Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Уведомление антимонопольного органа о совершении сделки коммерческой организацией

Обновлено 20.10.2017 11:35

 

ПОРЯДОК УВЕДОМЛЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ОРГАНА О СОВЕРШЕНИИ СДЕЛКИ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

ЭТАП 1.

УСТАНОВЛЕНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ УВЕДОМЛЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ОРГАНА О СОВЕРШЕНИИ СДЕЛКИ

1. Установление необходимости уведомления антимонопольного органа о совершении сделки

Переход к этапу 2

 

ЭТАП 2.

УВЕДОМЛЕНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ОРГАНА О СОВЕРШЕНИИ СДЕЛКИ

1. Подготовка уведомления о совершении сделки

2. Рассмотрение уведомления антимонопольным органом

3. Обжалование действий антимонопольного органа

4. Последствия нарушения порядка уведомления антимонопольного органа о совершении сделки

 

ЭТАП 1. УСТАНОВЛЕНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ УВЕДОМЛЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ОРГАНА О СОВЕРШЕНИИ СДЕЛКИ

1.1. Установление необходимости уведомления антимонопольного органа о совершении сделки

основные применимые нормы:

- ст. ст. 4, 28, 30 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции);

- Положение о ФАС России, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331;

- Положение о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденное Приказом ФАС России от 26.01.2011 N 30.

- письмо ФАС РФ от 01.07.2011.

Антимонопольные органы, подлежащие уведомлению в соответствии со ст. 30 Закона о защите конкуренции (п. 15 ст. 4 Закона о защите конкуренции)

- федеральный антимонопольный орган (Положение о ФАС России, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331);

- территориальные органы федерального антимонопольного органа (Положение о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденное Приказом ФАС России от 26.01.2011 N 30).

Согласно ст. 26.1 Закона о защите конкуренции подлежат государственному контролю сделки, иные действия в отношении активов российских финансовых организаций и находящихся на территории РФ основных производственных средств и (или) нематериальных активов либо в отношении голосующих акций (долей), прав в отношении российских коммерческих и некоммерческих организаций, а также иностранных лиц и (или) организаций, осуществляющих поставки товаров на территорию РФ в сумме более чем один миллиард рублей в течение года, предшествующего дате осуществления сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю.

Уведомлять антимонопольный орган о совершении сделки необходимо в случае соответствия организаций, совершающих сделки с акциями (долями), правами и (или) имуществом, критериям п. 5 ч. 1 ст. 30 Закона о защите конкуренции.

Подробнее

К упомянутым выше критериям относятся следующие:

1. Суммарная стоимость активов организаций (активов их групп лиц), совершающих сделку с акциями (долями), правами и (или) имуществом, по бухгалтерским балансам по состоянию на последнюю отчетную дату превышает 400 млн руб.

2. Суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году совершения сделки, превышает 400 млн руб.

Суммарная стоимость активов лица (и его группы лиц), акции (доли) и (или) имущество которого и (или) права в отношении которого приобретаются, в обоих случаях должна превышать 60 млн руб.

На официальном сайте ФАС России по адресу: http://www.fas.gov.ru/clarifications/clarifications_10906.html даны разъяснения относительно применения ст. 28 Закона о защите конкуренции. По мнению антимонопольного органа, коммерческие организации должны получать предварительное согласие на совершение сделок, если:

- суммарная стоимость активов по последним балансам лица, приобретающего акции (доли), права и (или) имущество, и его группы лиц, лица, являющегося объектом экономической концентрации, и его группы лиц превышает 7 млрд руб.; или

- суммарная выручка указанных лиц от реализации товаров за последний календарный год превышает 10 млрд руб.

Суммарная стоимость активов по последнему балансу лица, являющегося объектом экономической концентрации, и его группы лиц в обоих случаях должна превышать 250 млн руб.

Сходство конструкции п. 5 ч. 1 ст. 30 Закона о защите конкуренции и ч. 1 ст. 28 Закона о защите конкуренции в части определения критериев, при наличии которых необходимо уведомление (предварительное согласие) антимонопольного органа, позволяет предположить возможность применения данного разъяснения к п. 5 ч. 1 ст. 30 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, необходимо уведомлять антимонопольный орган о действиях, указанных в ст. 28 Закона о защите конкуренции (п. 5 ч. 1 ст. 30 Закона о защите конкуренции).

