Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Эмиссия акций, размещаемых при учреждении акционероного общества

Обновлено 20.10.2017 11:34

 

ПОРЯДОК ЭМИССИИ АКЦИЙ, РАЗМЕЩАЕМЫХ ПРИ УЧРЕЖДЕНИИ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА

ЭТАП 1.

РАЗМЕЩЕНИЕ АКЦИЙ

1. Размещение акций при учреждении АО

Переход к этапу 2

 

ЭТАП 2.

СОСТАВЛЕНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ РЕШЕНИЯ О ВЫПУСКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ АО

1. Составление решения о выпуске ценных бумаг АО

2. Утверждение решения о выпуске ценных бумаг АО

3. Регистрация членов совета директоров (наблюдательного совета) АО, прибывших на заседание

4. Открытие заседания совета директоров (наблюдательного совета) АО и определение кворума

5. Принятие решений по вопросу повестки дня на заседании совета директоров (наблюдательного совета) АО

6. Занесение результатов голосования в протокол заседания совета директоров (наблюдательного совета) АО

7. Порядок проведения заседания совета директоров в форме заочного голосования

Переход к этапу 3

ЭТАП 3.

СОСТАВЛЕНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ ОТЧЕТА ОБ ИТОГАХ ВЫПУСКА ЦЕННЫХ БУМАГ АО

1. Составление отчета об итогах выпуска ценных бумаг АО

2. Утверждение отчета об итогах выпуска ценных бумаг АО

Переход к этапу 4

ЭТАП 4.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ВЫПУСКА АКЦИЙ И ОТЧЕТА

ОБ ИТОГАХ ВЫПУСКА АКЦИЙ

1. Подача документов в Банк России

2. Принятие Банком России решения о государственной регистрации выпуска акций и отчета об итогах выпуска акций

 

ЭТАП 1. РАЗМЕЩЕНИЕ АКЦИЙ

1.1. Размещение акций

основные применимые нормы:

- п. 5 ст. 9, п. 2 ст. 25 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО);

- п. 1 ст. 19, п. 3 ст. 24 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг);

- п. 2 ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ);

- п. п. 1.2, 12.1, 12.2 Положения Банка России от 11.08.2014 N 428-П "О стандартах эмиссии ценных бумаг, государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг" (далее - Стандарты эмиссии);

- п. 7.4.1 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденного Постановлением ФКЦБ России от 02.10.1997 N 27 (далее - Положение N 27);

- Порядок открытия и ведения держателями реестров владельцев ценных бумаг лицевых и иных счетов, утвержденный Приказом ФСФР России от 30.07.2013 N 13-65/пз-н (далее - Порядок ведения лицевых счетов).

При учреждении АО акции размещаются путем распределения среди учредителей этого общества, а в случае учреждения АО одним лицом - путем приобретения единственным учредителем (п. 2 ст. 25 Закона об АО, п. 12.1 Стандартов эмиссии).

Размещение акций при учреждении АО осуществляется на основании договора о его создании, а в случае учреждения одним лицом - решения об учреждении, принятого единственным учредителем (п. 12.2 Стандартов эмиссии).

Так, учредители АО заключают между собой письменный договор о создании общества, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению АО, размер уставного капитала, категории и типы акций, подлежащих размещению среди учредителей, размер и порядок их оплаты, права и обязанности учредителей по созданию АО.

Подробнее см.: Порядок создания акционерного общества несколькими лицами

При учреждении общества одним лицом соответствующее решение должно определять размер уставного капитала, категории (типы) акций, размер и порядок их оплаты (п. 5 ст. 9 Закона об АО). Подробнее см.: Создание акционерного общества одним лицом

Момент размещения акций

Размещение акций при учреждении АО имеет свои особенности.

В этом случае эмиссионные ценные бумаги размещаются до государственной регистрации их выпуска (п. 3 ст. 19 Закона о рынке ценных бумаг, п. 1.2 Стандартов эмиссии).

Распределение акций среди учредителей (приобретение акций единственным учредителем) осуществляется в день государственной регистрации АО до государственной регистрации их выпуска (п. 3 ст. 24 Закона о рынке ценных бумаг, п. 12.1 Стандартов эмиссии).

Моментом государственной регистрации АО признается внесение регистрирующим (налоговым) органом записи в ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 11 Закона N 129-ФЗ).

Внесение в реестр акционеров записи о размещении акций

Согласно п. 7.4.1 Положения N 27 при распределении акций в случае учреждения АО необходимо провести следующие мероприятия:

- внести в реестр акционеров информацию об эмитенте в соответствии с п. 3.1 Положения N 27;

- внести в реестр акционеров информацию о выпуске ценных бумаг в соответствии с п. 3.2 Положения N 27;

- открыть эмиссионный счет эмитента и зачислить на него ценные бумаги в количестве, указанном в решении о выпуске ценных бумаг;

- открыть лицевые счета зарегистрированным лицам и посредством списания ценных бумаг с эмиссионного счета эмитента зачислить на них такие бумаги в количестве, указанном в решении о выпуске ценных бумаг;

- провести сверку количества размещенных ценных бумаг с количеством ценных бумаг, зачисленных на лицевые счета зарегистрированных лиц.

