Новости от 19 июля 2020 года из блога, посвященного практике в Межамериканском суде по правам человека МАСПЧ

Обновлено 19.07.2020 04:47

 

Постановление Межамериканского суда по правам человека от 15 февраля 2017 года по делу "Васкес Дуранд и другие (Vasquez Durand et af.) против Эквадора" (серия C, N 332).

Заявителю была оказана помощь в подготовке жалобы в Межамериканскую комиссию по правам человека (г. Вашингтон, США).

Впоследствии Межамериканская комиссия по правам человека передала жалобу заявителя для рассмотрения в Межамериканский суд по правам человека (г. Сан-Хосе, Коста-Рика). Затем жалоба была коммуницирована Эквадору.

По делу успешно рассмотрена жалоба на насильственное исчезновение в период международного вооруженного конфликта.

Насильственное исчезновение в период международного вооруженного конфликта.

 

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ДЕЛА

 

Международный вооруженный конфликт между Эквадором и Перу, известный как война возле реки Сенепа, или конфликт Альто-Сенепа, начался в январе 1995 года. Хорхе Васкес Дуранд, гражданин Перу, который продавал традиционные ремесленные товары в обеих странах, пропал 30 января 1995 г., после того, как сообщил жене по телефону, что он собрался вновь отправиться в Экватор, чтобы перевезти свой товар из этой страны в Перу. Это был последний разговор с Васкесом Дурандом. Иммиграционные документы свидетельствовали о том, что Васкес Дуранд выехал из Эквадора в Перу 30 января 1995 г., и отсутствуют документы о том, что он вернулся в Эквадор в тот же день. Однако согласно информации, полученной его женой, он вернулся в Эквадор и был заключен под стражу должностными лицами эквадорского разведывательного агентства. Кроме того, другой гражданин Перу, который также был заключен под стражу должностными лицами государства в ходе вооруженного конфликта, сообщил, что он видел Васкеса Дуранда в "очень плохом" состоянии в военной тюрьме Теньенте Ортиса, по крайней мере, вплоть до июня 1995 года. Несмотря на попытки членов семьи Васкеса Дуранда найти его, его местонахождение оставалось неизвестным.

В мае 2007 г. власти Эквадора учредили Комиссию правды для расследования нарушений прав человека, совершенных после 1984 года. Дело Васкеса Дуранда было включено в окончательный доклад комиссии, выпущенный в июне 2010 года, в котором указывалось, что он являлся жертвой пытки, насильственного исчезновения и произвольного лишения свободы. Уголовное дело, возбужденное в Эквадоре в 2010 году, оставалось на первоначальной стадии на дату постановления Межамериканского суда по правам человека (далее - Межамериканский суд).

 

ВОПРОСЫ ПРАВА

 

(a) Статьи 7 (право на личную свободу), 5(1) и 5(2) (право на гуманное обращение), 4(1) (право на жизнь) и 3 (право на правосубъектность) Американской конвенции о правах человека (далее - ACHR) во взаимосвязи с ее статьями 1(1) и I(a) Межамериканской конвенции о принудительном исчезновении людей. В связи с тем, что Васкес Дуранд исчез в ходе международного вооруженного конфликта, Межамериканский суд счел полезным истолковать объем обязательств на основании ACHR, принимая во внимание относимые положения международного гуманитарного права. В частности Суд подчеркнул, что международное гуманитарное право обязывало власти Эквадора защищать гражданских лиц от другой стороны конфликта, имеющего место в любой точке его территории.

В соответствии с последовательной прецедентной практикой Межамериканского суда насильственное исчезновение является сложным и комплексным нарушением различных прав человека, состоящим из трех совпадающих элементов: (a) лишения свободы, (b) прямого вмешательства или попустительства со стороны представителей государства и (c) отказа признать заключение под стражу и прояснить судьбу или местонахождение заинтересованного лица. Межамериканский суд отметил, что, хотя Женевские конвенции и Дополнительный протокол I не предусматривают прямого запрета на насильственное исчезновение, такой запрет рассматривается как норма обычного международного гуманитарного права.