Подробнее

1. Приобретение лицом (группой лиц) голосующих акций зарегистрированного на территории РФ АО, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 25 процентами указанных акций, при условии, что до этого приобретения оно не распоряжалось голосующими акциями данного АО или распоряжалось менее чем 25 процентами указанных акций. Данное требование не распространяется на учредителей акционерного общества при его создании.

обратите внимание!

Если акционер на основании акционерного соглашения получит право совместно с акциями других акционеров распоряжаться более чем 25, 50, 75 процентов голосующих акций акционерного общества и возможность самостоятельно осуществлять права, воплощенные в этих акциях, то приобретение этих прав требует предварительного согласия антимонопольного органа либо уведомления антимонопольного органа после совершения сделки (письмо ФАС России от 01.07.2011).

2. Приобретение лицом (группой лиц) долей в уставном капитале зарегистрированного на территории РФ ООО, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 1/3 в уставном капитале, при условии, что до этого приобретения оно не распоряжалось долями в уставном капитале данного ООО или распоряжалось менее чем 1/3 долей. Данное требование не распространяется на учредителей общества с ограниченной ответственностью при его создании.

3. Приобретение долей в уставном капитале зарегистрированного на территории РФ ООО лицом (группой лиц), распоряжающимся не менее чем 1/3 долей и не более чем 50 процентами долей в уставном капитале этого общества, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 50 процентами указанных долей.

4. Приобретение голосующих акций зарегистрированного на территории РФ АО лицом (группой лиц), распоряжающимся не менее чем 25 и не более чем 50 процентами голосующих акций, если это лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 50 процентами таких голосующих акций.

5. Приобретение долей в уставном капитале зарегистрированного на территории РФ ООО лицом (группой лиц), распоряжающимся не менее чем 50 процентами и не более чем 2/3 долей в уставном капитале этого общества, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 2/3 указанных долей.

6. Приобретение голосующих акций зарегистрированного на территории РФ АО лицом (группой лиц), распоряжающимся не менее чем 50 и не более чем 75 процентами голосующих акций акционерного общества, если это лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 75 процентами таких голосующих акций.

7. Получение в собственность, пользование или во владение хозяйствующим субъектом (группой лиц) находящихся на территории РФ основных производственных средств (за исключением земельных участков и не имеющих промышленного назначения зданий, строений, сооружений, помещений и частей помещений, объектов незавершенного строительства) и (или) нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта, если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки или взаимосвязанных сделок, превышает 20 процентов балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов хозяйствующего субъекта, осуществляющего отчуждение или передачу имущества.

8. Приобретение лицом (группой лиц) в результате одной или нескольких сделок (в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора о совместной деятельности или договора поручения) прав, позволяющих определять условия осуществления зарегистрированным на территории РФ хозяйствующим субъектом (за исключением финансовой организации) предпринимательской деятельности или осуществлять функции его исполнительного органа.

9. Приобретение лицом (группой лиц) более чем 50 процентов голосующих акций (долей) юридического лица, учрежденного за пределами территории РФ, либо иных прав, позволяющих определять условия осуществления таким юридическим лицом предпринимательской деятельности или осуществлять функции его исполнительного органа.

Подробнее см. Порядок получения коммерческой организацией предварительного согласия антимонопольного органа на совершение сделок

обратите внимание!

Приобретатель акций по сделке, о совершении которой в силу ст. 30 Закона о защите конкуренции должен быть уведомлен антимонопольный орган, не освобождается от обязанности по уведомлению, даже если сделка оспаривалась в судебном порядке, на акции был наложен арест, договор купли-продажи акций был расторгнут (см. Вопросы судебной практики: Государственный контроль за экономической концентрацией ).

Следует отметить, что согласно п. 1 ст. 31 Закона о защите конкуренции сделки и иные действия, предусмотренные в том числе ст. 28 Закона о защите конкуренции, осуществляются без предварительного согласия антимонопольного органа, но с последующим его уведомлением об их осуществлении, в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия:

1) сделки, иные действия, указанные в том числе в ст. 28 Закона о защите конкуренции, осуществляются лицами, входящими в одну группу лиц;

2) перечень лиц, входящих в одну группу, с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу, был представлен любым входящим в эту группу лицом (заявителем) в федеральный антимонопольный орган в утвержденной им форме не позднее чем за один месяц до осуществления сделок, иных действий;

3) перечень лиц, входящих в эту группу, на момент осуществления сделок, иных действий не изменился по сравнению с представленным в антимонопольный орган перечнем таких лиц.

