Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Практика по спорам о признании недействительным отказа в приватизации и признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации

Обновлено 17.10.2017 23:55

 

Примечание. С 15.09.2015 споры об оспаривании отказа в приватизации жилых помещений рассматриваются по правилам гл. 22 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ).

В данном материале приведены в том числе судебные акты, принятые до 15.09.2015.

 

Петухов Олег Анатольевич, руководитель юридической компании ЛЕГАС, основатель центра изучения права и правовой поддержки ЛЕГАС, контакты: 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, legascom.ru , online@legascom.ruФедеральные нормативные правовые акты:

 

Кодекс административного судопроизводства РФ

- ст. 125 "Форма и содержание административного искового заявления"

- ст. 126 "Документы, прилагаемые к административному исковому заявлению"

- ст. 128 "Отказ в принятии административного искового заявления"

- ст. 129 "Возвращение административного искового заявления"

- ст. 130 "Оставление административного искового заявления без движения"

- гл. 22 "Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих"

 

Жилищный кодекс РФ

- ст. 16 "Виды жилых помещений"

- ст. 19 "Жилищный фонд"

- ст. 49 "Предоставление жилого помещения по договору социального найма"

- ст. 60 "Договор социального найма жилого помещения"

- ст. 62 "Предмет договора социального найма жилого помещения"

- ст. 69 "Права и обязанности членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма"

- ст. 83 "Расторжение и прекращение договора социального найма жилого помещения"

- ст. 92 "Виды жилых помещений специализированного жилищного фонда"

- ст. 93 "Назначение служебных жилых помещений"

- ст. 100 "Договор найма специализированного жилого помещения"

- ст. 101 "Расторжение договора найма специализированного жилого помещения"

- ст. 102 "Прекращение договора найма специализированного жилого помещения"

 

Ст. ст. 2, 4, 6, 7, 8, 18 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"

 

Ст. ст. 7, 13 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"

 

Петухов Олег Анатольевич, руководитель юридической компании ЛЕГАС, основатель центра изучения права и правовой поддержки ЛЕГАС, контакты: 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, legascom.ru , online@legascom.ruНормативные правовые акты г. Москвы:

 

Закон г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения"

- ст. 20 "Размер площади жилого помещения, предоставляемого из жилищного фонда города Москвы"

- ст. 37 "Общие положения по предоставлению освободившихся комнат в коммунальной квартире"

- ст. 38 "Порядок предоставления освободившейся комнаты в коммунальной квартире"

 

Порядок отнесения объектов жилищного фонда г. Москвы к определенному виду в зависимости от целей использования, утв. Постановлением Правительства Москвы от 22.07.2008 N 610-ПП

- п. 2 "Виды объектов жилищного фонда города Москвы в зависимости от целей использования"

- п. 3 "Основания принятия решения об отнесении объектов жилищного фонда города Москвы к определенному виду в зависимости от целей использования"

 

Положение о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности г. Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных помещений, утв. Постановлением Правительства Москвы от 05.08.2008 N 711-ПП

 

Постановление Правительства Москвы от 28.07.2009 N 709-ПП "Об утверждении Порядка передачи и приема общежитий в собственность города Москвы и Порядка предоставления жилых помещений (мест) в общежитиях специализированного жилищного фонда города Москвы"

 

Петухов Олег Анатольевич, руководитель юридической компании ЛЕГАС, основатель центра изучения права и правовой поддержки ЛЕГАС, контакты: 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, legascom.ru , online@legascom.ruФедеральная судебная практика:

 

П. п. 23, 32, 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ"

 

Право на бесплатную приватизацию жилья имеют только граждане, занимающие жилые помещения по договору социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая ведомственный жилищный фонд.

(П. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации")

 

Переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.

(П. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации")

 

Требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.

(П. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации")

 

В случае когда гражданин по независящей от него причине не может воспользоваться правом на приватизацию, он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.

Если жилые помещения, предоставленные гражданам по договору социального найма до 1 марта 2005 г., фактически не переданы в муниципальную собственность, то право собственности на указанные жилые помещения может быть признано за гражданином в судебном порядке и должно быть зарегистрировано органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, на основании судебного решения. Таким образом, права граждан не должны нарушаться неисполнением обязанностей третьими лицами.