Межамериканский суд напомнил, что любое содержание под стражей, независимо от его длительности или цели, должно быть надлежащим образом зарегистрировано в целях защиты от любого незаконного или произвольного вмешательства в физическую свободу. Кроме того, в международных вооруженных конфликтах государства несут обязательство создать "официальное справочное бюро, которому будет поручено собирать и передавать сведения о покровительствуемых лицах, находящихся в [их] власти".

Чтобы определить, имели ли место эти три элемента в настоящем деле, Межамериканский суд обратился к косвенным доказательствам и сослался на выводы собственной Комиссии правды Эквадора. Межамериканский суд установил, что Васкес Дуранд повторно въехал в Эквадор 30 января 1995 г., где он был заключен под стражу сотрудниками эквадорских спецслужб. Межамериканский суд счел, что отсутствие документов о заключении под стражу и данных иммиграционного контроля не препятствовало этому выводу, который был совместим с показаниями и информацией, собранными его семьей. Уклонение от регистрации заключения под стражу Васкеса Дуранда, несмотря на ясные обязательства в этом отношении, демонстрировало намерение сокрыть его. Кроме того, как гражданин Перу и гражданское лицо, содержащееся под стражей другой стороной конфликта, Васкес Дуранд с точки зрения международного гуманитарного права являлся покровительствуемым лицом. В итоге Межамериканский суд постановил, что Васкес Дуранд был и остается лицом, подвергшимся насильственному исчезновению с 30 января 1995 г. Таким образом, Эквадор нес ответственность за нарушение его прав на личную свободу, человечное обращение, жизнь и признание правоспособности.

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

По делу допущено нарушение требований ACHR (принято единогласно).

(b) Статьи 8(1) (право на справедливый суд) и 25(1) (право на судебную защиту) ACHR во взаимосвязи с ее статьей 1(1) и статьей I(b) Межамериканской конвенции о принудительном исчезновении людей. Межамериканский суд определил, что Эквадор нарушил свое обязательство начать по собственной инициативе расследование по факту насильственного исчезновения Васкеса Дуранда, поскольку он начал уголовное расследование лишь в 2010 году, несмотря на тот факт, что ряд компетентных органов был уведомлен о насильственном исчезновении потерпевшего в 1995 году. Межамериканский суд также постановил, что уголовное расследование, которое было начато в 2010 году, не было проведено в разумный срок, поскольку спустя семь лет оно все еще находилось на очень ранней стадии. Наконец, Межамериканский суд заключил, что государство не осуществило серьезные поиски Васкеса Дуранда или его останков, поскольку одна лишь проверка официальных реестров или письменных документов не была достаточна.

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

По делу допущено нарушение требований ACHR (принято единогласно).

(с) Компенсация. Межамериканский суд установил, что постановление само по себе составляло форму репарации, и обязал государство продолжить и провести надлежащее расследование насильственного исчезновения Васкеса Дуранда своевременно и добросовестно, (ii) провести тщательный и систематический поиск местонахождения потерпевшего, (iii) опубликовать постановление и его официальное резюме, (iv) выплатить сумму в возмещение расходов на психологическое или психиатрическое лечение родственников и (v) выплатить компенсацию материального ущерба и морального вреда, а также судебных расходов и издержек.

 

Источник публикации: https://espchhelp.ru/blog/3397-vaskes-durand-i-drugiye-protiv-ekvadora .

 

 

Sentencia de la Corte Interamericana de Derechos Humanos de 15 de febrero de 2017 en Vásquez Durand et af. V. Ecuador (Serie C, no. 332).

El solicitante recibió asistencia para preparar una queja ante la Comisión Interamericana de Derechos Humanos (Washington, EE. UU.).

Posteriormente, la Comisión Interamericana de Derechos Humanos remitió la queja del solicitante a la Corte Interamericana de Derechos Humanos (San José, Costa Rica). La denuncia fue luego comunicada a Ecuador.

El caso examinó con éxito una denuncia sobre desaparición forzada durante un conflicto armado internacional.

Desaparición forzada durante un conflicto armado internacional.


