Особенности уголовной ответственности за незаконную охоту и истребление редких и находящихся на грани вымирания диких животных по УК КНР
В статье представлено комплексное исследование Особенной части Уголовного кодекса Китайской Народной Республики, предусматривающей ответственность за незаконную охоту и истребление редких и находящихся на грани вымирания диких животных. Авторы достаточно подробно раскрывают оценочные признаки состава преступления, предусмотренного ст. 341 Уголовного кодекса КНР. Отмечается отличие структуры уголовно-правовых норм УК КНР от структуры уголовно-правовых норм УК РФ.
Ключевые слова: уголовная ответственность; незаконная охота; истребление редких животных; истребление находящихся на грани вымирания диких животных; Уголовный кодекс КНР.
In this article a comprehensive study of a special part of Chinese criminal legislation providing for liability for illegal hunting and extermination of rare and endangered wild animals is presented, which reveals in sufficient detail the estimated signs of the corpus delicti provided for in Article 341 of the Criminal Code of the People's Republic of China.
Key words: criminal liability, illegal hunting, extermination of rare animals, extermination of endangered wild animals, Criminal Code of the People's Republic of China.
Одной из важнейших сфер безопасности человеческого общества является экологическая безопасность. Формирование новой мировой глобальности, в которой экологической безопасности отводится особая роль, определяет приоритеты социально-экономического развития сильного и успешного государства <1>.
--------------------------------
<1> Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года: утв. Указом Президента РФ от 19.04.2017 N 176 // Собрание законодательства РФ. 2017. N 17. Ст. 2546.
На полях Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2024) в рамках предложенных Президентом РФ ключевых интегральных изменений экономики было справедливо определено, что мощное и долгосрочное экономическое развитие страны невозможно без обеспечения ее экологического благополучия, а также изменения качества окружающей среды для здоровой и активной жизни населения. При этом следует принимать во внимание не только геополитические факторы, но и изменения, происходящие в структуре и интенсивности социально-экономических связей с дружественными государствами, в том числе с Китайской Народной Республикой, которые обусловили интерес к уголовно-правовым нормам этого государства, отличающимся не только широким видовым спектром экологических преступлений, но архитектоникой соответствующих норм <2>.
--------------------------------
<2> В 2023 году товарооборот между Россией и КНР превысил 230 млрд в долларовом эквиваленте.
На данные обстоятельства, а также на необходимость комплексного исследования законодательства и правоприменительной практики "нашего самого что ни на есть естественного партнера, союзника, соседа" - КНР, было акцентировано внимание руководством нашей страны по результатам проведенного ежегодного Восточного экономического форума <3>.
--------------------------------
<3> Захарова рассказала о нехватке специалистов по "китайскому" праву // РИА "Новости": [Электронный ресурс].
В рамках данной научной статьи исследуются особенности конструкции, а также объективные и субъективные признаки состава преступления, предусмотренного ст. 341 Уголовного кодекса КНР в сравнении с аналогичными нормами Уголовного кодекса РФ.
Напомним, что, несмотря на совпадение количественных показателей отдельных структурных компонентов в Особенных частях УК КНР и УК РФ, китайский уголовный закон состоит из глав, параграфов и статей. При этом наименование глав в УК КНР, как правило, указывает на объект уголовно-правовой охраны (соответствует родовому объекту в УК РФ), параграфы УК КНР определяют систематизацию посягательств по "видовому" объекту.
В отличие от УК России, статьи Особенной части УК Китая имеют нумерацию, но не имеют привычных нам наименований (заголовков) статей. Нумерация частей статьи в уголовном законе Китая отсутствует. Отметим, что структура уголовно-правовых норм УК КНР также имеет свои особенности: последовательное чередование элементов нормы - диспозиция - санкция, затем продолжение диспозиции и далее - санкции. Диспозиции статей параграфа 6 гл. 6 Особенной части УК Китая бланкетные. При этом в отдельных из них, например, в диспозиции ст. 343 УК КНР прямо указывается отраслевой законодательный акт, нарушение которого влечет уголовную ответственность. Дифференциация же уголовной ответственности в УК КНР, включая преступления против окружающей среды, осуществляется посредством таких формулировок, как "при наличии" "отягчающих" или "особо отягчающих" обстоятельств.
