Юридическая компания ЛЕГАС в Вологде. Бесплатные онлайн консультации юриста и другие юридические услуги Юридическая компания ЛЕГАС в Вологде. Бесплатные онлайн консультации юриста и другие юридические услуги
Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте


Практика по спорам о признании незаконным отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, отзыва о решении о таком согласовании, отказа в оформлении акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке

Обновлено 31.03.2017 20:15

 

 

Петухов Олег Анатольевич, руководитель юридической компании ЛЕГАС, основатель центра изучения права и правовой поддержки ЛЕГАС, контакты: 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, legascom.ru , online@legascom.ru Примечание. С 15.09.2015 споры об оспаривании отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, отзыва решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, отказа в оформлении акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения рассматриваются по правилам гл. 22 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ).

В данном материале приведены примеры судебных актов, принятых до 15.09.2015.

 

Петухов Олег Анатольевич, руководитель юридической компании ЛЕГАС, основатель центра изучения права и правовой поддержки ЛЕГАС, контакты: 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, legascom.ru , online@legascom.ruФедеральные нормативные правовые акты:

 

Жилищный кодекс РФ

Основные ссылки:

- ст. 25 "Виды переустройства и перепланировки жилого помещения"

- ст. 26 "Основание проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения"

- ст. 27 "Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения"

- ст. 28 "Завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения"

- ст. 29 "Последствия самовольного переустройства и (или) самовольной перепланировки жилого помещения"

Дополнительные ссылки:

- ст. 8 "Применение к жилищным отношениям иного законодательства"

- ст. 36 "Право собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме"

- ст. 39 "Содержание общего имущества в многоквартирном доме"

- ст. 40 "Изменение границ помещений в многоквартирном доме"

- ст. 44 "Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме"

 

Кодекс административного судопроизводства РФ

- ст. 125 "Форма и содержание административного искового заявления"

- ст. 126 "Документы, прилагаемые к административному исковому заявлению"

- ст. 128 "Отказ в принятии административного искового заявления"

- ст. 129 "Возвращение административного искового заявления"

- ст. 130 "Оставление административного искового заявления без движения"

- гл. 22 "Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих"

 

Постановление Правительства РФ от 28.04.2005 N 266 "Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения"

 

П. п. 1.7.1 - 1.7.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170

 

Петухов Олег Анатольевич, руководитель юридической компании ЛЕГАС, основатель центра изучения права и правовой поддержки ЛЕГАС, контакты: 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, legascom.ru , online@legascom.ruНормативные правовые акты г. Москвы:

 

Постановление Правительства Москвы от 25.10.2011 N 508-ПП "Об организации переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах"

 

Постановление Правительства Москвы от 26.07.2011 N 336-ПП "Об утверждении Положения о Государственной жилищной инспекции города Москвы"

 

Постановление Правительства Москвы от 15.11.2005 N 883-ПП "О реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации и правовых актов города Москвы, регулирующих переустройство, перепланировку жилых и нежилых помещений в жилых домах"

 

Петухов Олег Анатольевич, руководитель юридической компании ЛЕГАС, основатель центра изучения права и правовой поддержки ЛЕГАС, контакты: 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, legascom.ru , online@legascom.ruФедеральная судебная практика:

 

При отсутствии у органа кадастрового учета документов, подтверждающих согласование в установленном порядке совершения переустройства и (или) перепланировки помещения, отказ в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости является законным.

(П. 11 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)

 

В проекте переустройства (перепланировки) квартиры предполагалось нарушение целостности несущих конструкций, что является недопустимым, поэтому отказ в согласовании проекта перепланировки квартиры и присоединении ее к нежилому помещению признан правомерным. ЖК РФ не предусматривает объединение жилого помещения с нежилым помещением без перевода жилого помещения в нежилое либо нежилого помещения в жилое.

(Определение Верховного Суда РФ от 12.01.2017 N 56-КГ16-40)

 

Решение об отказе в согласовании перепланировки и переустройства жилого помещения является правомерным: индивидуальная система отопления, установка которой планируется заявителем, будет подключена к системам газоснабжения и водоснабжения многоквартирного дома, являющимся общим имуществом собственников помещений в доме, и потребует увеличения объема подаваемых по указанным сетям коммунальных ресурсов. Суды отказались признать незаконным отказ в согласовании, исходя из необходимости получения согласия всех собственников помещений многоквартирного дома (ст. ст. 25 - 27, ч. 2 ст. 40 ЖК РФ). Кроме того, не исключается ухудшение или нарушение работы инженерных систем многоквартирного дома и установленного в нем оборудования. В материалы дела не представлены доказательства того, что увеличение объема подаваемых на жилой дом газа и воды в связи с подключением к инженерным коммуникациям дома индивидуальной системы отопления не окажет на них негативного влияния.