(Вопрос N 22 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2005 года, утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 10.08.2005)

 

Правом на приватизацию обладают все лица, имеющие право пользования комнатой, независимо от того, кому из них она была предоставлена, при этом приватизация государственного предприятия не влияет на жилищные права граждан, вселенных в законном порядке в помещения государственного жилищного фонда до такой приватизации, включая право нанимателя на вселение членов своей семьи, которые, приобретая равное с нанимателем право пользования жилым помещением, вправе вселить в него своих несовершеннолетних детей без согласия наймодателя.

(Определение Верховного Суда РФ от 25.11.2014 N 49-КГ14-14)

 

Служебное жилье предоставляется гражданам во временное пользование на строго определенный период. Закон не предусматривает возможность приватизации такого жилья.

(Определение Верховного Суда РФ от 26.01.2016 N 16-КГ15-44)

 

Использующееся на условиях социального найма жилое помещение может быть приватизировано даже в том случае, если право пользования им было приобретено на основании, отличном от предусмотренных жилищным законодательством. В указанных случаях судом, при отсутствии соглашения участников данных отношений, норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих данные отношения, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

(Определение Верховного Суда РФ от 25.03.2014 N 46-КГ14-4)

 

Несмотря на то что вселение истца в квартиру произведено до отнесения квартиры к специализированному жилому фонду, законодательство не содержит положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести жилое помещение к жилищному фонду социального использования.

(Определение Верховного Суда РФ от 22.03.2016 N 41-КГ15-41)

 

С момента передачи здания общежития в муниципальную собственность проживающие в нем лица приобретают право пользования помещением на условиях договора социального найма, в связи с чем имеют право приобрести его в собственность.

При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

(Определение Верховного Суда РФ от 17.12.2013 N 46-КГ13-5)

 

Правом исключения жилого помещения из специализированного жилого фонда наделен орган, управляющий государственным или муниципальным жилым фондом.

(Определение Верховного Суда РФ от 10.12.2013 N 18-КГ13-131)

 

Петухов Олег Анатольевич, руководитель юридической компании ЛЕГАС, основатель центра изучения права и правовой поддержки ЛЕГАС, контакты: 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, legascom.ru , online@legascom.ruПрактика Московского городского суда:

 

Жилые помещения, обладавшие статусом общежития, переданные в пользование гражданам по договору социального найма, подлежат последующей приватизации на основании Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в равных долях при условии согласия каждого из них на получение жилья в собственность.

(Постановление Президиума Московского городского суда от 12.04.2013 по делу N 44г-23)

 

Нарушение порядка предоставления жилого помещения физическим лицам является основанием для отказа в его последующей приватизации.

В силу действующего законодательства наймодателем жилого помещения может быть исключительно собственник этого имущества. Заключение договора социального найма с гражданами лицами, не являющимися собственниками жилого помещения, незаконно, а заключенный договор социального найма недействителен.

(Кассационное определение Московского городского суда от 09.11.2015 N 4г/2-11232/2015)

 

Служебное жилое помещение не подлежит передаче в собственность в порядке приватизации.

В случае заключения договора найма служебного жилого помещения на время работы в бюджетном учреждении не возникает основания для передачи такого жилого помещения в собственность работника в порядке приватизации. Такое жилое помещение имеет статус служебного и не подлежит передаче в собственность (кроме случаев, когда истцом представлены доказательства исключения этого помещения из состава специализированного жилищного фонда).

При этом судом принимаются во внимание такие обстоятельства, как состояние на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспеченность жилой площадью, факт признания малоимущим, стаж работы в организациях, финансируемых за счет средств бюджета г. Москвы.

(Определение Московского городского суда от 03.03.2015 N 4г/9-1185/2015)

 

Отсутствие необходимости улучшения жилищных условий является основанием для отказа в приватизации.

Тот факт, что лицо не состоит на жилищном учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий или в качестве нуждающегося в жилых помещениях, говорит о том, что ему не может быть предоставлено жилое помещение из жилищного фонда г. Москвы. На этом основании суд вправе отказать такому лицу в приватизации занимаемого им помещения.

(Определение Московского городского суда от 27.05.2014 N 4г/4-5102)

 

Отсутствие согласия на приватизацию хотя бы одного лица, имеющего право на участие в приватизации, влечет отказ в передаче жилого помещения.

В случае если один из нанимателей жилого помещения обращается в уполномоченные органы с заявлением о передаче в порядке приватизации квартиры, он обязан получить письменное согласие всех имеющих право на приватизацию данной квартиры совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Получение такого согласия является обязательным условием для передачи квартиры в собственность гражданина в порядке приватизации, в то время как его отсутствие влечет отказ в передаче квартиры.