Далее будет рассмотрена процедура уведомления антимонопольного органа о совершении сделок с акциями (долями) и (или) имуществом только коммерческих организаций.

Подробнее

Закон о защите конкуренции устанавливает специальные требования в отношении получения предварительного согласия антимонопольного органа на совершение сделок с акциями (долями) и имуществом финансовых организаций.

В соответствии с п. 6 ст. 4 Закона о защите конкуренции финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, а именно:

- кредитная организация,

- профессиональный участник рынка ценных бумаг,

- организатор торговли, клиринговая организация,

- микрофинансовая организация,

- кредитный потребительский кооператив,

- страховая организация,

- страховой брокер,

- общество взаимного страхования,

- негосударственный пенсионный фонд,

- управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов,

- специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов (финансовая организация, поднадзорная Банку России),

- ломбард,

- лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Банку России).

ЭТАП 2. УВЕДОМЛЕНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ОРГАНА О СОВЕРШЕНИИ СДЕЛКИ

2.1. Подготовка уведомления о совершении сделки

основные применимые нормы:

- ст. ст. 30, 32 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции);

- п. п. 3.2, 3.6, 3.10 - 3.27 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по согласованию приобретения акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций, получения в собственность или пользование основных производственных средств или нематериальных активов, приобретения прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 20.09.2007 N 294 (далее - Административный регламент).

- ст. ст. 35, 80 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1 (далее - Основы законодательства РФ о нотариате).

Срок для уведомления антимонопольного органа о совершении сделки

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 30 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган должен быть уведомлен о совершении сделки не позднее чем через 45 дней после даты ее совершения (Подробнее см. Вопросы судебной практики: Государственный контроль за экономической концентрацией ).

Лица, которые вправе уведомлять антимонопольный орган о совершении сделки

- Лицо, приобретающее акции (доли), имущество, активы хозяйствующих субъектов, права в отношении хозяйствующих субъектов в результате совершения сделок.

Подробнее

Согласно п. 3.2 Административного регламента уведомление должно подавать лицо, совершившее сделку. Из буквального толкования данного пункта следует, что направлять уведомление в антимонопольный орган может как покупатель, так и продавец. Однако такое толкование противоречит п. 3 ч. 1 ст. 32 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которым уведомление антимонопольного органа осуществляется лицами, приобретающими акции (доли), имущество, активы хозяйствующих субъектов, права в отношении хозяйствующих субъектов в результате совершения сделок.

- Представитель заявителя (ч. 4 ст. 32 Закона о защите конкуренции).

Орган, в который представляется уведомление о совершении сделки

1. Территориальный орган по месту нахождения хозяйствующего субъекта, в отношении которого совершена сделка (п. 3.10 Административного регламента).

Подробнее

Условия, при которых уведомление представляется в территориальный орган по месту нахождения хозяйствующего субъекта, в отношении которого совершена сделка

- Суммарная стоимость активов организаций (активов их групп лиц), заключивших сделку, по бухгалтерским балансам по состоянию на последнюю отчетную дату превышает 200 млн руб., но менее 600 млн руб.;

- суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году совершения сделки, превышает 200 млн руб., но не превышает 600 млн руб., и при этом суммарная стоимость активов лица (и его группы лиц), акции (доли) и (или) имущество которого и (или) права в отношении которого приобретаются, превышает 30 млн руб.

2. ФАС России (п. 3.11 Административного регламента).

Подробнее

Условия, при которых уведомление представляется в ФАС России

- суммарная стоимость активов организаций (активов их групп лиц), заключивших сделку, по бухгалтерским балансам по состоянию на последнюю отчетную дату превышает 600 млн руб.;

- суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году совершения сделки, превышает 600 млн руб., и при этом суммарная стоимость активов лица (и его группы лиц), акции (доли) и (или) имущество которого и (или) права в отношении которого приобретаются, превышает 30 млн руб.

обратите внимание!

ФАС России в семидневный срок со дня получения уведомления может передать его для рассмотрения в соответствующий территориальный орган, уведомив об этом заявителя (п. 3.13 Административного регламента).

