О необходимости контролирования банком исполнения должником, на которого распространяется действие моратория на возбуждение дел о банкротстве, запрета на выплату дивидендов, распределение прибыли

Обновлено 27.05.2022 07:25

 

Вопрос: У банков - членов АРБ возникли вопросы по порядку проведения банками операций по банковским счетам клиентов в период действия моратория на возбуждение дел о банкротстве, введенного согласно Постановлению Правительства РФ от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее - Постановление N 497), в связи с запретом на выплату дивидендов, доходов по долям (паям), а также распределение прибыли между учредителями (участниками) должника.


Как следует из ст. 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ), для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
Так, Постановлением N 497 на шесть месяцев установлен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников (далее - мораторий).
Мораторий распространяется на всех юридических лиц, кроме должников, являющихся застройщиками многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов на дату вступления в силу Постановления N 497, и лиц, заявивших об отказе от применения в отношении них моратория.
Как следует из пп. 2 п. 3 ст. 9.1 Закона N 127-ФЗ, на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, наступают последствия, предусмотренные в том числе абз. 9 п. 1 ст. 63 Закона N 127-ФЗ, а именно возникает запрет на выплату дивидендов, доходов по долям (паям), а также распределение прибыли между учредителями (участниками) должника.
При этом согласно ч. 3 ст. 845 Гражданского кодекса РФ банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения права клиента распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.
Таким образом, у банков возникли вопросы о необходимости осуществления контроля за соблюдением действия моратория в части выплаты их клиентами, находящимися под мораторием, дивидендов по указанному ими назначению платежа "выплата дивидендов" в соответствующих распоряжениях, а также доходов по долям (паям) и прибыли учредителям (участникам) должника и, следовательно, о праве банков отказать в исполнении распоряжений клиентов, находящихся под мораторием, на перечисление дивидендов и иных указанных выплат.
В связи с этим требует оперативного разъяснения следующий вопрос: можно ли квалифицировать запрет на выплату дивидендов, доходов по долям (паям), а также прибыли учредителям (участникам) должника как установленные законом ограничения прав клиента распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению с правовыми последствиями в виде отказа в совершении операции по переводу или выдаче наличных денежных средств со счета?
На основании изложенного, учитывая практическую важность в разрешении вопроса о порядке перечисления дивидендов, доходов по долям (паям), а также прибыли учредителям (участникам) должника в период действия моратория на возбуждение дел о банкротстве, какова официальная позиция Банка России по вышеуказанному вопросу?

Ответ:
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 17 мая 2022 г. N 010-31-2/4257

Банк России рассмотрел обращение от 22.04.2022 по вопросу о необходимости контролирования банком исполнения должником, на которого распространяется действие моратория на возбуждение дел о банкротстве, запрета на выплату дивидендов, доходов по долям (паям), а также распределение прибыли между учредителями (участниками) должника (далее - запрет на выплату дивидендов, распределение прибыли) и сообщает следующее.
Функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления отнесены к компетенции Минэкономразвития России (пункт 1 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437).
Вместе с тем полагаем возможным высказать следующее мнение.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 <1>, предусмотренные мораторием мероприятия предоставляют лицам, на которых он распространяется, преимущества (в частности, освобождение от уплаты неустойки и иных финансовых санкций) и одновременно накладывают на них дополнительные ограничения (например, запрет на выплату дивидендов, распределение прибыли).
--------------------------------
<1> "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Как представляется, установленный в соответствии со статьей 9.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" запрет на выплату дивидендов, распределение прибыли установлен в отношении должника как прямое последствие введения моратория.
Учитывая в том числе нормы Федерального закона "Об акционерных обществах", Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью", представляется, что запрет на выплату дивидендов, распределение прибыли следует рассматривать в качестве запрета обществу совершать определенные корпоративные действия.
При этом, на наш взгляд, положения статей 9.1 и 63 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" не устанавливают непосредственно обязанности банка контролировать исполнение должником, на которого распространяется действие моратория на возбуждение дел о банкротстве, запрета на выплату дивидендов, распределение прибыли.
Вместе с тем полагаем, что банки вправе устанавливать, в том числе во внутренних документах, договорах с клиентами, дополнительные процедуры приема к исполнению распоряжений о переводе денежных средств.

Статс-секретарь - заместитель
Председателя Банка России
А.Г.ГУЗНОВ
17.05.2022