Если акции размещаются при учреждении акционерного общества, то в соответствии с п. 3.33 Порядка ведения лицевых счетов операции зачисления акций, подлежащих размещению, на эмиссионный счет, списания их с такого счета и зачисления на лицевые счета совершаются на основании договора о создании акционерного общества (в случае учреждения акционерного общества одним лицом - решения об учреждении АО) и документа, подтверждающего государственную регистрацию упомянутого общества. Указанные операции совершаются одновременно по состоянию на дату государственной регистрации названного акционерного общества с занесением записи об этом в регистрационный журнал, ведение которого осуществляет держатель реестра по соответствующему эмитенту.

ЭТАП 2. СОСТАВЛЕНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ РЕШЕНИЯ О ВЫПУСКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ АО

2.1. Составление решения о выпуске ценных бумаг АО

основные применимые нормы:

- п. п. 3.6, 5.2 Положения Банка России от 11.08.2014 N 428-П "О стандартах эмиссии ценных бумаг, государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг" (далее - Стандарты эмиссии).

Согласно п. 5.2 Стандартов эмиссии при составлении решения о выпуске ценных бумаг следует руководствоваться Приложением N 10 к Стандартам эмиссии

Решение о выпуске ценных бумаг подписывается лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа эмитента, с указанием даты подписания и скрепляется печатью эмитента (п. 3.6 Стандартов эмиссии).

Следует отметить: если полномочия единоличного исполнительного органа эмитента переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации), решение о выпуске ценных бумаг подписывает лицо, занимающее должность (осуществляющее функции) единоличного исполнительного органа такой организации. При этом указываются реквизиты (номер и дата заключения) договора, по которому ей переданы полномочия единоличного исполнительного органа эмитента. Если решение подписывает представитель управляющей организации, действующий на основании доверенности, дополнительно приводятся ее реквизиты (номер и дата выдачи) (п. 3.6 Стандартов эмиссии).

2.2. Утверждение решения о выпуске ценных бумаг АО

основные применимые нормы:

- п. 1 ст. 64 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО);

- п. 3.2 Положения Банка России от 11.08.2014 N 428-П "О стандартах эмиссии ценных бумаг, государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг" (далее - Стандарты эмиссии).

Решение о выпуске ценных бумаг хозяйственного общества утверждается советом директоров (наблюдательным советом) или органом управления, осуществляющим в соответствии с федеральными законами функции такого совета (п. 3.2 Стандартов эмиссии).

Согласно п. 1 ст. 64 Закона об АО если число акционеров - владельцев голосующих акций меньше 50, устав общества может предусматривать, что функции совета директоров (наблюдательного совета) осуществляет общее собрание акционеров.

Далее будет рассмотрен порядок утверждения решения о выпуске ценных бумаг на заседании совета директоров АО.

Процедуру проведения внеочередного общего собрания акционеров см.

2.2.1. Регистрация членов совета директоров (наблюдательного совета) АО, прибывших на заседание

основные применимые нормы:

- п. п. 1, 5, 8 ст. 68 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО).

Порядок проведения заседаний совета директоров (наблюдательного совета) определяется уставом или внутренним документом общества (п. 1 ст. 68 Закона об АО).

Законодательством РФ не предусмотрена регистрация членов совета директоров (наблюдательного совета). Однако это целесообразно для определения кворума.

Более того, чтобы избежать признания принятых на заседании решений недействительными, представляется, что регистрацию членов совета целесообразно проводить в письменной форме с фиксацией подписей.

2.2.2. Открытие заседания совета директоров (наблюдательного совета) АО и определение кворума

основные применимые нормы:

- п. 2 ст. 67, п. п. 1, 2 ст. 68 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО);

- п. 159 гл. II ч. "Б" Кодекса корпоративного управления, рекомендованного к применению письмом Банка России от 10.04.2014 N 06-52/2463 (далее - Кодекс корпоративного управления).

Законодательством РФ не регламентирована процедура открытия заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Порядок проведения таких заседаний определяется уставом или внутренним документом общества (п. 1 ст. 68 Закона об АО).

Председатель совета организует его работу (п. 2 ст. 67 Закона об АО). Представляется, что к такой организации относится и открытие заседания.

При открытии заседания председателю совета директоров (наблюдательного совета) следует установить наличие кворума.

Кворум для проведения заседания определяется уставом общества, но должен быть не менее половины от числа избранных членов совета (п. 2 ст. 68 Закона об АО).

Подробнее

Уставом или внутренним документом общества может быть предусмотрен учет письменного мнения члена совета директоров (наблюдательного совета), отсутствующего на заседании, при определении наличия кворума и результатов голосования (п. 1 ст. 68 Закона об АО, п. 159 гл. II ч. "Б" Кодекса корпоративного управления). Во внутренних документах общества рекомендуется установить порядок представления письменного мнения, который позволит оперативно направить и получить данную информацию.