Подробнее

Территориальный орган в семидневный срок со дня получения уведомления может по согласованию с ФАС России передать его для рассмотрения в соответствующий территориальный орган или в ФАС России, уведомив об этом заявителя, либо принять к рассмотрению (п. 3.14 Административного регламента).

Передача уведомления от одного органа к другому осуществляется с учетом положений пунктов 3.5 - 3.12 Административного регламента.

ФАС России в случае необходимости может запросить у территориального органа уведомление для своего рассмотрения.

Форма уведомления о совершении сделки

Уведомление оформляется в письменном виде в произвольной форме (п. 3.15 Административного регламента).

Если совершение сделки требует последующего уведомления антимонопольного органа по нескольким основаниям, предусмотренным Законом о защите конкуренции, то такая сделка подлежит согласованию в рамках одного уведомления (ч. 8 ст. 32 Закона о защите конкуренции).

Документы и сведения, прилагаемые к уведомлению о совершении сделки

Подробнее

Перечень документов и сведений, представляемых вместе с уведомлением, указан в ч. 5 ст. 32 Закона о защите конкуренции и в приложении 4 к Административному регламенту.

1. Нотариально заверенные копии учредительных документов для заявителя - юридического лица или фамилия, имя, отчество заявителя - физического лица, данные документа, удостоверяющего его личность (серия и (или) номер документа, дата и место его выдачи, орган, выдавший документ), по состоянию на дату представления уведомления.

2. Нотариально заверенные копии учредительных документов лица, являющегося объектом экономической концентрации, по состоянию на дату представления уведомления либо заявление в письменной форме о том, что заявитель такими документами не располагает.

3. Документы и (или) сведения, определяющие предмет и содержание сделки.

4. Сведения о видах деятельности, которые осуществлялись заявителем в течение двух лет, предшествующих дню представления уведомления, либо в течение срока осуществления деятельности, если он составляет менее чем два года, а также копии документов, подтверждающих право на осуществление видов деятельности, если для их осуществления требуются специальные разрешения.

В случае если указанные копии документов не представлены заявителем, то уполномоченные органы предоставляют сведения о наличии таких разрешений по межведомственному запросу антимонопольного органа (ч. 5.2 ст. 32 Закона о защите конкуренции).

5. Сведения о наименованиях видов продукции, об объеме продукции, произведенной и реализованной заявителем в течение двух лет, предшествующих дню представления уведомления, либо в течение срока осуществления деятельности, если он составляет менее чем два года, с указанием кодов номенклатуры продукции.

6. Имеющиеся у заявителя сведения об основных видах деятельности лиц, с которыми заключается сделка, о наименованиях видов продукции, об объеме продукции, произведенной и реализованной такими лицами в течение двух лет, предшествующих дню представления уведомления, либо в течение срока осуществления деятельности, если он составляет менее чем два года, с указанием кодов номенклатуры продукции, а также копии документов, подтверждающих право на осуществление этих видов деятельности, если в соответствии с законодательством РФ для их осуществления требуются специальные разрешения, или заявление в письменной форме о том, что заявитель данными сведениями не располагает.

7. Бухгалтерский баланс заявителя по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате осуществления сделки.

8. Сведения о суммарной балансовой стоимости активов заявителя и его группы лиц по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате осуществления сделки.

9. Сведения о суммарной балансовой стоимости активов лица, являющегося объектом экономической концентрации, и его группы лиц по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате осуществления сделки, либо заявление в письменной форме о том, что заявитель данными сведениями не располагает.

10. Перечень коммерческих организаций, более чем пятью процентами акций (долей) которых заявитель распоряжается на любом основании, по состоянию на дату представления уведомления, либо заявление в письменной форме о том, что заявитель не распоряжается акциями (долями) коммерческих организаций.

11. Перечень коммерческих организаций, более чем пятью процентами акций (долей) которых лицо, являющееся объектом экономической концентрации, распоряжается на любом основании, по состоянию на дату представления уведомления, либо заявление в письменной форме о том, что указанное лицо не распоряжается акциями (долями) коммерческих организаций, либо заявление в письменной форме о том, что заявитель такими сведениями не располагает.

