Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Что делать, если посылка утеряна или повреждена?

Обновлено 09.01.2020 07:31

 

Операторы почтовой связи обязаны обеспечить сохранность принятых почтовых отправлений (ст. 20 Закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ).

Если на почте вашу посылку потеряли или повредили, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

 

Шаг 1. Убедитесь, что ваша посылка утеряна или повреждена

Чтобы убедиться в том, что посылка потеряна, в первую очередь рекомендуем отследить ее движение на сайте Почты России. Для этого в разделе "Отследить отправление" введите трек-номер (номер почтового идентификатора) посылки. Такой номер присваивается каждому почтовому отправлению и указывается в чеке, выдаваемом оператором почтовой связи при приеме посылки (п. 5.3.9 Порядка, утв. Приказом ФГУП "Почта России" от 07.03.2019 N 98-п; Приложение N 13 к Порядку).

 

Справка. Оператор почтовой связи

Оператор почтовой связи - организация почтовой связи либо ИП, имеющие право на оказание услуг почтовой связи (ст. 2 Закона N 176-ФЗ).

 

При вручении вам поврежденной посылки почтовый работник предоставит для ознакомления соответствующий акт и предложит вскрыть посылку, чтобы сличить ее содержание (вложение) с описью вложения (при наличии).

Вы можете отказаться от вскрытия посылки и принять ее. При этом на извещении вы должны сделать отметку: "С актом ознакомлен. Претензий не имею", проставить дату и подпись.

Если вы согласны на вскрытие посылки, почтовый работник откроет ее в вашем присутствии. При этом, если вложение окажется в целости и будет соответствовать описи (при наличии), вам вручат посылку. Если же вложение окажется повреждено или не будет соответствовать описи либо вы откажетесь принять посылку, почтовый работник составит об этом отдельный акт и попросит вас написать на извещении: "От получения отправления отказываюсь", проставить дату, фамилию и подпись. Если вы откажетесь сделать такую отметку, ее сделает почтовый работник в вашем присутствии и передаст посылку для оформления возврата (п. п. 10.2.1.2 - 10.2.1.5 Порядка).

 

Шаг 2. Определите размер убытков, подлежащих возмещению

За утрату, повреждение, недостачу вложений почтовых отправлений операторы почтовой связи несут ответственность (п. п. 3, 4 ст. 68 Закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ; ч. 1 ст. 34 Закона N 176-ФЗ).

Убытки, причиненные при оказании услуг почтовой связи, возмещаются оператором почтовой связи в следующих размерах (ч. 2 ст. 34 Закона N 176-ФЗ):

если утрачена или повреждена посылка с объявленной ценностью - в размере объявленной ценности и суммы тарифной платы, за исключением тарифной платы за объявленную ценность;

если утрачена или повреждена часть вложения посылки с объявленной ценностью при ее пересылке с описью вложения - в размере объявленной ценности недостающей или поврежденной части вложения, указанной отправителем в описи;

если утрачена или повреждена часть вложения посылки с объявленной ценностью при ее пересылке без описи вложения - в размере части объявленной ценности, определяемой пропорционально отношению массы недостающей или поврежденной части вложения к массе посылки (без массы ее оболочки);

если утрачено или повреждено иное регистрируемое почтовое отправление - в двукратном размере суммы тарифной платы;

если утрачена или повреждена часть вложения иного регистрируемого почтового отправления - в размере суммы тарифной платы.

Вместе с тем операторы почтовой связи не несут ответственность за утрату, повреждение, недоставку посылок или нарушение контрольных сроков их пересылки, если будет доказано, что таковые произошли вследствие обстоятельств непреодолимой силы или свойства вложения посылки (ч. 4 ст. 34 Закона N 176-ФЗ).

 

Шаг 3. Предъявите письменную претензию

В случае утраты или повреждения посылки вы вправе предъявить оператору почтовой связи письменную претензию, в том числе с требованием о возмещении вреда. Такую претензию можно подать в течение шести месяцев со дня отправления посылки как по месту приема, так и по месту назначения почтового отправления. При этом оператор почтовой связи обязан зарегистрировать претензию и присвоить ей идентификационный номер (ч. 1 - 3, 5 ст. 37 Закона N 176-ФЗ; п. 65 Правил, утв. Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234).

