Юридическая компания ЛЕГАС в Вологде. Бесплатные онлайн консультации юриста и другие юридические услуги Юридическая компания ЛЕГАС в Вологде. Бесплатные онлайн консультации юриста и другие юридические услуги
Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте


Практика по спорам о взыскании полной или частичной стоимости авиабилета или железнодорожного билета

Обновлено 29.04.2017 16:28

 

Петухов Олег Анатольевич, руководитель юридической компании ЛЕГАС, основатель центра изучения права и правовой поддержки ЛЕГАС, контакты: 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, legascom.ru , online@legascom.ruФедеральные нормативные правовые акты:

 

Воздушный кодекс Российской Федерации

- ст. 103 "Договор воздушной перевозки пассажира. Договор воздушной перевозки груза. Договор воздушной перевозки почты"

- ст. 105 "Перевозочные документы"

- ст. 108 "Прекращение по инициативе пассажира действия договора воздушной перевозки пассажира"

 

Гражданский кодекс РФ

Основные ссылки:

- ст. 786 "Договор перевозки пассажира"

- ст. 395 "Ответственность за неисполнение денежного обязательства"

Дополнительные ссылки:

- ст. 151 "Компенсация морального вреда"

- параграф 4 гл. 59 "Компенсация морального вреда" (ст. ст. 1099 - 1101)

 

Ст. 83 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"

 

Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"

- ст. 13 "Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за нарушение прав потребителей"

- ст. 15 "Компенсация морального вреда"

- ст. 17 "Судебная защита прав потребителей"

 

П. п. 25, 26 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 N 111

 

Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утв. Приказом Минтранса России от 19.12.2013 N 473

- гл. X "Возврат денег, уплаченных за проезд в поездах дальнего следования"

- гл. XI "Возврат денег, уплаченных за проезд в поездах пригородного сообщения"

 

Правила формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утв. Приказом Минтранса России от 25.09.2008 N 155

- гл. XIII "Порядок расчета суммы, подлежащей возврату в случае прекращения действия договора воздушной перевозки в связи с добровольным отказом пассажира от перевозки"

 

П. п. 226, 227, 229, гл. XXIII Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утв. Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82

 

Петухов Олег Анатольевич, руководитель юридической компании ЛЕГАС, основатель центра изучения права и правовой поддержки ЛЕГАС, контакты: 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, legascom.ru , online@legascom.ruФедеральная судебная практика:

 

При рассмотрении гражданских дел судам следует учитывать, что отношения, одной из сторон которых выступает гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а другой - организация либо индивидуальный предприниматель (изготовитель, исполнитель, продавец, импортер), осуществляющие продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, являются отношениями, регулируемыми ГК РФ, Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(П. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей")

 

Если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.

(П. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей)

 

Расходы на операции по аннулированию бронирования, осуществлению расчетов сумм, причитающихся для возврата, оформлению возврата сумм и расходы на операции по изменению условий договора воздушной перевозки пассажира не включены в пассажирский тариф и являются платой за дополнительные услуги, связанные с изменением договора воздушной перевозки по инициативе пассажира.

(Решение Верховного Суда РФ от 18.05.2011 N ГКПИ11-370)

 

Часть 3 ст. 30 ГПК РФ в системе действующего правового регулирования (т.е. при отсутствии требования об обязательном предъявлении претензии к перевозчику) не препятствует предъявлению гражданином иска, вытекающего из договора перевозки пассажиров или багажа, по правилам подсудности, установленным для исков о защите прав потребителей.

(Определение Конституционного Суда РФ от 20.06.2006 N 170-О)

 

Петухов Олег Анатольевич, руководитель юридической компании ЛЕГАС, основатель центра изучения права и правовой поддержки ЛЕГАС, контакты: 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, legascom.ru , online@legascom.ruПрактика Московского городского суда:

 

Авиакомпания на основании действующего международного законодательства не несет ответственности за действия иммиграционного контроля, являющегося независимой компанией, при этом согласно действующему международному законодательству обязанность по представлению необходимых для вылета документов возложена на пассажира.

(Определение Московского городского суда от 15.04.2016 N 4г-3564/2016)

 

В удовлетворении требования о взыскании денежных средств отказано, поскольку при заключении договора международной перевозки истец был проинформирован о том, что оформление визы для въезда в иностранное государство является обязанностью пассажира.

