Об освобождении от НДС при реализации банками драгметаллов в слитках физлицам, применении УСН, ПСН при производстве изделий из драгметаллов и торговле ими, а также о маркировке ювелирных изделий

Обновлено 25.05.2022 08:43

 

Вопрос: Об освобождении от НДС при реализации банками драгметаллов в слитках физлицам, применении УСН, ПСН при производстве изделий из драгметаллов и торговле ими, а также о маркировке ювелирных изделий.

Ответ:


МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 6 апреля 2022 г. N 03-11-11/28853

В связи с обращениями Департамент налоговой политики сообщает.
Федеральный закон от 09.03.2022 N 47-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) принят в целях урегулирования вопроса использования драгоценных металлов в слитках в инвестиционных целях физическими лицами.
В этих целях Федеральным законом внесены изменения в подпункт 9 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), предусматривающие освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость (далее - НДС) операций по реализации банками драгоценных металлов в слитках физическим лицам с изъятием их из хранилищ банков.
Федеральным законом также внесены изменения в пункт 3 статьи 346.12 и пункт 6 статьи 346.43 Кодекса, в соответствии с которыми с 1 января 2023 года не вправе применять упрощенную систему налогообложения и патентную систему налогообложения налогоплательщики, осуществляющие производство ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, оптовую (розничную) торговлю ювелирными и другими изделиями из драгоценных металлов.
Применение специальных налоговых режимов в ювелирной отрасли создает неравные условия для тех производителей ювелирных изделий, которые находятся на общей системе налогообложения и уплачивают НДС как при производстве, так и при реализации таких изделий.
Принятые Федеральным законом изменения предоставляют гражданам альтернативный инструмент накопления средств, не имеющий кредитного и валютного риска, а также позволяют привлечь дополнительные инвестиции в золотодобывающую отрасль, ликвидируют теневой оборот лома и отходов, содержащих драгоценные металлы.
Одновременно информируем, что указанные ограничения по применению специальных налоговых режимов не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство бижутерии и ремонт ювелирных изделий.
Кроме того, сообщается, что в соответствии с пунктом 3 Правил функционирования государственной интегрированной информационной системы в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2021 N 270 "О некоторых вопросах контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила, постановление N 270), ювелирные изделия до их ввода в оборот подлежат обязательной маркировке. На основании пункта 11 постановления N 270 с 1 марта 2022 г. каждое ювелирное изделие должно иметь присвоенный уникальный идентификационный номер, а также прикрепленный к изделию ярлык, оформленный в соответствии с Правилами.
В соответствии с пунктом 12 постановления N 270 с 1 марта 2023 г. непосредственно на ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, за исключением ювелирных изделий, заявленных в качестве остатков, должны быть нанесены двухмерные штриховые коды, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации. Таким образом, перенос сроков маркировки ювелирных изделий не представляется целесообразным.
КонсультантПлюс: примечание.
На момент издания данного документа пункт 36 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2021 N 270, изложен в новой редакции.
На основании пункта 36 Правил участники оборота продукции, ювелирных изделий направляют информацию по каждому факту (случаю) оборота продукции, ювелирных изделий в государственную интегрированную информационную систему в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота (далее - ГИИС ДМДК) не позднее 3 рабочих дней со дня его возникновения.
КонсультантПлюс: примечание.
На момент издания данного документа пункт 10 Постановления Правительства РФ от 26.02.2021 N 270 изложен в новой редакции.
Внесенные в соответствии с пунктом 10 постановления N 270 юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведения об остатках драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных и других изделий в ГИИС ДМДК по данным бухгалтерского учета на 1 января 2022 г. подлежат уточнению с учетом реализации в период с 1 января 2022 г. по 31 марта 2022 г. и могут быть скорректированы в срок до 1 апреля 2022 г.
Вместе с тем в целях снижения административной нагрузки на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, Минфином России внесен в Правительство Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2021 г. N 270", предусматривающий в том числе продление сроков подачи уточненных сведений по заведенным по состоянию на 1 января 2022 г. в ГИИС ДМДК остаткам драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных и других изделий.
Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента
В.А.ПРОКАЕВ
06.04.2022