Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Получение коммерческой организацией предварительного согласия антимонопольного органа на совершение сделок

Обновлено 20.10.2017 11:35

 

ПОРЯДОК ПОЛУЧЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СОГЛАСИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ОРГАНА НА СОВЕРШЕНИЕ СДЕЛОК

ЭТАП 1.

УСТАНОВЛЕНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПОЛУЧЕНИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СОГЛАСИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ОРГАНА НА СОВЕРШЕНИЕ СДЕЛКИ

1. Установление необходимости получения предварительного согласия антимонопольного органа на совершение сделки

Переход к этапу 2

 

ЭТАП 2.

ПОЛУЧЕНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СОГЛАСИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ОРГАНА НА СОВЕРШЕНИЕ СДЕЛКИ

1. Подготовка и направление ходатайства о получении предварительного согласия на совершение сделки

2. Рассмотрение ходатайства антимонопольным органом

3. Обжалование действий антимонопольного органа в административном порядке

4. Последствия нарушения порядка получения предварительного согласия антимонопольного органа на совершение сделки

 

ЭТАП 1. УСТАНОВЛЕНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПОЛУЧЕНИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СОГЛАСИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ОРГАНА НА СОВЕРШЕНИЕ СДЕЛКИ

1.1. Установление необходимости получения предварительного согласия антимонопольного органа на совершение сделки

основные применимые нормы:

- ст. 4, ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 23, ст. ст. 28, 31, 32 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции);

- п. п. 2, 4 Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.12.2007 N 896 (далее - Правила);

- Положение о ФАС России, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331;

- Положение о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденное Приказом ФАС России от 26.01.2011 N 30;

- п. 1.3 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по ведению реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов, утвержденного Приказом ФАС России от 17.01.2007 N 6 (далее - Административный регламент по ведению реестра);

- Приказ ФАС России от 26.03.2008 N 95 "Об утверждении формы реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов" (далее - Приказ ФАС России N 95);

- письмо ФАС России от 01.07.2011 "Акционерные соглашения, предоставляющие лицу право голосовать по чужим акциям, подлежат согласованию с антимонопольным органом" (далее - письмо ФАС России от 01.07.2011);

- Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 (утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н).

Статьей 28 Закона о защите конкуренции установлены случаи, когда сделки с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций должны осуществляться с предварительного согласия антимонопольного органа.

К указанным случаям относятся (пп. 1 - 9 ч. 1 ст. 28 Закона о защите конкуренции):

1. Приобретение лицом (группой лиц) голосующих акций зарегистрированного на территории РФ АО, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 25 процентами указанных акций при условии, что до этого приобретения такое лицо (группа лиц) не распоряжалось голосующими акциями данного общества или распоряжалось не более чем 25 процентами его голосующих акций (требование не распространяется на учредителей АО при его создании).

обратите внимание!

Если акционер на основании акционерного соглашения получит право совместно с акциями других акционеров распоряжаться более чем 25, 50, 75 процентами голосующих акций АО и возможность самостоятельно осуществлять права, воплощенные в этих акциях, то приобретение этих прав требует предварительного согласия антимонопольного органа либо уведомления антимонопольного органа после совершения сделки (письмо ФАС России от 01.07.2011).

Следует отметить, что понятие "группа лиц" раскрыто в ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции.

На официальном сайте ФАС России по адресу http://www.fas.gov.ru/clarifications/clarifications_10906.html даны разъяснения в отношении приобретения акций группой лиц.

Подробнее

Из установленных ст. 9 Закона о защите конкуренции условий отнесения лиц к одной группе лиц следует, что действия лиц, входящих в одну группу, могут привести к ограничению конкуренции. В связи с этим антимонопольный орган при осуществлении и предварительного, и последующего контроля не только рассматривает участников сделки, но и устанавливает наличие взаимосвязанных с ними лиц и при наличии таких лиц квалифицирует их как группу лиц.

Следовательно, для эффективного проведения государственного контроля за экономической концентрацией у антимонопольного органа имеется установленная законом возможность рассматривать группу лиц в качестве самостоятельного участника товарного рынка, оказывающего влияние на конкуренцию и свободу экономической деятельности других субъектов рынка.

В свою очередь, лица, входящие в группу лиц, могут приобретать акции (доли), права, позволяющие определять условия осуществления хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности или осуществлять функции его исполнительного органа, а также получать в собственность, пользование или во владение основные производственные средства и (или) нематериальные активы.

Таким образом, если лицо приобретает 19 процентов голосующих акций общества, а другое лицо, входящее с ним в одну группу, уже владеет 20 процентами голосующих акций этого же общества, то в результате данного приобретения лица, входящие в одну группу лиц, в совокупности будут распоряжаться 39 процентами голосующих акций общества.

2. Приобретение лицом (группой лиц) долей в уставном капитале зарегистрированного на территории РФ ООО, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 1/3 долей в уставном капитале данного общества при условии, что до этого приобретения такое лицо (группа лиц) не распоряжалось долями в уставном капитале данного общества или распоряжалось менее чем 1/3 долей в его уставном капитале (требование не распространяется на учредителей ООО при его создании).

3. Приобретение долей в уставном капитале зарегистрированного на территории РФ ООО лицом (группой лиц), распоряжающимся не менее чем 1/3 долей и не более чем 50 процентами долей в уставном капитале этого общества, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 50 процентами указанных долей.

4. Приобретение голосующих акций зарегистрированного на территории РФ АО лицом (группой лиц), распоряжающимся не менее чем 25 процентами и не более чем 50 процентами голосующих акций общества, если это лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 50 процентами таких голосующих акций.

5. Приобретение долей в уставном капитале зарегистрированного на территории РФ ООО лицом (группой лиц), распоряжающимся не менее чем 50 процентами и не более чем 2/3 долей в уставном капитале этого общества, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 2/3 указанных долей.

6. Приобретение голосующих акций зарегистрированного на территории РФ АО лицом (группой лиц), распоряжающимся не менее чем 50 процентами и не более чем 75 процентами голосующих акций общества, если это лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 75 процентами таких голосующих акций.

Подробнее

На официальном сайте ФАС России по адресу http://www.fas.gov.ru/clarifications/clarifications_10906.html даны разъяснения ст. 28 Закона о защите конкуренции. Согласно этим разъяснениям лицо, которое намеревается приобрести более 30, 50, 75 процентов акций публичного акционерного общества, может подать в антимонопольный орган ходатайство о приобретении более 75 процентов акций данного общества, если такие сделки осуществляются с предварительного согласия антимонопольного органа в соответствии со ст. 28 Закона о защите конкуренции.