LAS CIRCUNSTANCIAS DEL CASO


El conflicto armado internacional entre Ecuador y Perú, conocido como la Guerra cerca del río Senepa, o el conflicto del Alto Senepa, comenzó en enero de 1995. Jorge Vázquez Durand, un ciudadano peruano que vendía artesanías tradicionales en ambos países, desapareció el 30 de enero de 1995, luego de decirle a su esposa por teléfono que iba a ir nuevamente al Ecuador para transportar sus productos desde ese país a Perú. Esta fue la última conversación con Vásquez Durand. Los documentos de inmigración indicaron que Vázquez Durand salió de Ecuador para Perú el 30 de enero de 1995, y no hay documentos que demuestren que regresó a Ecuador el mismo día. Sin embargo, según la información recibida por su esposa, regresó a Ecuador y fue arrestado por funcionarios de la agencia de inteligencia ecuatoriana. Además, otro ciudadano peruano que también fue detenido por funcionarios estatales durante el conflicto armado dijo que vio a Vásquez Duranda en "muy malas" condiciones en la prisión militar de Teniente Ortiz al menos hasta junio de 1995. A pesar de los intentos de los miembros de la familia Vásquez Duranda de encontrarlo, se desconoce su paradero.

En mayo de 2007, las autoridades ecuatorianas establecieron una Comisión de la Verdad para investigar las violaciones de derechos humanos cometidas desde 1984. El caso de Vásquez Duranda se incluyó en el informe final de la Comisión emitido en junio de 2010, que indicaba que era víctima de tortura, desaparición forzada y privación arbitraria de libertad. El caso penal iniciado en Ecuador en 2010 permaneció en una etapa inicial en la fecha de la decisión de la Corte Interamericana de Derechos Humanos (en adelante, la Corte Interamericana).


PREGUNTAS DE LEY


(a) Artículos 7 (derecho a la libertad personal), 5 (1) y 5 (2) (derecho a un trato humano), 4 (1) (derecho a la vida) y 3 (derecho a la personalidad jurídica) de la Convención Americana sobre Derechos Humanos ( en adelante - CADH) en conjunto con sus artículos 1 (1) y I (a) de la Convención Interamericana sobre Desaparición Forzada de Personas. Debido a la desaparición de Vásquez Durand en el curso de un conflicto armado internacional, la Corte Interamericana consideró útil interpretar el alcance de las obligaciones de la CADH, teniendo en cuenta las disposiciones pertinentes del derecho internacional humanitario. En particular, la Corte enfatizó que el derecho internacional humanitario obligaba a las autoridades ecuatorianas a proteger a los civiles del otro lado del conflicto que tiene lugar en cualquier parte de su territorio.

De acuerdo con la jurisprudencia reiterada de la Corte Interamericana de Justicia, la desaparición forzada es una violación compleja y compleja de varios derechos humanos, con tres elementos superpuestos: (a) privación de libertad, (b) interferencia directa o complicidad de agentes estatales, y (c) negativa a reconocer la detención bajo vigilar y aclarar el destino o el paradero de la persona en cuestión. La Corte Interamericana señaló que, si bien los Convenios de Ginebra y el Protocolo adicional I no prohíben explícitamente la desaparición forzada, dicha prohibición se considera una norma del derecho internacional humanitario consuetudinario.

La Corte Interamericana recordó que cualquier detención, independientemente de su duración o propósito, debe registrarse debidamente para proteger contra cualquier interferencia ilegal o arbitraria con la libertad física. Además, en los conflictos armados internacionales, los Estados tienen la obligación de establecer "una oficina de información oficial encargada de recopilar y transmitir información sobre las personas protegidas en [su] poder".

Para determinar si estos tres elementos estaban presentes en el presente caso, la Corte Interamericana recurrió a pruebas circunstanciales y se refirió a los hallazgos de la propia Comisión de la Verdad de Ecuador. La Corte Interamericana determinó que Vásquez Durand volvió a ingresar a Ecuador el 30 de enero de 1995, donde fue detenido por los servicios especiales ecuatorianos. La Corte Interamericana consideró que la falta de documentos de custodia y registros de inmigración no impidió esta conclusión, que era consistente con el testimonio y la información recopilada por su familia. La evasión del registro de la detención de Vásquez Duranda, a pesar de los claros compromisos al respecto, mostró la intención de encubrirlo. Además, como ciudadano peruano y civil detenido por otra parte en el conflicto, Vásquez Durand era una persona protegida desde el punto de vista del derecho internacional humanitario. Como resultado, la Corte Interamericana dictaminó que Vásquez Durand era y sigue siendo una persona que había desaparecido por la fuerza desde el 30 de enero de 1995. Por lo tanto, Ecuador fue responsable de violaciones de sus derechos a la libertad personal, el trato humano, la vida y el reconocimiento de la capacidad legal.


