О контроле за соблюдением требований в части использования инсайдерской информации (отчетности) эмитентов ценных бумаг и утрате такой информацией статуса инсайдерской.

Обновлено 05.10.2022 12:41

 

В настоящее время в связи с нераскрытием информации, ранее обязательной к раскрытию эмитентами ценных бумаг, сложилась ситуация, технически противоречащая нормам законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

Решением Совета директоров Банка России от 14.04.2022 банкам было предписано не раскрывать отчетность начиная с отчетности за 31 декабря 2021 г. и информации по состоянию на 1 января 2022 г. и заканчивая отчетностью за 30 сентября 2022 г. и информацией по состоянию на 1 октября 2022 г.

Постановление Правительства от 12.03.2022 N 351 <1> дает право эмитентам не раскрывать информацию, если раскрытие и (или) предоставление соответствующей информации приведет (может привести) к введению мер ограничительного характера в отношении эмитента и (или) иных лиц, в том числе к введению новых мер ограничительного характера в отношении лица, о котором эмитентом раскрывается и (или) предоставляется информация.

--------------------------------

<1> "Об особенностях раскрытия и предоставления в 2022 году информации, подлежащей раскрытию и предоставлению в соответствии с требованиями Федерального закона "Об акционерных обществах" и Федерального закона "О рынке ценных бумаг", и особенностях раскрытия инсайдерской информации в соответствии с требованиями Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

 

С учетом указанных выше документов кредитные организации, являющиеся эмитентами ценных бумаг, а также некоторые другие (в первую очередь, крупнейшие) эмитенты приняли решения о нераскрытии ими отчетности, сообщений о существенных фактах об избрании членов органов управления, а также сообщений о существенных фактах, в том числе о приобретении лицом или прекращении у лица права распоряжаться определенным количеством голосов, приходящихся на голосующие акции, составляющие уставный капитал эмитента, если указанное количество голосов составляет 5 процентов либо стало больше или меньше 5, 10, 15, 20, 25, 30, 50, 75 или 95 процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, составляющие уставный капитал эмитента. Указанная информация входит в типовой Перечень инсайдерской информации, утвержденный Указанием Банка России от 27.09.2021 N 5946-У, и включена в собственные перечни инсайдерской информации эмитентов.

С учетом определения инсайдерской информации из п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об инсайде) указанная информация сохраняет статус инсайдерской, поскольку не раскрывается, до момента утраты ее актуальности. Однако период до утраты актуальности достаточно длительный (анализ кредитного риска строится на отчетности за несколько лет, информация об органах управления и акционерах формально утрачивает актуальность при ее изменении, однако ставшая неактуальной информация уже не может предоставляться, так как будет вводить получателей информации в заблуждение).

В ходе обычной деятельности кредитные организации, инвестиционные подразделения корпораций анализируют отчетность, информацию об акционерах и руководстве эмитентов при установлении/подтверждении/изменении/аннулировании лимитов на организации - эмитенты ценных бумаг при кредитовании и предоставлении других финансовых услуг, а также при установлении/подтверждении/изменении/аннулировании лимитов для проведения операций с финансовыми инструментами конкретных эмитентов. В настоящее время кредитные организации должны запрашивать такую информацию на двусторонней основе.

Подход, предусматривающий использование в целях оценки кредитного риска по требованиям (условным обязательствам кредитного характера, производным финансовым инструментам) к юридическим лицам - эмитентам (далее - эмитент) данных отчетности, составленной эмитентом не ранее чем на 30.06.2021, при одновременном использовании актуальных данных о неплатежеспособности контрагента, осуществлении мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) и пр., определенный в Письме Банка России от 19.05.2022 N ИН-03-23/68, не может быть применен для задачи оценки устойчивости и платежеспособности эмитентов. Даже в условиях отказа Банка России от применения мер в соответствии со ст. 74 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" к КО-кредиторам использование отчетности годичной давности значительно повышает риски убытков кредиторов, связанные с использованием неактуальных данных.

Одновременно в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 6 Закона об инсайде запрещается использование инсайдерской информации для осуществления операций с финансовыми инструментами, которых касается инсайдерская информация. Однако в сложившейся ситуации кредитные организации вынуждены использовать в своей деятельности инсайдерскую информацию, указанную в абз. 6 настоящего Письма.

Поскольку субъектами Закона об инсайде являются организации в целом, а не их отдельные подразделения, получение указанной выше информации, например, Службой управления рисками для анализа лимитов на вложения в различные финансовые инструменты, не исключает, на наш взгляд, также и инвестиционные подразделения, осуществляющие операции с финансовыми инструментами и не имеющие прямого доступа к получаемой инсайдерской информации. То есть если организация получила инсайдерскую информацию эмитента и включена в его список инсайдеров, то она уже не имеет возможности осуществлять операции с финансовыми инструментами этого эмитента, так как ее действия в целом могут быть квалифицированы как осуществление операций с использованием инсайдерской информации. В особенности если на основании полученной инсайдерской информации будет принято решение о необходимости закрытия или, наоборот, установления лимита на определенного эмитента, то такая информация даже будучи в неявном виде (через распоряжение продавать или покупать бумаги этого эмитента) передана в инвестиционное подразделение будет прямым использованием инсайдерской информации для осуществления операций с финансовыми инструментами этого эмитента.