Согласно ч. 8 ст. 33 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа о даче согласия на осуществление сделок, иных действий прекращает свое действие, если такие сделки, иные действия не осуществлены в течение года с даты принятия названного решения.

Лицо, получившее разрешение антимонопольного органа на приобретение пакета акций хозяйственного общества, не обязано приобретать указанные акции в полном объеме, а может приобрести их поэтапно.

При этом согласования с антимонопольным органом каждой последующей сделки по приобретению акций не требуется до тех пор, пока не будет сформирован пакет акций (процентное выражение), указанный в решении о согласии антимонопольного органа на совершение сделки, до истечения одного года со дня его принятия.

7. Получение в собственность, пользование или во владение хозяйствующим субъектом (группой лиц) находящихся на территории РФ основных производственных средств (за исключением земельных участков и не имеющих промышленного назначения зданий, строений, сооружений, помещений и частей помещений, объектов незавершенного строительства) и (или) нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки (взаимосвязанных сделок), превышает 20 процентов балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов хозяйствующего субъекта, осуществляющего отчуждение (передачу имущества).

Подробнее

На официальном сайте ФАС России по адресу http://www.fas.gov.ru/clarifications/clarifications_10906.html даны следующие разъяснения ст. 28 Закона о защите конкуренции.

1. При совершении сделки по получению в собственность, пользование или во владение объектов, имеющих промышленное назначение, находящихся на земельном участке, балансовая стоимость данного участка не учитывается.

2. Под взаимосвязанными сделками в рамках ст. 28 Закона о защите конкуренции необходимо понимать сделки, отвечающие следующим признакам:

а) сделки совершаются одновременно либо период времени между их заключением незначителен;

б) каждая сделка направлена на достижение одного результата или преследует одну и ту же цель;

в) сделки заключены в отношении однородного имущества либо имущества разнородного, но предполагающего его использование по одному назначению;

г) приобретателем прав по сделкам является один и тот же хозяйствующий субъект (группа лиц);

д) лицом, которое отчуждает права или передает права на имущество по сделкам, является один и тот же хозяйствующий субъект;

е) предмет сделок один и тот же;

ж) сделки являются однотипными.

ФАС России обращает внимание на то, что наличие взаимосвязи сделок определяется в каждом конкретном случае с учетом обстоятельств и условий каждой сделки.

3. Имущество, относящееся к основным производственным средствам, определяется в соответствии с нормами Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 (утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н).

4. К зданиям и объектам, имеющим промышленное назначение, следует относить в том числе:

а) имущественные комплексы, на которых осуществляется производство продукции, включая складские помещения для хранения такой продукции;

б) промышленные комплексы и склады промышленного назначения, являющиеся частью единого промышленного комплекса;

в) объекты коммунальной инфраструктуры, предназначенные для газо-, тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения;

г) автозаправочные станции.

5. К зданиям и объектам, не имеющим промышленного назначения, следует относить в том числе офисные комплексы и помещения, бизнес-центры, развлекательные комплексы, объекты оптовой и розничной торговли, включая торговые и торгово-развлекательные комплексы.

8. Приобретение лицом (группой лиц) в результате одной или нескольких сделок (в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора о совместной деятельности или договора поручения) прав, позволяющих определять условия осуществления зарегистрированным на территории РФ хозяйствующим субъектом (за исключением финансовой организации) предпринимательской деятельности или осуществлять функции его исполнительного органа.

9. Приобретение лицом (группой лиц) более чем 50 процентов голосующих акций (долей) юридического лица, учрежденного за пределами территории РФ, либо иных прав, позволяющих определять условия осуществления таким юридическим лицом предпринимательской деятельности или осуществлять функции его исполнительного органа.

Также по вопросу см.: Вопросы судебной практики: Государственный контроль за экономической концентрацией

обратите внимание!

Заключение трудового договора о приеме лица на работу в хозяйственное общество в качестве генерального директора не является сделкой, направленной на приобретение прав, позволяющих определять условия осуществления хозяйствующим субъектом предпринимательской деятельности, по смыслу Закона о защите конкуренции требующей получения предварительного согласия антимонопольного органа. На это указано в разъяснениях ст. 28 Закона о защите конкуренции, размещенных на официальном сайте ФАС России по адресу http://www.fas.gov.ru/clarifications/clarifications_10906.html.

Также необходимо отметить, что ФАС России в данных разъяснениях акцентировала внимание на следующем.

1. Не требуется предварительного согласия антимонопольного органа на приобретение юридическим лицом голосующих акций (долей) другого лица в результате присоединения к нему иной коммерческой организации, если названный орган оценивал приобретение таких акций (долей) в рамках рассмотрения ходатайства о даче предварительного согласия на присоединение одной коммерческой организации к другой.

2. Требуется предварительное согласие антимонопольного органа на совершение сделки по передаче акций акционерного общества в оплату паев закрытого инвестиционного фонда при его формировании, в том числе выдаче дополнительных инвестиционных паев, при наличии условий, предусмотренных ч. 1 ст. 28 Закона о защите конкуренции.

3. При наличии условий, предусмотренных ч. 1 ст. 28 Закона о защите конкуренции, требуется предварительное согласие антимонопольного органа на любое приобретение акций (долей), в том числе и на приобретение акций (долей) после распределения между участниками ликвидируемого общества (ст. 63 ГК РФ, ст. 23 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"), а также в порядке, предусмотренном ст. ст. 142, 148 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

4. В результате обмена акциями в акционерном обществе, принадлежащими физическому лицу, по договору мены с другим физическим лицом требуется получение предварительного согласия антимонопольного органа (при наличии условий, предусмотренных ст. 28 Закона о защите конкуренции).

Лица, которым необходимо получать предварительное согласие на совершение сделки

Обязанность получения предварительного согласия на совершение сделки возложена не на все коммерческие организации, а лишь на те, которые соответствуют определенным критериям.

Согласно ч. 1 ст. 28 Закона о защите конкуренции коммерческие организации должны получать предварительное согласие на совершение сделок, если:

- суммарная стоимость активов по последним балансам лица, приобретающего акции (доли), права и (или) имущество, и его группы лиц, лица, являющегося объектом экономической концентрации, и его группы лиц превышает 7 млрд руб.; или

- суммарная выручка таких лиц от реализации товаров за последний календарный год превышает 10 млрд руб.

При этом в обоих указанных случаях суммарная стоимость активов по последнему балансу лица, являющегося объектом экономической концентрации, и его группы лиц превышает 250 млн руб. Подробнее см. разъяснения ст. 28 Закона о защите конкуренции, размещенные на официальном сайте ФАС России по адресу http://www.fas.gov.ru/clarifications/clarifications_10906.html; или

обратите внимание!

