Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Влияние российско-китайских торговых отношений на становление и организацию таможенной службы в Забайкалье

Обновлено 05.03.2025 05:40

В статье рассматриваются вопросы установления и развития российско-китайского торга после подписания Нерчинского договора. Показано, что процессы создания и реформирования таможенной службы в Забайкальском регионе на протяжении столетий находились в прямой зависимости от состояния российско-китайских торговых отношений. Рассмотрены реформы системы таможенных учреждений в Забайкалье в период государственной монополии на внешнюю торговлю и либерализации внешнеэкономической деятельности в России. Сделан вывод о том, что при реформировании таможенных органов в Забайкалье необходимо принимать во внимание в качестве константы географическое соседство России и Китая.

 

Ключевые слова: таможенные органы, российско-китайские торговые отношения, караванная торговля, Нерчинский договор, Забайкалье, государственная монополия, либерализация внешнеэкономической деятельности.

 

The article examines the issues of establishing and developing Sino-Russian trade after the signing of the Nerchinsk Treaty. It is shown that the processes of creating and reforming the customs service in the Transbaikal region for centuries were directly dependent on the state of Sino-Russian trade relations. The reforms of the customs institution system in Transbaikalia during the period of state monopoly on foreign trade and liberalization of foreign economic activity in Russia are considered. It is concluded that when reforming customs authorities in Transbaikalia, it is necessary to take into account the Sino-Russian geographical proximity as a constant.

 

Key words: customs authorities, Sino-Russian trade relations, caravan trade, Treaty of Nerchinsk, Transbaikalia, state monopoly, liberalization of foreign economic activity.

 

Становление российско-китайских торговых отношений

 

Первоначальные попытки Российской империи установить регулярные торговые связи с Китаем были продиктованы несколькими причинами: падением европейского спроса на основной товар российского экспорта - пушнину; стремлением царского правительства не допустить под давлением английской дипломатии открытия российской территории для транзитной торговли со странами Востока; общее оживление интереса к Китаю и китайским товарам, попадавшим в Россию из Средней Азии через бухарских купцов, и др.

Огромное значение в развитии торговых связей России и Китая имел Нерчинский договор 1689 г., основной посыл которого заключался в том, что "Россия и Китай обязались строить свои отношения на основе мира, добрососедства и равноправия" <1>. Де-факто Нерчинский договор открыл рынки двух государств для взаимной торговли, де-юре он стал правовой основой формирования и развития российско-китайских торговых отношений до середины XIX в.

--------------------------------

<1> Романова Г.Н. Становление российско-китайских торговых связей (XVII - первая треть XVIII в.) // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2014. N 2 (67).

 

В 1698 г. в Китай ушел первый казенный торговый караван, караванная торговля начала приобретать регулярный характер, центром торговли стал Нерчинск <2>.

--------------------------------

<2> Шахеров В.П., Козлов И.И., Гаврилова Н.И. [и др.]. Таможенное дело в Восточной Сибири и Забайкалье. Иркутск, 1999.

 

Частная торговля с Китаем пресекалась и строжайше наказывалась, но государственная монополия ограничивала российско-китайский торг и провоцировала незаконную торговлю в приграничных регионах. Население Сибири тем временем росло, что было обусловлено ее активным освоением, повышался и спрос на китайские товары, который невозможно было удовлетворить за счет казенной караванной торговли.

 

Новый этап в развитии русско-китайского торга и первые таможенные учреждения в Забайкалье

 

В 1728 г. был заключен Кяхтинский договор, который (при сохранении казенных караванов в Пекин раз в три года) открыл приграничную торговлю на реке Кяхте и в урочище Цурухайтуй. К этому же времени (1729 г.) относится учреждение первой таможни на востоке России в Кяхте, через которую караваны верблюдов перевозили чай по Великому чайному пути - от Уханя до Санкт-Петербурга. В начале XIX в. Кяхтинская таможня была самой крупной российской таможней на границе с Китаем и Монголией, ее штатная численность составляла 218 человек <3>.

--------------------------------

<3> Таможня на Тихом океане: документы и материалы. Вып. 5. Таможня в Забайкалье 1862 - 1926 гг. / ред. кол.: С.С. Ерошенко, Е.А. Жестилевский, А.А. Торопов; сост.: Н.А. Беляева, Н.А. Троицкая. Владивосток: ВФ РТА, 2008.

 

С изменением транспортной логистики, планами крупного капитала выйти на новые рынки Юго-Восточной Азии (Япония, Корея, Индия, Филиппины), созданием Российско-Американской компании предприниматели по большей части перебрались в Иркутск. В 1862 г. Кяхтинская таможня была упразднена, ее полномочия были переданы вновь созданной Иркутской таможне, выполнявшей одновременно функцию "таможенного заслона" для товаров, беспошлинно ввозимых в зоны порто-франко на Дальнем Востоке.

