Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Практика по спорам о признании незаконным отказа в приватизации земельного участка и отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок, предоставленный до введение в действие Земельного кодекса РФ

Обновлено 17.10.2017 23:55

 

Примечание. С 15.09.2015 дела об оспаривании отказа в приватизации земельного участка и отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок, предоставленный до введения в действие ЗК РФ, рассматриваются по правилам гл. 22 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ).

В данном материале приведены в том числе примеры судебных актов, принятых до 15.09.2015.

 

Петухов Олег Анатольевич, руководитель юридической компании ЛЕГАС, основатель центра изучения права и правовой поддержки ЛЕГАС, контакты: 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, legascom.ru , online@legascom.ruПримечание. С 01.03.2015 ряд норм Земельного кодекса РФ, регулирующих приватизацию земельных участков, утратил силу.

Вместе с тем Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ЗК РФ был дополнен новой гл. V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности", которая содержит новые правила предоставления, в том числе, в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности. В частности, действующая редакция ЗК РФ предусматривает возможность предоставления земельных участков в безвозмездное пользование граждан для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного и крестьянского (фермерского) хозяйства. Если указанные земельные участки использовались в соответствии с разрешенным использованием более пяти лет, граждане вправе получить их в собственность бесплатно (ст. 39.5 ЗК РФ).

 

Обратите внимание! В связи с вступлением в силу с 01.03.2015 поправок, внесенных в Земельный кодекс РФ Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ, и утратой силы ряда норм ЗК РФ о приватизации земельных участков информация об оспаривании отказа в приватизации, приведенная в данном материале, применима к ситуациям, когда заявление о приватизации было подано до 01.03.2015.

 

Петухов Олег Анатольевич, руководитель юридической компании ЛЕГАС, основатель центра изучения права и правовой поддержки ЛЕГАС, контакты: 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, legascom.ru , online@legascom.ruФедеральные нормативные правовые акты:

 

Кодекс административного судопроизводства РФ

- ст. 125 "Форма и содержание административного искового заявления"

- ст. 126 "Документы, прилагаемые к административному исковому заявлению"

- ст. 128 "Отказ в принятии административного искового заявления"

- ст. 129 "Возвращение административного искового заявления"

- ст. 130 "Оставление административного искового заявления без движения"

- гл. 22 "Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих"

 

Гражданский кодекс РФ

- ст. 166 "Оспоримые и ничтожные сделки"

- ст. 218 "Основания приобретения права собственности"

- ст. 247 "Владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности"

- ст. 253 "Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в совместной собственности"

- ст. 260 "Общие положения о праве собственности на землю"

- ст. 261 "Земельный участок как объект права собственности"

- ст. 264 "Права на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков"

- ст. 273 "Переход права на земельный участок при отчуждении находящихся на нем зданий или сооружений"

- ст. 552 "Права на земельный участок при продаже здания, сооружения или другой находящейся на нем недвижимости"

 

Земельный кодекс РФ

- ст. 10 "Полномочия субъектов Российской Федерации в области земельных отношений"

- ст. 25 "Основания возникновения прав на землю"

- ст. 27 "Ограничение оборотоспособности земельных участков"

- ст. 35 "Переход прав на земельный участок при переходе права собственности на здание, строение, сооружение"

- ст. 85 "Состав земель населенных пунктов и зонирование территорий"

 

Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"

- ст. 9 "Реестр прав на недвижимость"

- ст. 13 "Внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости"

- ст. 28 "Удостоверение осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав"

- ст. 34 "Правила внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия"

- ст. 42 "Особенности государственной регистрации права общей собственности на недвижимое имущество"

- ст. 62 "Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости"

- ст. 63 "Плата за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости"

 

Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

 

Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"

- ст. 28 "Отчуждение земельных участков"

 

Петухов Олег Анатольевич, руководитель юридической компании ЛЕГАС, основатель центра изучения права и правовой поддержки ЛЕГАС, контакты: 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, legascom.ru , online@legascom.ruНормативные правовые акты г. Москвы:

 

Закон города Москвы от 17.12.2008 N 66 "О приватизации государственного имущества города Москвы"

 

Постановление Правительства Москвы от 28.08.2007 N 753-ПП "Об обременениях земельных участков и ограничениях их использования в городе Москве"

 

Постановление Правительства Москвы от 24.06.2008 N 532-ПП "Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2007 году и мерах по реализации задач в области земельных отношений на 2008 год"

 

Обратите внимание! Приведенные ниже позиции судов основаны в том числе на нормах Земельного кодекса РФ, утративших силу с 01.03.2015.

