К вопросу дистанционного зондирования Земли в контексте обеспечения международной информационной безопасности.

Обновлено 01.12.2022 06:58

 

Вопрос обеспечения международной информационной безопасности в космическом пространстве входит в основную повестку дня как на международном, так и на национальном уровне, однако в международном праве не было разработано каких-либо обязательных правовых норм, призванных гарантировать кибербезопасность космических аппаратов и сопутствующей наземной инфраструктуры. Признавая право на свободу информации, государства заявляют о необходимости отказа от идеи абсолютного государственного суверенитета в пользу признания возможности ограничивать передачу информации при осуществлении ДЗЗ (дистанционного зондирования Земли) и НТВ (непосредственного телевизионного вещания). В настоящей статье рассматриваются источники международного права, регулирующие осуществление ДЗЗ и НТВ, позиции развитых и развивающихся государств по вопросу правового регулирования прикладных способов исследования и использования космического пространства. Цель статьи состоит в анализе существующих проблем современного международного космического права в контексте обеспечения международной информационной безопасности с учетом развития кибертехнологий, используемых при ДЗЗ и НТВ.

Несмотря на различия международно-правовых позиций государств, решение существующей проблемы могло бы заключаться в разработке и принятии обязательных международно-правовых норм в данной сфере.

Международная информационная безопасность (МИБ) - это новое направление в обеспечении безопасности деятельности человека во многих сферах деятельности - в прикладном исследовании и использовании космоса, в недропользовании, в информационной среде, в обеспечении бесперебойного и безопасного функционирования воздушного и морского видов транспорта. Определенной новацией является и обеспечение МИБ в так называемом киберпространстве, т.е. в среде, которая, по определению профессора С.И. Лорана, является социальной и технической реальностью, тесно связанной с политическим контекстом <1>.

<1> Данельян А.А., Гуляева Е.Е. Международно-правовые аспекты кибербезопасности // МЖМП. 2020. N 1. С. 45 - 53.

В современном международном праве (МП) еще нет однозначного универсального определения и МИБ, и самого киберпространства, однако очевидно, что обеспечение конфиденциальности получаемой информации, охрана авторских прав при получении и распространении информации, охрана государственной безопасности тесно связаны с понятием информационной безопасности.

Сейчас в области МИБ действует не так много обязательных к исполнению норм международного права, например Конвенция о компьютерных преступлениях (Будапештская конвенция, 2001 г.), ряд двусторонних соглашений (Соглашение о сотрудничестве в сфере МИБ между Россией и Туркменистаном, 2019 г.), есть ряд резолюций о необходимости разработки конвенций в этой области, принятых на уровне ООН, Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН (ГА ООН) от 1998 г. "Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в качестве международной безопасности" (A/RES/53/70 <2>) или Резолюция ГА ООН от 2018 г. "Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности" (A/RES/73/27) <3>, в которой подчеркивается "...стремление международного сообщества к мирному использованию информационно-коммуникационных технологий...". В данной Резолюции также указывается на то, что информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) "являются технологиями двойного назначения", о чем будет сказано далее <4>. Сам термин "информационно-коммуникационные технологии" также требует детального анализа, так как в международном праве не сложилось единого определения данного понятия <5>. Однако очевидно, что перечисленные Резолюции относятся к нормам soft law ("мягкого права"), а сегодня имеется запрос прежде всего на создание обязательных норм в этой сфере.

<2> URL: https://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/RES/53/70&referer=/english/&Lang=R (дата обращения: 01.12.2021).

<3> URL: https://undocs.org/pdf?symbol=ru/A/RES/73/27 (дата обращения: 01.12.2021).

<4> См. там же.

<5> URL: http://uis.unesco.org/en/glossary-term/information-and-communication-technologies-ict (дата обращения: 01.12.2021).

В статье будут рассмотрены проблемы информационной безопасности (ИБ), возникающие при осуществлении таких прикладных видов использования космического пространства, как ДЗЗ (дистанционное зондирование Земли) и НТВ (непосредственное телевизионное вещание), поскольку государства уже довольно давно и активно практикуют означенные виды использования космоса, но вопрос об информационной безопасности для прозондированных государств или государств, на территорию которых направлен поток непосредственного телевизионного вещания, еще не оформлен обязательными договорными нормами. Это не означает, что проблемы информационной безопасности не стоят при осуществлении государствами других видов деятельности в космосе.