Анализ судебной практики позволяет сделать вывод о том, что дробный голос при определении кворума не может округляться ни в сторону уменьшения (см. Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 26.05.2005 N А11-5598/2004-К1-10/192, ФАС Уральского округа от 26.10.2004 N Ф09-3575/04-ГК по делу N А34-827/04, Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2010 по делу N А08-8421/2009-21), ни в сторону увеличения (см. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 09.06.2009 по делу N А29-915/2008).

обратите внимание!

Когда количество членов совета директоров (наблюдательного совета) становится меньше количества, составляющего кворум, совет обязан принять решение о проведении внеочередного общего собрания акционеров для избрания нового состава совета директоров (наблюдательного совета). Оставшиеся члены совета вправе принимать решение только о созыве такого собрания (п. 2 ст. 68 Закона об АО).

Решения совета директоров (наблюдательного совета), принятые при отсутствии кворума, если его наличие является обязательным условием проведения заседания, или без необходимого для принятия решения большинства голосов, не имеют силы независимо от обжалования их в судебном порядке (п. 8 ст. 68 Закона об АО).

Председатель совета директоров (наблюдательного совета), установив наличие кворума для проведения заседания, оглашает повестку дня.

2.2.3. Принятие решений по вопросу повестки дня на заседании совета директоров (наблюдательного совета) АО

основные применимые нормы:

- п. 1 ст. 64, п. п. 1, 3 ст. 68 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО).

Повестка дня

Вопрос 1. Об утверждении решения о выпуске ценных бумаг общества.

Решения на заседании совета директоров (наблюдательного совета) принимаются большинством голосов членов совета, участвующих в заседании, если Законом об АО, уставом общества или его внутренним документом, определяющим порядок созыва и проведения заседаний совета, не предусмотрено большее число голосов для принятия соответствующих решений (п. 3 ст. 68 Закона об АО).

Подробнее

Принятие решения по вопросу повестки дня: Об утверждении решения о выпуске ценных бумаг общества.

Голосование <*>:

"ЗА"

- ____ голосов.

"ПРОТИВ"

- ____ голосов.

"ВОЗДЕРЖАЛСЯ"

- ____ голосов.

РЕШИЛИ:

Утвердить решение о выпуске ценных бумаг общества.

--------------------------------

<*> При решении вопросов на заседании совета директоров (наблюдательного совета) каждый член совета обладает одним голосом. Уставом АО может быть предусмотрено предоставление председателю совета права решающего голоса в случае равенства голосов. Передача права голоса иному лицу, в том числе другому члену совета, не допускается (п. 3 ст. 68 Закона об АО).

Уставом или внутренним документом АО может быть предусмотрена возможность учета изложенного в письменной форме мнения члена совета директоров (наблюдательного совета), отсутствующего на заседании, при определении результатов голосования по вопросам повестки дня (п. 1 ст. 68 Закона об АО).

Следует отметить, что решение совета директоров (наблюдательного совета) общества, принятое без необходимого большинства голосов, является ничтожным и не влечет правовых последствий независимо от установления фактов нарушения прав и законных интересов акционеров, причинения убытков акционерам и (или) обществу.

Подробнее см.: Вопросы судебной практики: Совет директоров (наблюдательный совет) и исполнительные органы акционерного общества

2.2.4. Занесение результатов голосования в протокол заседания совета директоров (наблюдательного совета) АО

основные применимые нормы:

- п. 4 ст. 68 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО);

- п. 5.2 Положения Банка России от 11.08.2014 N 428-П "О стандартах эмиссии ценных бумаг, государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг" (далее - Стандарты эмиссии).

На заседании совета директоров (наблюдательного совета) ведется протокол (п. 4 ст. 68 Закона об АО).

Содержание протокола (п. 4 ст. 68 Закона об АО, п. 5.2 Стандартов эмиссии)

1. Место и время проведения заседания.

2. Присутствующие лица.

3. Повестка дня.

Подробнее

Вопрос 1. Об утверждении решения о выпуске ценных бумаг общества.

4. Кворум.

5. Вопросы, поставленные на голосование, и итоги голосования по ним.

6. Принятые решения.

Подробнее

Вопрос, поставленный на голосование.

1. Об утверждении решения о выпуске ценных бумаг общества.

Итоги голосования:

"ЗА"

- ____ голосов.

"ПРОТИВ"

- ____ голосов.

"ВОЗДЕРЖАЛИСЬ"

- ____ голосов.

Решение:

Утвердить решение о выпуске ценных бумаг общества.

Протокол заседания совета подписывается председательствующим, который несет ответственность за правильность его составления (п. 4 ст. 68 Закона об АО).

Отсутствие в протоколе подписи секретаря заседания не влечет недействительности протокола, если он подписан председательствующим и иное не предусмотрено уставом общества. См. Вопросы судебной практики: Совет директоров (наблюдательный совет) и исполнительные органы акционерного общества

Отсутствие подписи секретаря в протоколе заседания совета директоров (наблюдательного совета) само по себе не является основанием для признания решений совета недействительными.

Подробнее см.: Вопросы судебной практики: Совет директоров (наблюдательный совет) и исполнительные органы акционерного общества

Срок составления протокола

Протокол заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества составляется не позднее чем через три дня после проведения заседания (п. 4 ст. 68 Закона об АО).