При определении суммарной стоимости активов лица, приобретающего акции (доли), права и (или) имущество, и его группы лиц и лица, являющегося объектом экономической концентрации, и его группы лиц не учитываются активы лица, продающего (отчуждающего) акции (доли) или права в отношении лица, являющегося объектом экономической концентрации (продающего лица), и его группы лиц, в случае, если в результате сделки продающее лицо и его группа лиц утрачивают права, позволяющие определять условия осуществления предпринимательской деятельности лицом, являющимся объектом экономической концентрации (ч. 3 ст. 28 Закона о защите конкуренции).

- если одно из указанных лиц включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов (далее - реестр);

Подробнее

Субъекты, включаемые в реестр (п. 4 Правил):

- хозяйствующие субъекты, имеющие долю в размере более чем 35 процентов на соответствующем товарном рынке РФ в целом или на товарном рынке одного или нескольких субъектов РФ;

- хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.

Органы, ответственные за формирование и ведение реестра (п. 2 Правил, п. 1.3 Административного регламента по ведению реестра, пп. 8 ч. 1 ст. 23 и п. 15 ст. 4 Закона о защите конкуренции):

- ФАС России;

- территориальные органы ФАС России.

Правила формирования и ведения реестра

Формирование и ведение реестра осуществляются в соответствии с Правилами, утвержденными Правительством РФ. Форма, по которой ведется реестр, утверждена Приказом ФАС России N 95.

обратите внимание!

Если стоимость активов по последнему балансу лица (группы лиц), акции (доли) и (или) имущество которого и (или) права в отношении которого приобретаются, не превышает 250 млн руб., предварительное согласие антимонопольного органа на совершение сделки не требуется, при условии что в реестр не включено одно из лиц, указанных в ч. 1 ст. 28 Закона о защите конкуренции. Подробнее см. разъяснения ст. 28 Закона о защите конкуренции, размещенные на официальном сайте ФАС России по адресу http://www.fas.gov.ru/clarifications/clarifications_10906.html.

Случаи, при которых требование о получении предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление сделок не применяется

Указанное требование не применяется при совершении сделок (ч. 2 ст. 28 Закона о защите конкуренции)

- лицами, входящими в одну группу лиц по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции; или

- с соблюдением условий, предусмотренных ст. 31 Закона о защите конкуренции; или

Подробнее

Сделки осуществляются без предварительного согласия антимонопольного органа, но с последующим его уведомлением об их осуществлении в порядке, предусмотренном ст. 32 Закона о защите конкуренции при соблюдении в совокупности следующих условий:

- сделки совершаются лицами, входящими в одну группу лиц;

- не позднее чем за один месяц до совершения сделки любым из лиц, входящих в эту группу, в федеральный антимонопольный орган в утвержденной им форме был представлен перечень лиц, входящих в одну группу, с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу;

- указанный перечень на момент осуществления сделки не изменился по сравнению с представленным в федеральный антимонопольный орган;

Подробнее см. Порядок уведомления антимонопольного органа о совершении сделки коммерческой организацией

- осуществление которых предусмотрено актами Президента РФ или Правительства РФ; или

- в отношении акций (долей) финансовой организации.

Антимонопольные органы, уполномоченные на рассмотрение ходатайства о получении предварительного согласия на совершение сделки

Получение предварительного согласия на совершение сделки осуществляется путем представления ходатайства в антимонопольный орган (ч. 2 ст. 32, п. 15 ст. 4 Закона о защите конкуренции):

- федеральный антимонопольный орган (Положение о ФАС России, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331);

- территориальные органы федерального антимонопольного органа (Положение о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденное Приказом ФАС России от 26.01.2011 N 30).

Далее будет рассмотрена процедура получения предварительного согласия антимонопольного органа на совершение сделок с акциями (долями) и (или) имуществом только коммерческих организаций.

Подробнее

В Законе о защите конкуренции установлены специальные требования в отношении получения предварительного согласия антимонопольного органа на совершение сделок с акциями (долями) и имуществом финансовых организаций.

В соответствии с п. 6 ст. 4 Закона о защите конкуренции финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги. К финансовым организациям относятся:

- кредитная организация;

- профессиональный участник рынка ценных бумаг;

- организатор торговли, клиринговая организация;

- микрофинансовая организация;

- кредитный потребительский кооператив;

- страховая организация;

- страховой брокер;

- общество взаимного страхования;

- негосударственный пенсионный фонд;

- управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов;

- специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов;

- ломбард (финансовая организация, поднадзорная Банку России);

- лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Банку России).

ЭТАП 2. ПОЛУЧЕНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СОГЛАСИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ОРГАНА НА СОВЕРШЕНИЕ СДЕЛКИ

2.1. Подготовка и направление ходатайства о получении предварительного согласия на совершение сделки

основные применимые нормы:

- п. 3 ст. 333.18, п. 89 ч. 1 ст. 333.33 НК РФ;

- ч. 1 ст. 9, ст. ст. 28, 32 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции);

- ст. ст. 35, 80 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1 (далее - Основы законодательства РФ о нотариате);

- ст. 21.3 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ);

- Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утв. Указом Президента РФ от 04.08.2004 N 1009 (далее - Перечень стратегических предприятий);

- п. п. 3.1, 3.5 - 3.7, 3.13 - 3.25, 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по согласованию приобретения акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций, получения в собственность или пользование основных производственных средств или нематериальных активов, приобретения прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 20.09.2007 N 294 (далее - Административный регламент);

- форма представления антимонопольному органу сведений при обращении с ходатайствами и уведомлениями, предусмотренными статьями 27 - 31 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", утвержденная Приказом ФАС России от 17.04.2008 N 129 (далее соответственно - форма, Приказ ФАС России N 129);

- письмо ФАС России от 25.12.2008 N ИА/35409 "О ходатайствах, рассматриваемых в ЦА ФАС России" (далее - письмо ФАС России N ИА/35409);

- Информация ФАС России от 19.06.2012 "О документах, более не требуемых от заявителя, в рамках осуществления десяти государственных функций ФАС России" (далее - Информация ФАС России от 19.06.2012).

Лица, представляющие ходатайства в антимонопольный орган (далее также - заявители)

1. Лицо, приобретающее акции (доли), имущество, активы хозяйствующих субъектов, права в отношении хозяйствующих субъектов в результате совершения сделок, предусмотренных ст. 28 Закона о защите конкуренции (пп. 3 ч. 1 ст. 32 Закона о защите конкуренции).

Подробнее

Согласно п. 3.1 Административного регламента ходатайство представляется лицом, намеревающимся совершить сделку.

Представляется, что из буквального толкования указанного пункта следует, что ходатайство может направить как лицо, приобретающее имущество, так и лицо, такое имущество отчуждающее.