 

Петухов Олег Анатольевич, руководитель юридической компании ЛЕГАС, основатель центра изучения права и правовой поддержки ЛЕГАС, контакты: 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, legascom.ru , online@legascom.ruФедеральная судебная практика:

 

Передача земельных участков из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность в случае принятия соответствующего решения не означает разрешение на приватизацию земельных участков, находящихся в границах особо охраняемых природных территорий, которые в соответствии с п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и п. 2 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации отчуждению не подлежат. К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (ст. 95 Земельного кодекса РФ, ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях").

(Определение Верховного Суда РФ от 03.12.2013 N АПЛ13-524)

 

Пунктом 4 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.

Приведенные нормы не содержат положений, ограничивающих право гражданина на бесплатное получение в собственность земельного участка, на котором находится принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимости, в случае планируемого размещения на этом земельном участке объектов капитального строительства, дорог, улиц и т.д., то есть отнесения его к земельным участкам общего пользования.

(Определение Верховного Суда РФ от 27.10.2009 N 11-В09-19)

 

Никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этими зданием, строением, сооружением.

(Определение Верховного Суда РФ от 08.10.2014 N 310-ЭС14-3089 по делу N А08-4584/2010)

 

Решение об отказе в представлении в собственность земельного участка не противоречит ст. 34 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015). Земельные участки для размещения временных торговых объектов предоставляются исключительно в аренду без права приобретения земельного участка в собственность. Предприниматель не является лицом, имеющим исключительное право на приватизацию участка по правилам ст. 36 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015.

(Определение Верховного Суда РФ от 31.08.2015 N 309-КГ15-10624 по делу N А50-19115/2014)

 

Петухов Олег Анатольевич, руководитель юридической компании ЛЕГАС, основатель центра изучения права и правовой поддержки ЛЕГАС, контакты: 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, legascom.ru , online@legascom.ruПрактика Московского городского суда:

 

Если земельный участок был предоставлен истцу во временное пользование на определенный срок, который истек и не был продлен, то приватизировать такой участок нельзя.

Несмотря на длительность пользования участком, истец не обладал правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, поэтому оснований для признания права собственности на участок за истцом не имеется.

(Определение Московского городского суда от 03.06.2015 N 4г/7-5576/15)

 

Приватизировать земельный участок, границы которого не установлены согласно требованиям закона, нельзя.

Установление границ земельного участка является одним из правовых средств его индивидуализации как объекта права собственности и иных прав землепользования. Таким образом, в случае, когда границы земельного участка не определены, а на кадастровый учет он поставлен без установления границ в соответствии с требованиями земельного законодательства, такой участок не имеет индивидуально-определенных признаков, определяющих его как объект гражданских прав и не подлежит приватизации.

(Определение Московского городского суда от 18.12.2013 N 4г/4-13102)

 

Иск об оспаривании отказа в приватизации земельного участка подлежит отклонению, если спорный земельный участок расположен в границах земель, зарезервированных для государственных нужд. Согласно закону такие участки не подлежат представлению в частную собственность (приватизации).

(Определение Московского городского суда от 20.01.2014 N 4г/4-117)

 

Поскольку земельный участок расположен в зоне 1 пояса санитарной охраны и на основании Постановления Правительства Москвы от 28.08.2007 N 753-ПП "Об обременениях земельных участков и ограничениях их использования в городе Москве" для него установлено ограничение "не подлежит приватизации, изъят из оборота", такой участок нельзя приватизировать.