При указанных обстоятельствах требование истца о признании в порядке приватизации права собственности на долю жилого помещения (пропорционально количеству проживающих в нем) не подлежит удовлетворению, т.к. доля в праве собственности на спорную квартиру не является жилым помещением, в связи с чем не относится к объектам жилищных прав и не может быть приобретена в собственность в порядке приватизации.

(Определение Московского городского суда от 19.05.2015 N 4г/9-4991/2015, 2-3330/14)

 

Реализация прав на заключение договора социального найма и последующую приватизацию не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления документов по передаче жилых помещений в принадлежавших государственным предприятиям либо учреждениям жилых домах, использовавшихся в качестве общежитий, в ведение органов местного самоуправления.

(Апелляционное определение Московского городского суда от 08.02.2016 по делу N 33-3863/2016)

 

Петухов Олег Анатольевич, руководитель юридической компании ЛЕГАС, основатель центра изучения права и правовой поддержки ЛЕГАС, контакты: 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, legascom.ru , online@legascom.ruКоротко о важном:

 

Исковые требования

Основные:

- о признании недействительным отказа в приватизации жилого помещения;

- о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.

Дополнительное:

- о признании права на приватизацию.

 

- С 15.09.2015 дела данной категории рассматриваются в соответствии с гл. 22 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ). Ранее дела указанной категории рассматривались в соответствии с гл. 25 ГПК РФ (утратила силу 15.09.2015 с принятием Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации").

- Согласно положениям КАС РФ стороны спора именуются административным истцом и административным ответчиком (ч. 1 ст. 38 КАС РФ), а подаваемое в суд заявление - административным исковым заявлением (ст. 124 КАС РФ).

- Надлежащим административным ответчиком по делам о признании недействительным отказа в приватизации жилого помещения является лицо, обладающее правом распоряжения этим помещением и принявшее оспариваемое решение об отказе в передаче помещения.

Так, административным ответчиком по иску в отношении квартиры, находящейся в собственности г. Москвы, может выступать Департамент городского имущества (ДГИ) г. Москвы (ранее вопросами приватизации жилья занимался Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, теперь входящий в состав Департамента городского имущества, он же выступал и в качестве ответчика) (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 18.12.2015 по делу N 33-48257/2015).

- Исходя из судебной практики, сложившейся до 15.09.2015, исковые требования предъявлялись также предприятиям и учреждениям, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находилось жилое помещение (например, Определение Московского городского суда от 30.06.2015 N 4г/8-7168).

 

Практиковалась и подача иска одновременно как к собственнику в лице Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы (Управления Департамента городского имущества г. Москвы), так и к предприятию/учреждению, в чьем хозяйственном ведении или оперативном управлении находится спорное жилье (например, Определение Московского городского суда от 21.04.2016 N 4г-4478/2016, Апелляционное определение Московского городского суда от 14.03.2016 по делу N 33-3887/2016).

В настоящее время указывать упомянутые предприятия и учреждения в качестве административных ответчиков нецелесообразно, поскольку гл. 22 КАС РФ предполагает возможность оспаривания решений органов, наделенных полномочиями по передаче жилья в порядке приватизации, в то время как указанные предприятия и учреждения на это не уполномочены. Вместе с тем закон не запрещает привлекать таких лиц в качестве соответчиков, поэтому их включение в административное исковое заявление остается на усмотрение административного истца.

- Необходимо знать, что если здание, в котором находится спорное жилое помещение, было исключено из жилищного фонда, то приватизация такого помещения невозможна, так как согласно Закону РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" передаваться физическим лицам в порядке приватизации могут только жилые помещения.

- Кроме того, требование о признании права собственности в порядке приватизации следует предъявлять исключительно в отношении помещений, которые используются на условиях социального найма. Например, помещение, предоставленное по договору коммерческого найма, приватизировано быть не может, следовательно, требование о признании незаконным отказа в приватизации такого помещения удовлетворено не будет (например, Определение Верховного Суда РФ от 26.04.2016 N 70-КГ16-7).

- При этом нужно иметь в виду, что отсутствие договора социального найма в виде документа не является безусловным основанием для отказа в участии истца в приватизации жилого помещения, если он пользуется им на законных основаниях (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 07.06.2006 и от 14.06.2007 (Вопрос N 20)).

- Если помимо истца право на приватизацию жилого помещения имеют иные лица, но они отказались от участия в приватизации, их отказ должен быть оформлен письменно. В противном случае в приватизации может быть отказано.