Вместе с тем такое толкование противоречит пп. 3 ч. 1 ст. 32 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которым для получения предварительного согласия антимонопольного органа ходатайство представляется лицами, приобретающими акции (доли), имущество, активы хозяйствующих субъектов, права в отношении хозяйствующих субъектов в результате совершения сделок.

2. Представитель заявителя (ч. 4 ст. 32 Закона о защите конкуренции).

Антимонопольный орган, в который представляется ходатайство

1. Территориальный орган ФАС России по месту нахождения хозяйствующего субъекта, в отношении которого совершается сделка (п. 3.5 Административного регламента).

Подробнее

При совершении сделок, указанных в п. 3.5 Административного регламента, если:

- по бухгалтерским балансам по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления ходатайства, суммарная стоимость активов лиц (групп лиц), приобретающих акции (доли), права и (или) имущество, и лица (группы лиц), акции (доли) и (или) имущество которого и (или) права в отношении которого приобретаются, превышает 3 млрд руб., но не превышает 15 млрд руб. включительно; или

- суммарная выручка указанных лиц от реализации товаров за последний календарный год превышает 6 млрд руб., но не превышает 30 млрд. руб., и при этом суммарная стоимость активов по последнему балансу лица (группы лиц), акции (доли) и (или) имущество которого приобретаются или в отношении которого приобретаются права, превышает 150 млн руб.

2. Территориальный орган ФАС России по месту нахождения коммерческой организации, акции (доли), права и (или) имущество которой приобретаются (п. 3.6 Административного регламента).

Подробнее

При совершении сделок, указанных в п. 3.5 Административного регламента, если:

- одно из лиц - участников сделки включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов (далее - реестр).

При этом территориальный орган запрашивает информацию о состоянии конкуренции на товарном рынке у того антимонопольного органа, который принял решение о включении таких (одной из таких) организаций в реестр.

3. ФАС России (п. 3.7 Административного регламента).

Подробнее

При совершении сделок, указанных в п. 3.5 Административного регламента, если:

- по бухгалтерским балансам по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления ходатайства, суммарная стоимость активов лиц (групп лиц), приобретающих акции (доли), права и (или) имущество, и лица (группы лиц), акции (доли) и (или) имущество которого и (или) права в отношении которого приобретаются, превышает 15 млрд руб.; или

- суммарная выручка указанных лиц от реализации товаров за последний календарный год превышает 30 млрд руб, и при этом суммарная стоимость активов по последнему балансу лица (группы лиц), акции (доли) и (или) имущество которого приобретаются или в отношении которого приобретаются права, превышает 150 млн руб.

Кроме того, ФАС России рассматривает ходатайства, если участником сделки является хозяйствующий субъект, внесенный в Перечень стратегических предприятий (п. 1 письма ФАС России N ИА/35409).

обратите внимание!

В семидневный срок со дня получения ходатайства (п. п. 3.13, 3.14 Административного регламента):

- ФАС России может передать его для рассмотрения в соответствующий территориальный орган, уведомив об этом заявителя;

- территориальный орган может по согласованию с ФАС России передать его для рассмотрения в соответствующий территориальный орган или в ФАС России, уведомив об этом заявителя, либо принять его к рассмотрению.

ФАС России в случае необходимости может запросить у территориального органа ходатайство для своего рассмотрения (п. 3.14 Административного регламента).

Форма ходатайства о получении предварительного согласия на совершение сделки

Ходатайство оформляется в письменном виде в произвольной форме (п. 3.15 Административного регламента).

обратите внимание!

Если сделка требует предварительного согласия антимонопольного органа по нескольким основаниям, предусмотренным ст. 28 Закона о защите конкуренции, то такая сделка подлежит согласованию в рамках одного ходатайства (ч. 8 ст. 32 Закона о защите конкуренции).

Документы и сведения, прилагаемые к ходатайству о получении предварительного согласия на совершение сделки

Перечень документов и сведений, представляемых вместе с ходатайством, указан в ч. 5 ст. 32 Закона о защите конкуренции и в Приложении 4 к Административному регламенту.

Подробнее

В антимонопольный орган вместе с ходатайством представляются:

- нотариально заверенные копии учредительных документов заявителя - юридического лица или Ф.И.О. заявителя - физического лица, данные документа, удостоверяющего его личность (серия и (или) номер документа, дата и место его выдачи, орган, выдавший документ), по состоянию на дату представления ходатайства;

- документы и (или) сведения, определяющие предмет и содержание сделки;

- сведения о видах деятельности, которые осуществлялись заявителем в течение двух лет, предшествующих дню представления ходатайства, либо в течение срока осуществления деятельности, если он составляет менее чем два года, а также копии документов, подтверждающих право на осуществление видов деятельности, если для их осуществления требуются специальные разрешения;

- сведения о наименованиях видов продукции, об объеме продукции, произведенной, реализованной заявителем в течение двух лет, предшествующих дню представления ходатайства, либо в течение срока осуществления деятельности, если он составляет менее чем два года, с указанием кодов номенклатуры продукции;

- имеющиеся у заявителя сведения об основных видах деятельности лиц, указанных в ст. 28 Закона о защите конкуренции, о наименованиях видов продукции, об объеме продукции, произведенной и реализованной такими лицами в течение двух лет, предшествующих дню представления ходатайства, либо в течение срока осуществления деятельности, если он составляет менее чем два года, с указанием кодов номенклатуры продукции, а также копии документов, подтверждающих право на осуществление этих видов деятельности, если для их осуществления требуются специальные разрешения, или заявление в письменной форме о том, что заявитель данными сведениями и документами не располагает;

- бухгалтерский баланс заявителя по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления ходатайства;

- сведения о суммарной балансовой стоимости активов заявителя и его группы лиц по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления ходатайства;

- финансово-экономическая и иная отчетность заявителя, представляемая в Центральный банк РФ и в осуществляющие регулирование на рынке финансовых услуг федеральные органы исполнительной власти, по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления ходатайства;

- перечень коммерческих организаций, более чем пятью процентами акций (долей) которых заявитель распоряжается на любом основании, по состоянию на дату представления ходатайства или заявление в письменной форме о том, что заявитель акциями (долями) коммерческих организаций не распоряжается;

- перечень лиц, которые распоряжаются на любом основании более чем пятью процентами акций (долей) заявителя, по состоянию на дату представления ходатайства;

- перечень лиц, входящих в группу лиц с заявителем, с указанием признаков, по которым такие лица входят в эту группу на дату представления ходатайства (в перечень включаются: лица, находящиеся под контролем заявителя; лица, под контролем которых находится заявитель; лица, входящие в группу лиц с заявителем и осуществляющие деятельность на тех же товарных рынках, на которых осуществляет деятельность заявитель; в перечень не включаются: физические лица, если они не являются индивидуальными предпринимателями и (или) не входят в одну группу лиц с хозяйствующим субъектом по признакам, указанным в п. п. 1 - 3, 5, 6, 9 ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции);

- сведения о лицах, в интересах которых осуществляется владение более чем пятью процентами акций (долей) заявителя их номинальными держателями, в том числе о таких лицах, учрежденных в государстве, которое представляет льготный налоговый режим и (или) законодательством которого не предусматриваются раскрытие и предоставление информации о юридическом лице (офшорные зоны).