(Определение Московского городского суда от 15.03.2016 N 4г-2514/2016)

 

Из системного толкования ст. ст. 102, 120 Воздушного кодекса РФ следует, что устранение неисправности воздушного судна, угрожающей жизни и здоровью его пассажиров, наравне с иными обстоятельствами, не зависящими от воли перевозчика, является основанием для освобождения от ответственности, если имеются объективные доказательства их отнесения к чрезвычайным и непредотвратимым при конкретных условиях обстоятельствам.

(Апелляционное определение Московского городского суда от 02.12.2016 по делу N 33-47866/2016)

 

Длительная процедура прохождения паспортного и таможенного контроля не является уважительной причиной опоздания на рейс, поскольку данные условия являются обязательными; перевозчик и аэропорт не могут нести ответственность за деятельность органов, осуществляющих данные виды контроля. Кроме того, пассажир обязан учитывать необходимость их прохождения и прибыть в аэропорт заблаговременно.

(Апелляционное определение Московского городского суда от 26.10.2016 по делу N 33-42668/2016)

 

Оформление ветеринарных сопроводительных документов не относится к компетенции перевозчика. Неоформление истцами заблаговременно необходимых документов для перевозки животного не является основанием для взыскания с перевозчика убытков и компенсации морального вреда.

(Апелляционное определение Московского городского суда от 10.03.2016 по делу N 33-8266/2016)

 

Петухов Олег Анатольевич, руководитель юридической компании ЛЕГАС, основатель центра изучения права и правовой поддержки ЛЕГАС, контакты: 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, legascom.ru , online@legascom.ruКоротко о важном:

 

Исковые требования

Основное:

- о возврате полной или частичной стоимости авиа- или железнодорожного билета

Дополнительное:

- о компенсации морального вреда

 

- Надлежащим ответчиком по данной категории споров является транспортная компания (перевозчик), у которой были приобретены авиа- или железнодорожные билеты, отказавшаяся возвращать стоимость приобретенных ранее и не использованных билетов при наличии у пассажира законного права на возврат денежных средств. Наряду с непосредственным перевозчиком в качестве ответчика может выступать и лицо, реализовавшее билет пассажиру (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 02.10.2015 N 33-36609/2015).

При этом следует учитывать, что нередко между авиакомпаниями заключается так называемое соглашение "код-шеринг", по которому фактически рейс выполняется не той авиакомпанией, которая указана в билете в графе "перевозчик". В подобных случаях в качестве ответчика следует указывать именно ту компанию, которая непосредственно осуществляет рейс (например, Определение Московского городского суда от 11.11.2016 N 4г-14134/2016).

- Перед обращением в суд с исковым заявлением необходимо ознакомиться с перечнем оснований для возврата билетов. При отсутствии законных оснований для возврата требования истца будут отклонены.

Основания, условия и порядок возврата железнодорожных билетов прописаны в следующих документах:

- ст. 83 Закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации";

- п. 25 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 N 111;

- п. п. 85, 86, 87 Правил, утв. Приказом Минтранса России от 19.12.2013 N 473.

- Стоимость железнодорожного билета состоит из стоимости проездного билета и стоимости плацкарты - размеры этих сумм указываются в билете.

- Билет может быть возвращен как по инициативе пассажира, так и при наличии вины перевозчика.

- Вернуть полную стоимость железнодорожного билета на поезд дальнего следования по инициативе пассажира можно только при условии отказа от поездки и возврата билета не позднее чем за 8 часов до отправления поезда согласно расписанию. Возврату при этом подлежит стоимость проезда, состоящая из стоимости билета и стоимости плацкарты, платы за сервисное обслуживание и иных платежей (если они взимались при оформлении билета).

- При возврате билета менее чем за 8 часов, но не позднее чем за 2 часа до отправления поезда пассажир вправе вернуть средства в размере стоимости билета и 50 процентов стоимости плацкарты.

- При возврате билета менее чем за два часа до отправления поезда можно получить только стоимость билета без стоимости плацкарты.

Обратите внимание: во всех трех случаях сбор за резервирование мест в поездах дальнего следования не подлежит возврату в силу закона, поэтому включать в иск требование о взыскании этой суммы нецелесообразно.

