Особенности процесса цифровизации музейного пространства в России: проблемы и перспективы развития
Стремительное развитие информационных технологий и цифровая трансформация затронули различные отрасли экономики, в том числе культурную и музейную сферы. Вместе с тем цифровизация в музеях приносят как преимущества, так и проблемы. Преимущества привлечения инновационных информационных технологий в музейную деятельность связаны с возможностью сохранения и систематизации музейных экспонатов, повышения эффективности администрирования учреждениями, а также популяризации и привлечения в музейное пространство самой широкой публики за счет распространения виртуального, интерактивного взаимодействия с посетителями. Однако есть и проблемы, такие как защита данных и интеграция цифровых предложений в общую стратегию музея, недостаточная компетентность персонала, наличие и доступность современного оборудования, недостаток финансирования, административные барьеры и др. В исследовании рассмотрена проблема применения информационно-коммуникационных технологий в деятельности музеев. С этой целью был проведен анализ уровня цифровизации музейной деятельности в Российской Федерации, представлены факторы, оказывающие положительное и негативное влияние на процесс цифровизации музейного пространства.
Ключевые слова: музейная деятельность, цифровизация, цифровые технологии.
The rapid development of information technologies and digital transformation affected various sectors of the economy, including the cultural and museum spheres. At the same time, digitalization in museums brings both advantages and problems. The advantages of attracting innovative information technologies to museum activities are associated with the possibility of preserving and systematizing museum exhibits, increasing the efficiency of administration by institutions, as well as popularizing and attracting the widest public to the museum space through the dissemination of virtual, interactive interaction with visitors. However, there are also problems, such as data protection and the integration of digital proposals into the overall strategy of the museum, insufficient competence of staff, the availability and availability of modern equipment, lack of funding, administrative barriers, etc. The study considers the problem of using information and communication technologies in the activities of museums. To this end, an analysis of the level of digitalization of museum activities in the Russian Federation was carried out, factors that have a positive and negative impact on the process of digitalization of museum space were presented.
Key words: museum activities, digitalization, digital technologies.
Современное информационное общество предъявляет к учреждениям культуры новые требования <1>, которые отражены в ряде нормативных правовых актов. Так, приняты стратегически важные документы, посвященные государственной культурной политике <2>, развитию информационного общества <3>, развитию деятельности музеев <4>, а также стратегии и проекты развития культуры в отдельных субъектах Российской Федерации <5>. Они предусматривают широкое внедрение цифровых технологий в национальное культурное пространство, расширение возможностей представления произведений культуры в сети Интернет, повышение качества материалов, их оцифровку и обеспечение широкого доступа к культурным ценностям для всех членов общества. Так, Министерство культуры России ставит в качестве основной цели рост числа взаимодействий с цифровыми ресурсами культуры к концу 2024 г. до 80 млн обращений в год <6>.
--------------------------------
<1> Pshenichnykh Yu., Novi I. Digital skills research for tourism and hospitality staff // International Journal of Media and Information Literacy. 2023. N 8 (1). P. 178 - 190; Пшеничных Ю.А., Садовникова В.Д. Цифровые методы продвижения в сфере музейной деятельности на примере государственного музея-заповедника М.А. Шолохова // Вестник университета. 2021. N 8. С. 48 - 57.
<2> Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 февраля 2016 г. N 326-р).
<3> Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203).
<4> Стратегия развития деятельности музеев в Российской Федерации на период до 2030 года (одобрена Общим собранием Союза музеев России 14 ноября 2018 г.).
<5> Например, региональный проект "Цифровизация услуг и формирование информационного пространства в сфере культуры".
<6> Приказ Министерства культуры России от 1 марта 2019 г. N 229 "Об утверждении плана деятельности Министерства культуры Российской Федерации на 2019 - 2024 годы".