обратите внимание!

В соответствии с Информацией ФАС России от 19.06.2012 при согласовании приобретения акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций, получения в собственность или пользование основных производственных средств или нематериальных активов, приобретения прав, которые позволяют хозяйствующему объекту определять условия ведения своей предпринимательской деятельности, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, заявитель вправе не представлять в антимонопольный орган следующие данные:

- сведения из ЕГРЮЛ, ЕГРФЛ, ЕГРИП, базы ИНН;

- информацию о хозяйствующих субъектах (формы бухгалтерской отчетности N 1 и N 2, коды ОКВЭД), получаемую в налоговых органах.

Это связано с тем, что, согласно ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", органы, предоставляющие государственные (муниципальные) услуги, не вправе требовать от заявителя представить документы и информацию, которые находятся в распоряжении иных государственных органов, за исключением тех, которые включены в перечень документов, определенный ч. 6 ст. 7 указанного закона.

Следует отметить, что за заявителем сохраняется право представлять указанные выше документы в антимонопольный орган.

К ходатайству также прилагается документ об уплате государственной пошлины за рассмотрение ходатайства (ч. 4.1 ст. 32 Закона о защите конкуренции, п. 3.15 Административного регламента).

Подробнее

Размер государственной пошлины составляет 35 тыс. руб. (пп. 89 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Реквизиты на перечисление государственной пошлины указаны в приложении N 1 к Регламенту (п. 3.15 Административного регламента).

обратите внимание!

Согласно п. 3 ст. 333.18 НК РФ для подтверждения факта уплаты государственной пошлины может быть использована информация, которая содержится в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП), предусмотренной Законом N 210-ФЗ. При наличии такой информации дополнительного подтверждения уплаты государственной пошлины не требуется.

Подробнее

Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах предназначена для размещения и получения информации об осуществлении физическими и юридическими лицами платежей за оказание государственных и муниципальных услуг; услуг, указанных в ч. 3 ст. 1 и ч. 1 ст. 9 Закона N 210-ФЗ; платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ, а также иных платежей в случаях, предусмотренных федеральными законами (ч. 1 ст. 21.3 Закона N 210-ФЗ).

Частью 4 ст. 21.3 Закона N 210-ФЗ установлено, что ряд органов и организаций (в том числе банки), принимающих денежные средства в счет названных платежей, обязаны незамедлительно направлять соответствующую информацию в ГИС ГМП.

Приказом Казначейства России от 30.11.2012 N 19н утвержден Порядок ведения Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах. Для доступа к ней предусмотрена процедура регистрации. Если информация о регистрации в ГИС ГМП банка, в котором уплачена государственная пошлина, отсутствует, рекомендуется представлять в регистрирующий орган подтверждение такой оплаты.

К ходатайству также прилагается опись всех представленных документов и сведений (п. 3.17 Административного регламента).

В дополнение к необходимым документам заявитель при подаче ходатайства или в течение срока его рассмотрения вправе представить в антимонопольный орган любую информацию, которая, по мнению заявителя, является важной для принятия решения по ходатайству (п. 3.25 Административного регламента).

обратите внимание!

Документы и сведения должны быть представлены в антимонопольный орган на бумажном носителе и в электронном виде (п. 3.15 Административного регламента).

Форма представления сведений, прилагаемых к ходатайству, устанавливается ФАС России (ч. 7 ст. 32 Закона о защите конкуренции).

Подробнее

Форма представления сведений установлена Приказом ФАС России N 129.

Требования к документам и сведениям, представляемым в антимонопольный орган

Указанные требования, установлены в п. п. 3.16 - 3.20, 3.23, 3.24 Административного регламента.

Подробнее

1. Документы и сведения должны быть достоверными и полными. Прилагаемые документы должны представлять собой оригиналы или копии оригиналов (надлежащим образом оформленные и заверенные). В последнем случае лицо, подписывающее ходатайство, должно подтвердить достоверность и полноту таких копий (п. 3.17 Административного регламента).

обратите внимание!

Административным регламентом не предусмотрено, каким способом лицо, подписывающее ходатайство, должно подтвердить достоверность и полноту копий указанных документов. Судебная практика по указанному вопросу не выявлена. В связи с этим перед подачей ходатайства представляется целесообразным уточнить у антимонопольного органа, каким образом следует подтвердить достоверность и полноту представляемых копий документов.

2. Коммерческая, служебная или иная охраняемая законом тайна, содержащаяся в документах и сведениях, не может служить основанием отказа в их предоставлении антимонопольному органу. При этом заявитель должен указать исчерпывающий перечень документов и сведений, составляющих коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну (п. 3.16 Административного регламента).

3. Ходатайство, а также прилагаемые документы и сведения должны быть представлены на русском языке. В случае обращения в антимонопольный орган заявителя, являющегося иностранным лицом, документы должны быть представлены на иностранном языке с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык (с проставлением апостиля компетентного органа государства, в котором этот документ был составлен). В случае если документы изначально составлены на русском языке, то их предоставление на иностранном языке с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык не требуется (п. 3.18 Административного регламента).

4. Копии учредительных документов (для заявителя - юридического лица) либо имя, данные документа, удостоверяющего его личность (для заявителя - физического лица), должны быть нотариально заверены. Иные документы и сведения должны быть представлены в прошитом виде и заверены печатью лица, подающего ходатайство (п. 3.19 Административного регламента).

5. Если ходатайство представляется физическим лицом, то документы и сведения представляются в прошитом виде и заверяются подписью такого лица, подлинность которой должна быть заверена нотариально. Подлинность подписи физического лица, обязанного подавать ходатайство, на доверенности, выданной другому физическому лицу - уполномоченному представителю, заверяется нотариально (п. 3.19 Административного регламента, ст. ст. 35, 80 Основ законодательства о нотариате).

6. Нахождение документов и сведений за пределами РФ не может служить основанием для отказа в их представлении антимонопольному органу (п. 3.23 Административного регламента).

