Информационная безопасность в сети Интернет.

Обновлено 01.12.2022 06:57

 

Попытаемся классифицировать информацию, запрещенную к распространению на территории Российской Федерации. Предлагается изменить процедуру рассмотрения этой категории дел, наделив полномочиями по ограничению доступа к вредоносным сайтам органы исполнительной власти, и ввести административную ответственность за разработку, а также оказание технической поддержки размещения такого рода информации в сети Интернет.

Интернет является информационно-телекоммуникационной сетью международного информационного обмена, доступ к которой открыт для неопределенного круга лиц, и эта сеть, будучи "прогрессивным изобретением человечества, как свободное сосредоточение огромных массивов всевозможной информации, в том числе негативного характера, способна нанести существенный вред интересах граждан, общества и государства" <1>.

<1> См.: Паламарчук А. Прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере противодействия правонарушениям в сети Интернет // Законность. 2016. N 12.

Один из способов защиты населения страны от информации, которая может негативно повлиять на любые сферы правоотношений, в том числе создает угрозу личности, экономике и общественной безопасности, имеет юридически значимые последствия - обращение в суд с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Практика сложилась таким образом, что направлением такого рода заявлений в суд занимаются преимущественно органы прокуратуры. Благодаря активной позиции прокуратуры интернет-пространство на системной основе очищается от разнообразных вредоносных информационных сайтов, объявлений и отдельных страниц.

Но некоторые исследователи уже отметили, что такого рода процедура неоперативна, так как связана с необходимостью соблюдения нескольких обязательных правил: определение административного ответчика, оформление и направление административного искового заявления в суд, участие в судебных заседаниях, зачастую часто переносимых по причине неуведомления сторон судебного процесса, ожидания вступления решения суда в законную силу, обращения его к исполнению. Как следствие, на блокировку одной страницы с противозаконной информацией уходит до 6 - 8 месяцев, а в это время в интернет-пространстве появляется несколько новых страниц с подобного рода сведениями.

В соответствии с ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Характер размещаемых противозаконных "иных" сведений довольно разнообразный, но с учетом обширной судебной практики уже можно их систематизировать в следующие группы:

1) информация, направленная на подмену функций органов исполнительной власти, рекламирующая возможность предоставления государственных услуг за плату. Например, предоставление сведений из ЕГРН с использованием официальной символики Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии;

2) информация, посягающая на централизованную систему денежного и валютного регулирования в стране:

- о криптовалюте, представляющей собой виртуальные средства платежа и накопления, не обеспеченные реальной стоимостью, не эмитированные государством, не подконтрольные публичной власти;

- различные сайты с информацией, направленной на обучение "Как грамотно инвестировать в биткойн, блокчейн и криптовалюты";

- о действии платежных систем, позволяющих передавать средства без участия банков Tagilcoin, Bitcoin, Ethereum и другие средства платежа;

- о способах и схемах обналичивания денежных средств;

3) информация о реализации товаров и услуг, запрещенных к обороту на территории Российской Федерации, а также информация о деятельности, подлежащей лицензированию, государственному регулированию и контролю:

- о реализации товаров, свободная продажа которых запрещена, в том числе о реализации алкогольной продукции, табачных изделий, этилированного бензина, изделий из драгоценных металлов и камней, агрохимикатов, донорских органов, огнестрельного боевого оружия, лекарственных средств и медицинских изделий без рецептов, продаже устройств, препятствующих видеофиксации государственных регистрационных знаков транспортных средств, особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации;

- о продаже поддельных документов (дипломов об образовании без прохождения обучения, различных медицинских справок без обследования, служебных удостоверений сотрудников правоохранительных органов, водительских удостоверений);

- о предоставлении интимных услуг;

4) информация о различных способах и методах совершения противоправных деяний, за которые может последовать уголовная и административная ответственность:

- содержащая технологии производства и изготовления взрывчатых веществ и взрывных устройств, способах их применения, схемах камуфляжа взрывного устройства под бытовой предмет;

- о способах уклонения от воинской службы и воинской обязанности, от уплаты налогов;

- о способах изготовления, дозировки и употребления наркотических средств и наркосодержащих веществ;

- о фиктивных браках как способе легализации иностранных граждан на территории государства;

5) информация, способная причинить вред здоровью и развитию несовершеннолетних детей:

- побуждающая детей к самоубийству, агрессии, к употреблению наркотических и психотропных веществ, к азартным играм, проституции, бродяжничеству и попрошайничеству;

- обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и жестокости, противоправное поведение;

- отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные семейные отношения, неуважение к родителям и другим членам семьи;

- содержащая нецензурную брань либо информация порнографического характера;

- о незаконной продаже курительных смесей и синтетических стимуляторов;

6) информация, которая может быть использована в целях причинения вреда:

- содержащая персональные данные граждан;

- содержащаяся на сайтах-анонимайзерах, позволяющая получить доступ к запрещенным материалам.

Предполагается, что это не исчерпывающий список и информация, которая есть в Интернете, ежедневно пополняется противозаконными сведениями, что свидетельствует о ее колоссальном объеме и необходимости ежедневного мониторинга и анализа.