2.2.5. Порядок проведения заседания совета директоров в форме заочного голосования

основные применимые нормы:

- п. 1 ст. 68 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО).

Уставом или внутренним документом АО может быть предусмотрено, что совет директоров (наблюдательный совет) вправе принимать решения заочным голосованием (п. 1 ст. 68 Закона об АО).

Закон об АО не содержит положений, регламентирующих порядок проведения заседания совета в форме заочного голосования.

Порядок проведения заседаний совета директоров (наблюдательного совета) общества определяется уставом или внутренним документом (п. 1 ст. 68 Закона об АО).

Следовательно, для проведения заседания в форме заочного голосования общество должно самостоятельно установить в своем уставе или внутреннем документе соответствующий порядок.

ЭТАП 3. СОСТАВЛЕНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ ОТЧЕТА ОБ ИТОГАХ ВЫПУСКА ЦЕННЫХ БУМАГ АО

3.1. Составление отчета об итогах выпуска ценных бумаг АО

основные применимые нормы:

- п. 6 ст. 25 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг);

- п. п. 8.8 - 8.10 Положения Банка России от 11.08.2014 N 428-П "О стандартах эмиссии ценных бумаг, государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг" (далее - Стандарты эмиссии).

Отчет об итогах выпуска ценных бумаг должен быть составлен по форме, приведенной в Приложением N 22 к Стандартам эмиссии (п. 8.10 Стандартов эмиссии).

Лицо, подписывающее отчет об итогах выпуска ценных бумаг

Отчет подписывает лицо, занимающее должность (осуществляющее функции) единоличного исполнительного органа АО (п. 6 ст. 25 Закона о рынке ценных бумаг, п. 8.8 Стандартов эмиссии). При этом указывается дата подписания и проставляется оттиск печати эмитента (п. 8.8 Стандартов эмиссии).

Если полномочия единоличного исполнительного органа эмитента переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации), отчет об итогах выпуска ценных бумаг подписывает одно из следующих лиц (п. 8.8 Стандартов эмиссии):

- лицо, занимающее должность (осуществляющее функции) единоличного исполнительного органа такой организации. При этом указываются реквизиты (номер и дата заключения) договора, по которому переданы полномочия единоличного исполнительного органа эмитента;

- представитель данной организации, действующий на основании доверенности, с указанием реквизитов последней (номера и даты выдачи).

Подписывая отчет, лицо подтверждает достоверность и полноту всей содержащейся в нем информации (п. 8.8 Стандартов эмиссии).

Лица, подписавшие отчет, несут солидарно субсидиарную ответственность за убытки, причиненные эмитентом инвестору и (или) владельцу ценных бумаг вследствие содержащейся в отчете недостоверной, неполной и (или) вводящей в заблуждение инвестора информации, подтвержденной ими (п. 8.9 Стандартов эмиссии).

3.2. Утверждение отчета об итогах выпуска ценных бумаг АО

основные применимые нормы:

- п. 6 ст. 25 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг);

- п. п. 8.7, 8.9, 8.10 Положения Банка России от 11.08.2014 N 428-П "О стандартах эмиссии ценных бумаг, государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг" (далее - Стандарты эмиссии).

Отчет об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг утверждает уполномоченный орган эмитента и подписывает лицо, занимающее должность (осуществляющее функции) единоличного исполнительного органа эмитента, подтверждая таким образом достоверность и полноту всей информации, которая содержится в отчете об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг (п. 6 ст. 25 Закона о рынке ценных бумаг).

В Стандартах эмиссии (п. 8.7) уточняется, что отчет об итогах выпуска ценных бумаг хозяйственного общества утверждает единоличный исполнительный орган общества, если устав не относит к компетенции коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) принятие решения по данному вопросу.

Такое решение единоличного исполнительного органа АО оформляется соответствующим приказом.

В случае утверждения отчета об итогах выпуска ценных бумаг коллегиальным исполнительным органом АО (правлением, дирекцией) или советом директоров (наблюдательным советом) АО такое решение принимается на соответствующем заседании и оформляется протоколом.

В протоколе заседания коллегиального исполнительного органа (правления, дирекции) или совета директоров (наблюдательного совета) необходимо указать сведения о наличии кворума, результаты голосования (п. 8.10 Стандартов эмиссии).

Лица, утвердившие отчет (проголосовавшие за утверждение отчета), несут солидарно субсидиарную ответственность за убытки, причиненные эмитентом инвестору и (или) владельцу эмиссионных ценных бумаг вследствие содержащейся в указанном отчете и подтвержденной ими недостоверной, неполной и (или) вводящей в заблуждение информации (п. 6 ст. 25 Закона о рынке ценных бумаг, п. 8.9 Стандартов эмиссии).