(Апелляционное определение Московского городского суда от 14.10.2014 по делу N 33-34910)

 

Петухов Олег Анатольевич, руководитель юридической компании ЛЕГАС, основатель центра изучения права и правовой поддержки ЛЕГАС, контакты: 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, legascom.ru , online@legascom.ruКоротко о важном:

 

Требования

В случае оспаривания отказа в приватизации земельного участка:

Основное: о признании незаконным отказа в передаче земельного участка в порядке приватизации.

Дополнительное: о признании права собственности на земельный участок в порядке приватизации.

 

В случае оспаривания отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок, предоставленный до введения в действие ЗК РФ (до 30.10.2001):

Основное: о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок.

Дополнительное: об обязании уполномоченного органа осуществить государственную регистрацию права собственности на земельный участок.

 

- С 15.09.2015 дела этой категории рассматриваются в соответствии с гл. 22 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) Ранее дела указанной категории рассматривались в соответствии с гл. 25 ГПК РФ (утратила силу 15.09.2015 с принятием Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации").

- Согласно положениям КАС РФ стороны спора должны именоваться административным истцом и административным ответчиком (ч. 1 ст. 38 КАС РФ), а подаваемое в суд заявление - административным исковым заявлением (ст. 124 КАС РФ).

- Надлежащим административным ответчиком в спорах об оспаривании отказа в приватизации земельного участка является Департамент городского имущества (ДГИ) города Москвы. Именно этот орган уполномочен принимать решения о передаче в собственность граждан земельных участков от имени Правительства Москвы (например, Определение Московского городского суда от 17.12.2014 N 4г/7-13015/14).

- В случае оспаривания отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок надлежащим административным ответчиком является орган, осуществляющий государственную регистрацию, вынесший решение об отказе.

- Перед подачей административного искового заявления о признании незаконным отказа в передаче земельного участка в порядке приватизации рекомендуем ознакомиться с Постановлением Правительства Москвы от 24.06.2008 N 532-ПП. Этот документ утвердил Перечень территорий планируемого размещения объектов улично-дорожной сети города Москвы для государственных нужд, который на текущий момент сохраняет свое действие. Если спорный земельный участок включен в указанные в этом документе территории, приватизировать его не представляется возможным.

- Следует иметь в виду, что в силу прямого указания закона также невозможна приватизация земельных участков, находящихся в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов (абз. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ и п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального фонда").

- Административное исковое заявление как по иску о признании незаконным отказа в передаче земельного участка в порядке приватизации, так и по иску о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на предоставленный ранее земельный участок должно быть подано в суд не позднее трех месяцев со дня, когда административному истцу стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов (п. 1 ст. 219 КАС РФ). Однако несоблюдение этого срока не влечет автоматического отказа в принятии административного искового заявления к производству. Как следует из п. 5 ст. 219 КАС РФ, причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или в судебном заседании.

- В отношении подсудности данной категории споров следует знать, что административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу (за исключением судебного пристава-исполнителя), государственному или муниципальному служащему - по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности (п. 1 ст. 22 КАС РФ). При этом административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может также подаваться в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом (ч. 3 ст. 24 КАС РФ).

- Следует учитывать, что с 01.01.2017 действует Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Он предусматривает ведение Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), в состав которого входят, в частности, реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости) и реестр прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость), реестровые дела и кадастровые карты (ст. ст. 1, 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).

Обращаем внимание, что с 15.07.2016 проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверялась только выпиской из ЕГРП, а не свидетельством о государственной регистрации прав или выпиской из ЕГРП по выбору правообладателя, как предусматривалось ранее (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ признан утратившим силу с 01.01.2017 согласно Федеральному закону от 03.07.2016 N 361-ФЗ).

С 01.01.2017 государственный кадастровый учет, государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из ЕГРН (ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).

- Размер госпошлины при подаче заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушивших права и свободы граждан или организаций, составляет 300 рублей (пп. 7 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).