В период с 2015 по 2020 год гл. 6 УК КНР ("Преступления против порядка управления и общественного порядка") подверглась широкой ревизии и внесению изменений; в частности, преобразованию подвергся параграф 6, специально регламентирующий ответственность за преступления против охраны окружающей среды и природных ресурсов. Анализ представленных в нем норм свидетельствует о возможности привлечения к уголовной ответственности за преступления в сфере экологии не только физических, но и юридических лиц.
Отметим активную позицию Верховного Народного Суда и Верховной Народной Прокуратуры КНР, которые весьма эффективно реализуют одну из приоритетных стратегических задач в области национальной безопасности, в том числе посредством формирования совместных разъяснений для единообразного применения правовых норм - инструкций о применении уголовного закона в сфере охраны окружающей среды [1]. Активную позицию в толковании уголовно-правовых норм занимает Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей.
Понятие окружающей среды как объекта уголовно-правовой защиты содержится в ст. 2 Закона от 26 декабря 1989 г. "Об охране окружающей среды Китайской Народной Республики". Окружающая среда определена весьма "широко" - как совокупность натуральных и искусственно измененных природных факторов, которые влияют на выживание и развитие человека, включая атмосферу, водные ресурсы, земельные ресурсы, недра (месторождения полезных ископаемых), лесные ресурсы, водно-болотные угодья, объекты флоры и фауны (природное наследие), заповедники, а также "живописные места", населенные пункты (города и деревни) и культурные памятники. Отдельно вопросы правового регулирования и защиты диких животных (редких и вымирающих видов), а также рационального природопользования регулируется в КНР Законом "Об охране дикой фауны", также принятым в 1989 году.
Напомним, что диспозиция ч. 1 ст. 341 УК Китая предусматривает ответственность за незаконные охоту, истребление охраняемых государством редких и находящихся на грани вымирания диких животных, или незаконную куплю-продажу, транспортировку указанных животных и продукции, произведенной из них. В соответствии с толкованием статей 341 и 312 уголовного закона Китайской Народной Республики, подготовленным Постоянным комитетом Всекитайского собрания народных представителей 24 апреля 2014 г., объективную сторону состава преступления, предусмотренного ст. 341 УК КНР, образуют любые незаконные действия, направленные на приобретение ценных и находящихся под угрозой исчезновения диких животных и продуктов их переработки (производных), независимо от целей такового.
В качестве квалифицирующих признаков законодателем определено совершение данных деяний при отягчающих обстоятельствах, особо квалифицирующих - особо отягчающих обстоятельствах. Следует отметить, что уголовная ответственность наступает в случае причинения окружающей среде ущерба на сумму, превышающую 20 тысяч юаней. К отягчающим обстоятельствам относится причинение ущерба на сумму, превышающую 200 тысяч юаней, к особо отягчающим - 2 млн юаней.
Анализ законодательства Поднебесной позволяет сделать вывод о том, что под незаконной охотой признаются действия лица, нарушающие правила охоты, а также охоту на охраняемых природных территориях (заповедниках и т.д.) и в период действия запрета на охоту, использование запрещенных орудий лова, методов охоты, уничтожение диких животных (природных ресурсов).
В качестве предмета преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 341 УК КНР, выступают дикие животные: редкие и вымирающие виды, включенные в соответствующий Список ключевых национально охраняемых диких животных, а также в перечень, формируемый и утверждаемый уполномоченным органом охраны дикой природы Государственного совета КНР. Указанные животные для квалификации содеянного по ст. 341 УК Китая относятся к животным, "обитающим на земле" - наземным животным.
Так, для ч. 1 и 3 ст. 341 УК КНР под куплей-продажей предметов рассматриваемых преступлений понимаются незаконные действия виновного, направленные на их возмездную или безвозмездную передачу от одного лица (продавца) к другому (покупателю, приобретателю). Соответственно, незаконное приобретение может осуществляться не только для личных нужд (например, употребления в пищу и т.п.), но и для извлечения доходов или получения какой-либо выгоды, например, при последующей их перепродаже.
Транспортировка - перемещение рассматриваемых предметов из одного места в другое с использованием транспорта, перевозочных средств, самостоятельно или посредством других лиц, путем переноски, включая и пересылку названных предметов.