ДЗЗ можно определить как наблюдение поверхности Земли наземными, авиационными и космическими средствами, оснащенными различными видами съемочной аппаратуры. В Принципах, касающихся дистанционного зондирования Земли из космического пространства, принятых в 1986 г., ДЗЗ определяется как зондирование поверхности Земли из космического пространства посредством использования электромагнитных волн для распоряжения природными ресурсами, землепользования, охраны окружающей среды <6>. В Принципах различаются термины "ДЗЗ" и "деятельность по ДЗЗ", так как последняя подразумевает обработку, интерпретацию и распространение обработанных через специальные станции системы ДЗЗ-данных <7>. Правовое регулирование ДЗЗ определяется глобальным характером этого вида получения информации <8> и большим многообразием субъектов, осуществляющих зондирование, - государств, физических и юридических лиц, международных межправительственных организаций. ДЗЗ осуществляется в пространствах с различными правовыми режимами - на государственных территориях, территориях международного пользования. Соответственно, в этой сфере действуют нормы не только МКП (международного космического права), но и административного права, уголовного права, нормы по охране интеллектуальной собственности и т.д. Очевидно, что для нас представляют интерес нормы, выработанные прежде всего в МКП. Кроме общих положений пяти договоров по космосу, Юридическим подкомитетом Комитета ООН по космосу были сформулированы 17 принципов ДЗЗ, действующие и по нынешнее время. Принятие этих рабочих принципов было весьма непростым делом, так как обозначились две противостоящие друг другу позиции групп государств - позиция индустриально развитых стран, которые уже обладали на момент подписания документа техническими способностями для зондирования, и стран, которые на тот момент могли стать только объектом зондирования, т.е. развивающихся и бедных стран. Очевидно, что при такой расстановке сил вряд ли можно было рассчитывать на подписание каких-либо обязательных договорных документов. Уже в момент принятия Резолюции 41/65 "Принципы ДЗЗ" было очевидно, что означенные принципы "не отличаются конкретностью" <9>. И все же в документе указывалось, что эта новая сфера деятельности развивается с учетом и в соответствии с Принципами международного права, закрепленными в Уставе ООН <10>. Например, зондирование из космоса должно проводиться "на благо и в интересах всех стран, независимо от уровня их экономического, социального или научно-технического развития и с особым учетом нужд развивающихся стран" <11>. Деятельность по зондированию должна осуществляться на основе уважения принципа полного и постоянного суверенитета всех государств над своими богатствами и природными ресурсами. Однако, как справедливо указывалось в правовой литературе по данному вопросу, не совсем понятно, в чем должно состоять и конкретно выражаться это уважение и чего именно не допускает этот принцип. Не менее обтекаемо сформулирован и другой принцип - об осуществлении деятельности по ДЗЗ таким образом, "...чтобы не наносить ущерба законным правам и интересам зондируемого государства".

<6> Принципы, касающиеся дистанционного зондирования Земли из космического пространства, приняты Резолюцией 41/65 Генеральной Ассамблеи от 3 декабря 1986 г. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/earth_remote_sensing.shtml (дата обращения: 01.12.2021).

<7> См. там же.

<8> Бабина Е.А. Международно-правовое регулирование дистанционного зондирования из космоса с помощью искусственных спутников Земли // Международное право. 2014. N 4. С. 1 - 16.

<9> URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/earth_remote_sensing.shtml (дата обращения: 01.12.2021).

<10> URL: https://www.un.org/ru/charter-united-nations (дата обращения: 01.12.2021).

<11> См. там же.

Важным с точки зрения вопросов обеспечения информационной безопасности для прозондированного государства остается принцип 12, где указано: "Как только получены первичные данные и обработанные данные по территории, находящейся под юрисдикцией государства, зондируемому государству предоставляется доступ к ним на недискриминационной основе и на разумных условиях оплаты". Далее расположено положение о том, что "...зондирующее государство... вступает, по просьбе, в консультации с государством, территория которого зондируется, с целью предоставления возможностей участия и увеличения получаемых от этого взаимных выгод" (Принцип 13).

Таким образом, идея абсолютного государственного суверенитета в случае с осуществлением ДЗЗ не нашла поддержки в международном сообществе. Установлены лишь определенные, зачастую не очень четко сформулированные (скорее, бланкетные) правила по сбору и распространению полученной информации. Обращает на себя внимание тот факт, что в Правилах нет положения о предварительном уведомлении зондируемого государства о начале работ. Говорится только о возможном вступлении в диалог с зондируемым государством с целью предоставления возможностей участия и увеличения получаемых от этого взаимных выгод. Если зондируемое государство считает для себя планируемое или уже осуществляемое зондирование неблагоприятным, то оно может потребовать предварительных переговоров (по аналогии со ст. 9 Договора по космосу <12>).