Данный процесс уже внедряется в учреждения сферы культуры, в том числе в музеи, которые реализуют функции сохранения культурного наследия и передачи исторического опыта будущим поколениям <7>. Принятие программных документов <8> на национальном уровне позволило реализовать ряд проектов в области культуры, в том числе в части цифровой культуры. Задачи этих программ касаются культуры в целом, а их "цифровая" часть является инструментом достижения общих целей за счет информатизации учреждений культуры, модернизации сетей передачи данных, предоставления услуг в электронном виде, создания электронных каталогов и оцифровки культурного наследия. Анализ деятельности государства в сфере цифровой культуры демонстрирует наличие непроработанных вопросов, связанных с распространением произведений литературы, искусства, музыки, кино и т.п. в цифровой форме <9>.
--------------------------------
<7> Чайковская А.М. Возможности цифровизации музеев как социокультурного феномена // Коммуникология. 2022. Т. 10. N 2. С. 95 - 104.
<8> Программа "Цифровая экономика Российской Федерации" (утв. протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. N 7); Национальный проект "Культура" (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. N 16); Федеральный проект "Цифровая культура".
<9> Анализ текущего состояния развития цифровой экономики в России. М.: Институт развития информационного общества, 2018. 166 с.
За последние десятилетия ряд исследователей выяснили, что рост интереса к музею связан с внедрением в его деятельность информационно-телекоммуникационных технологий. Посещаемость музеев с 1985 по 1990 г. значительно снизилась, а в некоторых музеях зафиксировано падение посещаемости до 10 раз. Объяснить это можно воздействием ряда общеэкономических и социальных факторов. Известно, что культурные потребности резко снижаются в результате войн, кризисов, революций, а иногда полностью блокируются. В результате в начале 1990-х годов количество посетителей в большинстве музеев резко упало и до конца десятилетия посещаемость была очень низкой. Только в конце 1990-х годов стал наблюдаться медленный, но регулярный рост <10>. В настоящее время ситуация коренным образом изменилась. В 2022 г. посещение музеев составило около 115 млн в год, что соответствует потоку посетителей конца 80-х годов прошлого века <11>.
--------------------------------
<10> Козиев В., Потюкова Е. Музей и общество. СПб.: Алетейя, 2015. 192 с.
<11> Архипова О.В. Цифровые тренды культуры: опыт трансформации культурных практик // Петербургский экономический журнал. 2018. N 1. С. 70 - 76.
Данные выводы подтверждаются данными опроса ВЦИОМ, согласно которому россияне стали чаще ходить в музеи и на выставки. С 1992 г. интерес к музеям и выставкам вырос: если в 1992 г. раз в год и чаще музеи посещали 29% граждан, то в 2022 г. это число увеличилось до 43% <12>. Это, в частности, результат превращения музеев в современные общественные пространства, позволяющие донести до посетителей все богатство музейных выставок и архивов за счет применения виртуальных технологий, оцифровки коллекций и многих других современных инструментов, внедренных в его деятельность. В связи с чем рациональное использование цифровой трансформации необходимо для его оптимального функционирования в современных условиях.
--------------------------------
<12> Арнольдова Е. Посещаемость музеев и выставок в России увеличилась в полтора раза за 30 лет // Газета.ru.
В подтверждение популяризации цифровизации в музейной деятельности можно привести также исследование "ТАСС", которое проводилось среди работников музеев России. В опросе приняли участие учреждения Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Более 85% респондентов отметили необходимость использования цифровых технологий. При этом 20% респондентов уже реализовали стратегию цифровизации, 23% ее разработали, а 43% планируют сделать это в ближайшее время. При этом 82% опрошенных музеев заявили, что основной задачей стратегии является предоставление цифровых возможностей для посетителей <13>.
--------------------------------
<13> Более 85% музеев России признают необходимость цифровой трансформации.
Если же говорить о конкретных информационных технологиях, внедряемых в рамках стратегии цифровизации, то следует отметить, что более половины опрошенных уже используют технологии VR и AR, треть респондентов (33%) используют аудиогиды, а 24% - виртуальных помощников и навигацию по музею (23%). Помимо этого, 53% респондентов активно внедряют технологии ИИ (искусственного интеллекта). Также 33% респондентов музеев используют мультимедийные технологии, более 20% музеев используют в своей деятельности облачные технологии, в частности 26% активно пользуются публичным облаком, а 22% используют гибридные сценарии. Кроме этого, современные музеи стали активно взаимодействовать с онлайн-аудиторией, так, в 80% опрошенных музеев можно купить билеты онлайн, 44% используют виртуального гида, а у 34% респондентов есть онлайн-магазин.