12. Перечень лиц, которые распоряжаются на любом основании более чем пятью процентами акций (долей) заявителя, по состоянию на дату представления уведомления.

13. Перечень лиц, которые распоряжаются на любом основании более чем пятью процентами акций (долей) лица, являющегося объектом экономической концентрации, по состоянию на дату представления уведомления, либо заявление в письменной форме о том, что заявитель такими сведениями не располагает.

14. Перечень лиц, входящих в группу лиц с заявителем, по форме, утвержденной федеральным антимонопольным органом, с указанием признаков, по которым такие лица входят в эту группу на момент осуществления сделки. В данный перечень включаются лица, находящиеся под контролем заявителя; лица, под контролем которых находится заявитель; лица, входящие в группу лиц с заявителем и осуществляющие деятельность на тех же товарных рынках, на которых осуществляет деятельность заявитель; лица, участвующие в слиянии, присоединении, и (или) лицо, являющееся объектом экономической концентрации, а также находящиеся под их контролем лица. В перечень лиц, входящих в группу лиц с заявителем, не включаются физические лица, если они не являются индивидуальными предпринимателями и (или) не входят в одну группу лиц с хозяйствующим субъектом по признакам, указанным в п. п. 1 - 3, 5, 6 и 9 ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции.

15. Перечень лиц, входящих в одну группу лиц с другими сторонами сделки, по форме, утвержденной федеральным антимонопольным органом, с указанием признаков, по которым такие лица входят в эту группу на момент осуществления сделки, иного действия, либо заявление в письменной форме о том, что заявитель такими сведениями не располагает. В данный перечень включаются лица, участвующие в присоединении, и (или) лицо, являющееся объектом экономической концентрации; лица, под контролем которых находятся лица, участвующие в присоединении, и (или) лицо, являющееся объектом экономической концентрации; лица, находящиеся под контролем лица, являющегося объектом экономической концентрации; лица, входящие в группу лиц с лицом, являющимся объектом экономической концентрации, и осуществляющие деятельность на товарных рынках, на которых осуществляют деятельность заявитель и лицо, являющееся объектом экономической концентрации, а также находящиеся под их контролем лица. В перечень лиц, входящих в группу лиц с другими сторонами сделки, не включаются физические лица, которые не являются индивидуальными предпринимателями и (или) не входят в одну группу лиц с хозяйствующим субъектом по признакам, указанным в пунктах 1 - 3, 5, 6 и 9 ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции.

16. Сведения о лицах, в интересах которых осуществляется владение более чем пятью процентами акций (долей) заявителя их номинальными держателями, в том числе об учрежденных в государстве, которое предоставляет льготный налоговый режим и (или) законодательством которого не предусматриваются раскрытие и предоставление информации о юридическом лице (офшорные зоны).

17. Перечень лицензий лица, являющегося объектом экономической концентрации, на осуществление видов деятельности, предусмотренных ст. 6 Федерального закона от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства", либо заявление в письменной форме о том, что заявитель данными сведениями не располагает.

Заявитель при подаче уведомления или в течение срока его рассмотрения в дополнение к необходимым документам вправе представить в антимонопольный орган любую информацию, которая, по мнению заявителя, является важной для принятия решения по уведомлению (п. 3.25 Административного регламента).

обратите внимание!

Представление в антимонопольный орган уведомления о сделке с представлением документов (сведений) не в полном объеме, а именно без документов, содержащих сведения об акционерах общества, в том числе о конечных бенефициарах (выгодоприобретателях), является основанием для привлечения акционерного общества к административной ответственности по ч. 4 ст. 19.8 КоАП РФ (см. Вопросы судебной практики: Государственный контроль за экономической концентрацией ).

Форма представления сведений, прилагаемых к уведомлению

Форма представления сведений, прилагаемых к уведомлению, устанавливается ФАС России (ч. 7 ст. 32 Закона о защите конкуренции).

Подробнее

Форма представления сведений установлена Приказом ФАС России N 129.

обратите внимание!

Документы и сведения представляются в антимонопольный орган на бумажном носителе и в электронном виде (п. 3.15 Административного регламента).

Требования к документам и сведениям, представляемым в антимонопольный орган

Подробнее

Требования к документам и сведениям, представляемым в антимонопольный орган, установлены п. п. 3.16 - 3.27 Административного регламента.

