О предложении по изменению момента определения налоговой базы по НДС.

Обновлено 16.09.2022 08:22

 

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 17 августа 2022 г. N 03-07-14/80161

 

Департамент налоговой политики рассмотрел обращение, зарегистрированное в Минфине России 11.08.2022, с предложением о внесении изменений в законодательные акты и нормативно-правовые документы Правительства Российской Федерации в целях обеспечения снижения давления на бизнес и благодарит за внимание, проявленное к вопросам налогообложения, и желание оказать содействие в совершенствовании законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

По предложению об установленном Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) моменте определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) "по отгрузке" сообщаем следующее.

В настоящее время в соответствии с пунктом 1 статьи 167 Кодекса моментом определения налоговой базы по НДС, если иное не предусмотрено пунктами 3, 7 - 11, 13 - 15 статьи 167 Кодекса, является наиболее ранняя из следующих дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав; день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

При этом на основании пункта 1 статьи 171 Кодекса налогоплательщики, осуществляющие реализацию указанных товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, имеют право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 Кодекса налоговые вычеты, в том числе с сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав. Положения статьи 172 Кодекса предусматривают порядок применения налоговых вычетов.

Действующим законодательством о налогах и сборах установлены равные условия в отношении уплаты и вычета сумм НДС. При этом установленный с 1 января 2006 года порядок исчисления НДС "по отгрузке" и применения вычетов "без оплаты" соответствует мировой практике взимания налога в странах, применяющих НДС.

Так, в Европейском союзе НДС исчисляется по наиболее ранней из дат: по дате оплаты или дате отгрузки. И при этом покупатель также имеет право на вычет суммы налога, подлежащей уплате продавцом (то есть применяется зеркальный принцип).

Изменение действующего порядка определения налоговой базы по НДС и установление для ряда налогоплательщиков момента определения налоговой базы на день оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) приведет к нарушению целостности системы налогообложения НДС, поскольку НДС, выставленный налогоплательщиками-продавцами по отгруженным ими товарам (выполненным работам, оказанным услугам), будет по-прежнему приниматься к вычету покупателями независимо от его оплаты налогоплательщикам-продавцам, то есть независимо от уплаты налогоплательщиками-продавцами НДС в федеральный бюджет. В связи с этим изменение действующего порядка определения налоговой базы по НДС может привести к потерям доходов федерального бюджета.

Следует также отметить, что порядок определения налоговой базы по НДС, предусматривающий момент определения налоговой базы по НДС по мере поступления оплаты за отгруженные товары (выполненные работы, оказанные услуги), был отменен с 1 января 2006 года, в том числе в связи с использованием налогоплательщиками НДС схем по уклонению от уплаты НДС путем сокрытия выручки. Кроме того, у покупателя будет отложен налоговый вычет по НДС (сейчас он заявляет вычет вне зависимости от перечисления оплаты по приобретенным товарам (работам, услугам)).

Отметим, что ФНС России в 2015 году создана инновационная система администрирования "АСК НДС 2" (далее - Система), принцип работы которой строится на зеркальном отражении исчисленного налога и права на вычет. За период работы Система в непростых экономических условиях позволила существенно повысить уровень поступлений НДС. Изменение этого порядка приведет к невозможности автоматического контроля полноты исчисления и правомерности возмещения НДС. Это несет риски резкого увеличения случаев злоупотребления законодательством НДС и попыток незаконного возмещения налога.

Кроме того, действующий порядок уплаты НДС предполагает, что НДС уплачивается налогоплательщиками-продавцами за истекший налоговый период тремя равными частями (в течение трех месяцев, следующих за налоговым периодом), в то время как покупатель имеет возможность одномоментно взять вычет налога, предъявленного ему продавцом, не дожидаясь оплаты в пользу продавца.

Указанное свидетельствует, что правила исчисления и уплаты НДС в настоящее время соблюдают баланс государственных и частных интересов, позволяют выстроить автоматизированный контроль за уплатой и возмещением НДС и, кроме того, гармонизированы с законодательствами других стран. С учетом изложенного действующий порядок исчисления и уплаты НДС представляется наиболее предпочтительным.

Одновременно сообщаем, что конструктивные предложения по совершенствованию действующего законодательства о налогах и сборах, поступающие в Департамент, внимательно рассматриваются и по мере их экономической целесообразности с учетом оценки выпадающих доходов бюджета Российской Федерации используются при подготовке изменений и дополнений в законодательство.

 

Заместитель директора Департамента

В.А.ПРОКАЕВ

17.08.2022