В настоящее время организации сферы культуры все чаще применяют самые современные технологии для распространения своего контента среди более широкой аудитории и повышения качества впечатлений посетителей.
Так, достаточно распространенным занятием сегодня стала оцифровка артефактов культурного наследия. Электронные базы данных значительно упрощают учет и хранение экспонатов в музеях, упорядочивают всю информацию, относящуюся к конкретному предмету с момента его поступления и заканчивая перемещением по музею и вывозом из него. Такая консолидация данных упрощает задачу исследования музейных коллекций, подготовку архивной и реставрационной документации, составления каталогов коллекций и др. Цифровые коллекции позволяют получить доступ к ним как до, так и после посещения и могут включать как виртуальные туры, так и онлайн-выставки или просто оцифрованные версии коллекции музея.
Также современные технологии дают возможность сделать копии особо ценных экспонатов, собрать воедино все культурное наследие за счет использования распределенных сетей, позволяющих получить доступ к архивам, каталогам и коллекциям музеев по всему миру (OpenGLAM, ГОСКАТАЛОГ.РФ).
Данное направление активно развивается во многих странах, в том числе и в России. Вместе с тем, по данным Europeana <14>, 90% всего культурного наследия в мире не оцифровано, из них 34% оцифрованных объектов доступны онлайн, и лишь 3% этих работ являются "открытыми". Однако можно заметить, что в России в период с 2018 по 2022 г. постепенно увеличивается количество оцифрованных музейных коллекций. Это происходит в первую очередь из-за того, что большая часть музеев понимает необходимость и удобство внедрения цифровых технологий.
--------------------------------
<14> Cultural institutions and cultural Open Data.
<15> Мониторинг развития информационного общества в Российской Федерации.
Большинство музеев, даже самые небольшие, используют онлайн-платформы, аккаунты в социальных сетях для взаимодействия с посетителями и популяризации музейного пространства (табл. 1).
Таблица 1. Численность музеев, имеющих доступ в Интернет, по регионам РФ в 2022 г. <16>
|
Доступ в Интернет |
Доступ в Интернет для посетителей |
Собственные интернет-сайт или интернет-страница |
Собственные интернет-сайт или интернет-страница, доступные для слепых и слабовидящих |
||||
ед. |
% от общей численности |
ед. |
% от общей численности |
ед. |
% от общей численности |
ед. |
% от общей численности |
|
Центральный федеральный округ |
681 |
93,42 |
325 |
44,58 |
685 |
93,96 |
517 |
70,92 |
Северо-Западный федеральный округ |
326 |
95,88 |
124 |
36,47 |
319 |
93,82 |
199 |
58,53 |
Южный федеральный округ |
224 |
95,32 |
73 |
31,06 |
222 |
94,47 |
151 |
64,26 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
108 |
70,59 |
42 |
27,45 |
108 |
70,59 |
63 |
41,18 |
Приволжский федеральный округ |
615 |
92,34 |
193 |
28,98 |
599 |
89,94 |
334 |
50,15 |
Уральский федеральный округ |
243 |
96,43 |
106 |
42,06 |
234 |
92,86 |
188 |
74,60 |
Сибирский федеральный округ |
370 |
94,87 |
152 |
38,97 |
349 |
89,49 |
250 |
64,10 |
Дальневосточный федеральный округ |
235 |
86,72 |
62 |
22,88 |
229 |
84,50 |
136 |
50,18 |
Всего по Российской Федерации |
2 802 |
92,29 |
1 077 |
35,47 |
2 745 |
90,42 |
1 838 |
60,54 |
--------------------------------
<16> Основные показатели работы отрасли // АИС "Статистическая отчетность отрасли" ГИВЦ Минкультуры России.