При этом следует учитывать, что нотариальная форма такого отказа не требуется - достаточно его оформления в простой письменной форме (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 28.04.2015 по делу N 33-9501).

- Следует учитывать, что закон не содержит такого основания утраты права пользования жилым помещением, как непроживание в квартире в течение длительного времени. Таким образом, если длительно отсутствующий гражданин не признан судом утратившим право пользования жилым помещением, перед приватизацией необходимо либо получить его согласие на приватизацию, либо добиться признания его утратившим такое право. Во втором случае получать его согласие на приватизацию не потребуется, поскольку правом на приватизацию обладают только имеющие право пользования квартирой лица.

- Административное исковое заявление должно быть подано в суд не позднее трех месяцев со дня, когда административному истцу стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов (п. 1 ст. 219 КАС РФ). Однако несоблюдение этого срока не влечет автоматического отказа в принятии административного искового заявления к производству. Как следует из п. 5 ст. 219 КАС РФ, причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или в судебном заседании.

- Административный ответчик по рассматриваемому спору вправе подать встречное административное исковое заявление в порядке, установленном ст. 131 КАС РФ. Как показывает анализ судебной практики, предметом встречных исков является, как правило, требование о признании недействительным договора социального найма, на основании которого административный истец пользуется спорным жилым помещением, и, как следствие, о лишении его права на приватизацию данного помещения.

- В отношении подсудности данной категории споров следует знать, что административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему - по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности (п. 1 ст. 22 КАС РФ). При этом административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может также подаваться в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом (ч. 3 ст. 24 КАС РФ).

- Размер госпошлины при подаче заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушивших права и свободы граждан или организаций, составляет 300 руб. (пп. 7 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).

- Что касается искового требования о признании права собственности на недвижимое имущество, то, т.к. оно носит имущественный характер, размер государственной пошлины зависит от стоимости такого имущества и рассчитывается в порядке, закрепленном в пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ.

 

Петухов Олег Анатольевич, руководитель юридической компании ЛЕГАС, основатель центра изучения права и правовой поддержки ЛЕГАС, контакты: 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, legascom.ru , online@legascom.ruРекомендации административному истцу:

 

- Перед обращением в суд рекомендуется получить подтверждение того, что спорное жилое помещение не исключено из жилищного фонда (в составе дома), не относится к специализированному жилищному фонду и не является служебным, поскольку наличие данных обстоятельств является причиной отказа в приватизации жилого помещения (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 28.09.2015 по делу N 33-35203/2015).

- При этом необходимо знать, что договор социального найма служебного жилого помещения с последующим приобретением права на приватизацию может быть заключен при условии, если стаж нанимателя в организациях, предоставивших это жилье, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств бюджета г. Москвы, составляет 10 и более лет (п. 1 Положения о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности г. Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных помещений, утв. Постановлением Правительства Москвы от 05.08.2008 N 711-ПП).

- Если приватизируемое помещение находится в общежитии, которое ранее принадлежало государственному или муниципальному учреждению и было передано в ведение органов местного самоуправления, следует учитывать положения ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".

Согласно этой норме такие помещения утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма. Это означает, что отказать в приватизации таких помещений на том основании, что они являются общежитиями, нельзя (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 08.02.2016 по делу N 33-3863/2016).

- Нужно иметь в виду, что приватизировать можно только изолированное жилое помещение (квартиру или комнату), так как по смыслу ч. 2 ст. 62 ЖК РФ неизолированное жилое помещение не может быть самостоятельным предметом договора социального найма и не подлежит приватизации (например, Определение Московского городского суда от 07.10.2015 N 4г/7-9192/2015).

- Также необходимо учитывать, что при подаче документов на приватизацию необходимо представить документы, подтверждающие право пользования всеми приватизируемыми помещениями. Если имеющиеся документы подтверждают право пользования лишь частью жилого помещения (например, двумя комнатами в трехкомнатной квартире), отказ в приватизации является правомерным, поскольку отсутствие документов на часть помещений является основанием для отказа в приватизации всего помещения целиком (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 12.11.2015 по делу N 33-42309/2015).

- К административному исковому заявлению стоит приложить доказательства того, что истец ранее не принимал участия в приватизации жилого помещения. Такое требование основано на ст. 11 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". Согласно этой норме каждый гражданин имеет право на приобретение жилого помещения в собственность бесплатно, в порядке приватизации только один раз. Подтвердить неучастие в приватизации можно, например, справкой из Росреестра или из БТИ с предыдущих мест жительства истца (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 14.03.2016 по делу N 33-3887/2016).

