Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Публично-правовые основы цифровой трансформации судебной системы "Умный суд" (опыт Китая)

Обновлено 24.07.2024 05:52

 

В статье рассматриваются правовые вопросы влияния цифровых технологий на современную судебную систему. Обозначен новый этап реформирования органов судебной власти, получивший единое название - Цифровая юстиция. За рубежом происходят аналогичные процессы, что обусловливает актуальность сравнительно-правового исследования и обращение к опыту Китайской Народной Республики. Цифровая трансформация судебной системы КНР происходит под эгидой концепции "Умный суд". Выделены позитивные результаты внедрения данного тренда: возможность интеллектуального анализа судебной практики, создание специальных алгоритмов для подготовки проектов судебных решений, учреждение интернет-суда, утверждение правил асинхронного судебного разбирательства, разработка цифровых продуктов на основе искусственного интеллекта специально для судебных органов. Представлены принципы использования искусственного интеллекта в судебной сфере. Показана необходимость разработки и принятия в Российской Федерации национальной стратегии цифровой трансформации органов судебной власти.

 

Ключевые слова: судебная власть, цифровизация, цифровая юстиция, трансформация, "Умный суд", Китай.

 

Стремительное развитие цифровых технологий затрагивает многие стороны социальной жизни, активно влияя и на систему государственного управления. Это обусловливает принятие различных стратегий, в которых определяются цели и параметры внедрения цифровизации в тот или иной элемент публичного администрирования. Так, за непродолжительный период указами Президента РФ утверждены Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы (от 9 мая 2017 г. N 203), Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года (от 10 октября 2019 г. N 490), Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации (от 28 февраля 2024 г. N 145) и др. В каждом из приведенных документов акцентируется внимание на последовательном внедрении цифровых технологий в текущую управленческую деятельность <1>. Эти требования касаются и органов судебной власти, где цифровизация напрямую связывается с принципами ее деятельности - открытость, доступность, гласность разбирательства.

--------------------------------

<1> Писаревский Е.Л. Тенденции развития государства и права в условиях цифровой среды // Хозяйство и право. 2023. N 12. С. 56 - 77.

 

В конце XX в. цифровизация правосудия касалась ограниченного круга аспектов. На первоначальном этапе ставились задачи о компьютеризации органов судебной власти, которая происходила в то время весьма непросто. Иллюстрацией сложного процесса можно считать первый опыт функционирования судов в новых условиях в городе Санкт-Петербурге. Точкой отсчета стало Распоряжение Губернатора Санкт-Петербурга от 25 февраля 1997 г. N 163-р "О мерах по обеспечению нормального функционирования судов", в соответствии с которым в заявленное обеспечение вкладывали финансовые ресурсы администрация Губернатора, Российский фонд правовых реформ и Санкт-Петербургский университет. В дальнейшем Всемирный банк реализовал программу выделения средств Специальному юридическому факультету СПбГУ, который приобретал современные компьютеры для передачи судам города, при этом компьютеры были на балансе факультета <2>. При этом Санкт-Петербург считался территорией быстрого внедрения передового опыта. В других субъектах Российской Федерации дела обстояли гораздо сложнее.

--------------------------------

<2> Компьютеризации судов Петербурга / Санкт-Петербургский государственный университет.

 

В начале XXI в. все значительно ускорилось. Тенденция на быструю смену социальных факторов проявляется и сейчас: если ранее на преобразования уходили десятилетия, то сейчас революционные изменения происходят в течение одного-двух лет, чему максимально способствует технологический прогресс. Нельзя не отметить, что за прошедшие десятилетия в России проведена значительная работа:

- определен вектор информационного обеспечения деятельности судейского корпуса (Постановление Совета судей РФ от 5 декабря 2019 г. об утверждении Концепции информационной политики судебной системы на 2020 - 2030 годы);

- создана Государственная автоматизированная информационная система "Правосудие";

- представлена цифровая платформа суперсервиса "Правосудие-онлайн";

- закреплена возможность оборота документов в электронной форме в уголовном, арбитражном, гражданском судопроизводстве (Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти").

Следующий этап реформирования судебной власти объединяется одним термином - Цифровая юстиция, который при этом получил свое международное признание (Digital Justice <3>, иногда используется дополнительный термин e-Justice <4>). Программа развития ООН (ПРООН - UNDP) поддерживает преобразования, на что указывается в Цифровой стратегии ПРООН (2022 - 2025), а также в ряде рабочих документов (как, например, "Инструментарий. Стратегическая трансформация посредством электронного правосудия" <5>). Для продвижения установленных приоритетов проводятся региональные семинары под эгидой ООН.