- Обращаем внимание, что с 01.01.2017 административное исковое заявление может быть подано в суд как на бумажном носителе, так и в электронном виде - в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, - посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети Интернет (ч. 2 ст. 45 КАС РФ в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 220-ФЗ, ч. 8 ст. 125 КАС РФ).

 

Петухов Олег Анатольевич, руководитель юридической компании ЛЕГАС, основатель центра изучения права и правовой поддержки ЛЕГАС, контакты: 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, legascom.ru , online@legascom.ruРекомендации административному истцу:

 

- Если причиной отказа в приватизации стало то, что часть спорного земельного участка является земельным участком общего пользования, который не подлежит приватизации в силу п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, можно обратить внимание суда на то, что данная норма не допускает приватизации земельных участков общего пользования, только если они уже заняты площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования (например, Определение Верховного Суда РФ от 27.10.2009 N 11-В09-19).

- Необходимо иметь в виду, что земельным законодательством не предусмотрена возможность трансформации права временного пользования земельным участком в право постоянного (бессрочного) пользования или пожизненно наследуемого владения, несмотря на длительность пользования участком. Кроме того, законодательство не допускает предоставления временно выделенных земельных участков в собственность в порядке бесплатной приватизации, поскольку это означало бы изменение вида пользования земельным участком, что не допускается законом (например, Определение Московского городского суда от 03.06.2015 N 4г/7-5576/15).

- Несоответствие фактического вида использования земельного участка содержащемуся в государственном кадастре недвижимости (до 01.01.2017)/ЕГРН (после 01.01.2017) виду разрешенного использования этого участка не отнесено законодательством к числу оснований для отказа в приватизации земельного участка. Такой отказ не соответствует закону и подлежит отмене (например, Определение Верховного Суда РФ от 30.05.2016 N 308-КГ16-4772 по делу N А53-7475/2015).

- Что касается дел о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на предоставленный ранее земельный участок, то следует иметь в виду, что для участков, предоставленных до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (т.е. до 30.10.2001) на основании документов, в которых не указано право, на котором представлен такой земельный участок, действует порядок государственной регистрации права собственности, определенный в ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Согласно ч. 1 этой статьи государственная регистрация права собственности гражданина на такой земельный участок осуществляется на основании: 1) акта органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка; 2) акта (свидетельства) о праве гражданина на указанный земельный участок; 3) выдаваемой органом местного самоуправления выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок (в случае если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); 4) иного документа, устанавливающего или удостоверяющего право гражданина на земельный участок.

- Государственная регистрация права собственности на участок, предоставленный до введения Земельного кодекса РФ, в пользу лица, к которому в порядке наследования или по иным основаниям перешло право собственности на расположенное на этом земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется в соответствии с положениями той же статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на этот земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности могут быть представлены: 1) свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение (предоставление таких документов не требуется, если право собственности гражданина зарегистрировано в ЕГРН) (ч. 3 ст. 49 Закона N 218-ФЗ); 2) один из документов, предусмотренных ч. 1 ст. 49 Закона N 218-ФЗ и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на этот земельный участок.

В отношении процессуальных правил, предусмотренных КАС РФ, необходимо помнить следующее:

- Перед обращением в суд следует убедиться, что административным истцом соблюдены все требования к форме и содержанию административного искового заявления.

- Административное исковое заявление должно содержать сведения, перечисленные в п. п. 1 - 10 ч. 2 ст. 220 КАС РФ.

- К административному исковому заявлению следует приложить документы, перечисленные в ч. 1 ст. 126 КАС РФ. Кроме того, если перед обращением в суд административный истец обращался в вышестоящий орган или к вышестоящему лицу с жалобой на оспариваемое решение, к иску нужно приложить копию ответа, поступившего на эту жалобу (ч. 3 ст. 220 КАС РФ). Направление подобной жалобы перед обращением в суд с требованиями по данной категории споров не обязательно.