RESOLUCIÓN


El caso violó los requisitos de la CADH (adoptada por unanimidad).

(b) Artículos 8 (1) (derecho a un juicio justo) y 25 (1) (derecho a un recurso) de la CADH en conjunto con su Artículo 1 (1) y el Artículo I (b) de la Convención Interamericana sobre Desaparición Forzada de Personas. La Corte Interamericana determinó que Ecuador había violado su obligación de iniciar una investigación sobre la desaparición forzada de Vázquez Durand por iniciativa propia, ya que solo inició una investigación penal en 2010, a pesar de que varias autoridades competentes fueron notificadas de la desaparición forzada de la víctima en 1995. La Corte Interamericana también dictaminó que la investigación penal, que comenzó en 2010, no se llevó a cabo dentro de un tiempo razonable, ya que todavía estaba en una etapa muy temprana siete años después. Finalmente, la Corte Interamericana concluyó que el estado no realizó una búsqueda seria de Vásquez Durand o sus restos, ya que una simple verificación de registros oficiales o documentos escritos no era suficiente.


RESOLUCIÓN


El caso violó los requisitos de la CADH (adoptada por unanimidad).

(c) Compensación. La Corte Interamericana determinó que la orden en sí misma constituía una forma de reparación y ordenó al estado que continuara y realizara una investigación adecuada sobre la desaparición forzada de Vásquez Durand de manera oportuna y de buena fe, (ii) realice una búsqueda exhaustiva y sistemática del paradero de la víctima, (iii) publique la orden y su resumen oficial, (iv) pagar una cantidad para reembolsar los costos del tratamiento psicológico o psiquiátrico de los familiares, y (v) pagar una indemnización por daños materiales y no materiales, así como los costos y gastos legales.


Fuente de publicación: https://espchhelp.ru/blog/3396-vasquez-durand-et-af-c-ecuador .

 

 

Inter-American Court of Human Rights judgment of 15 February 2017 in Vasquez Durand et af. V. Ecuador (Series C, no. 332).

The applicant was assisted in preparing a complaint to the Inter-American Commission on Human Rights (Washington, USA).

Subsequently, the Inter-American Commission on Human Rights referred the applicant's complaint to the Inter-American Court of Human Rights (San Jose, Costa Rica). The complaint was then communicated to Ecuador.

The case successfully examined a complaint about enforced disappearance during an international armed conflict.

Enforced disappearance during an international armed conflict.


THE CIRCUMSTANCES OF THE CASE


The international armed conflict between Ecuador and Peru, known as the War near the Senepa River, or the Alto Senepa conflict, began in January 1995. Jorge Vazquez Durand, a Peruvian citizen who sold traditional handicrafts in both countries, disappeared on January 30, 1995, after telling his wife by telephone that he was going to go to the Equator again to transport his goods from that country to Peru. This was the last conversation with Vasquez Durand. Immigration documents indicated that Vazquez Durand left Ecuador for Peru on January 30, 1995, and there are no documents to show that he returned to Ecuador on the same day. However, according to information received by his wife, he returned to Ecuador and was taken into custody by officials of the Ecuadorian intelligence agency. In addition, another Peruvian citizen who was also taken into custody by State officials during the armed conflict said that he saw Vasquez Duranda in "very bad" condition at the Teniente Ortiz military prison at least until June 1995. Despite attempts by members of the Vasquez Duranda family to find him, his whereabouts remained unknown.

In May 2007, the Ecuadorian authorities established a Truth Commission to investigate human rights violations committed since 1984. The case of Vasquez Duranda was included in the Commission's final report issued in June 2010, which indicated that he was a victim of torture, enforced disappearance and arbitrary deprivation of liberty. The criminal case initiated in Ecuador in 2010 remained at an initial stage at the date of the decision of the Inter-American Court of Human Rights (hereinafter - the Inter-American Court).


