О льготном кредитовании, предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налогов и других мерах господдержки субъектов МСП

Обновлено 30.05.2022 09:51

 

Вопрос: О льготном кредитовании, предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налогов и других мерах господдержки субъектов МСП.

Ответ:


МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 14 апреля 2022 г. N 03-02-06/32816

В Минфине России рассмотрено обращение от 29.03.2022 и по вопросам, отнесенным к компетенции Минфина России, сообщается следующее.
В настоящее время реализуется национальный проект "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" (далее - НП МСП), включающий различные мероприятия по финансовой и нефинансовой поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП).
В рамках НП МСП осуществляется перечень кредитно-гарантийных мер поддержки субъектов МСП, в том числе:
1) программа льготного кредитования, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2018 N 1764 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и специализированным финансовым обществам в целях возмещения недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019 - 2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", по льготной ставке" (далее - Программа N 1764), позволяющая субъектам МСП заключить кредитный договор на инвестиционные цели, пополнение оборотных средств, развитие предпринимательской деятельности или рефинансирование по льготной ставке.
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 23.03.2022 N 441 внесены изменения в Программу N 1764, направленные на нивелирование последствий, вызванных ограничительными мерами в отношении Российской Федерации, в рамках которых предусматривается расширение доступа субъектам МСП к кредитам по льготной ставке.
Так, в соответствии с изменениями Программы N 1764 ставка для конечного заемщика установлена на уровне 13,5% для средних предприятий и 15% для малых предприятий и не зависит от ключевой ставки Банка России. Указанные ставки субсидирования установлены с учетом баланса интересов кредиторов и заемщиков.
Дополнительно сообщаем, что Советом директоров Банка России 05.03.2022 принято решение о создании временного специализированного механизма предоставления ликвидности, направленного на поддержку кредитования субъектов МСП в текущих экономических условиях. В рамках указанного механизма кредитные организации получают фондирование Банка России под 9,5% годовых для предоставления кредитов субъектам МСП по льготным ставкам - не более 15% для малых предприятий и не более 13,5% для средних предприятий. Фондирование Банком России осуществляется по двум программам: прямое фондирование без обеспечения сроком на 365 дней и фондирование по программе стимулирования кредитования субъектов МСП, реализуемой совместно с АО "Корпорация "МСП", сроком до трех лет;
2) гарантии АО "Корпорация "МСП" по кредитам субъектов МСП в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2019 N 1820 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета акционерному обществу "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства", г. Москва, в целях исполнения обязательств по гарантиям и поручительствам, предоставленным в целях обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства по кредитным договорам".
АО "Корпорация "МСП" предоставляются независимые гарантии и "зонтичные" поручительства субъектам МСП для обеспечения кредитования (выдачи займов) на инвестиционные цели, пополнение оборотных средств и рефинансирование кредитов при недостаточности залогового обеспечения. АО "Корпорация "МСП" выступает гарантом исполнения субъектами МСП своих кредитных и заемных обязательств и разделяет с финансовыми организациями риски, связанные с ухудшением финансового состояния заемщика и его неспособностью надлежащим образом обслуживать кредит.
Учитывая вышеизложенное, осуществляемая в настоящее время поддержка субъектов МСП позволяет обеспечить заявляемые финансовые потребности хозяйствующих субъектов.
Понятие "налоговые каникулы" законодательством о налогах и сборах не установлено, в связи с чем указанное предложение требует конкретизации.
При принятии решения о введении новых механизмов налогового стимулирования необходимы детальная проработка предлагаемых мер, а также оценка эффективности планируемых к предоставлению налоговых льгот. Без проведения соответствующего анализа последствий предлагаемых мер оценить необходимость их введения не представляется возможным.
В случае если лицо нуждается во временном снижении налоговой нагрузки, оно вправе обратиться в уполномоченный орган (статья 63 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)) с заявлением о предоставлении ему отсрочки (рассрочки) по уплате обязательных платежей, регулируемых Кодексом, при наличии оснований, установленных пунктом 2 статьи 64 Кодекса, и соблюдении условий, предусмотренных статьями 61, 62, 64 Кодекса.
Такая отсрочка (рассрочка) предоставляется на основании заявления заинтересованного лица и документов, указанных в пунктах 5 - 5.1 статьи 64 Кодекса.
На основании пункта 12 статьи 64 Кодекса законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки по уплате соответственно региональных и местных налогов.
Кроме того, в рамках предоставленных на период 2022 года нормой статьи 4 Кодекса полномочий Правительство Российской Федерации своим решением:
продлило на месяц срок уплаты авансового платежа по налогу на прибыль организаций, уплата которого приходилась на 28 марта, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 статьи 286 Кодекса (постановление Правительства Российской Федерации от 25.03.2022 N 470 "Об изменении срока уплаты ежемесячного авансового платежа по налогу на прибыль организаций в 2022 году");