(Определение Верховного Суда РФ от 19.01.2016 N 301-КГ15-18983 по делу N А17-744/2015)

 

Петухов Олег Анатольевич, руководитель юридической компании ЛЕГАС, основатель центра изучения права и правовой поддержки ЛЕГАС, контакты: 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, legascom.ru , online@legascom.ruПрактика Московского городского суда:

 

Суд отменил решение Мосжилинспекции об отказе в согласовании переустройства и перепланировки квартиры, а также обязал ее рассмотреть представленные заявителем документы без предоставления решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о передаче в пользование части общего имущества.

По мнению суда, требование предоставить решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о передаче в пользование части общего имущества при согласовании переустройства и перепланировки квартиры противоречит положениям ст. 26 ЖК РФ. Из материалов дела следует, что перепланировка будет произведена в пределах границ квартиры, доказательства того, что в результате перепланировки будет уменьшено общее имущество многоквартирного дома, отсутствуют.

(Определение Московского городского суда от 29.06.2016 N 4га-6227/2016)

 

Перепланировка (переустройство) жилого помещения, на которую оформлен акт приемочной комиссии о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме и жилом доме, не может быть признана незаконной и самовольной.

(Кассационное определение Московского городского суда от 19.05.2016 N 4г-2813/2016)

 

Решение Мосжилинспекции об отзыве решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения незаконно, поскольку проведенные работы соответствуют проекту. Мосжилинспекция не представила доказательств того, что перепланировка противоречит строительным нормам и правилам, государственным стандартам, требованиям экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных и других норм, требованиям безопасности.

(Апелляционное определение Московского городского суда от 12.04.2016 по делу N 33-17028/2016)

 

Желание одного из сособственников квартиры провести перепланировку квартиры не является достаточным основанием для производства и оформления перепланировки; действующее законодательство не содержит нормы права, позволяющие в этом случае в судебном порядке обязать ответчика совершить требуемые истцом действия.

Суд установил, что истец обращалась в Мосжилинспекцию с заявлением о согласовании переустройства и перепланировки квартиры, однако в согласовании было отказано: квартира находится в долевой собственности у истца и ответчика, поэтому истец должен был представить согласие второго собственника помещения, а также правоустанавливающие документы на доли в праве собственности на квартиру ответчика. Ранее в спорной квартире была произведена не согласованная с Мосжилинспекцией перепланировка, однако в 2014 г. квартира восстановлена в первоначальное проектное состояние. В настоящее время перепланировка или переустройство в квартире отсутствует; второй собственник квартиры - ответчик возражает против производства такой перепланировки и ее оформления. По мнению суда, закон не предусматривает возможность наложения штрафных санкций на одного из сособственников квартиры при возникших правоотношениях. В связи с этим суд отказался удовлетворить иск об обязании ответчика представить документы в Мосжилинспекцию совместно с истцом для оформления согласования перепланировки квартиры, выдать истцу доверенность на совершение этого действия, наложить на ответчика штраф за неисполнение вышеуказанных обязанностей.

(Апелляционное определение Московского городского суда от 16.03.2015 по делу N 33-7994/15)

 

Петухов Олег Анатольевич, руководитель юридической компании ЛЕГАС, основатель центра изучения права и правовой поддержки ЛЕГАС, контакты: 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, legascom.ru , online@legascom.ruКоротко о важном:

 

Исковые требования

Если заявлено требование о признании незаконным отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения:

- о признании незаконным решения Государственной жилищной инспекции г. Москвы (Мосжилинспекции)/Инспекции по надзору за переустройством помещений в жилых домах по конкретному административному округу г. Москвы об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения;

- о признании незаконными действий Мосжилинспекции по отказу в перепланировке и переустройстве жилого помещения;

- об обязании ответчика устранить нарушения;

- об обязании ответчика принять решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

Если заявлено требование о признании незаконным отзыва решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения:

- о признании незаконным решения Государственной жилищной инспекции г. Москвы (Мосжилинспекции)/Инспекции по надзору за переустройством помещений в жилых домах по конкретному административному округу г. Москвы об отзыве решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

Если заявлено требование о признании незаконным отказа в оформлении акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения:

- о признании незаконным решения Государственной жилищной инспекции г. Москвы (Мосжилинспекции)/Инспекции по надзору за переустройством помещений в жилых домах по конкретному административному округу г. Москвы об отказе в оформлении акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения.

 

- Вопросы переустройства и перепланировки жилого помещения регулируются нормами гл. 4 ЖК РФ (ст. ст. 25 - 29), Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, а также Постановлением Правительства Москвы от 25.10.2011 N 508-ПП.

Согласно ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования. Перепланировка жилого помещения определяется как изменение его конфигурации. Однако и переустройство, и перепланировка влекут необходимость вносить изменения в технический паспорт жилого помещения.

- ЖК РФ обязывает проводить переустройство и (или) перепланировку жилого помещения с соблюдением требований законодательства и только по предварительному согласованию таких действий с органом местного самоуправления. Основание для проведения переустройства и (или) перепланировки - это документ, подтверждающий принятие указанным органом решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки (ч. 1, 6 ст. 26 ЖК РФ). При отсутствии такого документа переустройство и (или) перепланировка считаются самовольными (ч. 1 ст. 29 ЖК РФ). Последствия самовольного переустройства и (или) самовольной перепланировки жилого помещения перечислены в ст. 29 ЖК РФ. Так, лицу, которое самовольно переустроило и (или) перепланировало помещение, может грозить административная ответственность по ст. ст. 7.21, 7.22 КоАП РФ.