7. При невозможности заявителем в полной мере представить документы и сведения согласно формам представления сведений они предоставляются в имеющемся объеме, и указываются причины невозможности их получения. Форма представления сведений установлена Приказом ФАС России N 129. В приложениях к указанной форме установлено, что при незаполнении формы также необходимо указать причины незаполнения. Представляется, что причины невозможности представления документов и сведений можно указать непосредственно в самой форме.

При невозможности представления точной информации согласно формам представления сведений заявителем представляется оценочная информация с указанием "оценочно", а также с указанием источников получения такой информации и использованных методов оценки (п. 3.20 Административного регламента).

8. В случае недоступности для заявителя документов и сведений, необходимых для представления в антимонопольный орган, заявитель обязан указать на недоступность для него соответствующих документов и сведений, сообщить причины невозможности получения документов (сведений), а также указать, где эти документы (сведения) могут быть получены (п. 3.24 Административного регламента).

Последствия представления документов и сведений не в полном объеме

В случае представления не в полном объеме необходимых документов и сведений, за исключением документов и сведений, указанных в ч. 5.2 - 5.4 ст. 32 Закона о защите конкуренции, ходатайство считается непредставленным, о чем антимонопольный орган в десятидневный срок уведомляет заявителя (ч. 5.1 ст. 32 Закона о защите конкуренции).

Подробнее

Срок хранения антимонопольным органом представленных документов, в течение которого заявитель вправе истребовать их, составляет четырнадцать дней с даты получения заявителем уведомления (ч. 5.1 ст. 32 Закона о защите конкуренции).

обратите внимание!

В отличие от срока, установленного ч. 5.1 ст. 32 Закона о защите конкуренции для уведомления заявителя о том, что ходатайство считается непредставленным, п. 3.30 Административного регламента установлен меньший срок - пять рабочих дней.

Способы представления ходатайства в антимонопольный орган

В силу п. 3.21 Административного регламента ходатайство вместе с документами и сведениями направляется в антимонопольный орган несколькими способами:

- доставка заявителем лично;

- доставка курьером под расписку;

- направление заказным письмом с уведомлением о вручении.

обратите внимание!

Ходатайство считается представленным (п. 3.22 Административного регламента):

- со дня его представления в антимонопольный орган со всеми документами и сведениями; или

- со дня представления заявителем сведений о причинах, объясняющих невозможность получения указанных документов или сведений.

2.2. Рассмотрение ходатайства антимонопольным органом

основные применимые нормы:

- ч. 2 ст. 19.5 КоАП РФ;

- ч. 1 ст. 23, ст. 33, ч. 5, 6 ст. 34, ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции);

- Приказ ФАС России от 25.04.2006 N 108 "Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке" (далее - Приказ ФАС России N 108);

- п. п. 3.26 - 3.28, 3.29, 3.32 - 3.38, 3.41, 3.43 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по согласованию приобретения акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций, получения в собственность или пользование основных производственных средств или нематериальных активов, приобретения прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 20.09.2007 N 294 (далее - Административный регламент);

- Приказ ФАС России от 25.05.2012 N 345 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией" (далее - Административный регламент по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта).

Принятие ходатайства антимонопольным органом

Работник антимонопольного органа регистрирует ходатайство (п. 3.26 Административного регламента):

- в тот же день, если оно поступило по почте заказным письмом либо представлено курьером;

- незамедлительно, в присутствии заявителя, если ходатайство представлено заявителем лично.

По требованию заявителя работник антимонопольного органа, осуществляющий регистрацию ходатайства, делает отметку на втором экземпляре ходатайства, если заявитель доставил ходатайство лично либо курьером.

В отметке на экземпляре заявителя содержатся:

- дата регистрации ходатайства;

- номер регистрации;

- подпись работника антимонопольного органа, осуществившего регистрацию.

Порядок рассмотрения ходатайства антимонопольным органом

В течение 30 дней с даты получения ходатайства антимонопольный орган обязан рассмотреть его и сообщить в письменной форме заявителю о принятом решении с указанием мотивов его принятия (ч. 1 ст. 33 Закона о защите конкуренции, п. 3.28 Административного регламента).

Подробнее

Течение срока рассмотрения ходатайства начинается со следующего дня после его получения при условии представления вместе с ходатайством всех необходимых документов и сведений (п. 3.29 Административного регламента).

В рамках рассмотрения ходатайства антимонопольный орган совершает следующие действия:

1. Устанавливает доминирующее положение заявителей, а также иных лиц (группы лиц) в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции (п. 3.32 Административного регламента);

Подробнее

Порядок проведения процедуры установлен в Административном регламенте по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта.

2. Проводит анализ и оценку состояния конкурентной среды на соответствующих товарных рынках (п. 3.33 Административного регламента).

Подробнее

Цели проведения оценки (п. 3.33 Административного регламента):

- установление доминирующего положения заявителей, иных лиц (группы лиц);

- подтверждение того, что действия, заявленные в ходатайстве, могут привести или привели к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения заявителя, иных лиц (группы лиц).

Проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке осуществляется в соответствии с Приказом ФАС России N 108.

Решения, принимаемые по результатам рассмотрения ходатайства

По результатам рассмотрения ходатайства антимонопольный орган принимает одно из следующих решений (ч. 2 ст. 33 Закона о защите конкуренции, п. 3.35 Административного регламента):

1. Об удовлетворении ходатайства (принимается, если антимонопольный орган установит, что действия, заявленные в ходатайстве, не приведут к ограничению конкуренции).

2. Об удовлетворении ходатайства и об одновременной выдаче заявителю и (или) лицам, входящим в его группу лиц, и (или) хозяйствующему субъекту, акции (доли), имущество, активы которого или права в отношении которого приобретаются, предписания, предусмотренного п. 2 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции, об осуществлении действий, направленных на обеспечение конкуренции, в случае осуществления указанными лицами заявленной в ходатайстве сделки.

Подробнее

Указанное решение принимается антимонопольным органом в случае, если заявленная в ходатайстве сделка приведет или может привести к ограничению конкуренции (ч. 7 ст. 33 Закона о защите конкуренции).

В предписании, выдаваемом по результатам рассмотрения ходатайства, указываются (п. 3.41 Административного регламента):

- причины, по которым сделки с акциями (долями), имуществом, активами коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций могут привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения хозяйствующего субъекта;

- описание действий, которые заявитель (группа лиц, в которую входит заявитель) должен осуществить в целях обеспечения конкуренции;

- срок исполнения предписания.

Предписание антимонопольного органа направляется заявителю в письменном виде с уведомлением о вручении либо вручается по письменному заявлению заявителю (п. 3.43 Административного регламента).