- Кроме того, закон (ст. 83 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации") предусматривает ряд оснований для возврата полной стоимости билета не по вине пассажира и вне зависимости от срока возврата билета. Так, вернуть деньги за билет можно: в случае отмены отправления поезда или задержки его отправления; в случае опоздания по вине перевозчика на согласованный поезд при пересадке; в случае прекращения поездки в пути следования в связи с перерывом в движении поездов. Помимо этого, ряд оснований для полного возврата стоимости билета дальнего следования закреплен в п. 84 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утв. Приказом Минтранса России от 19.12.2013 N 473. Так, потребовать полного возврата стоимости билетов, включая сборы, плату за сервисное обслуживание и иные платежи, без взимания сбора за оформление возврата денег, можно: при непредоставлении пассажиру места в поезде согласно приобретенному проездному документу (билету) на основании акта, составленного начальником (механиком-бригадиром) пассажирского поезда; при отмене поезда, указанного в проездном документе (билете); при задержке отправления поезда, указанного в проездном документе (билете), со станции посадки пассажира.

- Закон предусматривает возможность вернуть часть стоимости билета в случае задержки или опоздания поезда. В соответствии со ст. 110 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" за задержку отправления поезда или за опоздание поезда на железнодорожную станцию назначения перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере трех процентов стоимости проезда за каждый час задержки, но не более чем в размере стоимости проезда, если не докажет, что задержка или опоздание поезда произошли вследствие обстоятельств непреодолимой силы, устранения угрожающей жизни или здоровью пассажира неисправности транспортных средств, возникшей не по вине перевозчика, или иных не зависящих от перевозчика обстоятельств. При этом задержка отправления или опоздания поезда менее чем на 1 час в расчет не принимается (п. 76 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 N 111).

- Вернуть деньги можно не только за билеты на поезда дальнего следования, но и за билеты на поезда пригородного сообщения. Порядок и основания возврата на такие поезда закреплен в гл. XI Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утв. Приказом Минтранса России от 19.12.2013 N 473.

Относительно возврата неиспользованного авиабилета необходимо учитывать следующее:

- Порядок возврата стоимости приобретенного ранее и не использованного авиабилета закреплен в ст. 108 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ).

- Требовать возврата полной стоимости неиспользованного авиабилета гражданин вправе (п. 2 ст. 108 ВК РФ), во-первых, в случае вынужденного отказа пассажира от перелета в связи:

- с болезнью пассажира или члена его семьи (супруги, родители и дети) либо близкого родственника (дедушки, бабушки, внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры), которые совместно следуют с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами;

- со смертью члена семьи пассажира или его близкого родственника (при наличии документального подтверждения).

В обоих названных случаях обязательным условием возврата денег является уведомление об указанных обстоятельствах перевозчика до окончания регистрации пассажиров на рейс.

Во-вторых, вернуть полную стоимость провозной платы гражданин может в случае вынужденного отказа от перелета в связи с задержкой отправления воздушного судна и другими предусмотренными федеральными авиационными правилами действиями (бездействием) перевозчика, которые влекут за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки пассажира. Полный перечень оснований вынужденного отказа от перевозки закреплен в п. 227 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утв. Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82. Эти случаи признаются добровольным отказом пассажира от перевозки (п. 229 Федеральных авиационных правил, утв. Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82).

- Закон устанавливает ряд случаев, когда стоимость авиабилета возвращается пассажиру частично, за исключением суммы фактически понесенных перевозчиком расходов (пп. 1, 2 п. 1 ст. 108 ВК РФ): если договором воздушной перевозки предусмотрено условие о возврате пассажиру стоимости авиабилета и пассажир уведомил перевозчика об отказе от перелета не позднее чем за 24 часа до окончания времени регистрации пассажиров на рейс; если пассажир уведомил перевозчика об отказе от перелета позднее чем за 24 часа до окончания времени регистрации на рейс, но до окончания такой регистрации, стоимость билета возвращается за вычетом неустойки, равной 25%, которая может быть уменьшена перевозчиком.

- Необходимо учитывать, что в ряде случаев требовать возврата стоимости авиабилета нецелесообразно, поскольку перевозчик не обязан осуществлять такой возврат в силу закона. В частности, стоимость авиабилета не возвращается (пп. 3, 4 п. 1 ст. 108 ВК РФ): если пассажир уведомил перевозчика об отказе от перелета после окончания установленного времени регистрации пассажиров на рейс; если в условиях договора воздушной перевозки предусмотрен отказ от возврата провозной платы (так называемый "невозвратный билет").