- Несоблюдение перечисленных выше требований к форме и содержанию административного искового заявления влечет его оставление без движения на основании ч. 1 ст. 130 КАС РФ (ч. 3 ст. 222 КАС РФ). При этом судья устанавливает разумный срок, в течение которого административный истец должен устранить причину оставления иска без движения. Если указанные судом недостатки будут устранены, заявление считается поданным в день первоначального обращения в суд. Если недостатки устранены не будут, административное исковое заявление считается не поданным и возвращается заявителю со всеми приложенными к нему документами в порядке, установленном ст. 129 КАС РФ (ч. 2 ст. 130 КАС РФ).

- Перед подачей административного искового заявления необходимо убедиться в отсутствии оснований для отказа в его принятии, перечисленных в ч. 1 ст. 128 КАС РФ. При наличии хотя бы одного из них суд откажет в принятии административного искового заявления, при этом повторное обращение в суд с аналогичными требованиями будет невозможно (ч. 3 ст. 128, ч. 1 ст. 222 КАС РФ).

- При наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в ч. 1 ст. 129 КАС РФ, суд вправе вернуть административному истцу административное исковое заявление. При этом административный истец сохраняет право на повторное обращение в суд с теми же исковыми требованиями (ч. 3 ст. 129, ч. 2 ст. 222 КАС РФ).

 

Петухов Олег Анатольевич, руководитель юридической компании ЛЕГАС, основатель центра изучения права и правовой поддержки ЛЕГАС, контакты: 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, legascom.ru , online@legascom.ruДля принятия решения в пользу административного истца необходимо доказать обстоятельства, указанные в таблице:

 

Примечание. В данном материале таблица содержит в том числе примеры судебных актов, принятых до вступления в силу КАС РФ - 15.09.2015.

 

Обстоятельства, подлежащие доказыванию

Доказательства, которыми можно подтвердить эти обстоятельства

Примеры из судебной практики

Для случаев оспаривания отказа в предоставлении земельного участка в порядке приватизации

 

Обратите внимание! На текущий момент достаточного количества судебной практики Московского городского суда по спорам о бесплатном предоставлении гражданам земельных участков на основании ст. 39.5 ЗК РФ, действующей с 01.03.2015, не имеется. В связи с этим в таблице приведены в том числе примеры судебных решений об оспаривании отказа в предоставлении земельных участков на основании ст. 36 ЗК РФ, действовавшей до 01.03.2015.

Земельный участок не имеет ограничений в оборотоспособности

Отсутствие документов, подтверждающих факт включения спорного земельного участка в состав земель с ограниченной оборотоспособностью

Определение Верховного Суда РФ от 24.11.2014 N 305-КГ14-3895 по делу N А40-83380/2013

Определение Верховного Суда РФ от 02.09.2009 N 18-В-09-59

Земельный участок расположен вне границ земель, зарезервированных для государственных нужд

Нормативные акты органов исполнительной власти, подтверждающие, что приватизируемый участок не включен в границы земель, зарезервированных для государственных нужд

Определение Московского городского суда от 20.01.2014 N 4г/4-117

Истец является собственником здания, строения или сооружения, расположенного на спорном земельном участке, и поэтому обладает исключительным правом на приватизацию этого участка

Свидетельство о праве собственности на здание, строение, сооружение (до 15.07.2016)

Выписка из ЕГРП (с 15.07.2016)

Выписка из ЕГРН (с 01.01.2017)

Свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение

Определение Верховного Суда РФ от 24.11.2014 N 305-КГ14-3895 по делу N А40-83380/2013

Определение Московского городского суда от 16.07.2014 N 4г/7-7166/14

Определение Московского городского суда от 14.05.2014 N 4г/5-5256

Апелляционное определение Московского городского суда от 22.07.2014 по делу N 33-29335/14

Земельный участок был предоставлен истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования/пожизненного наследуемого владения

Распоряжение исполнительного органа государственной власти о предоставлении истцу земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование

Определение Московского городского суда от 05.03.2014 N 4г/4-1713

Апелляционное определение Московского городского суда от 22.04.2014 по делу N 33-13032/2014

