О предложениях об исчислении налоговой базы по НДС по факту получения оплаты от покупателей, а также об увеличении срока предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате обязательных платежей.

Обновлено 16.09.2022 08:12

 

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 18 августа 2022 г. N 03-07-11/80585

 

Департамент налоговой политики рассмотрел обращение (зарегистрировано в Минфине России 15.07.2022) и в отношении предложений о внесении в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) изменений, предусматривающих исчисление налоговой базы по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) по факту получения денежных средств от покупателей, а также увеличение срока предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате обязательных платежей, сообщает следующее.

В настоящее время в соответствии с пунктом 1 статьи 167 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса моментом определения налоговой базы по НДС, если иное не предусмотрено пунктами 3, 7 - 11, 13 - 15 статьи 167 Кодекса, является наиболее ранняя из следующих дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг) либо день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг). При этом на основании пункта 1 статьи 171 Кодекса налогоплательщики, осуществляющие реализацию указанных товаров (работ, услуг), имеют право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 Кодекса налоговые вычеты, в том числе с сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Таким образом, Кодексом установлены равные условия в отношении уплаты и вычета сумм НДС. В связи с этим изменение действующего порядка определения налоговой базы по НДС и установление момента определения налоговой базы на день оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) нарушит целостность системы налогообложения НДС и может привести к потерям доходов федерального бюджета, поскольку НДС, выставленный налогоплательщиками-продавцами по отгруженным ими товарам (выполненным работам, оказанным услугам), будет по-прежнему приниматься к вычету покупателями независимо от его оплаты налогоплательщикам-продавцам, то есть независимо от уплаты налогоплательщиками-продавцами НДС в федеральный бюджет.

Также отмечаем, что метод исчисления налоговой базы по НДС по мере поступления оплаты за реализованные товары (работы, услуги), применявшийся в Российской Федерации до 1 января 2006 года, был отменен, в том числе в связи с использованием налогоплательщиками схем по уклонению от уплаты НДС путем сокрытия выручки.

Представленные предложения об увеличении срока предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате обязательных платежей, регулируемых Кодексом, на срок от 5 и более лет, а также об установлении ставки пени в размере не более годовой ставки рефинансирования необоснованны, не учитывают общий срок исковой давности (3 года) и не учитывают уже имеющихся ограничений, препятствующих возникновению чрезмерно высокой нагрузки вследствие начисления пеней (пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате обязательного платежа, регулируемого Кодексом, определяется в процентах от неуплаченной суммы. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки).

Учитывая изложенное, предложения об исчислении налоговой базы по НДС по факту получения денежных средств от покупателей, а также увеличении срока предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате обязательных платежей не поддерживаются.

 

Заместитель директора Департамента

В.А.ПРОКАЕВ

18.08.2022