QUESTIONS OF LAW


(a) Articles 7 (right to personal liberty), 5 (1) and 5 (2) (right to humane treatment), 4 (1) (right to life) and 3 (right to legal personality) of the American Convention on Human Rights ( hereinafter - ACHR) in conjunction with its Articles 1 (1) and I (a) of the Inter-American Convention on Forced Disappearance of Persons. Due to the disappearance of Vasquez Durand in the course of an international armed conflict, the Inter-American Court has found it useful to interpret the scope of obligations under the ACHR, taking into account the relevant provisions of international humanitarian law. In particular, the Court emphasized that international humanitarian law obliged the Ecuadorian authorities to protect civilians from the other side of the conflict taking place anywhere in its territory.

In accordance with the consistent case-law of the Inter-American Court of Justice, enforced disappearance is a complex and complex violation of various human rights, with three overlapping elements: (a) deprivation of liberty, (b) direct interference or connivance by state agents, and (c) refusal to recognize detention under guard and clarify the fate or whereabouts of the person concerned. The Inter-American Court noted that, while the Geneva Conventions and Additional Protocol I do not explicitly prohibit enforced disappearance, such a prohibition is considered a rule of customary international humanitarian law.

The Inter-American Court recalled that any detention, regardless of its duration or purpose, must be duly recorded in order to protect against any unlawful or arbitrary interference with physical liberty. In addition, in international armed conflicts, States are under an obligation to establish “an official information bureau charged with collecting and transmitting information on protected persons in [their] power”.

To determine whether these three elements were present in the present case, the Inter-American Court turned to circumstantial evidence and referred to the findings of Ecuador's own Truth Commission. The Inter-American Court found that Vasquez Durand re-entered Ecuador on 30 January 1995, where he was taken into custody by the Ecuadorian special services. The Inter-American Court considered that the lack of custody documents and immigration records did not preclude this conclusion, which was consistent with the testimony and information collected by his family. The evasion of registration of the detention of Vasquez Duranda, despite clear commitments in this regard, showed an intention to cover it up. In addition, as a Peruvian citizen and a civilian detained by another party to the conflict, Vasquez Durand was a protected person from the point of view of international humanitarian law. As a result, the Inter-American Court ruled that Vasquez Durand was and remains a person who had been forcibly disappeared since January 30, 1995. Thus, Ecuador was responsible for violations of his rights to personal liberty, human treatment, life and recognition of legal capacity.


RESOLUTION


The case violated the ACHR requirements (adopted unanimously).

(b) Articles 8 (1) (right to a fair trial) and 25 (1) (right to a remedy) of the ACHR in conjunction with its Article 1 (1) and Article I (b) of the Inter-American Convention on Forced Disappearance of Persons. The Inter-American Court found that Ecuador had violated its obligation to initiate an investigation into the enforced disappearance of Vazquez Durand on its own initiative, since he only started a criminal investigation in 2010, despite the fact that a number of competent authorities were notified of the victim's enforced disappearance in 1995. The Inter-American Court also ruled that the criminal investigation, which began in 2010, was not carried out within a reasonable time, as it was still at a very early stage seven years later. Finally, the Inter-American Court concluded that the state did not carry out a serious search for Vasquez Durand or his remains, as a mere check of official registers or written documents was not sufficient.


RESOLUTION


The case violated the ACHR requirements (adopted unanimously).

(c) Compensation. The Inter-American Court found that the order itself constituted a form of reparation, and ordered the state to continue and conduct a proper investigation into the enforced disappearance of Vasquez Durand in a timely manner and in good faith, (ii) conduct a thorough and systematic search for the victim's whereabouts, (iii) publish the order and its official summary, (iv) pay an amount to reimburse the costs of psychological or psychiatric treatment of relatives; and (v) pay compensation for material and non-pecuniary damage, as well as legal costs and expenses.


Publication source: https://espchhelp.ru/blog/3395-vasquez-durand-et-af-v-ecuador .