Оценка межгосударственных жалоб Комитетом ООН по правам человека.

Обновлено 27.10.2022 07:34

 

Любое государство-участник может направить Комитету сообщение с утверждением о том, что другое государство-участник не выполняет своих обязательств по Пакту. В этом отражается двоякая концепция договора по правам человека как не только соглашения между государством-участником и лицами, находящимися под его юрисдикцией, но и многостороннего договора в традиционном смысле, когда все государства-участники договора заинтересованы в соблюдении обязательств, принятых на себя другими государствами-участниками. В этой связи можно с полным основанием утверждать, что нарушения прав человека в одном государстве-участнике непосредственно касаются всех других государств-участников. Вместе с тем такая процедура подачи жалобы, предусмотренная в статье 41 Пакта, может применяться только в отношении двух государств-участников, заявивших о том, что они признают компетенцию Комитета получать и рассматривать такие межгосударственные жалобы. На время подготовки данной публикации такое заявление сделали 48 государств. Однако до настоящего времени Комитетом не была получена ни одна межгосударственная жалоба. Тем не менее было бы целесообразно подробнее рассказать о порядке осуществления этой процедуры.

Первым шагом государства, подающего жалобу, является ее доведение до сведения того государства, которое, как утверждается, не выполняет своих обязательств. В течение трех месяцев последнее должно представить свой ответ в форме письменного разъяснения. Если в течение шести месяцев данный вопрос не решается к удовлетворению обеих сторон, каждая из них может передать этот вопрос в Комитет, который рассматривает его только после того, как он в течение разумного периода времени удостоверится в том, что все доступные внутренние средства были испробованы и исчерпаны.

Комитет может затем принять вопрос к рассмотрению и предложить свои добрые услуги в целях его полюбовного разрешения. В случае если вопрос не находит решения, Комитет может назначать Согласительную комиссию в составе пяти лиц по согласию непосредственно заинтересованных государствучастников, без включения в ее состав граждан этих государств, и поручить ей в течение 12 месяцев завершить рассмотрение вопроса и представить доклад Председателю Комитета и через Председателя - сторонам, участвующим в споре.

Каким образом можно получить доступ к информации о работе Комитета?

Заключительные замечания, замечания общего порядка, окончательные решения по индивидуальным жалобам и другие документы, подготовленные Комитетом или для него, размещены и могут быть получены в онлайновом режиме в базе данных договорных органов Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека (http:://www.unhchr.ch/tbs/doc.nsf). Для ознакомления с текущей информацией о последних событиях можно стать абонентом бесплатной общедоступной электронной службы LISTSERV, которая по электронной почте распространяет данные о результатах работы каждой сессии Комитета по правам человека по завершении каждой сессии или сразу же после этого. В эту систему распространения документации можно добавлять адреса электронной почты путем посещения указанной ниже вебстраницы и внесения адреса в существующую для этой цели рубрику: http://www.unhchr.ch/tbmailin.nsf/email?Openform. Служба LISTSERV содержит ссылку на последнюю сводную таблицу с информацией о государствах-участниках, представивших доклады и графиках их рассмотрения Комитетом.

С тем чтобы постоянно быть в курсе событий, происходящих на сессии, на вебстранице Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека можно ежедневно знакомиться с пресс-релизами, в которых содержится резюме происшедших за день событий (http://www.ohchr.org). В заключительном пресс-релизе, выпускаемом по завершении сессии, содержится обзор наиболее важных решений по индивидуальным жалобам, которые были приняты в ходе соответствующей сессии.

С аналогичной информацией можно также ознакомиться в ежегодном докладе Комитета Генеральной Ассамблее, который имеется во многих библиотеках и информационных центрах. Наиболее важные решения по индивидуальным жалобам также приводятся в регулярно публикуемой "Подборке решений Комитета по правам человека в соответствии с Факультативным протоколом". Эти сборники также имеются во многих библиотеках и информационных центрах.

 

Источник публикации: https://espchhelp.ru/koon/stati/3950-otsenka-mezhgosudarstvennykh-zhalob-komitetom-oon-po-pravam-cheloveka .