем зависит от характера принятого решения.

Подробнее...

Против кого в соответствии с договором может быть подана жалоба в ООН?

Обновлено 21.10.2022 11:49

 

Жалоба в соответствии с одним из девяти договоров может быть подана лишь против государства, которое удовлетворяет двум условиям. Во-первых, оно должно быть участником соответствующего договора (посредством ратификации или присоединения), предусматривающего права, которые предположительно были нарушены. Во-вторых, государство-участник должно признать компетенцию комитета, контролирующего соблюдение соответствующего договора, получать и рассматривать жалобы от отдельных лиц.

Подробнее...

Обращение в ООН.

Обновлено 21.10.2022 11:46

 

Любое лицо имеет право привлечь внимание Организации Объединенных Наций к предполагаемому нарушению прав человека, и ежегодно тысячи людей во всем мире поступают подобным образом. В настоящем Изложении фактов разъясняются процедуры, имеющиеся в распоряжении лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушений прав, закрепленных в международных договорах в области прав человека.

Подробнее...

Кто может подать жалобу в комитет ООН?

Обновлено 21.10.2022 11:43

 

Любое лицо может подать в комитет жалобу против государства, которое удовлетворяет этим двум условиям (является участником соответствующего договора и признало компетенцию комитета рассматривать индивидуальные жалобы), утверждая, что его или ее права, закрепленные в соответствующем договоре, были нарушены. Нет необходимости подготовки дела адвокатом, хотя юридическая консультация может повысить качество представленных материалов. Однако податели жалоб должны осознавать тот факт, что Организация Объединенных Наций не предоставляет юридическую помощь согласно этим процедурам. Жалобы могут подаваться от имени предполагаемой жертвы при наличии ее письменного согласия. В определенных случаях такое согласие не требуется, например в том случае, когда предполагаемая жертва находится в тюрьме без связи с внешним миром или подверглась насильственному исчезновению. В таких случаях заявитель должен четко указать причину, по которой такое согласие не может быть предоставлено.

Подробнее...