Неисполнение предписания антимонопольного органа:

- является основанием для признания соответствующей сделки недействительной в судебном порядке по иску антимонопольного органа (ч. 5 ст. 34 Закона о защите конкуренции);

- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 12 тыс. до 20 тыс. руб. либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от 300 тыс. до 500 тыс. руб. (ч. 6 ст. 34 Закона о защите конкуренции, п. 2.3 ч. 2 ст. 19.5 КоАП РФ).

Антимонопольный орган по заявлению лица, которому выдано предписание, а также по собственной инициативе может пересмотреть содержание или порядок его исполнения в связи с возникновением существенных обстоятельств, которые наступили после его вынесения и исключают возможность и (или) целесообразность исполнения предписания полностью или его части (ч. 11 ст. 33 Закона о защите конкуренции).

К существенным обстоятельствам относятся (ч. 11 ст. 33 Закона о защите конкуренции):

- изменение продуктовых или географических границ товарного рынка;

- изменение состава продавцов или покупателей;

- утрата хозяйствующим субъектом доминирующего положения.

Срок рассмотрения заявления о пересмотре предписания - в течение одного месяца со дня его поступления (ч. 11 ст. 33 Закона о защите конкуренции).

Порядок пересмотра предписания установлен Приказом ФАС России от 24.08.2012 N 544 "Об утверждении Порядка пересмотра предписания, выданного в случаях, установленных статьей 33 Федерального закона от 26 июля 2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Изменение предписания не может ухудшать положение лица, которому выдано такое предписание (ч. 11 ст. 33 Закона о защите конкуренции).

Предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи (ч. 1 ст. 52 Закона о защите конкуренции).

3. О продлении срока рассмотрения ходатайства.

Подробнее

Срок рассмотрения ходатайства может быть продлен по решению антимонопольного органа не более чем на два месяца (ч. 3 ст. 33 Закона о защите конкуренции, п. 3.34 Административного регламента).

В случае продления срока рассмотрения ходатайства антимонопольный орган принимает одно из следующих решений (п. п. 2 - 3.1 ч. 2 ст. 33 Закона о защите конкуренции):

- о продлении срока рассмотрения ходатайства в связи с необходимостью дополнительного рассмотрения, а также получения дополнительной информации для принятия решения по результатам рассмотрения ходатайства, если установлено, что заявленная в ходатайстве сделка может привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения лица (группы лиц);

Подробнее

Дополнительное рассмотрение проводится антимонопольным органом в том случае, если заявленные в ходатайстве действия содержат признаки ограничения конкуренции (п. 3.34 Административного регламента).

Признаками ограничения конкуренции являются (п. 3.34 Административного регламента):

- сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке;

- рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке;

- отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке;

- определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке;

- иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Антимонопольный орган устанавливает признаки ограничения конкуренции на основании данных, содержащихся в документах и сведениях, представленных вместе с ходатайством (п. 3.34 Административного регламента).

При осуществлении дополнительного рассмотрения антимонопольный орган размещает сведения о действиях, заявленных в ходатайстве, на своем официальном сайте. Заявители, иные лица могут представить в антимонопольный орган сведения о влиянии сделки на состояние конкуренции (ч. 3 ст. 33 Закона о защите конкуренции, п. 3.34 Административного регламента).

Срок представления дополнительной информации определяется антимонопольным органом исходя из существа ходатайства и содержания запрашиваемой информации (п. 3.34 Административного регламента).

- о продлении срока рассмотрения ходатайства в связи с определением условий, после выполнения которых заявителем и (или) иными участвующими в сделке лицами антимонопольный орган принимает решение об удовлетворении ходатайства, и определением срока выполнения таких условий;

Подробнее

Срок выполнения условий, определенных антимонопольным органом, не может превышать девяти месяцев (п. 3 ч. 2 ст. 33 Закона о защите конкуренции).

Указанные условия являются неотъемлемой частью решения о продлении срока рассмотрения этого ходатайства (п. 3 ч. 2 ст. 33 Закона о защите конкуренции).

Для обеспечения конкуренции условия могут содержать следующие параметры (ч. 5 ст. 33 Закона о защите конкуренции):

- порядок доступа к производственным мощностям, инфраструктуре или информации, которыми распоряжается заявитель, а также иные лица, участвующие в сделке;

- порядок предоставления другим лицам прав на объекты охраны промышленной собственности, которыми распоряжается заявитель, а также иные лица, участвующие в сделке;

- требования к заявителю, а также к иным лицам, участвующим в сделке, о передаче имущества другому лицу, не входящему в одну группу лиц с указанными заявителем и (или) иными лицами, об уступке прав требований и (или) обязательств указанных заявителя и (или) иных лиц другому лицу, не входящему в одну группу лиц с указанными заявителем и (или) иными лицами;

- требования к составу группы лиц, в которую входит заявитель, а также иные лица, участвующие в сделке.

После выполнения условий, определенных антимонопольным органом, заявитель представляет документы, подтверждающие их выполнение (ч. 6 ст. 33 Закона о защите конкуренции).

В течение 30 дней с момента получения указанных документов в случае подтверждения на их основании выполнения в установленный срок таких условий антимонопольный орган принимает одно из следующих решений (ч. 6 ст. 33 Закона о защите конкуренции):

- об удовлетворении ходатайства;

- об отказе в удовлетворении ходатайства.

- о продлении срока рассмотрения ходатайства в случае, если сделка, заявленная в ходатайстве, подлежит предварительному согласованию в соответствии с Федеральным законом от 29.04.2008 N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства", до дня принятия решения в отношении такой сделки в соответствии с указанным Федеральным законом.

4. Об отказе в удовлетворении ходатайства.

Подробнее

Антимонопольный орган принимает решение об отказе в удовлетворении ходатайства в одном при наличии одного из следующих условий (пп. 5 ч. 2 ст. 33 Закона о защите конкуренции):

- если сделка приведет или может привести к ограничению конкуренции (в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения заявителя); или

- если при рассмотрении представленных документов антимонопольный орган обнаружит, что информация, содержащаяся в ним и имеющая значение для принятия решения, является недостоверной; или

- если заявителем по ходатайству не представлены имеющиеся у него и запрошенные антимонопольным органом сведения, при отсутствии которых не может быть принято решение об ограничении конкуренции или об отсутствии ограничения конкуренции по рассматриваемому ходатайству.

5. Об отказе в удовлетворении ходатайства, если в отношении сделки, заявленной в ходатайстве, в соответствии с Федеральным законом от 29.04.2008 N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" принято решение об отказе в их предварительном согласовании.

Направление решения антимонопольного органа, принятого по результатам рассмотрения ходатайства

Решение антимонопольного органа (п. 3.36 Административного регламента):

- направляется заявителю в письменном виде заказным письмом; или

- вручается заявителю по его письменному заявлению.

