О признании безнадежными к взысканию недоимок, задолженностей по пеням и штрафам по налогам, а также о мерах временного снижения налоговой нагрузки хозяйствующих субъектов на федеральном уровне.

Обновлено 19.09.2022 11:23

 

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 5 августа 2022 г. N 03-02-07/76538

 

В Департаменте налоговой политики рассмотрено обращение от 22.06.202 и сообщается следующее.

Неясна правовая коллизия, которую предлагается нивелировать представленным предложением.

Недоимка, задолженность по пеням и штрафам, предусмотренные главой 9 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) проценты, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях, установленных пунктом 1 статьи 59 Кодекса, могут быть признаны безнадежными к взысканию и списаны органами, перечисленными в пункте 2 указанной статьи.

В случае, если лицо нуждается во временном снижении налоговой нагрузки, оно вправе обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении ему отсрочки (рассрочки) по уплате обязательных платежей, регулируемых Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс), при наличии оснований, установленных пунктом 2 статьи 64 Кодекса, и соблюдении условий, предусмотренных статьями 61, 62, 64 Кодекса.

Такая отсрочка (рассрочка) предоставляется на основании заявления заинтересованного лица и документов, указанных в пунктах 5 - 5.1 статьи 64 Кодекса.

Согласно пункту 12 статьи 64 Кодекса законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки по уплате соответственно региональных и местных налогов, пеней и штрафов.

Кроме того, в рамках представленных на период действия 2022 года нормой статьи 4 Кодекса полномочий Правительство Российской Федерации своим решением:

продлило на месяц срок уплаты авансового платежа по налогу на прибыль организаций, уплата которого приходилась на 28 марта, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 статьи 286 Кодекса (постановление Правительства Российской Федерации от 25.03.2022 N 470 "Об изменении срока уплаты ежемесячного авансового платежа по налогу на прибыль организаций в 2022 году");

продлило на шесть месяцев срок уплаты налога по упрощенной системе налогообложения за 2021 год и авансового платежа по нему за I квартал 2022 года для представителей наиболее пострадавших отраслей экономики с последующей полугодовой рассрочкой уплаты отсроченных платежей (постановление Правительства Российской Федерации от 30.03.2022 N 512 "Об изменении сроков уплаты налога (авансового платежа по налогу), уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в 2022 году");

продлило на 12 месяцев для отдельных коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в пострадавших отраслях экономики, сроки уплаты регулируемых Кодексом страховых взносов (постановление Правительства Российской Федерации от 29.04.2022 N 776 "Об изменении сроков уплаты страховых взносов в 2022 году").

Полномочиями по продлению в порядке и на условиях, установленных статьей 4 Кодекса, в 2022 году сроков уплаты налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, указанными в подпунктах 1, 2 и 5 пункта 2 статьи 18 Кодекса, региональных и местных налогов (авансовых платежей по налогам) и торгового сбора наделены высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, для временного снижения налоговой нагрузки хозяйствующих субъектов в настоящий момент на федеральном уровне принятые меры представляются достаточными.

 

Заместитель директора Департамента

В.В.САШИЧЕВ

05.08.2022