Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Особенности ведения учета в интернет-бизнесе

Обновлено 17.10.2017 23:55

 

Интернет дает неограниченные возможности, в том числе для ведения предпринимательской деятельности. Наиболее распространенными формами являются интернет-магазины, реклама, создание, поддержка и раскрутка сайтов. Законодательно учет и отчетность бизнеса в интернете регулируется общими нормами и не имеет специального регулирования.

Для ведения бизнеса через интернет компании и индивидуальные предприниматели могут разрабатывать и сопровождать свой сайт самостоятельно или пользоваться услугами сторонних организаций.

Интернет-сайт относится к объектам интеллектуальной собственности (авторского права) согласно пп. 2 п. 1 ст. 1225 Гражданского кодекса РФ. Авторские права распространяются на все программы для ЭВМ, написанные на любом языке и выраженные в исходном или объектном коде, охраняются как авторские права на произведения литературы (ст. 1261 ГК РФ).

Учет расходов на создание сайта

В случае обладания организацией или предпринимателем исключительными правами на сайт, он учитывается как нематериальный актив. Он должен использоваться в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд в течение длительного времени (свыше 12 месяцев) и приносить определенный доход для учета в целях налогообложения. Кроме того, у правообладателя должны присутствовать документы для подтверждения существование данного нематериального актива и наличие у него исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности (п. 3 ст. 257 НК РФ).

Если исключительные права отсутствуют, расходы на содержание сайта должны учитываться на основании договоров об оказании услуг по разработке и сопровождению сайта, предоставлении прав на использование сайта.

При этом учет расходов ведется в зависимости от того, какая информация размещается на сайте (Письмо УФНС России по г. Москве от 16 декабря 2011 г. N 20-14/2/122096@).

Если интернет-ресурс необходим для осуществления основной деятельности организации (то есть создан не только с одной лишь рекламной целью), то затраты на его создание и содержание могут быть приняты в целях налогообложения как прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией, на основании ст. 264 НК РФ. В этом случае лицензионные платежи за право пользования программным продуктом будут учитываться на основании пп. 37 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Если компании или предпринимателю не принадлежат исключительные права на созданный интернет-сайт и на сайте размещена информация о деятельности, носящая рекламный характер, то расходы по созданию сайта учитываются в целях налогообложения как расходы на рекламу.

Учет расходов на рекламу в Интернете

В целях налогообложения расходы на рекламу в Интернете делятся на нормируемые (признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации) и ненормируемые.

Ненормируемые должны отвечать требованиям п. 4 ст. 264 НК РФ.

Минфин России, в частности, подтвердил, что к ненормируемой рекламе относятся следующие расходы:

- на размещение рекламной продукции в Интернете, содержащей рекламную информацию об организации или отдельных услугах, оказываемых организацией (Письмо Минфина России от 29.01.2007 N 03-03-06/1/41);

- на размещение рекламной информации о реализуемой продукции (Письма Минфина России от 05.04.2010 N 03-11-06/2/48, от 15.07.2009 N 03-11-09/248);

- связанные с трансляцией видео-, аудиороликов через средства массовой информации, включая интернет-ресурсы (Письмо Минфина России от 07.12.2011 N 03-03-06/1/812);

- на продвижение сайта (Письмо Минфина России от 16.12.2011 N 03-11-11/317);

- на размещение товарного знака в сети Интернет, в том числе в доменном имени и при других способах адресации (Письмо ФНС России от 25.06.2012 N ЕД-4-3/10308@ (вместе с Письмом Минфина России от 04.06.2012 N 03-03-10/60));

- услуги по продвижению сайтов в сети Интернет, оптимизации сайтов для поисковых систем, выведению сайтов на высокие позиции в поисковых системах (ТОП-10), правильному оформлению и настройке сайтов для индексации поисковыми системами (Письмо Минфина России от 8 августа 2012 г. N 03-03-06/1/390).

Если распространение рекламы осуществляется путем использования программного обеспечения, без передачи рекламной информации через телекоммуникационные каналы связи, затраты на размещение рекламных баннеров в целях налогообложения прибыли включаются в состав расходов на рекламу, учитываемых в размере, не превышающем 1% выручки от реализации. Такая позиция изложена в Письме Минфина России от 01.06.2012 N 03-03-06/1/287 в отношении размещения рекламы в платежных терминалах экспресс-оплаты.

Примечание. Реальность размещения рекламы в Интернете может быть подтверждена скриншотами или статистическими отчетами о количестве показов и видах показанных баннеров...