<12> URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/outer_space_governing.shtml (дата обращения: 01.12.2021).

Нет в Принципах и такого существенного пункта, как ограничение передачи информации третьим странам. Остается довольно пространным положение об ответственности государств при осуществлении ДЗЗ. Практически Принципы повторяют полностью положения ст. 4 Договора по космосу <13>, т.е. возможно предъявление претензий, если сам спутник вышел из-под контроля и причинил вред другому объекту (объектам) в космосе, на Земле или в воздушном пространстве. Однако есть и другие поводы для размышления по поводу ответственности зондирующего государства в распространении полученной информации. Например, из-за поломки или отказа зондирующего оборудования могут быть получены ошибочные данные, которые повлекут за собой распространение ошибочной информации, способной, в свою очередь, причинить ущерб организациям, лицам, оперировавшим данной ошибочной информацией. Могут быть допущены ошибки и при получении так называемой обработанной информации - и в оборот поступят данные, расходящиеся с фактическими. Первоначально полученные при ДЗЗ данные могут быть расположены в файле в неправильном порядке и также нанести ущерб пользователю. Если такая ошибочно обработанная или отсортированная информация поступит пользователям в таких областях, как метеопрогнозы, мониторинг состояния лесов, ситуаций природной или техногенной катастрофы, ущерб может не просто быть существенным, а повлечь за собой человеческие жертвы. Не исключена и возможность распространения заведомо ложной информации или непредоставления информации, носящей стратегически важный характер, зондируемому государству (например, мониторинг природных ресурсов).

<13> Там же.

Таким образом, мы видим, что проблемы ДЗЗ напрямую связаны с обеспечением информационной безопасности и ответственностью государств за распространение таковой. На сегодня Комитет ООН по космосу не разрабатывает нормативных, обязательных к исполнению норм в этой области, хотя необходимость в таковых остается высокой. Комитет разрабатывает технические программы по сотрудничеству в этой области, содействует исследованиям и распространению информации (пример - Конференция ЮНИСПЕЙС, проходившая еще в 1999 г. <14>).

<14> Доклад третьей Конференции Организации Объединенных Наций по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях. Вена, 19 - 30 июля 1999 г. URL: https://www.unoosa.org/pdf/gares/ARES_59_002R.pdf (дата обращения: 01.12.2021).

Другим наиболее распространенным и коммерчески выгодным прикладным видом использования космоса, тесно связанным с обеспечением информационной безопасности, является НТВ. НТВ основывается на технических принципах спутниковой электросвязи. В части технических аспектов такое вещание регулируется в рамках Международного союза электросвязи <15>, в части правового обеспечения такая деятельность до сих пор не имеет специальных договорных норм, регулирующих ее. Между тем НТВ обладает определенной спецификой, обусловленной прямым распространением потока информации на пользователей. Анализом правового регулирования деятельности по НТВ активно занимались ведущие отечественные юристы - Верещетин В.С. <16>, Каменецкая Е.П. <17>, а также американские специалисты С. Эрвин <18>, Е. Гэллоуэй <19>, Дж. Пауэлл <20>.

<15> URL: https://www.un.org/ru/ecosoc/itu/ (дата обращения: 01.12.2021).

<16> Верещетин В.С., Каменецкая Е.П., Василевская Э.Г. Космос: политика и право. М.: Прогресс, 1987. 202 с.

<17> Каменецкая Е.П. Космос и международные организации: международно-правовые проблемы. М.: Наука, 1980. 168 с.

<18> Ervin S. Law in a Vacuum: The Common Heritage in Outer Space Law // Boston College International and Comparative Law Review. 1984. Vol. 9. Iss. 2. P. 403 - 431.

<19> Galloway E. Direct broadcast satellites and space law // Journal of Space Law. 1975. Vol. 3. Iss. 1 - 2. P. 3 - 17.

<20> Powell J. Towards a Negotiable Definition of Propaganda for International Agreements Related to Direct Broadcast Satellites // Law and Contemporary Problems. 1982. Vol. 45. Iss. 1. P. 3 - 350.