Границы приватизируемого земельного участка установлены, участок поставлен на кадастровый учет

Межевой план

Кадастровый паспорт земельного участка

Кадастровая выписка

------------------

Для случаев оспаривания отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса РФ (до 30.10.2001)

Земельный участок предоставлен истцу до введения в действие ЗК РФ (до 30.10.2001) для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства согласно п. 1 ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"

Один из документов, перечисленных в п. 1 ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"

Апелляционное определение Московского городского суда от 08.09.2014 по делу N 33-29992/2014

Апелляционное определение Московского городского суда от 08.09.2014 по делу N 33-29991/2014

Апелляционное определение Московского городского суда от 22.07.2014 по делу N 33-29335/14

К истцу в порядке наследования или по иным основаниям перешло право собственности на расположенное на земельном участке, предоставленном до введения в действие ЗК РФ (до 30.10.2001), здание или сооружение согласно п. 2 ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"

Один из документов, перечисленных в п. 2 ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"

-----------------------

 

Петухов Олег Анатольевич, руководитель юридической компании ЛЕГАС, основатель центра изучения права и правовой поддержки ЛЕГАС, контакты: 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, legascom.ru , online@legascom.ruАдминистративное исковое заявление о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в порядке приватизации:

 

Обратите внимание! В связи с вступлением в силу с 01.03.2015 поправок, внесенных в Земельный кодекс РФ Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ, и утратой силы ряда норм ЗК РФ о приватизации земельных участков данное заявление применимо к ситуациям, когда заявление о приватизации было подано до 01.03.2015. Приведенные в заявлении требования основаны в том числе на ст. 36 ЗК РФ, действовавшей до 01.03.2015.

 

Примечание. Данный образец административного искового заявления основан на положениях КАС РФ.

 

В _________________________ районный суд

 

Административный истец: ________________

_______________________________________

 

адрес/место жительства/место пребывания:__

_______________________________________,

дата и место рождения: ___________________

телефон: _______________________________,

эл. почта: ______________________________

 

Представитель Административного истца: Петухов Олег Анатольевич

 

адрес/место жительства/место пребывания:__

_______________________________________,

дата и место рождения: ___________________

телефон: 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78,

эл. почта: ______________________________

 

Административный ответчик: _____________

_______________________________________

 

адрес: _________________________________,

телефон:_______________________________,

эл. почта:_______________________________

 

Госпошлина: _____________________ рублей

 

Административное исковое заявление

о признании незаконным отказа

в предоставлении земельного участка

в порядке приватизации

 

На основании _______________________ от "___" _____________ _____ г., выданного ___________________________________ Административному истцу был предоставлен земельный участок, расположенный по адресу ________________________, общей площадью _____________ кв. м, кадастровый номер _________________ (далее - Земельный участок).

"___" _____________ _____ г. Административный истец обратился в _______________________ с заявлением о передаче Земельного участка в собственность Административного истца в порядке ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей до 01.03.2015.

Письмом N _____ от "___" _____________ _____ г. Административному истцу было отказано в приватизации по причине ____________________________________________________.

По мнению Административного истца, данный отказ не соответствует законодательству, поскольку:

- На указанном Земельном участке расположено здание (строение) или сооружение, принадлежащее Административному истцу на праве собственности, что подтверждается свидетельством о праве собственности (до 15.07.2016)/выпиской из ЕГРП (с 15.07.2016)/выпиской из ЕГРН (с 01.01.2017)/свидетельством о праве на наследство/иным документом, подтверждающим право собственности Административного истца на здание (строение) или сооружение/документом, указанным в ч. 2 ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ, действовавшей до 01.03.2015, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники расположенных на них зданий, строений, сооружений.

- Земельный участок не имеет ограничений в оборотоспособности, установленных ст. 27 ЗК РФ и препятствующих приватизации, что подтверждается: отсутствием каких-либо документов, указывающих на его принадлежность к землям с ограниченной оборотоспособностью.