- К отношениям, связанным с приобретением авиа- или железнодорожного билета и возвратом его стоимости, применяются положения Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (п. п. 1, 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17). Роспотребнадзор пояснил, что основу законодательства, регулирующего оказание услуг по пассажирским перевозкам, составляют нормы общегражданского законодательства. Отношения между перевозчиком и пассажиром регулируются в том числе Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (Письмо от 22.09.2010 N 01-09/1927 "О защите прав пассажиров при опоздании или задержке поезда дальнего или местного следования").

- В зависимости от цены иска дела данной категории могут рассматриваться мировым судьей или районным судом. Согласно пп. 5 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей 50 тыс. руб., рассматриваются мировым судьей. При цене иска, превышающей указанную сумму, дело подлежит рассмотрению районным судом (ст. 24 ГПК РФ).

- По общему правилу (ст. 28 ГПК РФ) иск предъявляется в суд по месту нахождения организации-ответчика. Вместе с тем при предъявлении исковых требований о защите прав потребителей применяется правило, закрепленное в ст. 29 ГПК РФ, согласно которому иск может быть предъявлен также по месту жительства или месту пребывания истца либо по месту заключения или исполнения договора.

В п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 разъяснено следующее. Суд не вправе возвратить исковое заявление, содержащее требование к перевозчику (за исключением лиц, осуществляющих судоходство на внутренних водных путях) пассажира и (или) багажа, которое подано по правилам подсудности, установленным для исков о защите прав потребителей, в том числе и в связи с осуществлением чартерных воздушных перевозок пассажиров в рамках исполнения договора о реализации туристского продукта.

- Размер государственной пошлины по данной категории споров определяется на основании пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ и зависит от цены иска, то есть суммы, истребуемой с ответчика (пп. 1 ч. 1 ст. 91 ГПК РФ).

- Согласно п. 3 ст. 333.36 НК РФ при подаче в суды общей юрисдикции, а также мировым судьям исковых заявлений, содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, истцы освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если цена иска не превышает 1 млн руб. Если цена иска превышает 1 млн руб., истцы уплачивают государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб.

- Обращаем внимание, что с 01.01.2017 исковое заявление может быть подано в суд как на бумажном носителе, так и в электронном виде - в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, - посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети Интернет (ч. 1.1 ст. 3 ГПК РФ в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 220-ФЗ).

 

Петухов Олег Анатольевич, руководитель юридической компании ЛЕГАС, основатель центра изучения права и правовой поддержки ЛЕГАС, контакты: 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, legascom.ru , online@legascom.ruРекомендации истцу:

 

- В соответствии с действующими нормами гражданского законодательства (ст. ст. 151, 1099, 1101 ГК РФ) обязанность компенсации морального вреда может быть возложена только на лицо, виновное в причинении такого вреда, за исключением случаев, перечисленных в ст. 1100 ГК РФ.

В рассматриваемой категории споров, помимо основного искового требования, можно также заявить требование о компенсации морального вреда, однако нужно иметь в виду, что при этом истцу придется доказать противоправность действий ответчика, наступление вреда и причинно-следственную связь между этими событиями.

Как следует из п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам связанных о защите прав потребителей", при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

- Включая в иск требование о компенсации морального вреда, можно сослаться на ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей". Кроме того, на основании п. 6 ст. 13 того же Закона с ответчика может быть взыскан штраф за отказ удовлетворить требование потребителя в добровольном порядке.

- В исковое заявление можно включить требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период просрочки их возврата на основании п. 1 ст. 395 ГК РФ (Апелляционное определение Московского городского суда от 02.10.2015 N 33-36609/2015).

При этом следует учитывать правило, закрепленное в п. 4 той же статьи, согласно которому в случае, когда соглашением сторон предусмотрена неустойка за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежного обязательства, проценты не подлежат взысканию, если иное не установлено законом или договором. Таким образом, при составлении иска следует обратить внимание на условия договора перевозки об ответственности перевозчика.

- Одной из обязанностей авиаперевозчика или уполномоченного им лица является обязанность информировать пассажира до заключения договора воздушной перевозки об условиях возврата уплаченной провозной платы (п. п. 1, 1.1 ст. 103 ВК РФ). Если перевозчик не выполнил эту обязанность, следует обратить на это внимание суда.