При осуществлении такой деятельности возникает много вопросов, связанных с совместимостью таковой с государственным суверенитетом, ответственностью государств за распространение информации, обеспечением международной информационной безопасности государств, охраной авторских прав и т.д. <21>.

<21> Адамов И.Н. Международно-правовое регулирование использования искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания // Журнал международного права и международных отношений. 2012. N 4. С. 17 - 23.

Данный вид деятельности регулируется не только Принципами НТВ, принятыми ГА ООН 10 декабря 1982 г. <22>, но и Генеральным соглашением по торговле услугами (ГАТС <23>) и Приложением по телекоммуникационным услугам <24>, принятыми в рамках ВТО, и Конвенцией о распространении несущих программ сигналов, передаваемых через спутники, от 1974 г. <25>. Кроме того, НТВ регулируется и на национальном уровне законодательством в области массовой информации.

<22> Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1982 г. N 37/92 "Принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания" // СПС "Гарант".

<23> URL: https://base.garant.ru/2541542/ (дата обращения: 01.12.2021).

<24> URL: http://www.vavt.ru/wto/wto/AnnexBasicTelecommunication (дата обращения: 01.12.2021).

<25> URL: https://new.fips.ru/documents/international-documents/konventsii/konventsiya-o-rasprostranenii-nesushchikh-programmy-signalov-peredavaemykh-cherez-sputniki.php (дата обращения: 01.12.2021).

Принятие Принципов НТВ в рамках Комитета по космосу сопровождалось острой борьбой, причем настолько острой, что стало примером отступления государств от принципа консенсуса, действующего в Комитете по космосу. Противоречия касались прежде всего таких принципиальных вопросов, как совместимость деятельности НТВ с принципом суверенного равенства государств и невмешательства во внутренние дела, ответственность государств за распространение и характер распространяемой информации, требование учета специфики стран, получающих информацию при помощи такого вида вещания, требование обязательного уведомления принимающего государства и консультаций с ним до запуска службы НТВ. Можно добавить и проблему ответственности государств за качество и направленность распространяемой таким образом информации. Очевидно, что при диаметрально противоположных позициях западных государств, США и Японии, основывающихся на свободе получения и распространения информации, как это было закреплено во Всеобщей декларации прав человека <26>, ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах <27> и ст. 10 Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод 1950 г. <28>, с одной стороны, и позиции развивающихся стран и стран существовавшего на тот момент социалистического лагеря о необходимости получения предварительного согласия для прямого вещания через спутники, с другой стороны, выработка обязательных нормативных документов была практически невозможна. Именно поэтому принятые в 1985 г. Принципы НТВ отразили компромиссный вариант, а именно оставили только общее положение о том, что Принципы должны отражать применимость норм МП и международного космического права, в частности к этому виду прикладной деятельности в космосе. Интересным является и то, что при голосовании по Принципам "за" было 107 государств, 13 были против и 13 воздержались. Поэтому мнение проф. А.В. Яковенко или Р. Ли о том, что Принципы НТВ уже фактически являются источником обычного права, представляется как минимум спорным <29>. Что касается права на информацию, как оно сформулировано во Всеобщей декларации и ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, то таковое не является абсолютным - хотя бы потому, что не входит в перечень прав, ограничение которых не допускается ни при каких обстоятельствах. Таким образом, можно сделать однозначный вывод о том, что, даже не ссылаясь на Принципы НТВ как документ, обладающий силой обычной нормы права, государства все же имеют право ограничить поток поступающей информации, если такие ограничения установлены внутренним законом государства и необходимы в демократическом обществе. Для регулирования такого нежелательного потока поступающей информации, в том числе для обеспечения своей национальной безопасности, государство может прибегать к различным техническим мерам: включение спутникового канала в список террористических организаций и прекращение вещания данного канала (канал Al-Manar TV был запрещен в США и других европейских странах <30>), другим примером может быть запрещение ЕВТЕЛСАТОМ в 1999 г. вещания со спутникового телеканала Сербии в Европе, кодирование определенных каналов. Можно применить запрет производства или импорта соответствующего принимающего оборудования <31>. В общем, международное сообщество единодушно в том, что само распределение орбитальных позиций для размещения спутников НТВ может осуществляться (в рамках МСЭ) только при условии их надлежащего использования (материалы Всемирной конференции радиосвязи (ВКР) 1977 г. <32>). Это полностью совпадает с положениями Резолюции ГА ООН 110 (II) от 3 ноября 1947 г. <33>, где была осуждена пропаганда, "имеющая целью или способная создать или усилить угрозу миру, нарушение мира или акты агрессии". Однозначно можно сделать вывод о том, что деятельность государств в области НТВ нуждается и в дальнейшем техническом регулировании и справедливом распределении мест для спутников на ГСО (геостационарная орбита), а также в правовом регулировании данного вида деятельности, хотя достижение каких-либо обязательных договоренностей в области НТВ пока видится проблематичным, несмотря на то что ООН остается главной и самой перспективной площадкой для обсуждения указанных проблем. Так, в периоды с 2004 по 2017 г. и с 2019 г. при ООН функционирует Группа правительственных экспертов (ГПЭ) по достижениям в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности <34>. С июня 2019 г. по инициативе России при ООН функционирует и новый орган - Рабочая группа ООН открытого состава (РГОС) по международной информационной безопасности <35>. ГА ООН приняла Резолюцию "Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности" <36> и еще одну - "Противодействие использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях" <37>.