ЕНВД в интернет-торговле

В целях применения ЕНВД под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами на основе договоров розничной купли-продажи (ст. 346.27 НК РФ). К данному виду предпринимательской деятельности НК РФ не относит, в частности, реализацию товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети (в т.ч. в виде почтовых отправлений (посылочная торговля), а также через телемагазины, телефонную связь и компьютерные сети), что на первый взгляд исключает интернет-магазины.

ЕНВД не будет применяться в интернет-магазинах, где продажа товаров осуществляется по образцам и каталогам с использованием компьютерных сетей, а товар доставляется покупателю почтой или курьером (Письма Минфина России от 03.04.2012 N 03-11-11/111, от 07.03.2012 N 03-11-11/77, от 16.12.2009 N 03-11-09/400, Письмо УФНС России по г. Москве от 11.05.2012 N 20-14/041286@).

Но "вмененка" вполне применима в случае розничной торговли товарами через стационарные объекты организации торговли, имеющие и не имеющие торговых залов, и объекты нестационарной торговой сети, что не исключает применения для этого интернет-ресурсов.

Изложенную позицию подтверждает Минфин России. В Письме от 7 марта 2012 г. N 03-11-11/77 отмечено: если розничная торговля товарами по образцам, выставленным на интернет-сайте, осуществляется через объект торговли, который согласно инвентаризационным и правоустанавливающим документам является объектом стационарной торговой сети, то такая деятельность в целях применения гл. 26.3 НК РФ может быть признана розничной торговлей и переведена на уплату ЕНВД.

Минфин России в этом же Письме отмечает, что может быть переведена на уплату ЕНВД предпринимательская деятельность по реализации товаров через специальные терминалы, установленные в объектах стационарной торговой сети, на территории которых осуществляются расчеты за выбранные покупателями товары (заключаются сделки розничной купли-продажи). Однако торговля товарами, осуществляемая посредством заказа покупателями товаров через специальные терминалы, установленные в помещениях, не относящихся к объектам стационарной торговой сети, не признается розничной торговлей и на уплату ЕНВД не переводится.

В рассмотренном Письме делается акцент на то, что объект торговли должен являться объектом стационарной торговой сети согласно инвентаризационным и правоустанавливающим документам, в противном случае он не может быть переведен на ЕНВД. Так, не может быть переведена на ЕНВД деятельность при реализации товаров через помещение офиса или склада, что подтверждается в Письме Минфина России от 21 марта 2012 г. N 03-11-11/94.

В случае осуществления интернет-торговли путем принятия заказов через интернет-ресурс и доставки товаров покупателю на дом и в офис ЕНВД не может применяться к реализации товаров, но может быть применен к услугам их доставки. Для этого необходимо соблюсти требования гл. 26.3 НК РФ.

Примечание. В некоторых случаях ЕНВД не может применяться к реализации товаров, но применим к услугам их доставки.

Пример 1. Интернет-магазин заказал у сторонней организации разработку интернет-сайта для реализации продуктов питания. Предполагается, что потребитель может выбрать на сайте необходимый набор продуктов и заказать доставку, оплата может быть произведена через интернет-сайт банковской картой или электронными средствами платежа.

Интернет-магазин может учесть расходы на создание интернет-сайта как расходы на основной вид деятельности:

- при передаче по договору на разработку сайта исключительных прав - на основании п. 3 ст. 257 НК РФ;

- при предоставлении прав пользования интернет-сайтом на основании лицензионного соглашения - на основании ст. 264 НК РФ.

 

Пример 2. Интернет-магазин в целях увеличения товарооборота, повышения узнаваемости продукции и расширения рынка сбыта несет расходы на рекламные баннеры и бегущую строку в Интернете и терминалах экспресс-оплаты.

Вправе ли организация принимать вполне расходы на рекламу в полном объеме? Организация вправе признать расходы в полном объеме на рекламу в Интернете на основании п. 4 ст. 264 НК РФ как расходы на рекламу через телекоммуникационные каналы связи.

Расходы на рекламу в терминалах экспресс-оплаты могут быть приняты в расходы для целей налогообложения в пределах, не превышающих 1% выручки от реализации.

 

Пример 3. Компания осуществляет интернет-торговлю товарами народного потребления. Потребитель может заказать товар через интернет-сайт и выбрать способ получения товара: доставка курьером или самовывоз со склада или из торговой точки в торговом центре, а клиент по условиям продажи товаров интернет-магазина может, приехав в магазин, выбрать размер, цвет товара и оплатить его на месте.

В данном случае интернет-магазин применяет общий режим налогообложения или упрощенную систему налогообложения при реализации товаров с доставкой курьером или самовывозом со склада и не вправе применять ЕНВД.

Если самовывоз осуществляется из точки розничной торговли в торговом центре, в отношении реализации товаров в торговой точке будет применяться ЕНВД, а с 01.01.2013 "вмененка" вообще применяется по желанию.