- Документы и сведения должны быть достоверными и полными. Прилагаемые документы должны представлять собой оригиналы или копии оригиналов (надлежащим образом оформленные и заверенные). В последнем случае лицо, подписывающее уведомление, должно подтвердить достоверность и полноту таких копий.

обратите внимание!

Административным регламентом не предусмотрено, каким способом лицо, подписывающие уведомление, должно подтвердить достоверность и полноту копий указанных документов. Судебная практика по указанному вопросу не выявлена. В связи с чем перед подачей уведомления представляется целесообразным уточнить у антимонопольного органа, каким образом можно подтвердить достоверность и полноту представляемых копий документов.

- Коммерческая, служебная или иная охраняемая законом тайна, содержащаяся в документах и сведениях, не может служить основанием отказа в их предоставлении антимонопольному органу. При этом заявитель должен указать исчерпывающий перечень документов и сведений, составляющих коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.

- Нахождение документов и сведений за пределами РФ не может служить основанием для отказа в их представлении антимонопольному органу.

- К уведомлению должна быть приложена опись всех представленных документов и сведений.

- Уведомление, а также прилагаемые документы и сведения должны быть представлены на русском языке. В случае обращения в антимонопольный орган заявителя, являющегося иностранным лицом, документы должны быть представлены на иностранном языке с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык (с проставлением апостиля компетентного органа государства, в котором этот документ был составлен).

- Документы и сведения должны быть представлены в прошитом виде и заверены печатью лица, подающего уведомление. Если уведомление представляется физическим лицом, то документы и сведения представляются в прошитом виде и заверяются подписью физического лица. Подпись физического лица должна быть заверена в установленном порядке. Подпись физического лица, обязанного подавать уведомление в антимонопольный орган, на доверенности, выданной другому физическому лицу - уполномоченному представителю, также должна быть заверена в установленном порядке.

Подробнее

Нотариус свидетельствует подлинность подписи на документе, содержание которого не противоречит законодательным актам РФ (ст. ст. 35, 80 Основ законодательства РФ о нотариате).

- При невозможности заявителя в полной мере представить документы и сведения согласно формам представления сведений они предоставляются в имеющемся объеме, и указываются причины невозможности их получения.

Подробнее

Форма представления сведений установлена Приказом ФАС России N 129. В приложениях к указанной форме установлено, что при незаполнении формы также необходимо указать причины незаполнения. Представляется, что причины невозможности представления документов и сведений можно указать непосредственно в самой форме.

При невозможности представления точной информации согласно формам представления сведений заявителем представляется оценочная информация с указанием "оценочно", а также с указанием источников получения такой информации и использованных методов оценки.

- В случае недоступности для заявителя документов и сведений, необходимых для представления в антимонопольный орган, заявитель обязан указать на недоступность для него соответствующих документов и сведений, сообщить причины невозможности получения документов (сведений), а также указать, где эти документы (сведения) могут быть получены.

Способы представления уведомления в антимонопольный орган

Подробнее

В силу п. 3.21 Административного регламента уведомление может быть представлено в антимонопольный орган несколькими способами.

- Доставка заявителем лично;

- доставка курьером под расписку;

- направление заказным письмом с уведомлением о вручении.

обратите внимание!

Уведомление считается представленным (п. 3.22 Административного регламента):

- со дня его представления в антимонопольный орган со всеми документами и сведениями; либо

- со дня представления заявителем сведений о причинах, объясняющих невозможность получения указанных документов или сведений.

2.2. Рассмотрение уведомления антимонопольным органом

основные применимые нормы:

- ст. ст. 28, 30, 32, 33, 52 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции);

- п. п. 3.10 - 3.27, 3.40 - 3.43 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по согласованию приобретения акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций, получения в собственность или пользование основных производственных средств или нематериальных активов, приобретения прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 20.09.2007 N 294 (далее - Административный регламент).

Принятие уведомления антимонопольным органом

Время регистрации уведомления (п. 3.26 Административного регламента):

- день получения, если оно поступило по почте заказным письмом либо представлено курьером;

- момент получения (в присутствии заявителя), если представлено заявителем лично.

По требованию заявителя работник антимонопольного органа, осуществляющий регистрацию уведомления, делает отметку на втором экземпляре уведомления, если заявитель доставил уведомление лично либо курьером.

