О предложениях по отмене НДС и налога на прибыль, введению налога с продаж и минимального не облагаемого НДФЛ дохода; о снижении для СМП налоговой нагрузки по налогу при УСН.

Обновлено 22.09.2022 08:51

 

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 29 июля 2022 г. N 03-01-11/73512

 

Департаментом анализа эффективности преференциальных налоговых режимов совместно с Департаментом налоговой политики рассмотрено обращение, поступившее письмом от 30.06.2022, и сообщается следующее.

Пунктом 1 Обращения предлагается отменить налог на добавленную стоимость (далее - НДС), а также налог на прибыль организаций.

В части НДС

В Российской Федерации НДС введен с 01.01.1992 и является одним из основных налоговых источников доходов федерального бюджета. Поступления от НДС составили в 2021 году более трети доходов федерального бюджета.

Порядок применения НДС регулируется нормами главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), соответствующими международной практике взимания этого налога, применяемой более чем в 90 государствах.

В Российской Федерации ставка НДС составляет 20 процентов. При этом действующим законодательством по НДС предусмотрены пониженная ставка данного налога в размере 10 процентов на отдельные социально значимые товары, в том числе продовольственные и медицинские товары, товары для детей, а также освобождение товаров (работ, услуг) социального характера.

В целях поддержки экспорта товаров, произведенных в Российской Федерации, а также наиболее значимых отраслей экономики применяется ставка НДС в размере 0 процентов. Это способствует поддержанию и росту производства внутри страны, создает дополнительные рабочие места, увеличивает налоговую базу по другим налогам и взносам, поступающим в бюджеты различных уровней.

Отмена НДС приведет к существенному сокращению доходов федерального бюджета, что ограничит возможности финансирования расходных обязательств государства, в том числе в социальной сфере и на поддержку бизнеса в целях устойчивого развития экономики Российской Федерации.

Кроме того, одним из основных направлений налоговой политики является стабильность налоговой системы, неотъемлемой частью которой является НДС.

Поэтому, например, отмена данного налога, то есть принципиальное изменение действующей системы косвенного налогообложения, может негативно отразиться на состоянии экономики в целом и участниках налоговых отношений.

Как показывает практика применения НДС, отмена данного налога не приводит к существенному снижению уровня розничных цен, поскольку в условиях рыночных отношений ценообразование зависит в основном от складывающегося соотношения спроса и предложения на товары (работы, услуги).

В части налога на прибыль организаций

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. При этом налоговая ставка по налогу на прибыль организаций является адвалорной (установлена в процентах). Это позволяет говорить о прямой зависимости полученной налогоплательщиком прибыли и налога на прибыль организаций, который подлежит уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Следовательно, чем меньше прибыль у налогоплательщика, тем меньше он заплатит налог на прибыль организаций в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно пункту 8 статьи 274 Кодекса в случае, если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщиком получен убыток - отрицательная разница между доходами, определяемыми в соответствии с настоящей главой, и расходами, учитываемыми в целях налогообложения в порядке, предусмотренном 25 главой Кодекса, в данном отчетном (налоговом) периоде налоговая база признается равной нулю.

Освобождение от уплаты налога на прибыль организаций для организаций, попавших в тяжелую экономическую ситуацию, не окажет положительного влияния на финансово-экономическое состояние данной организации.

Пунктом 2 Обращения предлагается ввести налог с продаж.

Вопрос целесообразности введения налога с продаж, включая возможность его введения в отдельных субъектах Российской Федерации, рассматривался в 2013 году в рамках деятельности экспертной группы по развитию налоговой системы, созданной по поручению Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева при участии заинтересованных федеральных органов (в том числе Минфина России и Минэкономразвития России). При этом по итогам деятельности данной экспертной группы сделан вывод, что НДС по большинству параметров является более приемлемым налогом, чем налог с продаж, по ряду причин.

Так, в частности, НДС нейтрален к международной торговле и предпринимательским интересам. Позволяет более эффективно осуществлять налогообложение услуг, а главное - обладает большей устойчивостью к злоупотреблениям при его уплате, так как имеет встроенные механизмы противодействия мошенническим схемам.

Кроме того, вопрос о введении налога с продаж рассматривался в 2014 году, и Правительством Российской Федерации принято решение о нецелесообразности введения указанного налога.

Пунктом 3 Обращения предлагается введение минимального дохода, не облагаемого налогом на доходы физических лиц (далее - НДФЛ).

Порядок налогообложения доходов физических лиц НДФЛ предусмотрен главой 23 Кодекса.

Для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, объектом налогообложения по НДФЛ на основании статьи 209 Кодекса признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.

В настоящее время для налогообложения большинства видов доходов физических лиц, в сумме не превышающих 5 млн рублей за налоговый период, установлена единая ставка в размере 13 процентов.

В то же время по вопросу снижения налоговой нагрузки для налогоплательщиков сообщаем, что главой 23 Кодекса предусмотрено право налогоплательщиков на уменьшение размера полученного налогооблагаемого дохода (снижение налогового бремени) за счет применения, в частности, стандартных, социальных и имущественных налоговых вычетов, каждый из которых направлен на поддержку определенной категории граждан.

Кроме того, статьей 217 Кодекса предусмотрен широкий перечень доходов, освобождаемых от налогообложения.

Учитывая вышеизложенное, отмена НДС, налога на прибыль организаций, НДФЛ, а также введение налога с продаж не поддерживаются.

В части упрощенной системы налогообложения (далее - УСН)

Кодексом предусмотрена возможность добровольного выбора наиболее оптимального налогового режима субъектами малого предпринимательства в отношении осуществляемой предпринимательской деятельности (общий режим налогообложения или специальные налоговые режимы, в том числе УСН).

Полномочия по установлению дифференцированных налоговых ставок по УСН предоставлены Кодексом субъектам Российской Федерации.

На основании пункта 1 статьи 346.20 Кодекса для налогоплательщиков, перешедших на УСН с объектом налогообложения в виде доходов, установлена налоговая ставка в размере 6 процентов. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6 процентов в зависимости от категории налогоплательщиков.

Для налогоплательщиков, перешедших на УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков (пункт 2 статьи 346.20 Кодекса).

В соответствии со статьей 346.20 Кодекса законами субъектов Российской Федерации может быть установлена налоговая ставка в размере 0 процентов на два года по УСН для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению и услуг по предоставлению мест для временного проживания.

Учитывая изложенное, по вопросу снижения налоговой нагрузки при применении УСН субъектам малого предпринимательства следует обращаться в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, в компетенции которых находится решение такого вопроса.

 

Заместитель директора Департамента

анализа эффективности преференциальных

налоговых режимов

А.Т.ЗАИТОВ

29.07.2022