Во время пандемии COVID-19 учреждения культуры поняли, что оцифровывать нужно как внутренние, так и внешние музейные технологии. Многие учреждения активизировали свою деятельность в различных социальных сетях, стали создавать интересный контент, устраивать акции, конкурсы, игры, активно взаимодействуя с аудиторией. Музеям, уже внедрившим перечисленные процессы, было легче преодолеть ограничения и повысить эффективность своей работы, но многим пришлось полностью пересмотреть свое отношение к цифровым технологиям.
Также современные музеи активно используют в своем пространстве интерактивные экраны, аудио- и видеогиды, AR- и VR-технологии, QR-квесты и другие интерактивные элементы, что позволяет посетителям легко получить доступ к информации о конкретных предметах в коллекциях, обогатить традиционные экспонаты новыми цифровыми способами, более глубоко погрузиться в историю, связанную с коллекциями музея.
Обобщая опыт использования цифровых технологий в традиционных музейных пространствах, следует отметить, что основой музея по-прежнему является музейный экспонат, а цифровые технологии лишь могут помочь в передаче идеи и содержания экспозиции. Использование информационных технологий дает учреждениям культуры новые перспективы развития, поддерживает интерес аудитории и популяризирует их деятельность. Вместе с тем правильная методическая и техническая поддержка позволяет музеям использовать новые формы работы с посетителями, сохраняя при этом основное содержание экспозиций <17>.
--------------------------------
<17> Клементьева Н.В. Информационные технологии в современном музейном пространстве // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. 2018. N 1. С. 15.
Таким образом, современные музеи уже не могут существовать без использования цифровых технологий. Их внедрение необходимо для работы как крупных, так и небольших музеев, так как позволяет решать более эффективно стоящие перед учреждениями культуры задачи в современном цифровом мире.
Цифровизация охватывает большую часть деятельности музея: организацию выставочного пространства, оцифровку музейной коллекции и работу с внешними цифровыми каналами, к которым относиться: сайт, SMM, цифровой маркетинг и т.д. Однако на практике из-за масштабности и разноплановости данного явления, сопряженного со значительной технической модернизацией и большими финансовыми расходами, цифровизация музея происходит неравномерно.
К 2022 г. в России произошло расслоение музеев в зависимости от финансовых и технических возможностей для внедрения информационной инфраструктуры. Передовые технологии в основном сосредоточены в крупных музеях городов-миллионников (Москвы, Санкт-Петербурга). Большая часть отечественных музеев (регионального и муниципального уровней) внедряют лишь отдельные информационные технологии в свою деятельность <18> (табл. 2).
--------------------------------
<18> Экспозиционная деятельность музеев в контексте реализации "Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года": Монография / Т.П. Поляков, Т.А. Зотова, Ю.В. Пустовойт и др.; Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева. М.: Институт Наследия, 2021. 438 с.
Таблица 2. Степень цифровизации музеев по регионам РФ в 2022 г. <19>
|
Из общего числа музеев |
|||||||
имеют музейные предметы, внесенные в АМС |
имеют предметы в цифровом изображении |
имеют предметы в цифровом изображении, доступные на различных сайтах/порталах |
имеют музейные предметы, внесенные в Государственный каталог Музейного фонда РФ |
|||||
ед. |
% от общей численности |
ед. |
% от общей численности |
ед. |
% от общей численности |
ед. |
% от общей численности |
|
Центральный федеральный округ |
402 |
55,14 |
386 |
52,95 |
346 |
47,46 |
566 |
77,64 |
Северо-Западный федеральный округ |
245 |
72,06 |
218 |
64,12 |
207 |
60,88 |
248 |
72,94 |
Южный федеральный округ |
110 |
46,81 |
103 |
43,83 |
102 |
43,40 |
186 |
79,15 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
60 |
39,22 |
53 |
34,64 |
46 |
30,07 |
67 |
43,79 |
Приволжский федеральный округ |
341 |
51,20 |
323 |
48,50 |
283 |
42,49 |
527 |
79,13 |
Уральский федеральный округ |
173 |
68,65 |
159 |
63,10 |
146 |
57,94 |
194 |
76,98 |
Сибирский федеральный округ |
192 |
49,23 |
166 |
42,56 |
159 |
40,77 |
317 |
81,28 |
Дальневосточный федеральный округ |
142 |
52,40 |
122 |
45,02 |
92 |
33,95 |
173 |
63,84 |
Всего по Российской Федерации |
1 665 |
54,84 |
1 530 |
50,40 |
1 381 |
45,49 |
2 278 |
75,03 |
--------------------------------
<19> Основные показатели работы отрасли // АИС "Статистическая отчетность отрасли" ГИВЦ Минкультуры России.