В отметке на экземпляре заявителя содержатся:

- дата регистрации уведомления;

- номер регистрации;

- подпись работника антимонопольного органа, осуществившего регистрацию.

Выдача предписания по результатам рассмотрения уведомления

По результатам рассмотрения уведомления антимонопольный орган может выдать заявителю (группе лиц, в которую входит заявитель) предписание об осуществлении действий, направленных на обеспечение конкуренции (п. 3.40 Административного регламента).

Решение о выдаче предписания принимается антимонопольным органом в случае, если действия, указанные в уведомлении, привели или могут привести к ограничению конкуренции.

Содержание предписания

Подробнее

Содержание предписания определено п. 3.41 Административного регламента.

- Причины, по которым сделки с акциями (долями), имуществом, активами коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций привели или могут привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения хозяйствующего субъекта;

- описание действий, которые заявитель (группа лиц, в которую входит заявитель) должен осуществить в целях обеспечения конкуренции;

- срок исполнения предписания.

Направление предписания заявителю

Предписание антимонопольного органа направляется заявителю в письменном виде с уведомлением о вручении либо вручается по письменному заявлению заявителю (п. 3.43 Административного регламента).

Отмена, изменение или дополнение предписания

Предписание антимонопольного органа о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, может быть отменено, изменено или дополнено антимонопольным органом, выдавшим предписание, с письменным уведомлением об этом заявителя, если возражения заявителя по обоснованности выданного предписания будут признаны антимонопольным органом мотивированными (п. 3.42 Административного регламента).

обратите внимание!

Лица, которые в соответствии со ст. 30 Закона о защите конкуренции должны уведомлять антимонопольный орган об осуществлении сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю, до осуществления таких сделок, иных действий вправе представить вместо уведомления ходатайство о даче согласия на их осуществление. Антимонопольный орган обязан рассмотреть такое ходатайство (ч. 9 ст. 33 Закона о защите конкуренции). В этом случае требование об уведомлении антимонопольного органа не применяется (ч. 2 ст. 30 Закона о защите конкуренции).

2.3. Обжалование действий антимонопольного органа в административном порядке

основные применимые нормы:

- п. п. 4.1 - 4.7, 4.9, 4.10, 4.12, 4.14, 4.15 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по согласованию приобретения акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций, получения в собственность или пользование основных производственных средств или нематериальных активов, приобретения прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 20.09.2007 N 294 (далее - Административный регламент).

Заявители вправе обжаловать действия (бездействие) антимонопольного органа (должностных лиц антимонопольного органа) (п. 4.1 Административного регламента).

Порядок обжалования

Нарушения могут быть обжалованы (п. п. 4.2, 4.3 Административного регламента):

- в ФАС в случае нарушения, совершенного территориальным органом;

- в соответствующий антимонопольный орган в случае нарушения, совершенного должностным лицом.

В случае направления жалобы не уполномоченному на ее рассмотрение органу она перенаправляется в течение десяти рабочих дней со дня регистрации в соответствующий антимонопольный орган. Заявитель должен быть уведомлен о переадресации жалобы (п. 4.7 Административного регламента).

обратите внимание!

Предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи (ч. 1 ст. 52 Закона о защите конкуренции).

Следует отметить, что обжалование предписания антимонопольного органа в арбитражном суде возможно без соблюдения административного порядка обжалования действия антимонопольного органа. Более того, в рассмотрении жалобы в административном порядке может быть отказано в случае, если жалоба уже рассматривается судом или решение по ней уже вынесено (п. 4.9 Административного регламента).

Форма и содержание жалобы

Жалоба на действия (бездействие) территориального органа (должностных лиц антимонопольного органа) подается в письменном виде согласно приложению N 5 к Административному регламенту (п. 4.4 Административного регламента).

Заявитель может приложить к жалобе документы, обосновывающие его претензии.

Срок рассмотрения жалобы

Поступившая жалоба рассматривается антимонопольным органом в течение 30 дней со дня ее регистрации (п. 4.5 Административного регламента).

Срок может быть продлен не более чем на 30 дней в случае принятия руководителем антимонопольного органа решения (п. 4.6 Административного регламента):

- о необходимости проведения проверки по жалобе;

- о необходимости запроса дополнительной информации.

