Процедура согласно Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Обновлено 22.10.2022 11:07

 

Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания была принята 10 декабря 1984 года. Она запрещает пытки и жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения и наказания и среди прочих обязательств требует от государств-участников не возвращать лиц страны, если существуют серьезные основания полагать, что им будет угрожать там применение пыток. Она также предусматривает ряд мер, направленных на обеспечение того, чтобы акты пытки, где бы они ни совершались, должным образом расследовались и наказывались. Основные обязательства изложены в части I Конвенции (статьи 1−16), а механизм получения и рассмотрения жалоб − в статье 22. Государства-участники могут заявить в соответствии с этой статьей, что они признают компетенцию Комитета против пыток − группы в составе 10 независимых экспертов, которые заседают дважды в год, − рассматривать жалобы от отдельных лиц о предполагаемых нарушениях их прав по Конвенции.

Большое число жалоб подается просителями убежища, утверждающими, что в случае высылки в их страну происхождения им будет угрожать опасность подвергнуться пыткам. Таким образом, Комитету надлежит определить, могут ли государства, против которых представлены жалобы, нарушить положения статьи 3 Конвенции в случае высылки соответствующих лиц.

Подробности процедуры.

Жалоба будет признана неприемлемой не только в том случае, если она рассматривается в рамках другой процедуры международного расследования или урегулирования, но и в том случае, если по тому же самому вопросу в прошлом уже было принято решение в рамках такой процедуры (см. пункт 4 а) статьи 22 Конвенции). Кроме того, в правилах процедуры Комитета говорится о том, что жалоба может быть отклонена в качестве неприемлемой в том случае, если период времени, истекший с момента исчерпания внутренних средств правовой защиты, является столь неоправданно длительным, что это неоправданно затрудняет рассмотрение жалобы Комитетом или государством-участником.

В процессе рассмотрения того или иного дела Комитет может, следуя своим правилам процедуры, пригласить стороны принять участие в конкретных закрытых заседаниях для представления дальнейших разъяснений или ответов на вопросы, касающиеся существа жалобы. Однако, такие случаи являются исключительными, и если заявитель не может лично присутствовать на заседании, это не отражается на рассмотрении дела.

Если Комитет приходит к выводу о том, что своим действием или предполагаемым действием, например, в случае предстоящей высылки в страну, где лицу может угрожать применение пыток, государство нарушило или может нарушить свои обязательства по Конвенции как государство-участник, оно направляет государству-участнику свое решение с просьбой представить в течение 90 дней информацию об осуществлении рекомендаций.

В свете представленной информации Комитет принимает такие последующие меры, которые могут быть сочтены необходимыми согласно его процедуре последующих действий.

 

Источник публикации: https://espchhelp.ru/koon/stati/3905-protsedura-soglasno-konventsii-protiv-pytok-i-drugikh-zhestokikh-beschelovechnykh-ili-unizhayushchikh-dostoinstvo-vidov-obrashcheniya-i-nakazaniya .