При подаче претензии необходимо предъявить документ, удостоверяющий вашу личность. Если с претензией обращается ваше доверенное лицо (законный представитель), понадобится доверенность либо документ, подтверждающий полномочия законного представителя (п. 63 Правил).

Претензия должна содержать следующие сведения (п. 65 Правил):

данные документа, удостоверяющего вашу личность, а также личность вашего представителя (если вы обращаетесь через представителя);

вид почтового отправления - посылка;

номер почтового идентификатора посылки;

дату и место приема посылки;

сумму объявленной ценности и наложенного платежа посылки (при наличии);

перечень содержимого посылки;

реквизиты адресов отправителя и получателя посылки;

вид упаковки (при наличии);

причину подачи претензии.

Претензии, в которых содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу работников оператора почтовой связи, а также членов их семей, не принимаются и не регистрируются (п. 65 Правил).

 

Шаг 4. Дождитесь рассмотрения претензии

Оператор почтовой связи обязан рассмотреть вашу претензию и дать ответ в письменной форме в следующие сроки (п. п. 7, 8 ст. 55 Закона N 126-ФЗ; ч. 4 ст. 37 Закона N 176-ФЗ):

на претензии в отношении посылок, пересылаемых в пределах одного населенного пункта, - в течение пяти дней;

в остальных случаях - в течение 30 дней.

В случае удовлетворения претензии вы получите выплату в счет возмещения убытков, причиненных в связи с утратой или повреждением посылки.

В случае отказа оператора почтовой связи удовлетворить вашу претензию, либо в случае его согласия удовлетворить претензию частично, либо в случае неполучения от него ответа в установленный срок вы вправе предъявить иск в суд. При этом обращаться в суд до предъявления претензии оператору связи вы не вправе (ч. 4 ст. 3 ГПК РФ; п. п. 4, 9 ст. 55 Закона N 126-ФЗ).

 

Шаг 5. Обратитесь в суд

Иск можно подать по месту вашего жительства (пребывания) либо по адресу почтового оператора связи (отделения почты). Также подсудность может определяться в соответствии с условиями заключенного сторонами соглашения о подсудности (ст. 28, ч. 2, 7, 10 ст. 29, ст. 32 ГПК РФ; п. 2 ст. 17 Закона от 07.02.1992 N 2300-1; п. 2 ст. 62 Закона N 126-ФЗ; ч. 1 ст. 19 Закона N 176-ФЗ).

Исковое заявление подается мировому судье, если размер исковых требований не превышает 100 000 руб. Если цена иска выше, следует обращаться в районный суд.

Если вы заявите требование о компенсации морального вреда, необходимо обращаться в районный суд. При этом если требование о компенсации морального вреда производно от имущественного требования, то подсудность следует определять в зависимости от цены иска по имущественному требованию, независимо от размера требуемой компенсации морального вреда (п. 5 ч. 1 ст. 23, ст. 24 ГПК РФ; п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17; Апелляционное определение Московского городского суда от 12.08.2016 по делу N 33-31659/2016).

К исковому заявлению необходимо приложить, в частности, документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора, расчет взыскиваемой суммы, а также иные необходимые при подаче иска документы (ст. 132 ГПК РФ).

По данному иску вы как потребитель услуг связи освобождены от уплаты госпошлины, если цена иска не превышает 1 млн руб. Если цена иска превышает 1 млн руб., то госпошлина уплачивается в сумме, исчисленной исходя из цены иска и уменьшенной на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб. (пп. 4 п. 2 и п. 3 ст. 333.36 НК РФ; п. 3 ст. 17 Закона N 2300-1).

При удовлетворении судом ваших требований, которые не были удовлетворены оператором почтовой связи добровольно, суд взыщет с него в вашу пользу штраф в размере 50% от суммы, присужденной вам (п. 6 ст. 13 Закона N 2300-1; п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 17).

При удовлетворении иска суд может полностью или частично взыскать с ответчика заявленные вами судебные расходы, в том числе расходы на оплату услуг представителя (ч. 1 ст. 98, ч. 1 ст. 100 ГПК РФ; п. п. 2, 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1).