ЭТАП 4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ВЫПУСКА АКЦИЙ И ОТЧЕТА ОБ ИТОГАХ ВЫПУСКА АКЦИЙ

4.1. Подача документов в Банк России

основные применимые нормы:

- п. 3 ст. 333.18, пп. 53 п. 1 ст. 333.33 НК РФ;

- п. 1 ст. 64 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО);

- п. 1 ст. 19, п. 2 ст. 20 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг);

- ст. 21.3 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ);

- п. п. 1.6, 1.7, 1.9, 5.2, 5.5, 5.6, 8.10, 8.11, 13.1, 13.2, 13.4 - 13.9 Положения Банка России от 11.08.2014 N 428-П "О стандартах эмиссии ценных бумаг, государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг" (далее - Стандарты эмиссии);

- Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон об электронной подписи).

При учреждении АО государственная регистрация выпуска акций и государственная регистрация отчета об итогах их выпуска осуществляются одновременно (п. 3 ст. 19 Закона о рынке ценных бумаг, п. 13.1 Стандартов эмиссии).

Орган, осуществляющий государственную регистрацию

Таким органом является Банк России (п. 1 ст. 20, п. 7 ст. 25 Закона о рынке ценных бумаг).

Разграничение полномочий по государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг эмитентов, не являющихся кредитными организациями, между Банком России и его территориальными учреждениями установлено в соответствии с Указанием Банка России от 06.08.2014 N 3360-У.

Кроме того, федеральным законом может быть определен иной регистрирующий орган (п. 1 ст. 20 Закона о рынке ценных бумаг, п. 1.6 Стандартов эмиссии).

Документы, представляемые в Банк России

Документы

Примечания

Заявление на государственную регистрацию выпуска и отчета об итогах выпуска ценных бумаг (п. п. 5.2, 8.10 Стандартов эмиссии)

Оформляется в соответствии с Приложением N 5 к Стандартам эмиссии (п. п. 5.2, 8.10 Стандартов эмиссии)

Анкета эмитента (п. 5.2 Стандартов эмиссии)

1. Оформляется в соответствии с Приложением N 7 к Стандартам эмиссии (п. 5.2 Стандартов эмиссии).

2. Представляется также на электронном носителе в формате, соответствующем требованиям регистрирующего органа (п. 5.6 Стандартов эмиссии). Требования к электронным носителям и формату текстов документов, представляемых эмитентами эмиссионных ценных бумаг утверждены Приказом ФСФР России от 18.06.2009 N 09-23/пз-н

Копия свидетельства о государственной регистрации акционерного общества (п. 5.2 Стандартов эмиссии)

Копия решения единственного учредителя об учреждении АО - эмитента (копия протокола учредительного собрания, которым принято решение об учреждении АО - эмитента) (п. 13.4 Стандартов эмиссии)

Копия договора о создании АО - эмитента (п. 13.4 Стандартов эмиссии)

Представляется, если общество учреждено двумя и более лицами (п. 13.4 Стандартов эмиссии)

Решение о выпуске ценных бумаг (п. 5.2 Стандартов эмиссии)

1. Оформляется в соответствии с Приложением N 10 к Стандартам эмиссии (п. 5.2 Стандартов эмиссии).

2. Составляется в трех экземплярах (п. 5.6 Стандартов эмиссии).

3. Представляется также на электронном носителе в формате, соответствующем требованиям регистрирующего органа (п. 5.6 Стандартов эмиссии). Требования к электронным носителям и формату текстов документов, представляемых эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утверждены Приказом ФСФР России от 18.06.2009 N 09-23/пз-н

Копия протокола (выписка из протокола) заседания совета директоров (наблюдательного совета) АО или протокола общего собрания акционеров, на котором утверждено решение о выпуске ценных бумаг (п. 5.2 Стандартов эмиссии)

Указываются (п. 5.2 Стандартов эмиссии):

- сведения о наличии кворума;

- результаты голосования

Копия устава АО (п. 5.2 Стандартов эмиссии)

Справка об оплате уставного капитала АО (п. 5.5 Стандартов эмиссии)

Указываются сведения о размере уставного капитала и его оплате.

Справка подписывается лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа общества (п. 5.5 Стандартов эмиссии)

Отчет об итогах выпуска ценных бумаг (п. п. 8.10, 13.4 Стандартов эмиссии)

1. Оформляется в соответствии с Приложением N 22 к Стандартам эмиссии (п. п. 8.10, 13.4 Стандартов эмиссии).

2. Составляется в трех экземплярах (п. 8.11 Стандартов эмиссии).

3. Представляется также на электронном носителе в формате, соответствующем требованиям регистрирующего органа (п. 8.11 Стандартов эмиссии).