Есть критика существующего порядка работы с запрещенной к распространению информацией в судебном порядке, предлагаются иные, более оперативные способы работы на этом направлении.

Например, А. Жаров предлагает не использовать судебный порядок рассмотрения заявлений о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению в Российской Федерации, а наделить такими полномочиями федеральные органы исполнительной власти, например Роскомнадзор либо Министерство юстиции РФ <2>. М. Али выступает за разработку упрощенного порядка вынесения решения с предоставлением владельцу сайта, администратору домена права отслеживать онлайн-информацию о судебных процессах в отношении информационного ресурса <3>. С. Бывальцева и Н. Макарова отмечают преимущества рассмотрения такой категории дел в порядке особого производства по ГПК РФ <4>. Е. Царегородцева не отрицает возможность рассмотрения такой категории дел в досудебном порядке и наделения соответствующими полномочиями прокуратуры, которая в подавляющем большинстве случаев и обращается в суд <5>.

<2> См.: Жаров А. Судебный порядок признания информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению // Законность. 2018. N 9.

<3> См.: Али М.З. Ограничение доступа к информационным ресурсам в сети Интернет (практические проблемы признания информации запрещенной к распространению) // Право в сфере Интернета: Сборник статей / рук. авт. кол. и отв. ред. д. ю. н. М.А. Рожкова. М.: Статут, 2018. С. 117.

<4> См.: Бывальцева С., Макарова Н. Особенности рассмотрения заявления прокурора о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной к распространению // Законность. 2018. N 10.

<5> См.: Царегородцева Е.А. К вопросу о порядке рассмотрения дел о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации // Административное право и процесс. 2020. N 1.

Такие позиции исследователей не случайны и обоснованно возникают на фоне уже существующего несудебного порядка ограничения доступа к определенного рода информации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 г. N 1101 "О единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".

На принятие решений об ограничении доступа к запрещенной информации уполномочены Министерство внутренних дел РФ, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка, Федеральное агентство по делам молодежи и Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Учитывая изложенную классификацию информации, которая уже признается в судебном порядке запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, предлагается расширить состав уполномоченных органов и, соответственно, категории информации, запрещенной к распространению в Постановлении Правительства.

Например, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения может принимать решения, являющиеся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов в единый реестр, в отношении информации, содержащей предложение о розничной торговле лекарственными препаратами для медицинского применения, в том числе дистанционным способом, розничная торговля которыми ограничена или запрещена в соответствии с законодательством об обращении лекарственных средств, и (или) в отношении информации, содержащей предложение о розничной торговле лекарственными препаратами для медицинского применения, в том числе дистанционным способом, распространяемой лицами, не имеющими лицензии на осуществление фармацевтической деятельности и разрешения на осуществление такой торговли, если получение лицензии и разрешения предусмотрено законодательством об обращении лекарственных средств.

Целесообразно, чтобы Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения принимала решения в отношении страниц сайтов в сети Интернет, где реализуются медицинские справки различного вида без соответствующего медицинского обследования либо где предлагаются аборты женщинам в день обращения в медицинских учреждениях без учета требований ст. 56 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Центробанк РФ может стать уполномоченным органом в отношении оборота "виртуальных" денежных средств в сети Интернет.

Таким образом, можно сделать вывод, что существующий судебный порядок признания информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, затруднителен и неактуален, так как характеризуется длительностью его процедуры, перегрузкой судебной системы, неспособностью органов прокуратуры своевременно предотвращать размещение на вновь созданных интернет-страницах аналогичной противозаконной информации.

В связи с этим предполагаем, что назрела необходимость не только менять саму процедуру признания информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, тем более учитывая ее разноплановый и вредоносный характер, но и вводить дополнительную ответственность за ее размещение, например административную.

К административной ответственности необходимо привлекать не только инициаторов разработки таких интернет-страниц, но и технических посредников (провайдеры хостинга, операторы связи, администраторы доменных имен), роль которых заключается в предоставлении технических возможностей для размещения информации в сети Интернет.

При этом ответственность технических посредников, с учетом позиции Европейского суда по правам человека <6>, предлагается установить в том случае, если аналогичная информация по определенной категории дел уже признана в судебном порядке запрещенной к распространению на территории Российской Федерации либо указана в Постановлении Правительства РФ от 26 октября 2012 г. N 1101.

<6> По мнению Европейского суда по правам человека, привлечение технических посредников к ответственности за размещенную третьими лицами информацию, как правило, равнозначно требованию чрезмерной и недостижимой степени предвидения, которое может привести к ущемлению права на свободное распространение информации в сети Интернет (Постановление Европейского суда по правам человека от 2 февраля 2016 г. "Дело "Венгерская ассоциация провайдеров интернет-контента и компаний Index.huZrt (MagyarTartalomszolgaltatokEgyesuleteandIndex.huZrt) против Венгрии" (жалоба N 22947/13) // Прецеденты Европейского суда по правам человека. 2016. N 6 (30).