- В соответствии с Положением о Государственной жилищной инспекции города Москвы, утв. Постановлением Правительства Москвы от 26.07.2011 N 336-ПП, функциональным органом исполнительной власти г. Москвы, осуществляющим функции и полномочия по предоставлению государственных услуг по согласованию переустройства и перепланировки помещений в многоквартирных домах и жилых домах, является Мосжилинспекция. Мосжилинспекция принимает, в частности, решения (п. п. 1, 4.2 Положения, утв. Постановлением Правительства Москвы от 26.07.2011 N 336-ПП):

- о согласовании (или отказе в согласовании) переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирных домах и жилых домах;

- об оформлении (или отказе в оформлении) акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещений в многоквартирных домах и жилых домах;

- об отзыве решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирных домах и жилых домах.

- С 15.09.2015 дела всех категорий, рассматриваемых в настоящем материале (дела об оспаривании отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения; дела об оспаривании отзыва решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения; дела об оспаривании отказа в оформлении акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения) рассматриваются в соответствии с гл. 22 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ). Ранее дела указанной категории рассматривались в соответствии с гл. 25 ГПК РФ, которая утратила силу с 15.09.2015 с принятием Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ.

- Согласно положениям КАС РФ стороны спора именуются административным истцом и административным ответчиком (ч. 1 ст. 38 КАС РФ), а подаваемое в суд заявление - административным исковым заявлением (ст. 124 КАС РФ).

- Административное исковое заявление подается в суд по правилам подсудности, установленным гл. 2 КАС РФ (ч. 5 ст. 218 КАС РФ), а именно - по правилам ч. 1 ст. 22 КАС РФ и ч. 3 ст. 24 КАС РФ.

- Административное исковое заявление должно быть подано в суд не позднее трех месяцев со дня, когда административному истцу стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов (ч. 1 ст. 219 КАС РФ). Однако пропуск этого срока не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (ч. 5 ст. 219 КАС РФ).

- Размер госпошлины при подаче административного искового заявления о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными составляет 300 руб. (пп. 7 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).

- Обращаем внимание, что с 01.01.2017 административное исковое заявление может быть подано в суд как на бумажном носителе, так и в электронном виде - в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, - посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети Интернет (ч. 2 ст. 45 КАС РФ в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 220-ФЗ, ч. 8 ст. 125 КАС РФ).

- Согласно требованиям ЖК РФ, чтобы получить решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, заявитель должен обратиться в орган местного самоуправления по месту нахождения помещения или в МФЦ с пакетом документов, перечисленных в ч. 2 ст. 26 ЖК РФ.

Обязательными документами, которые нужно представить, являются заявление о переустройстве и (или) перепланировке и проект такого переустройства и (или) перепланировки. В Письме Минрегиона России от 03.09.2010 N 31633-ИП/08 отмечено, что проект не может нарушать прав и законных интересов других правообладателей объекта капитального строительства, а также затрагивать конструктивные и другие характеристики его надежности и безопасности.

Если заявителем является наниматель жилого помещения по договору социального найма, также необходимо представить письменное согласие всех членов семьи нанимателя, занимающих помещение на основании этого договора, в том числе временно отсутствующих.

Кроме того, ч. 2 ст. 26 ЖК РФ обязывает заявителя представить правоустанавливающие документы на жилое помещение в виде подлинников или копий, засвидетельствованных нотариусом. Однако, если право на жилое помещение зарегистрировано в ЕГРП (до 01.01.2017)/ЕГРН (с 01.01.2017), заявитель может не представлять эти документы. Также заявителю разрешается не представлять по собственной инициативе технический паспорт жилого помещения и заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки помещения (только для случая, когда жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры). Все названные документы орган местного самоуправления самостоятельно запросит в порядке межведомственного взаимодействия в уполномоченных органах и организациях (ч. 2.1 ст. 26 ЖК РФ).

Органу, с которым заявитель согласовывает переустройство и (или) перепланировку, запрещено требовать от заявителя другие документы, кроме документов, истребование которых допускается в соответствии с ч. 2, 2.1 ст. 26 ЖК РФ.

В настоящее время действует Административный регламент, утв. Постановлением Правительства Москвы от 25.10.2011 N 508-ПП (далее - Административный регламент от 25.10.2011 N 508-ПП), который подробно регламентирует процедуру согласования переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, в том числе список необходимых документов и сроки согласования. Также разъяснения по вопросам переустройства и перепланировки жилого помещения, включая перечень необходимых документов, указания и разъяснения по их представлению, приведены на сайте Мосжилинспекции (http://mgi.mos.ru/) в специальном разделе.