Требования к электронным носителям и формату текстов документов, представляемых эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утверждены Приказом ФСФР России от 18.06.2009 N 09-23/пз-н

Копия протокола (выписка из протокола) собрания (заседания) уполномоченного органа управления эмитента (приказа, распоряжения или иного документа уполномоченного лица), которым принято решение об утверждении отчета об итогах выпуска акций (п. п. 8.10, 13.4 Стандартов эмиссии)

В копиях протоколов указываются (п. п. 8.10, 13.4 Стандартов эмиссии):

- сведения о наличии кворума;

- результаты голосования

Копия отчета оценщика о рыночной стоимости имущества, внесенного в качестве платы за акции, или копии его разделов, содержащих основные факты и выводы (резолютивную часть), сведения о заказчике оценки и об оценщике, а также копии страницы (страниц), содержащей (щих) подпись и личную печать оценщика, если он осуществляет оценочную деятельность самостоятельно (занимается частной практикой), или подпись оценщика, печать и подпись руководителя юридического лица, с которым у оценщика заключен трудовой договор (п. 13.7 Стандартов эмиссии)

Представляется, если акции, размещенные при учреждении АО - эмитента, оплачены неденежными средствами

Копия документа, подтверждающего право собственности эмитента на недвижимое имущество (п. 13.8 Стандартов эмиссии)

Представляется, если в качестве оплаты акций, размещенных при учреждении акционерного общества - эмитента, внесено такое имущество

Платежное поручение (квитанция установленной формы в случае наличной уплаты), которым подтверждается уплата эмитентом государственной пошлины за государственную регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг, взимаемой в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах (п. 5.2 Стандартов эмиссии)

В Письме ФСФР России от 19.01.2005 N 05-ОВ-03-3/461 содержится порядок заполнения расчетных (платежных) документов при уплате государственной пошлины за совершение юридически значимых действий указанным органом и внесении других платежей.

Размер государственной пошлины за совершение уполномоченным органом действий, связанных с государственной регистрацией выпуска эмиссионных ценных бумаг, составляет 20 000 руб. (пп. 53 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

обратите внимание!

Согласно п. 3 ст. 333.18 НК РФ для подтверждения факта уплаты государственной пошлины можно использовать информацию, которая содержится в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП), предусмотренной Законом N 210-ФЗ. При наличии такой информации дополнительно подтверждать уплату государственной пошлины не требуется.

ГИС ГМП предназначена для размещения и получения информации об осуществлении физическими и юридическими лицами платежей за оказание государственных и муниципальных услуг; услуг, указанных в ч. 3 ст. 1 и ч. 1 ст. 9 Закона N 210-ФЗ; платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ, а также иных платежей в случаях, предусмотренных федеральными законами (ч. 1 ст. 21.3 Закона N 210-ФЗ).

В ч. 4 ст. 21.3 Закона N 210-ФЗ установлено, что ряд органов и организаций (включая банки), принимающих денежные средства в счет названных платежей, обязаны незамедлительно направлять соответствующую информацию в ГИС ГМП.

Порядок ведения данной информационной системы утвержден Приказом Казначейства России от 30.11.2012 N 19н. Для доступа к системе предусмотрена процедура регистрации. Если информация о регистрации в ГИС ГМП банка, в котором уплачена государственная пошлина, отсутствует, рекомендуется представлять в регистрирующий орган подтверждение такой оплаты.

Следует отметить, что при одновременной регистрации выпуска ценных бумаг и отчета об итогах выпуска государственная пошлина за регистрацию отчета не уплачивается (абз. 10 п. 8.10 Стандартов эмиссии, пп. 53 п. 1 ст. 333.33 НК РФ)

Опись представленных документов (п. п. 5.2, 8.10 Стандартов эмиссии)

1. Составляется в соответствии с Приложением N 9 к Стандартам эмиссии (п. п. 5.2, 8.10 Стандартов эмиссии).

2. Представляется также на электронном носителе (п. п. 5.6, 8.11 Стандартов эмиссии). Требования к электронным носителям и формату текстов документов, представляемых эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утверждены Приказом ФСФР России от 18.06.2009 N 09-23/пз-н

Документы, дополнительно представляемые в Банк России

Копия решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти (органа власти субъекта РФ, органа местного самоуправления) об условиях приватизации государственного или муниципального имущества (п. 13.9 Стандартов эмиссии)

Представляется, если в качестве платы за акции, размещенные при учреждении АО - эмитента, подлежит внесению или внесено государственное или муниципальное имущество

Документ, подтверждающий наличие решения о предварительном согласовании в соответствии с Федеральным законом от 29.04.2008 N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" сделок по размещению ценных бумаг эмитента при создании общества, имеющего стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 8.10 Стандартов эмиссии)

Представляется, если совершение таких сделок

допускается при наличии решения об их

предварительном согласовании

(п. 8.10 Стандартов эмиссии)

Документы, дополнительно представляемые при государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска акций, размещаемых при учреждении АО, которое создается на базе имущества должника

Копия плана внешнего управления должника, предусматривающего создание АО - эмитента (п. 13.5 Стандартов эмиссии)

Копия протокола (выписка из протокола) собрания кредиторов должника, на котором принято решение об утверждении плана внешнего управления должника (п. 13.5 Стандартов эмиссии)

Указываются (п. 13.5 Стандартов эмиссии):

- сведения о наличии кворума;

- результаты голосования за принятие решения;

- все кредиторы должника, обязательства которых обеспечены залогом его имущества;

- выбранные ими варианты голосования по вопросу об утверждении плана внешнего управления должника

Копия протокола (выписка из протокола) собрания (заседания) органа управления должника, которым принято решение о замещении активов должника (п. 13.5 Стандартов эмиссии)

Указываются (п. 13.5 Стандартов эмиссии):

- сведения о наличии кворума;

- результаты голосования

Копия протокола (выписка из протокола) собрания кредиторов должника, на котором принято решение о замещении активов должника. В протоколе указываются сведения о наличии кворума и результаты голосования, а также все кредиторы должника, обязательства которых обеспечены залогом его имущества, и выбранные ими варианты голосования по вопросу о замещении активов должника (п. 13.6 Стандартов эмиссии)

Представляются, если учреждение АО, создаваемого на базе имущества должника, осуществляется в ходе конкурсного производства (п. 13.6 Стандартов эмиссии).