продлило на шесть месяцев срок уплаты налога по упрощенной системе налогообложения за 2021 год и авансового платежа по нему за I квартал 2022 года для представителей наиболее пострадавших отраслей экономики с последующей полугодовой рассрочкой уплаты отсроченных платежей (постановление Правительства Российской Федерации от 30.03.2022 N 512 "Об изменении сроков уплаты налога (авансового платежа по налогу), уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в 2022 году").
Полномочиями по продлению в порядке и на условиях, установленных статьей 4 Кодекса, в 2022 году сроков уплаты налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, указанными в подпунктах 1, 2 и 5 пункта 2 статьи 18 Кодекса, региональных и местных налогов (авансовых платежей по налогам) и торгового сбора наделены высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Глава 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса в настоящее время содержит широкий спектр налоговых преференций в части налогообложения прибыли организаций для предприятий, осуществляющих инвестиции в развитие производства.
Указанные преференции заключаются в праве регионов законами субъектов Российской Федерации устанавливать на различные сроки для конкретной категории налогоплательщиков, осуществляющих инвестиции, пониженные ставки по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации, которые могут быть уменьшены до нуля (например, для участников региональных инвестиционных проектов, участников специальных инвестиционных контрактов).
При этом ставка по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, в случае принятия упомянутых законов субъекта Российской Федерации устанавливается в размере 0 процентов.
Также налогоплательщики, инвестирующие средства в развитие производства, могут воспользоваться инвестиционным налоговым вычетом (далее - ИНВ) в рамках налога на прибыль организаций, согласно которому налогоплательщик вправе уменьшать исчисленную сумму налога на прибыль организаций на сумму расходов, связанных с приобретением (созданием) или модернизацией (реконструкцией) объектов основных средств, при наличии соответствующего решения субъекта Российской Федерации. При этом субъекты Российской Федерации вправе определять категорию налогоплательщиков, а также категорию объектов основных средств, в отношении которых предоставляется право применения ИНВ.
Таким образом, в части налога на прибыль организаций меры государственной поддержки организаций, осуществляющих инвестиции в развитие производства, в достаточной степени урегулированы главой 25 Кодекса и не требуют дополнительного регулирования.
При этом налог на прибыль организаций ежегодно является одним из основных бюджетообразующих налоговых источников для доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации.
Кроме того, поступивший в федеральный бюджет налог на прибыль организаций по ставке 1% подлежит направлению на оказание финансовой поддержки регионов.
Доходы от указанной централизации 1 процентного пункта налога на прибыль организаций являются источником увеличения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.
Снижение ставки по налогу на прибыль организаций приведет к выпадающим доходам бюджетов субъектов Российской Федерации, что, согласно принципу самостоятельности бюджетов, предусмотренному статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, потребует соответствующей компенсации, объемы которой не представлены.
Реализация предложения также приведет к снижению источника финансовой поддержки регионов, в связи с чем не может быть поддержана.
В части освобождения от уплаты арендных платежей сроком на 10 лет сообщаем, что доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, относятся согласно статьям 41 и 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации к неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и зачисляются по нормативу 100 процентов в бюджет собственника соответствующего имущества (федеральный, региональный или муниципальный).
Введение на федеральном уровне арендных каникул в отношении государственного и муниципального имущества приведет к нарушению принципа разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации и принципа самостоятельности бюджетов.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, в соответствии с законодательством Российской Федерации, самостоятельно принимают решения об установлении льгот по аренде регионального и муниципального имущества.
Обращаем внимание, что решения, принимаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответственно, не должны повлечь риски несбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В части освобождения от уплаты земельного налога сроком на 10 лет сообщаем, что земельный налог является местным налогом, доходы от которого зачисляются в местные бюджеты по нормативу 100 процентов.
Указанные налоговые поступления в существенной степени обеспечивают сбалансированность местных бюджетов.
Следует отметить, что вопросы укрепления финансовой обеспеченности муниципальных образований и создания условий для устойчивого и сбалансированного исполнения местных бюджетов, в том числе в связи со сложной макроэкономической ситуацией, находятся на постоянном контроле федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Отмена земельного налога приведет к выпадающим доходам местных бюджетов, что потребует компенсации в соответствующем объеме.
В соответствии с положениями Кодекса органы местного самоуправления вправе устанавливать льготы по местным налогам, при этом данные решения не должны повлечь риски несбалансированности местных бюджетов.

Заместитель директора
Департамента налоговой политики
В.В.САШИЧЕВ
14.04.2022