- Основания для отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения приведены в ст. 27 ЖК РФ и п. 2.32 Административного регламента от 25.10.2011 N 508-ПП. Заявителю может быть отказано в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если:

1) заявитель не представил документы, которые был обязан представить в соответствии с ч. 2 ст. 26 ЖК РФ. К таким документам не относятся правоустанавливающие документы на жилое помещение (если право на жилое помещение зарегистрировано в ЕГРП (до 01.01.2017)/ЕГРН (с 01.01.2017)), его технический паспорт и заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры. Заявитель вправе не представлять эти документы по собственной инициативе (ч. 2.1 ст. 26 ЖК РФ);

2) в орган местного самоуправления поступил ответ на межведомственный запрос об отсутствии документа и (или) информации, которые необходимы для проведения переустройства и (или) перепланировки и не представлены заявителем по собственной инициативе на основании ч. 2.1 ст. 26 ЖК РФ. В этом случае орган местного самоуправления уведомляет заявителя о получении такого ответа и предлагает заявителю представить соответствующий документ и (или) информацию. Если заявитель не представит такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления, орган местного самоуправления принимает решение отказать в согласовании переустройства и (или) перепланировки;

3) заявитель представил документы в ненадлежащий орган;

4) проект переустройства и (или) перепланировки жилого помещения не соответствует требованиям законодательства;

5) вступило в законную силу решение суда, которое ограничивает право лица на проведение переустройства и (или) перепланировки;

6) Департаментом культурного наследия г. Москвы выдано заключение о недопустимости переустройства и (или) перепланировки помещения;

7) имеется заключение проектной организации о техническом состоянии конструкций здания и о невозможности производства планируемых работ (в случае согласования переустройства и (или) перепланировки в соответствии с типовым проектом переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в многоквартирном доме).

Обращаем внимание, что перечень оснований для отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме и жилом доме, приведенный в ст. 27 ЖК РФ и п. 2.32 Административного регламента от 25.10.2011 N 508-ПП, является исчерпывающим. При этом в решении об отказе должны быть приведены основания отказа с обязательной ссылкой на перечисленные выше нарушения.

- В отдельную категорию дел следует вынести споры, связанные с оспариванием отказа Мосжилинспекции в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения. В судебной практике Мосгорсуда споры по этой категории дел немногочисленны.

Административными истцами по данной категории споров выступают граждане - обычно это собственники жилых помещений, административным ответчиком - Мосжилинспекция или Инспекция по надзору за переустройством помещений в жилых домах по конкретному АО г. Москвы.

Как правило, отказы в согласовании переустройства и (или) перепланировки связаны с непредставлением заявителем необходимых или дополнительных документов (например, Определение Московского городского суда от 15.05.2014 N 4г/6-4643/14): например, решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о передаче в пользование части общего имущества, используемого при переустройстве и (или) перепланировке (Определение Московского городского суда от 29.06.2016 N 4га-6227/2016), или решения общего собрания собственников многоквартирного дома и договора передачи в пользование участка крыши (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 06.10.2014 по делу N 33-39940).

Подавляющее большинство решений по этой категории споров приняты в пользу ответчика (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 06.10.2014 по делу N 33-39940).

Нами обнаружено только одно положительное решение по заявлению о признании незаконным отказа в согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения (Определение Московского городского суда от 29.06.2016 N 4га-6227/2016). Из материалов дела следует, что проект переустройства и перепланировки квартиры предусматривал устройство дополнительных оконных проемов в квартире. Суд пояснил, что перепланировка будет произведена в пределах границ принадлежащей истцу квартиры, доказательства того, что в результате перепланировки будет уменьшено общее имущество многоквартирного дома, перечисленное в ст. 36 ЖК РФ, отсутствуют. Из анализа объекта недвижимости следует, что устройство двух оконных проемов и изменения на фасаде вызваны необходимостью улучшения освещенности и инсоляции жилых комнат в жилой квартире; устройство оконных проемов предполагается выполнить тех же размеров по ширине и высоте, что и существующие, аналогичной конфигурации и с тем же рисунком переплетов; после реализации проектных решений новые окна гармонично впишутся в существующий фасад жилого дома и визуализация фасада существенно не изменится. На основании этого суд признал, что требование о предоставлении решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о передаче в пользование части общего имущества при согласовании переустройства и перепланировки квартиры противоречит положениям ст. 26 ЖК РФ.

- Другую категорию дел составляют споры, связанные с отзывом решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

По общему правилу, решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки действительно в течение года с момента его подписания, срок его действия может продлеваться неограниченное число раз, но не более чем на месяц (п. 3.3 Административного регламента от 25.10.2011 N 508-ПП). Законодательство предусматривает возможность отзыва решения о согласовании. Исчерпывающий перечень оснований для отзыва такого решения приведен в п. 2.42 Административного регламента от 25.10.2011 N 508-ПП. Решение об отзыве решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения подписывается уполномоченным должностным лицом Мосжилинспекции и выдается заявителю с указанием причин отзыва (п. 2.44 Административного регламента от 25.10.2011 N 508-ПП).