Указанные документы представляются вместо документов, предусмотренных п. 13.5 Стандартов эмиссии

Копия определения арбитражного суда об утверждении конкурсного управляющего, который осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления (п. 13.6 Стандартов эмиссии)

Требования к оформлению документов, представляемых в Банк России

Указанные требования установлены в п. п. 1.6, 1.7, 1.9 Стандартов эмиссии.

Подробнее

Требования к документам:

- каждый документ должен быть представлен на бумажном носителе. В случаях, предусмотренных Стандартами эмиссии, тексты документов представляются также на электронном носителе в формате, соответствующем требованиям регистрирующего органа;

- документ, состоящий более чем из одного листа, должен быть пронумерован, прошит, скреплен печатью эмитента на прошивке и заверен подписью уполномоченного лица эмитента;

- в документах, представленных на бумажных носителях, подчистки и помарки в документе не допускаются;

- копии документов должны быть заверены печатью эмитента и подписью его уполномоченного лица, если иная форма заверения не установлена нормативными правовыми актами РФ. Вместо копии какого-либо документа эмитент вправе представить его оригинал.

Документы могут быть представлены в электронной форме (в форме электронных документов), подписанные электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи". Указанные документы признаются равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным от руки.

Требования к электронным носителям и формату текстов документов утверждены Приказом ФСФР России от 18.06.2009 N 09-23/пз-н.

Порядок организации электронного документооборота при представлении электронных документов с электронной подписью в Федеральную службу по финансовым рынкам утвержден Приказом ФСФР России от 25.03.2010 N 10-21/пз-н.

Срок представления документов в Банк России

Документы для государственной регистрации выпуска акций и отчета об итогах выпуска акций, распределенных среди учредителей (приобретенных единственным учредителем) АО при его учреждении, должны быть представлены в регистрирующий орган не позднее 30 дней после даты государственной регистрации общества (п. 13.2 Стандартов эмиссии).

По вопросу о том, какие последствия влечет непредставление или несвоевременное представление документов на государственную регистрацию выпуска акций, см.: Вопросы судебной практики: Эмиссия акций

4.2. Принятие Банком России решения о государственной регистрации выпуска акций и отчета об итогах выпуска акций

основные применимые нормы:

- п. 1 ст. 19, п. п. 1, 3 ст. 20, ст. 21, п. 7 ст. 25 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг);

- п. п. 5.8.2, 5.9, 5.10, 5.13 - 5.15, 8.13 - 8.16, 13.1 Положения Банка России от 11.08.2014 N 428 "О стандартах эмиссии ценных бумаг, государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг" (далее - Стандарты эмиссии);

- информационное письмо ФСФР России от 04.07.2013 N 13-ДП-03/24677 "О вступлении в силу отдельных положений Федерального закона "О рынке ценных бумаг", регулирующих отношения, связанные с осуществлением эмиссии ценных бумаг" (далее - информационное письмо ФСФР России от 04.07.2013);

- Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон об электронной подписи).

Орган, осуществляющий государственную регистрацию

Таким органом является Банк России (п. 1 ст. 20, п. 7 ст. 25 Закона о рынке ценных бумаг).

Разграничение полномочий по государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг эмитентов, не являющихся кредитными организациями, между Банком России и его территориальными учреждениями установлено в соответствии с Указанием Банка России от 06.08.2014 N 3360-У.

Кроме того, федеральным законом может быть определен иной регистрирующий орган (п. 1 ст. 20 Закона о рынке ценных бумаг, п. 1.6 Стандартов эмиссии).

При учреждении АО государственная регистрация отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг осуществляется одновременно с государственной регистрацией их выпуска (п. 3 ст. 19 Закона о рынке ценных бумаг, п. 13.1 Стандартов эмиссии).

Банк России обязан зарегистрировать выпуск эмиссионных ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в его государственной регистрации в течение 20 дней с даты получения представленных документов (п. 3 ст. 20 Закона о рынке ценных бумаг, п. 5.8.2 Стандартов эмиссии).

Регистрирующий орган обязан в течение трех рабочих дней с даты принятия решения о государственной регистрации выпуска ценных бумаг и отчета об итогах их выпуска выдать (направить) эмитенту (п. п. 5.13, 8.14 Стандартов эмиссии):

- уведомление регистрирующего органа о государственной регистрации выпуска ценных бумаг;

- уведомление регистрирующего органа о государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг;

- два экземпляра решения о выпуске ценных бумаг с отметкой о его регистрации и государственным регистрационным номером выпуска;

- два экземпляра отчета об итогах выпуска ценных бумаг с отметкой о государственной регистрации.