Территориальные органы после принятия решения об отказе в удовлетворении ходатайства в течение трех дней направляют в ФАС России копию такого решения (п. 3.37 Административного регламента).

ФАС России в течение трех дней направляет копии решений ФАС России, выданных по итогам рассмотрения ходатайства, в территориальный орган по месту нахождения хозяйствующего субъекта, имущество которого либо права по отношению к которому являются предметом сделки (п. 3.38 Административного регламента).

обратите внимание!

Решение антимонопольного органа о даче согласия на осуществление сделки прекращает свое действие, если сделка не осуществлена в течение года с даты принятия решения (ч. 8 ст. 33 Закона о защите конкуренции).

2.3. Обжалование действий антимонопольного органа в административном порядке

основные применимые нормы:

- ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции);

- п. п. 4.1 - 4.7, 4.9 - 4.10, 4.12 - 4.15 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по согласованию приобретения акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций, получения в собственность или пользование основных производственных средств или нематериальных активов, приобретения прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 20.09.2007 N 294 (далее - Административный регламент).

Заявители вправе обжаловать действия (бездействие) антимонопольного органа (должностных лиц антимонопольного органа) (п. 4.1 Административного регламента).

Порядок обжалования

Нарушения могут быть обжалованы (п. п. 4.2, 4.3 Административного регламента):

- в ФАС в случае нарушения, совершенного территориальным органом;

- в соответствующий антимонопольный орган в случае нарушения, совершенного должностным лицом.

В случае направления жалобы не уполномоченному на ее рассмотрение органу она вместе с подтверждающими документами направляется в течение десяти рабочих дней со дня регистрации в соответствующий антимонопольный орган с уведомлением заявителя о переадресации жалобы (п. 4.7 Административного регламента).

обратите внимание!

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи (ч. 1 ст. 52 Закона о защите конкуренции).

Форма и содержание жалобы

Жалоба на действия (бездействие) территориального органа (должностных лиц антимонопольного органа) подается в письменном виде согласно приложению N 5 к Административному регламенту (п. 4.4 Административного регламента).

Заявитель может приложить к жалобе документы, обосновывающие его требования (п. 4.4 Административного регламента).

Срок рассмотрения жалобы

Поступившая жалоба рассматривается антимонопольным органом в течение 30 дней со дня ее регистрации (п. 4.5 Административного регламента).

Срок может быть продлен не более чем на 30 дней в случае принятия руководителем антимонопольного органа решения (п. 4.6 Административного регламента):

- о необходимости проведения проверки по жалобе;

- о необходимости запроса дополнительной информации.

Подробнее

Решение о продлении рассмотрения жалобы сообщается заявителю в письменном виде с указанием причин продления (п. 4.6 Административного регламента).

Отказ в рассмотрении жалобы

В рассмотрении жалобы может быть отказано в следующих случаях (п. 4.9 Административного регламента):

- рассмотрения данной жалобы судом или арбитражным судом;

- наличия вынесенного судом или арбитражным судом решения по ней;

- жалобы заявителя по тому же предмету и основанию, которые ранее уже рассматривались антимонопольным органом и по которым было вынесено решение в установленном порядке.

Решение об отказе в рассмотрении жалобы принимается в течение десяти рабочих дней со дня ее регистрации (п. 4.10 Административного регламента).

Отказ в рассмотрении жалобы не лишает заявителя права вновь обратиться в антимонопольный орган с жалобой после устранения обстоятельств, послуживших основанием для отказа, в пределах сроков, установленных для подачи жалобы (п. 4.10 Административного регламента).

Принятие решения по результатам рассмотрения жалобы и направление решения заявителю

По результатам рассмотрения жалобы на действие (бездействие) территориального органа, должностного лица антимонопольного органа руководитель антимонопольного органа принимает одно из следующих решений (п. 4.12 Административного регламента):

- об отказе в удовлетворении жалобы;

- об удовлетворении жалобы полностью или частично.

Решение руководителя антимонопольного органа оформляется в письменном виде. Копия решения направляется заявителю в течение трех рабочих дней (п. 4.13 Административного регламента).

В случае удовлетворения жалобы полностью или частично руководитель антимонопольного органа определяет меры, которые должны быть приняты в целях устранения нарушений (п. 4.14 Административного регламента).

Действия по исполнению решения руководителя антимонопольного органа должны быть совершены в течение десяти дней со дня принятия решения по жалобе, если в решении не установлен иной срок (п. 4.15 Административного регламента).

2.4. Последствия нарушения порядка получения предварительного согласия антимонопольного органа на совершение сделки

основные применимые нормы:

- п. 2 ст. 166, ст. ст. 168, 173.1 ГК РФ;

- ч. 3 ст. 19.8 КоАП РФ;

- ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).

1. По общему правилу сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если закон не предусматривает, что должны применяться другие, не связанные с ее недействительностью последствия нарушения. В случае когда такая сделка посягает на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, она является ничтожной, если из закона не следует, что эта сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с ее недействительностью (ст. 168 ГК РФ).

Сделка, совершенная без предварительного согласия антимонопольного органа, является оспоримой. Она может быть признана недействительной по иску одной из сторон, лица, уполномоченного давать согласие на ее совершение, или иных лиц, указанных в законе, если доказано, что другая сторона сделки на момент ее совершения знала или должна была знать об отсутствии необходимого согласия (п. 2 ст. 166, абз. 1 п. 1, п. 2 ст. 173.1 ГК РФ).

Сделки, требующие предварительного согласия антимонопольного органа и осуществленные без получения такого согласия, признаются недействительными в судебном порядке по иску антимонопольного органа, если они привели или могут привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения (ч. 2 ст. 34 Закона о защите конкуренции).

Иные последствия отсутствия необходимого согласия на совершение такой сделки могут быть установлены законом или в предусмотренных им случаях соглашением с лицом, чье согласие требуется на совершение сделки (п. 1 ст. 173.1 ГК РФ).

В соответствии с п. 3 ст. 173.1 ГК РФ лицо, давшее необходимое в силу закона согласие на совершение оспоримой сделки, не вправе оспаривать ее по основанию, о котором это лицо знало или должно было знать в момент выражения согласия.

2. Непредставление в ФАС России, его территориальный орган ходатайств, предусмотренных антимонопольным законодательством РФ, представление ходатайств, содержащих заведомо недостоверные сведения, а равно нарушение порядка и сроков подачи ходатайств влечет наложение административного штрафа (ч. 3 ст. 19.8 КоАП РФ):

- на граждан в размере от 1500 до 2500 руб.;

- на должностных лиц - от 15 тыс. до 20 тыс. руб.;

- на юридических лиц - от 300 тыс. до 500 тыс. руб.

Также по вопросу см.: Вопросы судебной практики: Государственный контроль за экономической концентрацией