Согласно п. 2 ст. 37 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

- Земельный участок расположен вне границ земель, зарезервированных для государственных нужд и не подлежащих приватизации, что подтверждается: нормативным актом органа исполнительной власти, подтверждающим, что приватизируемый участок не включен в границы земель, зарезервированных для государственных нужд.

Согласно ч. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.

- Земельный участок был предоставлен Административному истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования/пожизненного наследуемого владения, что подтверждается: распоряжением исполнительного органа государственной власти о предоставлении Земельного участка.

Согласно п. 5 ст. 20 ЗК РФ, действовавшей до 01.03.2015, граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеют право приобрести их в собственность. Каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании земельный участок, при этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается.

Согласно п. 3 ст. 21 ЗК РФ, действовавшей до 01.03.2015, граждане, имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении, имеют право приобрести их в собственность. Каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его пожизненном наследуемом владении земельный участок, при этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается.

 

Административный истец обращался с жалобой по тому же предмету, который указан в настоящем административном исковом заявлении, в вышестоящий в порядке подчиненности орган/к вышестоящему в порядке подчиненности лицу "___" _____ ___ г. В результате рассмотрения жалобы было принято решение ___________________________________________________________________________________________.

ИЛИ

Административный истец не обращался с жалобой по тому же предмету, который указан в настоящем административном исковом заявлении, в вышестоящий в порядке подчиненности орган/к вышестоящему в порядке подчиненности лицу.

 

На основании ст. ст. 20, 21, 27, 36, 37 Земельного кодекса РФ, п. п. 1, 6 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", руководствуясь ст. ст. 124 - 126, 218, 220, 222 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

 

ПРОШУ:

 

1. Признать отказ в предоставлении Земельного участка, расположенного по адресу: _____________________________, общей площадью _________ кв. м, кадастровый номер ______, в порядке приватизации незаконным.

2. Обязать _____________________________ осуществить государственную регистрацию права собственности Административного истца на Земельный участок общей площадью _____ кв. м, расположенный по адресу: _______________________, кадастровый номер ________, в установленный законом срок.

 

Приложения:

1. Доказательство наличия у Административного истца права собственности на строение/здание/сооружение, расположенное на спорном Земельном участке: копия свидетельства о праве собственности/копия свидетельства о праве на наследство/копия иного документа, подтверждающего право собственности Административного истца на здание (строение) или сооружение/копия документа, указанного в ч. 2 ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

2. Доказательство расположения Земельного участка вне границ земель, зарезервированных для государственных нужд: копия нормативного акта, устанавливающего границы земель, зарезервированных для государственных нужд.

3. Доказательство предоставления Земельного участка Административному истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования/пожизненного наследуемого владения: копия распоряжения исполнительного органа государственной власти о предоставлении Земельного участка.

4. Копия документа, содержащего оспариваемое решение об отказе в приватизации земельного участка.

5. Копия ответа из вышестоящего в порядке подчиненности органа или от вышестоящего в порядке подчиненности лица (если таким органом или лицом была рассмотрена жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении).

6. Копия административного искового заявления для Административного ответчика.

7. Доверенность на представителя (если иск подается представителем Административного истца).

8 Документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования у представителя (ст. 55 КАС РФ).

9. Квитанция об уплате госпошлины.

 

   Представитель Административного истца:

 

   ________________/Петухов О.А.

         (подпись)               (Ф.И.О.)

 

Петухов Олег Анатольевич, руководитель юридической компании ЛЕГАС, основатель центра изучения права и правовой поддержки ЛЕГАС, контакты: 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, legascom.ru , online@legascom.ruАдминистративное исковое заявление о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса РФ (до 30.10.2001):

 

Примечание. Данный образец административного искового заявления основан на положениях КАС РФ.