- До подачи иска в суд следует убедиться в том, что все совместно проживающие в спорном жилом помещении совершеннолетние члены семьи, а также несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет выразили согласие на приватизацию квартиры и дали письменное согласие на участие в приватизации либо письменный отказ от такого участия (ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"). При этом, как уже отмечалось, граждане, ранее воспользовавшиеся правом бесплатной приватизации жилья, утратили такое право и их согласие на приватизацию получать не требуется (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 12.03.2015 по делу N 33-7427).

В отношении процессуальных правил, предусмотренных КАС РФ, необходимо помнить следующее:

- Перед обращением в суд следует убедиться в соблюдении всех требований к форме и содержанию административного искового заявления.

- Административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде, подписывается административным истцом и (или) его представителем с указанием даты внесения подписей.

- Обращаем внимание, что с 01.01.2017 административное исковое заявление может быть подано в суд как на бумажном носителе, так и в электронном виде - в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, - посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети Интернет (ч. 2 ст. 45 КАС РФ в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 220-ФЗ, ч. 8 ст. 125 КАС РФ).

- Административное исковое заявление должно содержать сведения, перечисленные в п. п. 1 - 10 ч. 2 ст. 220 КАС РФ.

- К административному исковому заявлению следует приложить документы, перечисленные в ч. 1 ст. 126 КАС РФ. Кроме того, если перед обращением в суд административный истец обращался в вышестоящий орган или к вышестоящему лицу с жалобой на оспариваемое решение, к иску нужно приложить копию ответа, поступившего на эту жалобу (ч. 3 ст. 220 КАС РФ). Исходя из формулировки, используемой в КАС РФ, направление подобной жалобы перед обращением в суд с требованиями по данной категории споров не обязательно.

- Несоблюдение перечисленных выше требований к форме и содержанию административного искового заявления влечет его оставление без движения на основании ч. 1 ст. 130 КАС РФ (ч. 3 ст. 222 КАС РФ). При этом судья устанавливает разумный срок, в течение которого административный истец должен устранить причину оставления иска без движения. Если указанные судом недостатки будут устранены, заявление считается поданным в день первоначального обращения в суд. Если недостатки устранены не будут, административное исковое заявление считается не поданным и возвращается заявителю со всеми приложенными к нему документами в порядке, установленном ст. 129 КАС РФ (ч. 2 ст. 130 КАС РФ).

- Перед подачей административного искового заявления необходимо убедиться в отсутствии оснований для отказа в его принятии, перечисленных в ч. 1 ст. 128 КАС РФ. При наличии хотя бы одного из них суд откажет в принятии административного искового заявления, при этом повторное обращение в суд с аналогичными требованиями будет невозможно (ч. 3 ст. 128, ч. 1 ст. 222 КАС РФ).

- При наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в ч. 1 ст. 129 КАС РФ, суд вправе вернуть административному истцу административное исковое заявление. При этом административный истец сохраняет право на повторное обращение в суд с теми же исковыми требованиями (ч. 3 ст. 129, ч. 2 ст. 222 КАС РФ).

 

Петухов Олег Анатольевич, руководитель юридической компании ЛЕГАС, основатель центра изучения права и правовой поддержки ЛЕГАС, контакты: 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, legascom.ru , online@legascom.ruДля принятия решения в пользу административного истца необходимо доказать обстоятельства, указанные в таблице:

 

Примечание. В данном материале таблица содержит в том числе примеры судебных решений, принятых до вступления в силу КАС РФ - 15.09.2015.

 

Обстоятельства, подлежащие доказыванию

Доказательства, которыми можно подтвердить эти обстоятельства

Примеры из судебной практики

Спорное жилое помещение включено в жилищный фонд социального использования (используется на условиях социального найма)

Документ, подтверждающий включение жилого помещения в жилищный фонд (например, распоряжения Правительства Москвы, Департамента жилищной политики и жилищного фонда/Департамента городского имущества, префектов округов)

Договор социального найма жилого помещения

Апелляционное определение Московского городского суда от 14.03.2016 по делу N 33-3887/2016

Апелляционное определение Московского городского суда от 26.02.2016 по делу N 33-6916/2016

Апелляционное определение Московского городского суда от 22.12.2015 по делу N 33-48466/2015

Апелляционное определение Московского городского суда от 18.11.2015 по делу N 33-37148/2015