В практике Мосгорсуда очень мало споров, связанных с оспариваем отзыва решения Мосжилинспекции о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения. Имеются дела, в которых отзывалось (отменялось) принятое ранее решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения (например, Апелляционные определения Московского городского суда от 02.03.2016 по делу N 33а-7273/2016, от 18.05.2015 по делу N 33-16430).

В судебной практике нами обнаружено единственное положительное решение, когда суд признал незаконным решение Мосжилинспекции об отзыве решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме и жилом доме (Апелляционное определение Московского городского суда от 12.04.2016 по делу N 33-17028/2016). По мнению суда, проведенные работы соответствуют проекту, отсутствуют доказательства того, что перепланировка противоречит строительным нормам и правилам, государственным стандартам, требованиям экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных и иных норм, равно как и требованиям безопасности. Представитель Мосжилинспекции ссылался на п. 2.42.4 Административного регламента от 25.10.2011 N 508-ПП, однако суд указал, что все работы выполнены заявителем в соответствии с разработанной и согласованной проектной документацией, что подтверждается заключением организации, осуществляющей авторский надзор за производством согласованных Мосжилинспекцией работ, - ГУП "МосжилНИИпроект".

- Согласно ч. 1 ст. 28 ЖК РФ завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.

В соответствии с Административным регламентом от 25.10.2011 N 508-ПП акт о завершенном переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения может быть оформлен как в случае, если заявитель получил решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки, так и на ранее выполненные работы без указанного решения о согласовании. Для оформления акта необходимо подать заявление и приложить к нему необходимые документы (п. п. 2.12, 2.13.(1) Административного регламента от 25.10.2011 N 508-ПП). Процедура оформления и выдачи акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке для первого случая, когда у заявителя есть решение о согласовании, описана в п. п. 3.5 - 3.13(1) Административного регламента от 25.10.2011 N 508-ПП. Порядок оформления указанного акта на ранее выполненные работы в случае, когда решение о согласовании предварительно получено не было, определен п. п. 3.14 - 3.14.11.2 Административного регламента от 25.10.2011 N 508-ПП.

Как следует из разъяснений, приведенных в п. 11 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016, акт приемочной комиссии подтверждает законность проведения перепланировки помещения. Составление акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещения приемочной комиссии является подтверждением завершения перепланировки (переустройства) жилого помещения и ее правомерности (согласования), а равно правовым основанием для внесения соответствующих изменений в техническую документацию на такое жилое помещение (например, Кассационное определение Московского городского суда от 19.05.2016 N 4г-2813/2016).

- Соответственно, в третью категорию можно выделить дела об оспаривании отказа Мосжилинспекции в оформлении акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения.

Ответчиком по такому административному иску будет Мосжилинспекция.

Перед обращением в суд рекомендуется проверить правомерность отказа в оформлении акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке. Основания для отказа в оформлении такого акта закреплены в п. п. 2.34, 3.8, 3.9 Административного регламента от 25.10.2011 N 508-ПП для случая, когда заявитель заранее получил решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки, и в п. 2.34(1) того же Регламента - для случая, когда решение о согласовании предварительно получено не было, и акт оформляется на ранее выполненные работы.

В практике Мосгорсуда не найдены споры, в которых истец оспаривает отказ в оформлении акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения. Имеются дела, когда истец оспаривает решение об отказе в оформлении такого акта в отношении переустроенного и перепланированного нежилого помещения (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 02.03.2016 по делу N 33а-4771/2016). Кроме того, есть примеры споров, в которых истец просит признать незаконным бездействие Департамента городского имущества г. Москвы, выразившееся в неутверждении, невыдаче (непредоставлении) истцу акта о завершенном переустройстве и перепланировке помещения в случае, когда жилое помещение переведено в нежилое (например, Апелляционные определения Московского городского суда от 02.02.2016 по делу N 33-1905/2016, от 30.11.2015 по делу N 33-39735/2015, от 26.10.2015 по делу N 33-38730/2015). По таким делам есть положительные решения (например, Определение Московского городского суда от 07.06.2016 N 4г-6408/2016).

Следует учитывать, что с 01.01.2017 действует Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Он предусматривает ведение Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), в состав которого входят, в частности, реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости) и реестр прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость), реестровые дела и кадастровые карты (ст. ст. 1, 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).

Обращаем внимание, что с 15.07.2016 проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверялась только выпиской из ЕГРП, а не свидетельством о государственной регистрации прав или выпиской из ЕГРП по выбору правообладателя, как предусматривалось ранее (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, признан утратившим силу с 01.01.2017 согласно Федеральному закону от 03.07.2016 N 361-ФЗ).

С 01.01.2017 государственный кадастровый учет, государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из ЕГРН (ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).