 

 

В _________________________ районный суд

 

Административный истец: ________________

_______________________________________

 

адрес/место жительства/место пребывания:__

_______________________________________,

дата и место рождения: ___________________

телефон: _______________________________,

эл. почта: ______________________________

 

Представитель Административного истца: Петухов Олег Анатольевич

 

адрес/место жительства/место пребывания:__

_______________________________________,

дата и место рождения: ___________________

телефон: 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78,

эл. почта: ______________________________

 

Административный ответчик: _____________

_______________________________________

адрес: _________________________________,

телефон: _______________________________,

эл. почта: ______________________________

 

Госпошлина: _____________________ рублей

 

Административное исковое заявление

о признании незаконным отказа

в государственной регистрации права собственности

на земельный участок, предоставленный до введения в действие

Земельного кодекса РФ (до 30.10.2001)

 

На основании _______________________ от "___" _____________ _____ г., выданного ___________________________________ Административному истцу был предоставлен земельный участок, расположенный по адресу ________________________, общей площадью _____________ кв. м, кадастровый номер _________________ (далее - Земельный участок).

"___" _____________ _____ г. Административный истец обратился в _______________________ с заявлением о государственной регистрации права собственности на Земельный участок.

Письмом N _____ от "___" _____________ _____ г. Административному истцу было отказано в государственной регистрации по причине отсутствия правоустанавливающих документов на Земельный участок.

По мнению Административного истца, данный отказ является незаконным, поскольку:

- Административный истец имеет право на получение в собственность Земельного участка, предоставленного ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (до 30.10.2001) согласно ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", что подтверждается: актом органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка/актом (свидетельством) о праве Административного истца на земельный участок/выпиской из похозяйственной книги (в случае если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства)/иным документом, устанавливающим или удостоверяющим право Административного истца на земельный участок.

В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре.

Согласно ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие ЗК РФ, осуществляется на основании: 1) акта органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка; 2) акта (свидетельства) о праве гражданина на указанный земельный участок; 3) выдаваемой органом местного самоуправления выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок (в случае если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); 4) иного документа, устанавливающего или удостоверяющего право гражданина на земельный участок.

Административный истец обращался с жалобой по тому же предмету, который указан в настоящем административном исковом заявлении, в вышестоящий в порядке подчиненности орган/к вышестоящему в порядке подчиненности лицу "___" _____ ___ г. В результате рассмотрения жалобы было принято решение ____________________________________________.

ИЛИ

Административный истец не обращался с жалобой по тому же предмету, который указан в настоящем административном исковом заявлении, в вышестоящий в порядке подчиненности орган/к вышестоящему в порядке подчиненности лицу.

 

На основании п. п. 1, 6 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", руководствуясь ст. ст. 124 - 126, 218, 220, 222 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

 

ПРОШУ:

 

1. Признать отказ в государственной регистрации права собственности на Земельный участок, расположенный по адресу: _____________________________, общей площадью _________ кв. м, кадастровый номер ______, незаконным.

2. Обязать _____________________________ осуществить государственную регистрацию права собственности Административного истца на Земельный участок общей площадью _____ кв. м, расположенный по адресу: _______________________, кадастровый номер ________, в установленный законом срок.

 

Приложения:

1. Документ, являющийся основанием для регистрации права собственности Административного истца согласно ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости": копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка/копия акта (свидетельства) о праве Административного истца на земельный участок/копия выдаваемой органом местного самоуправления выписки из похозяйственной книги о наличии у Административного истца права на земельный участок (в случае если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства)/копия иного документа, устанавливающего или удостоверяющего право Административного истца на земельный участок.

2. Копия документа, содержащего оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации права собственности на Земельный участок.

3. Копия ответа из вышестоящего в порядке подчиненности органа или от вышестоящего в порядке подчиненности лица (если таким органом или лицом была рассмотрена жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении).

4. Копия административного искового заявления для Административного ответчика.

5. Доверенность представителя (если административное исковое заявление подается представителем Административного истца).

6 Документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования у представителя (ст. 55 КАС РФ).

7. Квитанция об уплате госпошлины.

 

   Представитель Административного истца:

 

   ________________/Петухов О.А.

         (подпись)              (Ф.И.О.)