--------------------------------

<3> Prins C. Digital justice // Computer Law & Security Review. 2018. Vol. 34. N 4. P. 920 - 923.

<4> Кашанин А.В., Козырева А.Б., Курносова Н.А., Малов Д.В. Информационные технологии в правосудии: состояние и перспективы. Россия и мир: Аналитический доклад. Центр развития современного права. М., 2020. 81 с.

<5> Toolkit. Strategic Transformation through e-Justice. UNDP, 2022.

 

Цифровая юстиция выступает целостной концепцией трансформации судебных органов и судебного производства в условиях развития цифровых технологий. Исходя из этого она охватывает широкий спектр сфер: от делопроизводства в судебных органах и правил электронного взаимодействия с органами, обеспечивающими правосудие, до ведения электронного судебного дела и возможности внедрения электронных помощников (на основе искусственного интеллекта). Цифровая юстиция, поскольку затрагивает основы организации и деятельности судебной ветви власти, нередко рассматривается в параллели с понятием цифрового суверенитета. Это, в свою очередь, при проведении сравнительно-правового исследования актуализирует обращение к опыту Китайской Народной Республики, где цифровая юстиция уместилась в несколько иное понятие - "Умный суд" (англ. - "Smart Court", на китайском это звучит как Чжи Хуэй Фа Юань <6>).

--------------------------------

<6> Smart Court.

 

Первоначально идея "Умный суд" была озвучена в марте 2016 г. во время выступления Председателя Верховного народного суда на сессии Всекитайского собрания народных представителей, в котором она рассматривалась как путь к расширению открытости. Уже в июле 2016 г. Генеральный аппарат ЦК Коммунистической партии Китая (КПК) представил Концепцию национальной стратегии развития информатизации <7>, п. 29 которой прямо указал на создание "умных судов", содействующих информатизации, открытости и справедливости. Концепция нашла свое подтверждение в Пятилетнем плане развития строительства информатизации (2016 - 2020 гг.), отдельная программа в котором посвящена информатизации народных судов 3.0 <8>.

--------------------------------

<7>

<8> Shi Ch., Sourdin T., Li B. The Smart Court - A New Pathway to Justice in China? // International Journal for Court Administration. 2021. Vol. 12. N 1. Article 4.

 

Обратим внимание на проблематику, которая обсуждалась на тот момент. В конце 2017 г. подводились промежуточные итоги внедрения интеллектуального анализа судебной практики, с помощью которой алгоритм предлагал свой вариант итогового судебного вердикта. С начала 2017 г. в Шанхае использовалась технология обработки больших данных, включающих в себя информацию об уголовных делах, юридических документах и судебных информационных ресурсах. Одновременно внедрялась модель единообразного сбора доказательств для предотвращения явления, получившего название: "неправильный на первичном этапе, неправильный на каждом шагу, значит, неправильный в итоге" (из выступления Председателя Верховного суда Шанхая Цуй Ядуна <9>).

--------------------------------

<9>

 

Один из элементов "Умного суда" в КНР - создание Интернет-суда. Название может создать некоторую путаницу. Это не специализированный суд, который рассматривает судебные споры по отношениям, возникающим в цифровом пространстве, либо по спорам вокруг предоставления услуг в сфере Интернета. Это не виртуальный суд и не альтернативная модель рассмотрения споров (цифровой медиатор). Интернет-суд - это цифровой супер-сервис, который объединяет под своей эгидой различные цифровые платформы, каждая из которых предоставляет определенный набор цифровых услуг: система цифрового управления; онлайн-система судебных разбирательств (в том числе предоставление возможностей видеоконференции); платформа хранения электронных доказательств на основе блокчейн; веб-приложения; распознавание текста и перевод в электронную форму (и обратно); генерирование электронных текстовых документов из аудиофайлов (например, перевод в текст судебного протокола); трансляция судебного заседания в прямом эфире и др. <10>. Обращает внимание, что интернет-суд создается на основе аутсорсинга, при котором каждая компания отвечает за свой сегмент, предоставляя IT-услуги. Представленные возможности раскрыты на основе анализа Пекинского Интернет-суда <11> и Интернет-суда Ханчжоу <12>.

--------------------------------

<10> Papagianneas S., Junius N. Fairness and justice through automation in China's smart courts // Computer Law & Security Review. 2023. Vol. 51. Article 105897.