Отказ в рассмотрении жалобы

В рассмотрении жалобы может быть отказано в следующих случаях (п. 4.9 Административного регламента):

- рассмотрения данной жалобы судом или арбитражным судом;

- наличия вынесенного судом или арбитражным судом решения по ней;

- жалобы заявителя по тому же предмету и основанию, которые ранее уже рассматривались антимонопольным органом и по которым было вынесено решение в установленном порядке.

Решение об отказе в рассмотрении жалобы принимается в течение десяти рабочих дней со дня ее регистрации.

Отказ в рассмотрении жалобы не лишает заявителя права вновь обратиться в антимонопольный орган с жалобой после устранения обстоятельств, послуживших основанием для отказа, в пределах сроков, установленных для ее подачи (п. 4.10 Административного регламента).

Принятие решения по результатам рассмотрения жалобы и направление решения заявителю

По результатам рассмотрения жалобы на действие (бездействие) территориального органа, должностного лица антимонопольного органа руководитель антимонопольного органа принимает одно из следующих решений (п. 4.12 Административного регламента):

- об отказе в удовлетворении жалобы;

- об удовлетворении жалобы полностью или частично.

Решение руководителя антимонопольного органа оформляется в письменном виде. Копия решения направляется заявителю в течение трех рабочих дней (п. 4.13 Административного регламента).

В случае удовлетворения жалобы полностью или частично руководитель антимонопольного органа определяет меры, которые должны быть приняты в целях устранения нарушений в течение десяти дней со дня принятия решения по жалобе, если в решении не установлен иной срок (п. п. 4.14, 4.15 Административного регламента).

2.4. Последствия нарушения порядка уведомления антимонопольного органа о совершении сделки

основные применимые нормы:

- п. 2.3 ч. 2 ст. 19.5, ч. 4 ст. 19.8 КоАП РФ;

- ч. 4, 6 ст. 34 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).

1. Сделки, осуществленные с нарушением порядка уведомления антимонопольного органа, признаются недействительными в судебном порядке по иску антимонопольного органа, если они привели или могут привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения (ч. 4 ст. 34 Закона о защите конкуренции).

2. Непредставление в ФАС России, его территориальный орган уведомлений, предусмотренных антимонопольным законодательством РФ, представление уведомлений, содержащих заведомо недостоверные сведения, а равно нарушение порядка и сроков подачи уведомлений влечет наложение административного штрафа (ч. 4 ст. 19.8 КоАП РФ):

- на граждан в размере от 800 до 1200 руб.;

- на должностных лиц - от 5000 до 7500 руб.;

- на юридических лиц - от 150 тыс. до 250 тыс. руб.

обратите внимание!

Представление в антимонопольный орган уведомления о сделке с нарушением срока, установленного ст. 30 Закона о защите конкуренции, является основанием для привлечения акционерного общества к административной ответственности по ч. 4 ст. 19.8 КоАП РФ.

Подробнее см.: Вопросы судебной практики: Государственный контроль за экономической концентрацией

Вместе с тем представление в антимонопольный орган уведомления о сделке с нарушением срока, установленного ст. 30 Закона о защите конкуренции, может быть признано малозначительным административным правонарушением, если будет установлено отсутствие пренебрежительного отношения общества к исполнению возложенных на него обязанностей.

Подробнее см.: Вопросы судебной практики: Государственный контроль за экономической концентрацией

Представление в антимонопольный орган уведомления о сделке с представлением документов (сведений) не в полном объеме, а именно без документов, содержащих сведения об акционерах общества, в том числе о конечных бенефициарах (выгодоприобретателях), является основанием для привлечения акционерного общества к административной ответственности по ч. 4 ст. 19.8 КоАП РФ.

Подробнее см.: Вопросы судебной практики: Государственный контроль за экономической концентрацией

3. Неисполнение предписания антимонопольного органа, которое выдано в порядке, предусмотренном ст. 33 Закона о защите конкуренции, иное нарушение требований ст. 30 Закона о защите конкуренции влечет наложение административного штрафа (ч. 6 ст. 34 Закона о защите конкуренции, п. 2.3 ч. 2 ст. 19.5 КоАП РФ):

- на должностных лиц в размере от 12 тыс. до 20 тыс. руб. либо дисквалификацию на срок до трех лет;

- на юридических лиц - от 300 тыс. до 500 тыс. руб.