Апелляционное определение Московского городского суда от 16.12.2015 по делу N 33-47550/2015

Жилое помещение, передающееся в порядке приватизации, не признано аварийным и является пригодным для проживания

Заключение Межведомственной комиссии по использованию жилищного и нежилого фонда соответствующего административного округа г. Москвы о пригодности помещения для проживания

Распоряжение префекта о признании жилого помещения пригодным для проживания (на основании указанного выше заключения Межведомственной комиссии)

Отсутствие сведений о признании здания или находящегося в нем жилого помещения аварийным

Договор социального найма

Апелляционное определение Московского городского суда от 14.04.2015 по делу N 33-7234

Апелляционное определение Московского городского суда от 14.03.2016 по делу N 33-3887/2016

Спорное жилое помещение является изолированным

Поэтажный план и экспликация БТИ

Единый жилищный документ

Справка из ТБТИ

Определение Московского городского суда от 14.05.2015 N 4г/9-4982/2015

Апелляционное определение Московского городского суда от 14.03.2016 по делу N 33-3887/2016

Апелляционное определение Московского городского суда от 10.09.2015 по делу N 33-32669/2015

Истец имеет право пользования всеми жилыми помещениями, в отношении которых осуществляется приватизация

Ордер, дающий истцу право на занятие приватизируемых комнат/квартиры

Другие документы, подтверждающие право истца использовать жилые помещения

- - - - - - - - - - - - - -

Заявитель ранее не использовал свое право на приватизацию

Справка из Управления Росреестра по г. Москве

Справка из БТИ с предыдущих мест жительства о неучастии в приватизации

Справка ДГИ г. Москвы

Апелляционное определение Московского городского суда от 02.03.2016 по делу N 33-737/2016

Апелляционное определение Московского городского суда от 16.12.2015 по делу N 33-47572/2015

Апелляционное определение Московского городского суда от 10.12.2015 по делу N 33-46243/2015

Апелляционное определение Московского городского суда от 02.12.2015 по делу N 33-43896/2015

Апелляционное определение Московского городского суда от 10.11.2015 по делу N 33-41155/2015

Апелляционное определение Московского городского суда от 20.07.2015 по делу N 33-17367/15

Апелляционное определение Московского городского суда от 22.04.2015 по делу N 33-15518/15

Все лица, имеющие право на приватизацию жилого помещения, дали свое согласие на приватизацию или отказались от участия в приватизации

Заявления лиц, имеющих право на приватизацию, о согласии с приватизацией или об отказе от участия в приватизации

Апелляционное определение Московского городского суда от 16.12.2015 по делу N 33-47572/2015

Апелляционное определение Московского городского суда от 22.09.2015 по делу N 33-34152/2015

Апелляционное определение Московского городского суда от 28.08.2015 по делу N 33-31218/2015

Спорное жилое помещение не относится к специализированному жилищному фонду и не имеет статуса служебного помещения

Решение Департамента жилищной политики и жилищного фонда/Департамента городского имущества об исключении жилого помещения из специализированного фонда (из числа служебных помещений)

Приказ руководителя учреждения, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которого находится спорное жилое помещение

Апелляционное определение Московского городского суда от 30.11.2015 по делу N 33-39798/2015

Апелляционное определение Московского городского суда от 22.10.2015 по делу N 33-32230/2015

Апелляционное определение Московского городского суда от 14.04.2015 по делу N 33-7234

Заявитель имеет стаж работы в организации, предоставившей жилое помещение в качестве служебного, либо в общей сложности в организациях, финансируемых за счет бюджета г. Москвы, 10 и более лет, а значит, обладает правом пользования им на условиях социального найма

Трудовая книжка

Иные документы, подтверждающие стаж работы (вступивший в законную силу судебный акт о признании отношений трудовыми; выписка с индивидуального лицевого счета застрахованного лица в ПФР; письменный трудовой договор; справка, выдаваемая работодателем; выписка из приказа)

Апелляционное определение Московского городского суда от 02.12.2015 по делу N 33-43896/2015

Апелляционное определение Московского городского суда от 26.02.2015 по делу N 33-6046

 

Петухов Олег Анатольевич, руководитель юридической компании ЛЕГАС, основатель центра изучения права и правовой поддержки ЛЕГАС, контакты: 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, legascom.ru , online@legascom.ruАдминистративное исковое заявление о признании недействительным отказа в приватизации и признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации:

 

В ________________________ (районный суд)

 