Проведение проверки достоверности сведений

Если Банк России принял решение о проведении проверки достоверности сведений, содержащихся в документах, которые представлены для государственной регистрации выпуска ценных бумаг, течение срока, указанного в пп. 1 п. 3 ст. 20 Закона о рынке ценных бумаг и п. 5.8.2 Стандартов эмиссии, может быть приостановлено. Срок приостановки не может превышать 30 дней (п. 3.1 ст. 20 Закона о рынке ценных бумаг, п. 5.9 Стандартов эмиссии).

Такое решение принимается в следующих случаях (п. 5.9 Стандартов эмиссии):

- в регистрирующий орган представлены не все документы, предусмотренные Стандартами эмиссии;

- состав сведений в представленных документах не соответствует требованиям Закона о рынке ценных бумаг, Стандартов эмиссии, иных нормативных правовых актов регистрирующего органа;

- обнаружены иные нарушения, для устранения которых не требуется проводить общее собрание участников (акционеров) эмитента (далее - устранимые нарушения), или признаки нарушений.

В названных случаях регистрирующий орган запрашивает документы, необходимые для проверки достоверности сведений, которые содержатся в документах, представленных для государственной регистрации (п. 5.9 Стандартов эмиссии).

Для этого эмитенту направляется соответствующее уведомление с указанием допущенных нарушений (признаков нарушений), срока их устранения (в случае выявления нарушений) и (или) необходимости представить исправленные документы (п. 5.10 Стандартов эмиссии).

Приостановление эмиссии ценных бумаг

В случае выявления устранимых нарушений после окончания срока, предусмотренного для проведения проверки достоверности сведений, регистрирующим органом принимается решение о приостановлении эмиссии ценных бумаг (п. 5.10 Стандартов эмиссии).

Эмиссия ценных бумаг возобновляется после устранения нарушений (п. 2 ст. 26 Закона о рынке ценных бумаг).

обратите внимание!

Регистрирующий орган также вправе принять решение о приостановлении эмиссии ценных бумаг, если эмитент для государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг представит не все документы, предусмотренные Стандартами эмиссии, если состав содержащихся в них сведений не соответствует требованиям Закона о рынке ценных бумаг, Стандартов эмиссии, нормативных правовых актов регистрирующего органа, а также если выявлены иные устранимые нарушения (п. 8.13 Стандартов эмиссии).

В названных случаях регистрирующий орган направляет эмитенту уведомление с указанием допущенных нарушений (признаков нарушений), срока на их устранение (в случае выявления нарушений) и (или) необходимости представить исправленные документы (п. п. 5.10, 8.13 Стандартов эмиссии).

Более подробную информацию о порядке приостановления эмиссии см. в Положении о порядке приостановления эмиссии и признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным и внесении изменений и дополнений в акты Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, утвержденном Постановлением ФКЦБ России от 31.12.1997 N 45.

обратите внимание!

Эмитент представляет в регистрирующий орган только те документы, в которые вносились изменения. Они представляются в установленном Стандартами эмиссии количестве экземпляров с сопроводительным письмом и описью всех документов (п. п. 5.10, 8.13 Стандартов эмиссии).

Отказ в государственной регистрации выпуска акций и отчета об итогах выпуска акций

Решение о таком отказе принимается Банком России по следующим основаниям (ст. 21 Закона о рынке ценных бумаг, п. п. 5.15 и 8.16 Стандартов эмиссии):

- нарушение эмитентом требований законодательства РФ о ценных бумагах, в том числе наличие в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий эмиссии и обращения ценных бумаг законодательству РФ и несоответствии условий выпуска ценных бумаг законодательству РФ о ценных бумагах;

- несоответствие документов, представленных для государственной регистрации выпуска ценных бумаг и отчета об итогах выпуска ценных бумаг, и состава содержащихся в них сведений требованиям Закона о рынке ценных бумаг и нормативных актов Банка России;

- непредставление в течение 30 дней по запросу Банка России всех документов, необходимых для государственной регистрации выпуска ценных бумаг и отчета об итогах выпуска ценных бумаг;

- внесение в решение о выпуске ценных бумаг (иные документы, являющиеся основанием для государственной регистрации выпуска ценных бумаг) либо в отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или иные документы, являющиеся основанием для государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, ложных сведений либо сведений, не соответствующих действительности (недостоверных сведений);

- неисполнение эмитентом требований регистрирующего органа об устранении нарушений законодательства РФ, допущенных в ходе эмиссии ценных бумаг.

Регистрирующий орган обязан в течение трех рабочих дней с даты принятия решения об отказе в государственной регистрации выпуска ценных бумаг и отчета об итогах их выпуска уведомить об этом эмитента. К уведомлению прикладывается заверенная регистрирующим органом копия решения (приказа) об отказе (п. п. 5.14, 8.15 Стандартов эмиссии).

По данному вопросу см. также: Вопросы судебной практики: Эмиссия акций