 

Петухов Олег Анатольевич, руководитель юридической компании ЛЕГАС, основатель центра изучения права и правовой поддержки ЛЕГАС, контакты: 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, legascom.ru , online@legascom.ruАдминистративное исковое заявление о признании незаконным отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения:

 

В _________________________ районный суд

 

Административный истец:

______________ (Ф.И.О.) ____________

адрес/место жительства/место пребывания:

______________________________________,

дата и место рождения: _________________

телефон: ______________________________,

эл. почта: _____________________________

 

Представитель Административного истца:

Петухов Олег Анатольевич

адрес/место жительства/место пребывания:

______________________________________,

дата и место рождения: _________________

телефон: 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78,

эл. почта: _____________________________

 

Административный ответчик: _____________

____________ (наименование) ____________

 

адрес: ________________________________,

телефон: ______________________________,

эл. почта: _____________________________

 

Госпошлина: _______________________ руб.

 

Административное исковое заявление

о признании незаконным отказа в согласовании переустройства

и (или) перепланировки жилого помещения

 

"___" ________ ___ г. _____________________________________ (далее - Административный истец) обратился в Государственную жилищную инспекцию г. Москвы (Мосжилинспекцию)/Инспекцию по надзору за переустройством помещений в жилых домах по _______ административному округу г. Москвы (далее - Административный ответчик) с заявлением о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения (далее - Квартира), собственником которой является Административный истец. Квартира принадлежит Административному истцу на праве собственности, что подтверждается свидетельством о праве собственности (до 15.07.2016)/свидетельством о государственной регистрации права (до 15.07.2016)/выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N _____, выданной "___" ________ _____ г. (с 15.07.2016)/выпиской из Единого государственного реестра недвижимости N _____, выданной "___" ________ _____ г. (с 01.01.2017)/другими документами. Вместе с заявлением Административный истец представил Административному ответчику следующие документы: _________________________.

"___" ________ ___ г. Административным истцом получен письменный отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки Квартиры на основании того, что ________________, и предложено предоставить дополнительные документы/другое.

Административный истец считает подобный отказ незаконным, поскольку Административный ответчик не вправе требовать представления других документов, кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с ч. 2 и 2.1 ст. 26 ЖК РФ/основание для отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки Квартиры, указанное в решении об отказе "___" ________ ___ г. N _____, не предусмотрено действующим законодательством/другое.

Согласно ч. 1 ст. 26 Жилищного кодекса РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.

Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет документы, перечисленные в ч. 2 ст. 26 Жилищного кодекса РФ.

В силу ч. 3 ст. 26 Жилищного кодекса РФ орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с ч. 2 и 2.1 ст. 26 Жилищного кодекса РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 27 Жилищного кодекса РФ отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случаях, предусмотренных в ч. 1 ст. 27 Жилищного кодекса РФ. Согласно ч. 2 ст. 27 Жилищного кодекса РФ решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 27 Жилищного кодекса РФ.

В настоящее время действует Административный регламент по предоставлению государственной услуги "Согласование переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах и оформление приемочной комиссией акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещений в многоквартирных домах и жилых домах" в г. Москве, утвержденный Постановлением Правительства Москвы от 25.10.2011 N 508-ПП (далее - Административный регламент от 25.10.2011 N 508-ПП).

В п. п. 2.10, 2.11, 2.13 Административного регламента от 25.10.2011 N 508-ПП перечислены документы, необходимые для предоставления при обращении за получением решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме и жилом доме.

Согласно п. 2.14 Административного регламента от 25.10.2011 N 508-ПП от заявителя не требуется представление документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусматривается правовыми актами, регулирующими отношения, возникшие в связи с предоставлением государственной услуги и Административным регламентом от 25.10.2011 N 508-ПП.

В п. 2.32 Административного регламента от 25.10.2011 N 508-ПП предусмотрены основания для отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме и жилом доме. Согласно п. 2.33 Административного регламента от 25.10.2011 N 508-ПП перечень оснований для отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме и жилом доме является исчерпывающим.

Административный истец обращался с жалобой по тому же предмету, который указан в настоящем административном исковом заявлении, в вышестоящий в порядке подчиненности орган/к вышестоящему в порядке подчиненности лицу "___" _____ ___ г. В результате рассмотрения жалобы было принято решение ________________.

ИЛИ

Административный истец не обращался с жалобой по тому же предмету, который указан в настоящем административном исковом заявлении, в вышестоящий в порядке подчиненности орган/к вышестоящему в порядке подчиненности лицу.

В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь ст. ст. 26, 27 Жилищного кодекса РФ, п. п. 2.10, 2.11, 2.13, 2.14, 2.32, 2.33 Административного регламента, утв. Постановлением Правительства Москвы от 25.10.2011 N 508-ПП, ст. ст. 124 - 126, 218, 220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

 

ПРОШУ:

 

1. Признать незаконным отказ Административного ответчика в согласовании переустройства и (или) перепланировки Квартиры Административного истца.

2. Обязать Государственную жилищную инспекцию г. Москвы (Мосжилинспекцию)/Инспекцию по надзору за переустройством помещений в жилых домах по _______ административному округу г. Москвы принять решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки Квартиры Административного истца.