<26> URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml (дата обращения: 01.12.2021).

<27> URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml (дата обращения: 01.12.2021).

<28> URL: https://www.coe.int/ru/web/compass/the-european-convention-on-human-rights-and-its-protocols (дата обращения: 01.12.2021).

<29> Адамов И.Н. Указ. соч. С. 17 - 23.

<30> URL: https://www.agentura.ru/press/almanar/ (дата обращения: 01.12.2021).

<31> Powell J. Op. cit. P. 3 - 350.

<32> URL: https://www.itu.int/en/history/Pages/RadioConferences.aspx?conf=4.99 (дата обращения: 01.12.2021).

<33> URL: https://undocs.org/ru/A/RES/110%28II%29 (дата обращения: 01.12.2021).

<34> URL: https://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/65/201&referer=/english/&Lang=R (дата обращения: 01.12.2021).

<35> URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/4632970 (дата обращения: 01.12.2021).

<36> URL: https://undocs.org/pdf?symbol=ru/A/RES/73/27 (дата обращения: 01.12.2021).

<37> URL: https://undocs.org/ru/A/RES/73/187 (дата обращения: 01.12.2021).

Сегодня мы живем в мире использования новых технологий, которые уже приносят ощутимые плоды и открывают новые перспективы развития, повышения образовательного уровня и процветания человечества в будущем. Это и покрытие земного шара глобальной информационной сетью - Интернетом, и дальнейшее освоение космоса, и создание баз на Луне, и т.д. Однако эта сфера деятельности человека остается и наименее защищенной, так как и космические аппараты, и наземные системы управления легко могут стать уязвимыми для кибератак, осуществляемых как отдельными хакерами, так и террористическими группировками. Получив доступ к системе космического аппарата, можно осуществить фактически любой сценарий - отключать систему GPS и ГЛОНАСС, украсть любую информацию, исказить информацию таким образом, чтобы нанести ущерб государствам-пользователям. Известно, что еще в 1998 г. в результате хакерской атаки было осуществлено проникновение в систему Центра космических полетов имени Годдарда в США (Мэриленд), был взят под контроль и выведен из строя американо-немецкий исследовательский спутник ROSAT X-Ray <38>. Таким образом, безопасность получаемой со спутников информации уже подвергается угрозе в результате кибератак. Вызывает беспокойство тот факт, что сегодня нет каких-либо правовых норм для обеспечения кибербезопасности космических аппаратов и сопутствующей наземной инфраструктуры как на международном, так и на национальном уровне. Определенные усилия в этой области, как уже указывалось, осуществляются на уровне ООН. В качестве желаемого результата может быть подписание Конвенции по использованию кибертехнологий в сфере космической инфраструктуры по образу и подобию Брюссельской конвенции 1974 г. "О распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники" <39>. В документе можно было бы уделить особое внимание защите от кибератак космических аппаратов, объектов ядерной инфраструктуры, разработать технические процедуры контроля за исполнением положений будущей конвенции и объединить усилия государств против незаинтересованных в соблюдении запрета государств. Принятие такого международного договора стимулировало бы государства для изменения и своего национального законодательства в этой области.

<38> Tucker P. The NSA Is Studying Satellite Hacking // Defense One. 2019. September 20. URL: https://www.defenseone.com/technology/2019/09/nsa-studying-satellite-hacking/160009/ (дата обращения: 01.12.2021).

<39> СПС "Гарант".