<11>

<12>

 

В 2021 г. утверждены первые правила асинхронного судебного разбирательства, при котором допускается вход сторон в различное время на выделенную цифровую площадку (выделяется определенный период времени), на которой они могут разместить свои объяснения, доказательства, различные документы <13>. Верховный народный суд КНР (его Информационный центр) нацеливает все суды на интеграцию цифровых передовых технологий, поощряет цифровую трансформацию и построение "умных судов", представляя для этого регулярные информационные бюллетени <14>.

--------------------------------

<13>

<14>

 

В КНР разработан и первый цифровой продукт на основе искусственного интеллекта - iFlytek Judicial AI, который специально предназначен для внедрения в деятельность судебных органов, совмещает в себе различные функции, включая распознавание голоса, голосовой интеллектуальный помощник, обработку больших данных <15>. В декабре 2022 г. Верховный народный суд Китая опубликовал Мнения о регулировании и усилении применения искусственного интеллекта в судебной сфере <16>, в которых поставлены конкретные задачи по внедрению ИИ в деятельность судебных органов: к 2025 г. необходимо уже построить функциональную систему, которая могла бы пройти первую апробацию при осуществлении правосудия; к 2030 г. - утвердить в полном объеме необходимую нормативную базу, обеспечивающую эффективное применение ИИ организации и деятельности судебных органов. Утверждены принципы использования ИИ в судебной сфере:

- безопасности и законности;

- честности и справедливости;

- прозрачности и достоверности;

- соблюдения общественного порядка и добрых обычаев.

--------------------------------

<15>

<16>

 

Обратим внимание на закрепление принципа вспомогательности, который означает невозможность ИИ принимать решения за судью, заменять его. Результаты ИИ носят дополнительный характер. Все судебные решения (как и все судебные полномочия) принимаются только судебными органами. Ответственность за принятое решение возлагается на лицо, принимающее решения. Судья имеет право прекратить взаимодействие с продуктами и услугами ИИ.

Основой функционирования ИИ выступает интернет-платформа "China Judgments Online" <17>, имеющая общие черты с российской системой ГАС "Правосудие", в которой также публикуются все судебные решения. При этом проводится раздел: одна система в открытом доступе, другая - для судей и работников аппарата суда, в которой размещены также те судебные решения, доступ к которым ограничен на основании норм закона <18>.

--------------------------------

<17> China Judgments Online.

<18> Chen B.M., Li Z. How will Technology change the Face of Chinese Justice? // Columbia Journal of Asian Law. 2020. Vol. 34. N 1. P. 1 - 58.

 

Анализируя развитие концепции "Умный суд" в Китае, следует обратить внимание на программное выступление заместителя Верховного народного суда КНР Цзяна Вэя в 2021 г. в Пекинском университете <19>. Обозначим ключевые тезисы:

- осуществлена периодизация цифровой трансформации судебной системы Китая, в которой выделены четыре этапа: электронизация, сетевое взаимодействие, дататизация и интеллект;

- судебная информатизация строится на трех отправных характеристиках: целеустремленность, итеративность, ориентированность на инновации;

- Китай - первая страна в мире, которая уже внедряет ИИ в осуществление правосудия (онлайн-помощник судьи "Сяочжи 3.0" - Xiaozhi). "Искусственный интеллект в суде может компенсировать недостаток физических и умственных способностей человека, уменьшить влияние человеческих ошибок, таких как когнитивная предвзятость, физическая усталость, устаревшие знания и межличностное вмешательство, эффективно способствовать единому суждению по схожим делам, унифицировать стандарты юридического суждения";

- базовый принцип - "Машины могут становиться все более и более похожими на людей, но люди не могут становиться все более и более похожими на машины. Машины создаются людьми, а люди не могут быть приручены машинами и стать рабами технологий";

- вынесение судьей решения носит интеллектуальный характер, но не может быть сведено к математическому вычислению. Подмена судьи машиной запрещена законом;

- судебная справедливость должна строиться на взаимодействии "качество судьи плюс искусственный интеллект", где основа не конкуренция, а партнерство и сотрудничество.

--------------------------------

<19>

 

Параллельно с развитием "умных судов" происходит формирование специальной правовой базы, посвященной кибербезопасности, основу которой составляют Закон КНР от 5 сентября 1988 г. "Об охране государственной тайны" (в редакции от 29 апреля 2010 г.), Закон КНР от 7 ноября 2016 г. "О кибербезопасности", Закон КНР от 10 июня 2021 г. "О безопасности данных" <20>. В октябре 2023 г. официально приступило к работе Национальное бюро данных - координирующий орган, содействующий совместному использованию информационных ресурсов в целях построения цифрового государства, цифровой экономики и цифрового общества <21>.