 

Приложения:

1. Копия заявления Административного истца в Государственную жилищную инспекцию г. Москвы (Мосжилинспекцию)/Инспекцию по надзору за переустройством помещений в жилых домах по _______ административному округу г. Москвы о переустройстве и (или) перепланировке Квартиры Административного истца.

2. Доказательства, подтверждающие права Административного истца на Квартиру: копия свидетельства о праве собственности на Квартиру от "___" ______ ___ г. N ___ (до 15.07.2016)/свидетельства о государственной регистрации права от "___" ______ ___ г. N ___ (до 15.07.2016)/копия выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N _____, выданной "___" ________ _____ г. (с 15.07.2016)/копия выписки из Единого государственного реестра недвижимости N _____, выданной "___" ________ _____ г. (с 01.01.2017)/копии других документов, подтверждающих права Административного истца на Квартиру.

3. Копия решения об отказе Государственной жилищной инспекции г. Москвы (Мосжилинспекции)/Инспекции по надзору за переустройством помещений в жилых домах по _______ административному округу г. Москвы в согласовании переустройства и (или) перепланировки Квартиры Административного истца.

4. Копия ответа из вышестоящего в порядке подчиненности органа или от вышестоящего в порядке подчиненности лица (если таким органом или лицом была рассмотрена жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении).

5. Доказательства, подтверждающие незаконность отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки Квартиры Административного истца.

6. Копия административного искового заявления и приложенных к нему документов для Административного ответчика.

7. Квитанция об уплате государственной пошлины.

8. Документы для представителя Административного истца, подписавшего административное исковое заявление, который не является адвокатом: доверенность представителя от "___" ______ ___ г. N ____; документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования у представителя (ст. 55 КАС РФ).

9. Документы для представителя Административного истца, подписавшего административное исковое заявление, который является адвокатом: ордер от "___" ______ ___ г. N ____, выданный адвокатским образованием; доверенность от "___" ______ ___ г. N ___ (в случаях, предусмотренных КАС РФ) (ст. ст. 55, 57 КАС РФ).

 

   Представитель Административного истца:

 

   _________________/Петухов О.А.

       (подпись)                   (Ф.И.О.)

 

Судебные акты, прилагаемые к административному исковому заявлению:

Определение Московского городского суда от 29.06.2016 N 4га-6227/2016

 

Петухов Олег Анатольевич, руководитель юридической компании ЛЕГАС, основатель центра изучения права и правовой поддержки ЛЕГАС, контакты: 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, legascom.ru , online@legascom.ruАдминистративное исковое заявление о признании незаконным отзыва решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения:

 

В _________________________ районный суд

 

Административный истец:

________________ (Ф.И.О.) _____________

адрес/место жительства/место пребывания:

______________________________________,

дата и место рождения: _________________

телефон: ______________________________,

эл. почта: _____________________________

 

Представитель Административного истца:

Петухов Олег Анатольевич

адрес/место жительства/место пребывания:

______________________________________,

дата и место рождения: _________________

телефон: 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78,

эл. почта: _____________________________

 

Административный ответчик: _____________

____________ (наименование) ____________

 

адрес: ________________________________,

телефон: ______________________________,

эл. почта: _____________________________

 

Госпошлина: _______________________ руб.

 

Административное исковое заявление о признании

незаконным отзыва решения о согласовании переустройства

и (или) перепланировки жилого помещения

 

"___" ________ ___ г. _____________________________________ (далее - Административный истец) обратился в Государственную жилищную инспекцию г. Москвы (Мосжилинспекцию)/Инспекцию по надзору за переустройством помещений в жилых домах по _______ административному округу г. Москвы (далее - Административный ответчик) с заявлением о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения (далее - Квартира), собственником которой является Административный истец. Квартира принадлежит Административному истцу на праве собственности, что подтверждается свидетельством о праве собственности (до 15.07.2016)/свидетельством о государственной регистрации права (до 15.07.2016)/выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N _____, выданной "___" ________ _____ г. (с 15.07.2016)/выпиской из Единого государственного реестра недвижимости N _____, выданной "___" ________ _____ г. (с 01.01.2017)/другими документами. Вместе с заявлением Административный истец представил Административному ответчику следующие документы: _________________________.

"___" ________ ___ г. Административным истцом получено решение N _____ о согласовании переустройства и (или) перепланировки Квартиры. Получив разрешение на перепланировку, Административный истец приступил к фактическим работам.

"___" ________ ___ г. Административным истцом получено решение N _____ об отзыве ранее выданного Административному истцу решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки Квартиры.

Административный истец считает подобный отзыв незаконным в связи со следующим: ___________.

Согласно ч. 1 ст. 26 Жилищного кодекса РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.

Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет документы, перечисленные в ч. 2 ст. 26 Жилищного кодекса РФ.

В силу ч. 3 ст. 26 Жилищного кодекса РФ орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с ч. 2 и 2.1 ст. 26 Жилищного кодекса РФ.

