О распределении в целях налога на прибыль доходов и расходов между иностранной организацией и ее постоянным представительством в РФ

Обновлено 19.05.2022 06:34

 

Вопрос: О распределении в целях налога на прибыль доходов и расходов между иностранной организацией и ее постоянным представительством в РФ.

Ответ:


МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 1 апреля 2022 г. N 03-08-05/27073

Департамент налоговой политики рассмотрел обращение от 27.01.2022 по вопросу применения положений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и сообщает следующее.
Налогообложение прибыли иностранной организации, осуществляющей свою деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, осуществляется в порядке, установленном главой 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Объектом налогообложения по налогу на прибыль для таких иностранных организаций согласно статьям 247 и 307 Кодекса признается прибыль, которая определяется как разность между всеми относящимися к постоянному представительству доходами и всеми произведенными этим постоянным представительством расходами, которые определяются в соответствии с главой 25 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. В свою очередь, документально подтвержденными расходами признаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.
В соответствии с пунктом 9 статьи 307 Кодекса, если предпринимательская деятельность иностранной организации на территории Российской Федерации в соответствии с Кодексом приводит к возникновению на территории Российской Федерации постоянного представительства, определение доходов такого постоянного представительства, подлежащих налогообложению в Российской Федерации, производится с учетом выполняемых в Российской Федерации функций, используемых активов и принимаемых экономических (коммерческих) рисков.
Указанные в пункте 9 статьи 307 Кодекса обстоятельства принимаются во внимание при распределении доходов и расходов между иностранной организацией и ее постоянным представительством в Российской Федерации.
Следует отметить, что согласно положениям статьи 313 Кодекса налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов. Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и доверительной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога. Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов.
Учитывая вышеизложенное, расходы между иностранной организацией и ее постоянным представительством в Российской Федерации распределяются на основе принятой и закрепленной в соответствующих документах методики определения доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу на прибыль, которая содержит в том числе прозрачный механизм формирования видов расходов, их объема и целей с учетом выполняемых постоянным представительством в Российской Федерации функций, используемых активов и принимаемых экономических (коммерческих) рисков, при условии, что указанные расходы соответствуют требованиям, установленным статьей 252 Кодекса в части:
- экономической обоснованности таких расходов для целей постоянного представительства (представления экономической и коммерческой ценности для деятельности постоянного представительства, соотнесения таких расходов с непосредственной деятельностью и результатом деятельности постоянного представительства) и
- их документального подтверждения.
Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента
А.А.СМИРНОВ
01.04.2022