Об НДФЛ с заработной платы работников отрасли информационных технологий и выборе субъектом малого предпринимательства налогового режима; об уплате ИП страховых взносов на ОПС и ОМС за себя

Обновлено 24.05.2022 09:09

 

Вопрос: Об НДФЛ с заработной платы работников отрасли информационных технологий и выборе субъектом малого предпринимательства налогового режима; об уплате ИП страховых взносов на ОПС и ОМС за себя.

Ответ:


МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 6 апреля 2022 г. N 03-04-05/28735

Департамент налоговой политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.
1. В части вопроса об уплате налога на доходы физических лиц
Согласно пункту 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Эта норма развивает закрепленную в статье 57 Конституции Российской Федерации конституционно-правовую обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Порядок налогообложения доходов физических лиц налогом на доходы физических лиц предусмотрен главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.
Для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, объектом налогообложения по налогу на доходы физических лиц на основании статьи 209 Кодекса признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.
Учитывая изложенное, заработная плата является доходом налогоплательщика, подлежащим обложению налогом на доходы физических лиц.
В настоящее время для налогообложения большинства видов доходов физических лиц, в сумме не превышающих 5 млн рублей за налоговый период, установлена единая ставка в размере 13 процентов.
Одновременно сообщаем, что Указом Президента Российской Федерации от 02.03.2022 N 83 "О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации" освобождение от налогообложения доходов в виде заработной платы сотрудников отрасли информационных технологий не предусмотрено.
Вместе с тем в части освобождения от уплаты налога на доходы физических лиц считаем необходимым отметить, что для субъектов малого предпринимательства Кодексом предусмотрена возможность добровольного выбора наиболее оптимального налогового режима в отношении осуществляемой предпринимательской деятельности (общий режим налогообложения или специальные налоговые режимы).
2. В части вопроса об уплате страховых взносов
Страховые взносы уплачиваются в целях обязательного социального страхования застрахованных лиц и являются источником финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующим видам обязательного социального страхования: обязательного пенсионного страхования, обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательного медицинского страхования.
Объем прав застрахованных лиц на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию зависит от полноты и своевременности уплаты страховых взносов, а также размера уплаченных страховых взносов. Так, размер выплат будущей пенсии напрямую зависит от суммы учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Исходя из положений пункта 1 статьи 419 Кодекса индивидуальные предприниматели признаются самостоятельными плательщиками страховых взносов.
Согласно пункту 1 статьи 430 Кодекса данные плательщики уплачивают за себя страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.
В настоящее время положениями главы 34 "Страховые взносы" Кодекса не предусмотрено освобождение плательщиков страховых взносов - индивидуальных предпринимателей от уплаты за себя страховых взносов, за исключением периодов, в частности, ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, и т.д., указанных в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 5 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в течение которых ими не осуществлялась профессиональная деятельность, при условии представления ими в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов (пункт 7 статьи 430 Кодекса).
Установленный фиксированный размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (индексируется ежегодно с учетом темпа роста среднемесячной начисленной заработной платы работников организаций) определяется с целью формирования не менее одного индивидуального пенсионного коэффициента и обеспечивает минимальный размер пенсионных накоплений, необходимый для формирования пенсионных прав данных лиц, а фиксированный размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование (определяется ежегодно с учетом роста индекса потребительских цен) направлен на обеспечение финансирования бесплатных медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования.
Таким образом, в случае полного освобождения индивидуальных предпринимателей от уплаты страховых взносов за себя такие индивидуальные предприниматели будут лишены права на получение страхового обеспечения по соответствующим видам обязательного социального страхования, в частности возможности формировать свои пенсионные права в полном объеме, что в дальнейшем может повлечь ограничение их права на пенсионное обеспечение.
В этой связи полное освобождение тех или иных плательщиков от уплаты страховых взносов не может быть поддержано.
Одновременно обращаем внимание, что в настоящее время Правительством Российской Федерации ведется разработка проекта федерального закона по внесению изменений в Кодекс, направленного на реализацию мер поддержки отрасли информационных технологий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 02.03.2022 N 83 "О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации".

Заместитель директора Департамента
Р.А.ЛЫКОВ
06.04.2022