 

В связи с небольшим количеством судебной практики по рассматриваемой категории споров в настоящем материале не приводится таблица обстоятельств, которые нужно доказать истцу для принятия решения в его пользу.

 

Петухов Олег Анатольевич, руководитель юридической компании ЛЕГАС, основатель центра изучения права и правовой поддержки ЛЕГАС, контакты: 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, legascom.ru , online@legascom.ruИсковое заявление о взыскании денежных средств за железнодорожный билет:

 

В ________________________________ суд/

Мировому судье судебного участка N ____

 

Истец: ___________ (Ф.И.О.) ___________

 

адрес: _______________________________,

телефон: _____________________________,

эл. почта: ____________________________

 

Представитель Истца: Петухов Олег Анатольевич

 

адрес: _______________________________,

телефон: 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78,

эл. почта: ____________________________

 

Ответчик: _______ (наименование) ______

адрес: _______________________________,

телефон: _____________________________,

эл. почта: ____________________________

Цена иска _____________________________

 

Исковое заявление

о взыскании денежных средств за железнодорожный билет

 

"___" ________ 20__ г. _________________________________ (далее - Истец) у _________________________________________ (далее - Ответчик) был приобретен железнодорожный билет на поезд дальнего следования N _______ по маршруту ________________________________________ (далее - Билет).

Бронирование и оплата указанного Билета были осуществлены непосредственно у Ответчика/у уполномоченного Ответчиком лица ________________________________________.

"___" ________ 20__ г. Истец обратился к Ответчику с заявлением об отказе от поездки и требованием о возврате полной/частичной стоимости Билета. Ответчиком данное требование удовлетворено не было/было удовлетворено не в полном объеме.

Поскольку договор перевозки пассажира заключался Истцом исключительно для личных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, на отношения между Истцом и Ответчиком распространяются нормы Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".

Как следует из прилагаемых к настоящему исковому заявлению документов:

- Истец обратился к Ответчику с заявлением о возврате стоимости неиспользованного Билета не позднее чем за 8 часов до отправления поезда.

Согласно ч. 3 ст. 83 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" при возврате неиспользованного проездного документа (билета) для проезда в поезде дальнего следования не позднее чем за 8 часов до отправления поезда пассажир имеет право получить обратно стоимость проезда, состоящую из стоимости билета и стоимости плацкарты.

- Истец обратился к Ответчику с заявлением о возврате стоимости неиспользованного Билета менее чем за 8, но не позднее чем за 2 часа до отправления поезда.

Согласно ч. 3 ст. 83 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" при возврате неиспользованного проездного документа (билета) для проезда в поезде дальнего следования менее чем за 8 часов, но не позднее чем за 2 часа до отправления поезда пассажир имеет право получить стоимость билета и 50 процентов стоимости плацкарты.

- Истец обратился к Ответчику с заявлением о возврате стоимости неиспользованного Билета менее чем за 2 часа до отправления поезда.

Согласно ч. 3 ст. 83 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" при возврате неиспользованного проездного документа (билета) для проезда в поезде дальнего следования менее чем за 2 часа до отправления поезда пассажир вправе получить обратно стоимость билета. Стоимость плацкарты в таком случае не выплачивается.

- Основанием для обращения Истца к Ответчику с заявлением о возврате стоимости неиспользованного Билета стала отмена отправления поезда/задержка отправления поезда/опоздание по вине Ответчика на согласованный поезд при пересадке/прекращение поездки в пути следования в связи с перерывом движения поездов.

Согласно ч. 2 ст. 83 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" пассажир имеет право:

- получать от перевозчика полную стоимость проезда за непроследованное расстояние независимо от срока возврата проездного документа (билета) до отправления поезда в случае отмены отправления поезда, задержки отправления поезда;

- получать от перевозчика полную стоимость проезда при возврате проездного документа (билета) в пункте пересадки в случае опоздания по вине перевозчика на согласованный поезд;

- получать от перевозчика полную стоимость проезда за непроследованное расстояние при прекращении поездки в пути следования в связи с перерывом в движении поездов.

Таким образом, Истец полагает, что у него имеются законные основания требовать от Ответчика возврата полной/частичной стоимости приобретенного Билета, однако Ответчик отказался выполнять законное требование Истца.