Административный истец: ____(Ф.И.О.)_____

 

адрес: _______________________________,

телефон: _____________________________,

эл. почта: ____________________________

 

Представитель Административного истца:

Петухов Олег Анатолевич

 

адрес: _______________________________,

телефон: 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78,

эл. почта: ____________________________

 

Административный ответчик:

___________(наименование)______________

 

адрес: _______________________________,

телефон: _____________________________,

эл. почта: ____________________________

 

Госпошлина: ____________________ рублей

 

Административное исковое заявление

о признании недействительным отказа в приватизации

и признании права собственности

на жилое помещение в порядке приватизации

 

"___" ________ ___ г. между ______________________________ (далее - Административный истец) и Административным ответчиком в лице Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы (далее - ДЖПиЖФ)/Департамента городского имущества г. Москвы (далее - ДГИ) был заключен договор социального найма N ____ на жилое помещение по адресу: _____________________ (далее - Жилое помещение).

В _______ ____ г. Административный истец изъявил желание реализовать свое право на приватизацию указанного Жилого помещения, для чего собрал все необходимые документы, предусмотренные Законом РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилого фонда в Российской Федерации", и обратился в ДЖПиЖФ/ДГИ с заявлением о приватизации.

"___" ________ ___ г. от ДЖПиЖФ/ДГИ Административным истцом получен письменный отказ в заключении договора приватизации жилого помещения, в котором было указано, что на основании ________________:

- Жилое помещение не включено в жилищный фонд социального использования г. Москвы.

- Жилое помещение было признано аварийным и является непригодным для проживания.

- Жилое помещение не является изолированным жилым помещением.

- Административным истцом не было получено согласие на приватизацию от всех лиц, имеющих право на участие в приватизации Жилого помещения.

- Административным истцом ранее использовано право на участие в бесплатной приватизации.

- Жилое помещение относится к специализированному жилищному фонду и имеет статус служебного.

 

Административный истец считает решение об отказе в передаче жилого помещения нарушающим его законное право на приватизацию. По мнению Административного истца:

- Жилое помещение включено в жилищный фонд социального использования, что подтверждается соответствующим распоряжением ДЖПиЖФ/ДГИ/распоряжением Правительства г. Москвы/распоряжением префекта ______ округа г. Москвы/иными документами.

В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приобретены гражданами в собственность в порядке приватизации могут быть жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда (в том числе жилищного фонда, находящегося в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений).

- Жилое помещение не было признано аварийным и является пригодным для проживания, что подтверждается заключением Межведомственной комиссии по использованию жилищного и нежилого фонда соответствующего административного округа г. Москвы о пригодности помещения для проживания и распоряжением префекта о признании жилого помещения пригодным для проживания/договором социального найма.

В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии.

- Жилое помещение является изолированным, что подтверждается поэтажным планом и экспликацией БТИ/единым жилищным документом/справкой из ТБТИ/иными документами.

Согласно ч. 2 ст. 62 ЖК РФ самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения может быть только изолированное жилое помещение.

- Истец имеет право пользования всеми жилыми помещениями, в отношении которых осуществляется приватизация, что подтверждается ордером/другими документами, дающими истцу право пользования жилым помещением.

Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных Законом Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

- Согласие всех имеющих право на приватизацию Жилого помещения было получено, что подтверждается заявлениями о согласии на приватизацию.

ИЛИ:

- Лица, имеющие право на приватизацию Жилого помещения, отказались от участия в его приватизации, что подтверждается письменными отказами от участия в приватизации.

- Административный истец ранее не принимал участия в приватизации жилых помещений, что подтверждается справкой, выданной Управлением Росреестра по г. Москве/справкой БТИ с предыдущего места жительства Административного истца/иными документами.

Согласно ст. 11 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

- Жилое помещение не относится к специализированному жилищному и не является служебным, что подтверждается решением ДЖПиЖФ/ДГИ об исключении Жилого помещения из специализированного фонда (из числа служебных помещений)/приказом руководителя учреждения, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которого находится спорное Жилое помещение/иными документами.

В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

ИЛИ:

- Административный истец имеет стаж работы в организации, предоставившей Жилое помещение в качестве служебного, либо в общей сложности в организациях, финансируемых за счет бюджета г. Москвы, 10 и более лет, что подтверждается трудовой книжкой/иными документами, подтверждающими стаж работы (вступившим в законную силу судебным актом о признании отношений трудовыми; выпиской с индивидуального лицевого счета застрахованного лица в ПФР; письменным трудовым договором; справкой, выдаваемой работодателем; выпиской из приказа).