Завершение строительства Великой Сибирской магистрали и Китайской Восточной железной дороги (далее - КВЖД) обусловило развитие таможенной службы в Забайкалье. Перегрузка товаров, доставлявшихся по бассейну реки Амур в Забайкалье, в железнодорожные вагоны производилась в том числе в Сретенске - небольшой забайкальской станице. Здесь был учрежден временный таможенный надзор, который должен был дополнительно бороться с незаконным ввозом товаров, облагаемых акцизом (спирт, табачные изделия и др.) <4>.

--------------------------------

<4> Таможня на Тихом океане: документы и материалы.

 

С течением времени стала очевидной целесообразность создания полноправного таможенного учреждения в Забайкалье.

В 1900 г. в городе Сретенске - конечной станции Транссиба - была учреждена таможня 1-го класса 2-го разряда <5>. Главной складочной таможней в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке в это время была Иркутская таможня <6>. Затем был создан Забайкальский таможенный район, возглавляемый таможенным ревизором, местом нахождения которого был город Чита.

--------------------------------

<5> Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета об устройстве таможенного надзора в Приамурском крае 15 мая 1900 г. // Таможня на Тихом океане: документы и материалы.

<6> Таможня на Тихом океане: документы и материалы.

 

В 1902 г. была учреждена таможенная застава в Маньчжурии - конечной станции КВЖД, преобразованная в скором времени в таможню 1-го класса. Маньчжурская таможня находилась в полосе отчуждения КВЖД, т.е. на территории Китая.

В 1909 г. в результате реформы таможенных учреждений, означавшей становление единой государственной системы управления таможенными учреждениями, был образован Приморский таможенный округ, в состав которого вошли все таможенные учреждения Приамурья и Забайкалья <7>.

--------------------------------

<7> Закон об организации таможенного надзора в Приамурском генерал-губернаторстве и в Забайкальской и Якутской областях и Иркутской губернии Иркутского генерал-губернаторства (Извлечение) 2 мая 1909 г. N 25 "О присвоении учрежденному в Приамурском генерал-губернаторстве и в Забайкальской и Якутской областях и Иркутской губернии Иркутского генерал-губернаторства округу наименования "Приамурский" и об утверждении перечня вновь учреждаемых и упраздняемых должностей в составе таможенных учреждений Приамурского таможенного округа (Извлечение) 1 июня 1909 г. // Таможня на Тихом океане: документы и материалы.

 

С 1901 г. и до начала Первой мировой войны важной задачей таможенных учреждений Приамурского таможенного округа являлась борьба с незаконным ввозом алкогольных напитков <8>.

--------------------------------

<8> Таможня на Тихом океане: документы и материалы.

 

В целях повышения эффективности деятельности таможенных учреждений в 1912 г. в результате реформы таможенные округа были упразднены, а таможни 1-го класса были переподчинены непосредственно Департаменту таможенных сборов (г. Санкт-Петербург), что повысило их самостоятельность. Было создано 11 таможенных участков, одним из которых стал Читинский.

 

Функционирование таможенных органов Забайкалья в условиях государственной монополии на внешнюю торговлю

 

В период существования Дальневосточной Республики (далее - ДВР) (1920 - 1922 гг.) таможенной столицей Дальнего Востока была Чита. В декабре 1921 г. правительством ДВР был издан Закон ДВР "Об учреждении таможни в г. Чите", согласно которому Читинская таможня относилась к таможням 1-го класса 1-го разряда <9>.

--------------------------------

<9> Там же.

 

С 1919 г. СССР как новое государство начинает устанавливать дипломатические отношения с другими странами, в том числе и с Китаем (1924 г.). КВЖД формально перешла в совместное советско-китайское управление, но де-факто оставалась подконтрольна СССР.

Новая парадигма советско-китайских отношений потребовала скорейшего завершения таможенной организационной реформы в Забайкалье, что и произошло к началу 1926 г. На этот момент Читинской районной таможне подчинялись 5 таможенных учреждений: три таможни 3-го разряда - Акшинская, Борзянская и Нерчинско-Заводская, одна таможня 2-го разряда - Сретенская и Мациевский таможенный пост. Общая штатная численность составляла 79 человек. Акшинская и Нерчинско-Заводская таможни, как таможни 3-го разряда, были ориентированы на борьбу с контрабандой и доходов в государственный бюджет практически не приносили. Сретенская таможня, помимо борьбы с контрабандой, занималась оформлением чайных грузов, прибывавших в Россию по бассейну реки Амур, и преуспевала во взимании таможенных пошлин. Борзянская таможня была наделена полномочиями по оформлению экспортных, импортных и транзитных грузов, следовавших через участки российско-китайской и российско-монгольской границ. Функции Мациевского таможенного поста заключались в осуществлении таможенного досмотра багажа пассажиров, следовавших поездом Маньчжурия - Борзя <10>.

--------------------------------

<10> Из доклада о деятельности административно-хозяйственного отдела Читинской районной таможни 29 октября 1926 г. // Таможня на Тихом океане: документы и материалы.