--------------------------------

<20> Романовский В.Г., Абубекерова Д.А. Права человека, кибербезопасность, борьба с терроризмом (опыт Китая) // Наука. Общество. Государство. 2021. Т. 9. N 3. С. 57 - 67.

<21>

 

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что "Умный суд" в КНР - это определенная концепция цифровой трансформации судебной системы, которая охватывает собой практически все сферы организации и деятельности. Более того, она распространяется также на аспекты взаимодействия с иными органами, как обеспечивающими правосудие, так и находящимися в координирующих связях. "Умный суд" - это идеологема, нацеливающая на постоянное внедрение инновационных технологий, вектор модернизации всей судебной системы Китая. В Официальном коммюнике Верховного народного суда КНР обозначено, что "Умный суд" - это создание сетевой, открытой и интеллектуальной информационной системы народного суда с возможностью онлайн-обработки всех услуг, определяющих элементы судебного процесса в соответствии с законом, а также предоставление комплексных услуг судьям, участникам судебного процесса <22>.

--------------------------------

<22> Supreme People's Court, "Opinions on Accelerating the Building of Smart Courts" (Judicial Document, 12 April 2017).

 

Подобный комплексный подход следует приветствовать. К тому же цифровизация благодаря всеобщему охвату социальных коммуникаций имеет свойства влиять на различные аспекты государственного администрирования (в самом широком смысле этого слова). Использование инноваций в деятельности судебных органов - не одномоментный шаг. Стремительное развитие технологий показывает, что преобразования в органах власти должны происходить непрерывно. Замедление этого процесса приведет к отставанию, что следует оценивать как неблагоприятный фактор в условиях мировой конкуренции, где участниками соревнований выступают уже сами государства (в сфере предоставления лучшей юрисдикции и публичных услуг). Одновременно программные документы, принятые в КНР, подчеркивают, что концепция "Умный суд" внедряется одновременно с такими программами, как цифровая экономика и цифровое государственное управление. Если указывать на связь с цифровой экономикой, то дополнительно отметим, что внедрение Интернет-суда происходит в первую очередь в тех регионах, в которых размещаются кластеры международной электронной коммерции. Таким образом показывается включение суда (государственного органа) в цифровую экосистему <23>. Подобный подход не свойствен многим странам, что заметно выделяет Китай в числе тех, кто строит у себя благоприятный инвестиционный климат.

--------------------------------

<23> Экономическое право: Учебник / Н. Бондарь, Р. Амелин, Д. Артемова, Д. Велиева [и др.]; под науч. ред. Н.С. Бондаря. М.: Проспект, 2021. 352 с.

 

Внедрение концепта "Умный суд" происходит стремительно: практически все передовые инновации "с колес" апробируются в системе правосудия. Такая направленность заставляет все звенья судебной власти участвовать в цифровой трансформации. Видимый результат - занятие передовых позиций (свое отставание признает значимое число развитых стран) обусловливает внимательное изучение опыта КНР, его восприятие в российских условиях. Как и в КНР, необходимо принять базовую стратегию цифровой трансформации судебной власти, выделив ключевые направления:

- создание Интернет-суда;

- разработка и внедрение цифровых интеллектуальных помощников;

- расширение возможностей ГАС "Правосудие" и интернет-платформы "Правосудие-онлайн";

- внедрение возможности асинхронного ведения судопроизводства;

- использование технологий, функционирующих на основе больших данных;

- сетевое взаимодействие судебных органов с иными органами, содействующими правосудию (что предопределит и их цифровую трансформацию).

Каждое приведенное направление обусловит внесение изменений и дополнений в российские правовые акты (и не только определяющие порядок судопроизводства). К тому же цифровая трансформация невозможна без соответствующих технологических разработок, что потребует синергии представителей судебной власти и инженерии. Настройка цифрового взаимодействия потребует аналогичных усилий в органах прокуратуры, МВД, Следственного комитета, а также адвокатуры и нотариата (данный перечень далеко не полный). На основе стратегии необходимо принятие "дорожной карты", в рамках которой должны обозначаться конкретные шаги по ее реализации. Добавим: цифровая трансформация судов несет в себе глобальные последствия для всей системы организации власти. Это означает, что именно суды должны стать лидером в процессе реформ, который подтянет все иные государственные органы.