В соответствии с п. 1 Положения о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности г. Москвы, ранее предоставленных гражданам на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, утв. Постановлением Правительства Москвы от 05.08.2008 N 711-ПП, с гражданами, проживающими в жилых помещениях, находящихся в собственности г. Москвы, ранее предоставленных им на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, проработавшими в организациях (предприятиях), предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств бюджета г. Москвы, 10 и более лет, заключаются договоры социального найма на занимаемые ими жилые помещения.

На основании ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

 

В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь ст. ст. 2, 4, 11 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 62 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 1 Положения о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности г. Москвы, ранее предоставленных гражданам на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, утв. Постановлением Правительства Москвы от 05.08.2008 N 711-ПП, ст. ст. 125, 126, 218, 220, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

 

ПРОШУ:

 

1. Признать недействительным отказ в приватизации Жилого помещения.

2. Признать за Административным истцом право собственности на Жилое помещение в порядке приватизации.

 

Приложения:

1. Копия договора социального найма Жилого помещения от "___" _____ ___ г. N ___.

2. Копия заявления в ДЖПиЖФ/ДГИ на передачу в собственность Жилого помещения в порядке приватизации.

3. Копия отказа ДЖПиЖФ/ДГИ в заключении договора приватизации.

4. Копия ответа из вышестоящего в порядке подчиненности органа или от вышестоящего в порядке подчиненности лица (если таким органом или лицом была рассмотрена жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении).

5. Доказательства того, что Жилое помещение включено в жилищный фонд социального использования: распоряжение ДЖПиЖФ/ДГИ/распоряжение Правительства г. Москвы/распоряжение префекта ______ округа г. Москвы/иные документы.

6. Доказательства того, что Жилое помещение не было признано аварийным и является пригодным для проживания: копия заключения Межведомственной комиссии, копия распоряжения префекта о признании Жилого помещения пригодным для проживания/копия договора социального найма.

7. Доказательства того, что Жилое помещение является изолированным: поэтажный план и экспликация БТИ/единый жилищный документ/справка из ТБТИ/иные документы.

8. Доказательство того, что истец имеет право пользования всеми жилыми помещениями, в отношении которых осуществляется приватизация: ордер/другие документы, дающие истцу право пользования жилым помещением.

9. Доказательство наличия согласия на приватизацию Жилого помещения ИЛИ отказа от приватизации всех лиц, имеющих право на приватизацию: копии заявлений о согласии на приватизацию Жилого помещения ИЛИ копии письменных отказов от приватизации.

10. Доказательства того, что Административный истец ранее не принимал участия в приватизации жилых помещений: справка, выданная Управлением Росреестра по г. Москве/справка БТИ с предыдущего места жительства Административного истца/иные документы.

11. Доказательства того, что Жилое помещение не относится к специализированному жилищному фонду и не является служебным: решение ДЖПиЖФ/ДГИ об исключении жилого помещения из специализированного фонда (из числа служебных помещений)/приказ руководителя учреждения, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которого находится спорное жилое помещение/иные документы.

ИЛИ:

12. Доказательство наличия у Административного истца необходимого 10-летнего стажа работы на предприятии, дающего право на передачу служебного жилого помещения в собственность в порядке приватизации: копия трудовой книжки/иных документов, подтверждающих стаж работы (вступившего в законную силу судебного акта о признании отношений трудовыми; выписки с индивидуального лицевого счета застрахованного лица в ПФР; письменного трудового договора; справки, выдаваемой работодателем; выписки из приказа).

13. Копии административного искового заявления и приложенных к нему документов Административным ответчикам.

14. Квитанция об уплате государственной пошлины.

15. Документы для представителя Административного истца, подписавшего административное исковое заявление, который не является адвокатом: доверенность представителя от "___" ______ ___ г. N ____; документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования у представителя (ст. 55 КАС РФ).

16. Документы для представителя Административного истца, подписавшего административное исковое заявление, который является адвокатом: ордер от "___" ______ ___ г. N ____, выданный адвокатским образованием; доверенность от "___" ______ ___ г. N ___ (в случаях, предусмотренных КАС РФ) (ст. ст. 55, 57 КАС РФ).

17. Иные документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основаны исковые требования.

 

"___" __________ ____ г.

 

     Педставитель Административного истца:

 

   ________________/Петухов О.А.

       (подпись)                 (Ф.И.О.)