 

Вследствие гражданской войны в Китае и захвата власти маршалом Чан Кайши советско-китайские дипломатические отношения ухудшились, а в 1929 г. были разорваны. К 1929 г. была ликвидирована и Читинская таможня.

В 1931 г. Мациевская таможня была включена в качестве самостоятельной в список таможенных учреждений СССР по Дальневосточному отделению Главного таможенного управления. Одновременно с Мациевской таможней действовала и другая российская таможня - Маньчжурская. Японская оккупация Харбина в 1931 г., захват в 1932 г. японскими силами Маньчжурии и создание марионеточного государства Маньчжоу-Го вызвали сокращение объема внешнеторговых операций. В 1932 г. Мациевская таможня была переименована в Отпоровскую; в 1933 г. по Приказу НКВТ СССР Маньчжурская таможня была ликвидирована. Штат Отпоровской таможни в 1933 г. составлял 9 человек.

В связи с потеплением российско-китайских отношений Отпоровская таможня по просьбе китайской стороны была переименована и стала называться Забайкальской <11>. В течение длительного времени (до слияния с Читинской таможней в 2011 г.) Забайкальская таможня была одной из крупнейших приграничных таможен страны.

--------------------------------

<11> История создания. Дальневосточное таможенное управление.

 

Созданный в 1950-е годы Читинский таможенный пост, преобразованный в 1952 г. в Читинскую таможню <12>, просуществовал недолго. В период обострения советско-китайского дипломатического конфликта, с 1959 по 1969 г., в Чите не было таможенных органов. В 1969 г. вновь был создан Читинский таможенный пост со статусом структурного подразделения Забайкальской таможни. В задачи поста входило таможенное оформление военно-транспортных самолетов, выполнявших рейсы в Монголию, воинских грузов и багажа <13>.

--------------------------------

<12> Дьяков В.И. Таможенные учреждения // Энциклопедия Забайкалья.

<13> Там же.

 

В 1985 г. таможенный пост был преобразован в Читинскую таможню.

 

Влияние процесса либерализации внешнеэкономической деятельности на развитие таможенного дела в Забайкалье

 

Современная история таможенной службы Российской Федерации непосредственно связана с двумя важнейшими событиями в жизни страны - распадом СССР и началом процесса либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР <14>.

--------------------------------

<14> Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. N 213 "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР" // Российская газета. 1991. 19 ноября.

 

Указанные события кардинально изменили траекторию развития российских таможенных органов и поставили новые задачи перед руководством таможенной службы России. Переход страны к внешнеэкономической открытости означал не только оборудование 14 тысяч километров новых, "прозрачных", границ, но и реформирование таможенной службы в целях превращения ее в эффективный инструмент таможенного регулирования внешнеторговых потоков и защиты экономической безопасности государства в новых геополитических условиях. Для этого требовалось изменение системы и структуры таможенных органов, повышение их правоохранительной роли, освоение международных стандартов и технологий в области таможенного дела, совершенствование государственного управления в сфере таможенного дела, создание и/или развитие таможенной инфраструктуры и др.

С 1991 г. происходит стремительный рост штатной численности Забайкальской и Читинской таможен, их модернизация, ведется активная работа по повышению квалификации должностных лиц.

В 2011 г. Забайкальская таможня была присоединена к Читинской таможне, произведено переподчинение таможенных постов, а также создан Забайкальский таможенный пост. Штатная численность Читинской таможни была установлена в количестве 959,5 единицы <15>.

--------------------------------

<15> Приказ ФТС РФ от 29 июня 2011 г. N 1380 "О реорганизации Забайкальской и Читинской таможен".

 

В настоящее время Китай является важнейшим торговым партнером России, объем российско-китайского внешнеторгового оборота в 2023 г. превысил 240 млрд долларов США. Поскольку пункты пропуска в регионе деятельности Читинской таможни являются основными восточными воротами в Китай, то нагрузка на должностных лиц возрастает в разы, требует от них широкого круга знаний и высокого профессионализма.

 

Заключение

 

История показывает, что на протяжении столетий российско-китайский торг в целом был взаимовыгодным, однако внешнеторговые отношения неоднократно (под воздействием различных факторов) оказывались уязвимыми и характеризовались то спадом, то подъемом, а порою и вовсе разрывались. Учитывая исторический опыт, обеим странам следует подходить к выстраиванию государственной внешнеторговой политики тщательно, вдумчиво и серьезно, планировать на века, а не подстраиваться под временные события и тенденции. Парадигма архитектуры мировой торговли может меняться с течением времени, в то время как географическое соседство России с Китаем - величина постоянная. Географическая близость играет значительную роль в налаживании межгосударственного взаимодействия, в том числе внешнеторгового. Опыт показывает, что организационно приграничные таможенные учреждения находятся в прямой зависимости от состояния внешнеторговых связей. Вложение достаточных инвестиций в развитие инфраструктуры приграничных таможенных органов Забайкалья, неуклонное повышение эффективности их работы могли бы, в свою очередь, способствовать укреплению и расширению российско-китайских торговых отношений.