В соответствии с ч. 5, 6 ст. 26 Жилищного кодекса РФ документ, подтверждающий принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

В настоящее время действует Административный регламент по предоставлению государственной услуги "Согласование переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах и оформление приемочной комиссией акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещений в многоквартирных домах и жилых домах" в г. Москве, утвержденный Постановлением Правительства Москвы от 25.10.2011 N 508-ПП (далее - Административный регламент от 25.10.2011 N 508-ПП).

Согласно п. 3.3 Административного регламента от 25.10.2011 N 508-ПП решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме и жилом доме действительно в течение года с момента его подписания. Срок действия решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме и жилом доме продляется по письменному уведомлению заявителя на срок не более месяца (без ограничения по числу продлений).

Административный регламент от 25.10.2011 N 508-ПП предусматривает возможность и порядок отзыва решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме и жилом доме. В п. 2.42 Административного регламента от 25.10.2011 N 508-ПП предусмотрены основания для отзыва решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме и жилом доме.

Согласно п. 2.43 Административного регламента от 25.10.2011 N 508-ПП перечень оснований для отзыва решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме и жилом доме является исчерпывающим.

В соответствии с п. 2.44 Административного регламента от 25.10.2011 N 508-ПП решение об отзыве решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме и жилом доме (приложение 9 к Административному регламенту от 25.10.2011 N 508-ПП) подписывается уполномоченным должностным лицом Мосжилинспекции и выдается заявителю с указанием причин отзыва.

Административный истец обращался с жалобой по тому же предмету, который указан в настоящем административном исковом заявлении, в вышестоящий в порядке подчиненности орган/к вышестоящему в порядке подчиненности лицу "___" _____ ___ г. В результате рассмотрения жалобы было принято решение ________________.

ИЛИ

Административный истец не обращался с жалобой по тому же предмету, который указан в настоящем административном исковом заявлении, в вышестоящий в порядке подчиненности орган/к вышестоящему в порядке подчиненности лицу.

В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь ст. 26 Жилищного кодекса РФ, п. п. 3.3, 2.42, 2.43, 2.44 Административного регламента, утв. Постановлением Правительства Москвы от 25.10.2011 N 508-ПП, ст. ст. 124 - 126, 218, 220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

 

ПРОШУ:

 

Признать незаконным решение Государственной жилищной инспекции г. Москвы (Мосжилинспекции)/Инспекции по надзору за переустройством помещений в жилых домах по _______ административному округу г. Москвы об отзыве решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки Квартиры Административного истца.

 

Приложения:

1. Копия заявления Административного истца в Государственную жилищную инспекцию г. Москвы (Мосжилинспекцию)/Инспекцию по надзору за переустройством помещений в жилых домах по _______ административному округу г. Москвы о переустройстве и (или) перепланировке Квартиры Административного истца.

2. Доказательства, подтверждающие права Административного истца на Квартиру: копия свидетельства о праве собственности на Квартиру от "___" ______ ___ г. N ___ (до 15.07.2016)/копия свидетельства о государственной регистрации права от "___" ______ ___ г. N ___ (до 15.07.2016)/копия выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N _____, выданной "___" ________ _____ г. (с 15.07.2016)/копия выписки из Единого государственного реестра недвижимости N _____, выданной "___" ________ _____ г. (с 01.01.2017)/копии других документов, подтверждающих права Административного истца на Квартиру.

3. Копия решения Государственной жилищной инспекции г. Москвы (Мосжилинспекции)/Инспекции по надзору за переустройством помещений в жилых домах по _______ административному округу г. Москвы о согласовании переустройства и (или) перепланировки Квартиры Административного истца.

4. Копия решения Государственной жилищной инспекции г. Москвы (Мосжилинспекции)/Инспекции по надзору за переустройством помещений в жилых домах по _______ административному округу г. Москвы об отзыве решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки Квартиры Административного истца.

5. Копия ответа из вышестоящего в порядке подчиненности органа или от вышестоящего в порядке подчиненности лица (если таким органом или лицом была рассмотрена жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении).

6. Доказательства, подтверждающие незаконность отзыва решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки Квартиры Административного истца.

7. Копия административного искового заявления и приложенных к нему документов для Административного ответчика.

8. Квитанция об уплате государственной пошлины.

9. Документы для представителя Административного истца, подписавшего административное исковое заявление, который не является адвокатом: доверенность представителя от "___" ______ ___ г. N ____; документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования у представителя (ст. 55 КАС РФ).

10. Документы для представителя Административного истца, подписавшего административное исковое заявление, который является адвокатом: ордер от "___" ______ ___ г. N ____, выданный адвокатским образованием; доверенность от "___" ______ ___ г. N ___ (в случаях, предусмотренных КАС РФ) (ст. ст. 55, 57 КАС РФ).

 

   Представитель Административного истца:

 

   _________________/Петухов О.А.

       (подпись)                   (Ф.И.О.)

 

Судебные акты, прилагаемые к административному исковому заявлению:

Апелляционное определение Московского городского суда от 12.04.2016 по делу N 33-17028/2016

 

 

 

 

 

 
Актуально
Популярное
Новые статьи