Согласно данным исследования лаборатории менеджмента в сфере культуры и туризма НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург доминирующей проблемой в свете цифровизации российских музеев является недостаток финансирования. Организационными препятствиями для дальнейшей цифровизации музейных услуг выступают также нехватка оборудования и квалифицированного персонала <20>. Задача оцифровки с точки зрения музея как организации заключается в наличии специализированного оборудования, работников и желательно специализированных отделов и финансовых ресурсов для ее проведения.
--------------------------------
<20> Сизова И.А., Гордин В.Э. Цифровизация музеев: трудности, успехи, перспективы.
Если же рассматривать теоретический аспект проблемы цифровизации музеев, то здесь можно выделить много пробелов. До сих пор явление цифровизации музейной деятельности в науке отражено точечно. В основном были рассмотрены и изучены аспекты, касающиеся разработки музеями собственного цифрового пространства, новых методов обработки и разработки хранения данных, а также процессы продвижения музейных услуг.
Также следует отметить риски, связанные с потерей главной цели музея - просвещать посетителей. Так, Н.А. Коровникова относит к ним <21>:
- угрозу превращения музеев в разновидность цифрового развлекательного парка, в котором акцент направлен не на социально-культурное просвещение, а на цифровые технологии;
- "цифровая деградация" музеев и сферы искусства из-за их популяризации;
- "конфликт интерпретаций" музейной информации между работниками музея и обычными интернет-пользователями;
- появление цифровых продуктов - заменителей, которые, с одной стороны, делают музей более популярным, но с другой - вытесняют "традиционные музеи";
- снижение интеллектуального уровня посетителей.
--------------------------------
<21> Коровникова Н.А. Цифровой музей: особенности и перспективы развития // Социальные новации и социальные науки. 2021. N 1 (3). С. 145 - 154.
Однако при правильно разработанной концепции внедрения информационных технологий в деятельность музея многих проблем и рисков можно избежать. К числу позитивных тенденций цифровизации музеев можно отнести <22>:
- активное использование современных форм коммуникаций в более привлекательной для посетителей форме;
- геймификацию музеев (интерактивные квесты, игры, викторины);
- виртуализацию музейных коллекций как способ хранения и демонстрации музейных коллекций;
- открытость данных, позволяющую как привлекать новых посетителей, так и обеспечить доступ к музейным коллекциям экспертам и специалистам на международном уровне;
- внедрение в музейное пространство инновационных цифровых технологий: искусственного интеллекта, 3D-печати и сканирования, интернета вещей;
- рост гибкости и адаптивности музейной деятельности, расширение возможности экспериментировать с экспозицией выставок;
- создание новых партнерских отношений в музейном и образовательном пространствах.
--------------------------------
<22> Там же; Пшеничных Ю.А., Садовникова В.Д. Указ. соч.
В заключение стоит отметить, что наблюдается рост использования различных информационных технологий в деятельности музеев. Цифровизация открывает для данного вида культурных учреждений множество возможностей повышения эффективности и результативности их деятельности, охвата более широкой аудитории и создания инновационных выставочных форматов. Внедрение цифровых технологий в музеи может предложить посетителям более увлекательный и интерактивный опыт, адаптированный к различным типам потребителей музейных услуг. Однако музеям важно тщательно продумывать способы интеграции цифровых технологий в свою деятельность, чтобы эффективно передать смысл и ценности культурного наследия, а не ухудшать общее впечатление посетителей.