Также при организации размещений ценных бумаг ранее эмитенты раскрывали в публичном доступе всю необходимую информацию для принятия инвестиционных решений об участии в размещении. В настоящее время потенциальные инвесторы должны запрашивать такую информацию у эмитента и у банков-организаторов на двусторонней основе. Информация предоставляется после подписания двусторонних соглашений о конфиденциальности и включения в список инсайдеров эмитента, что существенно сужает возможности для размещения ценных бумаг и привлечения широкого круга инвесторов. В то же время в соответствии с требованиями Закона об инсайде лица, получившие инсайдерскую информацию, не могут ни сами принять участие в размещении, ни рекомендовать купить бумаги третьим лицам, потому что оба действия будут квалифицироваться как нарушения требований пп. 1 и 3 п. 1 ст. 6 Закона об инсайде.

Создавшаяся ситуация при необходимости неукоснительного соблюдения всех требований Закона об инсайде в достаточно близкой перспективе может привести к существенному сокращению объемов операций на российском фондовом рынке (после того, как все больше эмитентов будут обмениваться информацией и включать друг друга в списки инсайдеров), а также приведет к остановке новых размещений из-за невозможности принятия обоснованных решений в отношении покупки ценных бумаг без анализа актуальной отчетности.

В связи с вышеизложенным возможно ли эмитентам принимать решения об утрате отчетностью эмитента статуса инсайдерской информации?

 

 

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 21 июля 2022 г. N 39-2-1/652

 

Департамент противодействия недобросовестным практикам (далее - Департамент) рассмотрел письмо от 24.06.2022 (далее - письмо) и сообщает следующее.

В ситуации нераскрытия инсайдерской информации, в том числе отчетности, у кредитной организации в рамках действующих решения Совета директоров Банка России от 14.04.2021 <1> и постановления N 351 <2> в течение длительного времени сохраняется риск, связанный с ее неправомерным использованием, и обязанность по надлежащей охране конфиденциальности указанной информации в течение всего периода ее нераскрытия.

--------------------------------

<1> Согласно решению Совета директоров Банка России от 14.04.2021 кредитные организации (головные кредитные организации банковских групп) начиная с отчетности за 31.12.2021 и информации по состоянию на 01.01.2022 и заканчивая отчетностью за 30.09.2022 и информацией по состоянию на 01.10.2022 не раскрывают годовую (промежуточную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность и аудиторское заключение по ней и годовую (промежуточную) финансовую отчетность, годовую (промежуточную) консолидированную финансовую отчетность и аудиторское заключение по ней.

<2> Постановление Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 N 351 "Об особенностях раскрытия и предоставления в 2022 году информации, подлежащей раскрытию и предоставлению в соответствии с требованиями Федерального закона "Об акционерных обществах" и Федерального закона "О рынке ценных бумаг", и особенностях раскрытия инсайдерской информации в соответствии с требованиями Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - постановление N 351).

 

В связи с этим структурному подразделению (должностному лицу) юридического лица, в обязанности которого входит осуществление контроля за соблюдением требований Федерального закона N 224-ФЗ <3> и принятых в соответствии с ним нормативных актов, в условиях возможного временного раскрытия инсайдерской информации в ограниченных составе и (или) объеме (нераскрытия) необходимо осуществлять повышенный контроль за соблюдением указанных требований в целях обеспечения равного соблюдения прав инвесторов, осуществляющих операции с финансовыми инструментами.

--------------------------------

<3> Федеральный закон от 27.07.2010 N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

 

Полагаем, что нераскрытая информация может терять статус инсайдерской при условии отсутствия возможности оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров при ее распространении.

Вместе с тем обращаем внимание, что при потере информацией статуса инсайдерской организация лишается защиты от ее распространения неограниченному кругу лиц, а также от защиты, предоставляемой в рамках постановления N 416 <4> и постановления N 351.

--------------------------------

<4> Постановление Правительства РФ от 09.04.2019 N 416 "Об особенностях раскрытия инсайдерской информации, подлежащей раскрытию в соответствии с требованиями Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

 

Также обращаем внимание, что ни Федеральный закон N 224-ФЗ, ни принятые в соответствии с ним нормативные акты не содержат прямого запрета на установление внутренними документами эмитента порядка утраты информацией статуса инсайдерской. При этом полагаем, что это возможно при утрате инсайдерской информацией своей актуальности, а также возможности оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров.

Вместе с тем предлагаем инициировать обсуждение в рамках рабочей группы по ПНИИИМР подходов к законодательному урегулированию порядка утраты информацией статуса инсайдерской в условиях ее раскрытия в ограниченном составе и (или) объеме (нераскрытия). Контактные лица для рабочего взаимодействия: заместитель директора Департамента - начальник Управления регулирования противодействия недобросовестным практикам Мухлынов Роман Вячеславович (495) 771-99-99 доб., ведущий консультант Управления регулирования противодействия недобросовестным практикам Артеменко Олег Борисович (495) 771-99-99 доб.

 

Заместитель директора

Департамента противодействия

недобросовестным практикам

Р.В.МУХЛЫНОВ

21.07.2022