Поскольку Ответчиком была допущена просрочка возврата стоимости Билета, с него подлежат взысканию проценты за пользование чужими денежными средствами на основании п. 1 ст. 395 ГК РФ в размере ____________ руб.

Как следует из ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Истец полагает, что, отказывая в исполнении его законных требований, Ответчик причинил ему моральный вред, размер которого Истец оценивает в ________________ руб.

Согласно п. 6 ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50 процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

В связи с вышеизложенным и на основании ст. 83 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", ст. ст. 395, 786 ГК РФ, ст. ст. 13, 15, 17 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", а также ст. ст. 131, 132 ГПК РФ,

 

ПРОШУ:

 

1. Взыскать с Ответчика стоимость Билета в размере _____________ руб.

2. Взыскать с Ответчика проценты за пользование чужими денежными средствами в размере ________________ руб.

3. Взыскать с Ответчика компенсацию причиненного Истцу морального вреда в размере ________________ руб.

4. Взыскать с Ответчика штраф за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя.

 

Приложения:

1. Копия Билета.

2. Копии документов, подтверждающих факты отмены отправления поезда/задержки отправления поезда/опоздания пассажира по вине перевозчика на согласованный поезд при пересадке/перерывов в движении поездов.

3. Копия заявления Истца на имя Ответчика с требованием о возврате стоимости Билета.

4. Расчет процентов за пользование чужими денежными средствами.

5. Расчет цены иска.

6. Копия искового заявления и приложенных к нему документов для Ответчика.

7. Доверенность на представителя от "___" ______ ___ г. N ___ (если исковое заявление подписано представителем Истца).

 

   Представитель Истца:

 

   _________________/Петухов О.А.

       (подпись)                   (Ф.И.О.)

 

Петухов Олег Анатольевич, руководитель юридической компании ЛЕГАС, основатель центра изучения права и правовой поддержки ЛЕГАС, контакты: 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, legascom.ru , online@legascom.ruИсковое заявление о взыскании денежных средств за авиабилет:

 

В ________________________________ суд/

Мировому судье судебного участка N ____

 

Истец: ___________ (Ф.И.О.) ___________

 

адрес: _______________________________,

телефон: _____________________________,

эл. почта: ____________________________

 

Представитель Истца: Петухов Олег Анатольевич

 

адрес: _______________________________,

телефон: 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78

эл. почта: ____________________________

 

Ответчик: _______ (наименование) ______

адрес: _______________________________,

телефон: _____________________________,

эл. почта: ____________________________

Цена иска _____________________________

 

Исковое заявление

о взыскании денежных средств за авиабилет

 

"___" ________ 20__ г. _________________________________ (далее - Истец) был приобретен авиабилет по маршруту ________________________________ (далее - Авиабилет) на рейс N ______________ авиакомпании _________________________________________ (далее - Ответчик).

Бронирование и оплата указанного Авиабилета были осуществлены непосредственно у Ответчика/у уполномоченного Ответчиком лица ________________________________________.

Согласно п. 2 ст. 786 ГК РФ и п. 2 ст. 105 ВК РФ договор воздушной перевозки удостоверяется билетом.

Как следует из п. 1.1 ст. 103 ВК РФ, пассажир вправе заключить с перевозчиком договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие возврата уплаченной по договору воздушной перевозки провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира. Перевозчик или уполномоченное им лицо обязаны информировать пассажира об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы до заключения договора воздушной перевозки пассажира. Порядок информирования пассажиров об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы устанавливается федеральными авиационными правилами. В случае непредставления информации об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку пассажира провозной платы перевозчик или уполномоченное им лицо несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

"___" ________ 20__ г. Истец обратился к Ответчику с заявлением об отказе от авиаперевозки и требованием о возврате полной/частичной стоимости Авиабилета. Ответчиком данное требование удовлетворено не было/было удовлетворено не в полном объеме.

Поскольку договор перевозки пассажира заключался Истцом исключительно для личных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, на отношения между Истцом и Ответчиком распространяются нормы Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".

Как следует из прилагаемых к настоящему исковому заявлению документов:

- Истец уведомил Ответчика об отказе от воздушной перевозки не позднее чем за 24 часа до окончания времени регистрации пассажиров на рейс.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 108 ВК РФ, если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата (за исключением суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира) при условии, что пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки не позднее чем за 24 часа до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс.

- Истец уведомил Ответчика об отказе от воздушной перевозки позднее чем за 24 часа до окончания времени регистрации пассажиров на рейс, но до момента окончания регистрации.

Согласно пп. 2, 3 п. 1 ст. 108 ВК РФ, если пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки с нарушением сроков, установленных в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 108 ВК РФ, до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата с взысканием неустойки в размере 25 процентов уплаченной за воздушную перевозку пассажира провозной платы и суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира. Перевозчик вправе уменьшить размер указанной неустойки.

Если пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки после окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, пассажиру не возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата.

- Договор воздушной перевозки не содержит условия о невозврате провозной платы при расторжении договора.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 108 ВК РФ, если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, уплаченная за воздушную перевозку пассажира провозная плата не возвращается, за исключением неиспользованных сумм, взимаемых перевозчиком в пользу иных организаций в соответствии с законодательством иностранных государств, с территорий, на территории или через территории которых осуществляется воздушная перевозка пассажира.

- Истец был вынужден отказаться от воздушной перевозки в связи с болезнью Истца или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующих с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами/в связи со смертью члена его семьи или близкого родственника, что подтверждается документально (например, свидетельство о смерти), и уведомил об этом Ответчика до окончания времени регистрации пассажиров на указанный в Авиабилете рейс.

Согласно п. 2 ст. 108 ВК РФ в случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки в связи с болезнью пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующих с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами, либо в связи со смертью члена его семьи или близкого родственника, что подтверждается документально, и уведомления об этом перевозчика до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата.

В силу п. 3 ст. 108 ВК РФ под членами семьи понимаются супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные), под близкими родственниками - дедушки, бабушки и внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры.

- Истец был вынужден отказаться от воздушной перевозки в связи с задержкой отправления воздушного судна, иными предусмотренными федеральными авиационными правилами действиями (бездействием) Ответчика, влекущими за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки пассажира.

Согласно п. 2 ст. 108 ВК РФ в случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки в связи с задержкой отправления воздушного судна, иными предусмотренными федеральными авиационными правилами действиями (бездействием) перевозчика, влекущими за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата.

Таким образом, Истец полагает, что у него имеются законные основания требовать от Ответчика возврата полной/частичной стоимости приобретенного Авиабилета, однако Ответчик отказался выполнять законное требование Истца.

Поскольку Ответчиком была допущена просрочка возврата стоимости Авиабилета, с него подлежат взысканию проценты за пользование чужими денежными средствами на основании п. 1 ст. 395 ГК РФ в размере ____________ руб.

Как следует из ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Истец полагает, что, отказывая в исполнении его законных требований, Ответчик причинил ему моральный вред, размер которого Истец оценивает в ________________ руб.

Согласно п. 6 ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50 процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

В связи с вышеизложенным и на основании ст. ст. 103, 105, 108 ВК РФ, ст. ст. 395, 786 ГК РФ, ст. ст. 13, 15, 17 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", а также ст. ст. 131, 132 ГПК РФ,

 

ПРОШУ:

 

1. Взыскать с Ответчика стоимость Авиабилета в размере _____________ руб.

2. Взыскать с Ответчика проценты за пользование чужими денежными средствами в размере ________________ руб.

3. Взыскать с Ответчика компенсацию причиненного Истцу морального вреда в размере ________________ руб.

4. Взыскать с Ответчика штраф за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя.

 

Приложения:

1. Копия Авиабилета.

2. Копия заявления Истца на имя Ответчика с требованием о возврате стоимости Авиабилета.

3. Расчет процентов за пользование чужими денежными средствами.

4. Расчет цены иска.

5. Копии медицинских и иных документов, подтверждающих болезнь Истца/члена семьи Истца/близкого родственника Истца, совместно следующих с Истцом на воздушном судне/смерть члена семьи Истца/близкого родственника Истца (например, выписка из медкарты, свидетельство о смерти и т.д.).

6. Копия искового заявления и приложенных к нему документов для Ответчика.

7. Доверенность на представителя от "___" ______ ___ г. N ___ (если исковое заявление подписано представителем Истца).

 

   Представитель Истца:

 

   _________________/Петухов О.А.

       (подпись)                   (Ф.И.О.)

 

 

 

 

 
Актуально
Популярное
Новые статьи