Что касается толкования понятия "цель потребления", то следует учитывать количество и характеристики животных и продуктов, изготовленных из них, места, в которых они были изъяты, условия обработки и упаковки указанных предметов, а также иных условий: наличия этикеток, сопроводительных документов и иных доказательств, которые свидетельствуют о незаконности их происхождения.
Второй частью рассматриваемой нормы установлена ответственность за нарушение законодательных актов об охоте: проведение охоты в запрещенных для охоты районах, в запрещенные сроки или с использованием запрещенных орудий или способов охоты, что причинило вред природным ресурсам при отягчающих обстоятельствах.
Указанный самостоятельный состав преступления имеет достаточно существенное количество сходных признаков с признаками состава преступления, предусмотренного ст. 258 "Незаконная охота" УК РФ. Отметим, что к отягчающим обстоятельствам по ч. 2 ст. 341 УК КНР относится причинение ущерба окружающей среде на сумму, превышающую 10 тысяч юаней.
Законодательные новеллы, коснувшиеся ст. 341 УК КНР, как и других статей параграфа 6 гл. 6 (например, ст. 338, 342-1 и др.), были введены Постановлением Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей тринадцатого созыва от 26 декабря 2020 г. Так, в исследуемую ст. 341 УК Китая была включена часть третья. Нарушением ч. 3 ст. 341 УК Китая признается транспортировка или реализация наземных <4> диких животных, обитающих в естественной дикой среде обитания и размножающихся естественным путем, за исключением животных, указанных в ч. 1 ст. 341 УК КНР, при отягчающих обстоятельствах: а) незаконная охота, купля-продажа, транспортировка диких наземных животных, имеющих экологическую, научную или социальную ценность, или наземных диких животных, находящихся под местной специальной защитой, на сумму более 10 тысяч юаней; б) незаконная охота, купля-продажа, транспортировка диких наземных животных (за исключением указанных выше в пункте "а"), стоимостью более 50 тысяч юаней; в) иные тяжкие последствия.
--------------------------------
<4> Речь идет о группах животных, включающих земноводных, рептилий, млекопитающих, а также птиц. Указанные группы формируются не только с учетом видов (подвидов) животных, но и ареалов их обитания. Например, близость ареала обитания к населенным пунктам рассматривается как повышенная угроза биоразнообразию. Следует отметить, что на подзаконном уровне существует более 350 нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды КНР.
Рассматриваемый запрет направлен, в первую очередь, на изменение устоявшихся пищевых привычек (употребление самых разнообразных диких животных в пищу) и повышение эффективности защиты здоровья населения и противодействия возникновению неблагоприятных санитарно-эпидемиологических последствий [1].
В подготовленном Постоянным комитетом Всекитайского собрания народных представителей толковании (ст. 6) положений ст. 341 УК КНР содержится указание на необходимость дифференциации ответственности за рассматриваемые преступления: усиление наказания лиц, совершивших названные деяния, если установлена особая роль одного из соучастников - организатора и (или) руководителя преступной группы, лица, являющегося "главным преступником"; применение транспортных средств для совершения преступления; оказание негативного воздействия на научные исследования дикой природы, а также совершение преступления лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за уничтожение объектов животного мира, совершенное в течение двух лет.
Отметим, что в рассматриваемом толковании в ст. 7 предусматривается возможность освобождения виновного от наказания, если лицо "добровольно приняло административное наказание", активно совершает действия по восстановлению окружающей среды. При этом судам следует учитывать количественные показатели вреда, причиненного окружающей среде, ценность добытых диких животных, способы охоты, использованные орудия лова, а также мотивы и цели, которыми руководствовался виновный при совершении преступления.
Проведенное исследование положений уголовного законодательства КНР, в частности ст. 341, свидетельствует о наличии уникального сочетания оценочных признаков, включенных в весьма лаконичный текст исследуемой статьи, с весьма скрупулезными, подробными разъяснениями (толкованием), подготовленными Всекитайским собранием народных представителей (Постоянным комитетом).
Отметим и активную позицию Верховного Народного Суда и Верховной Народной Прокуратуры КНР, которые эффективно реализуют одну из приоритетных стратегических задач в области экологической безопасности, в том числе посредством формирования совместных разъяснений для единообразного применения соответствующих правовых норм.
Безусловный интерес вызывает и сама структура уголовно-правовых норм ст. 341 УК КНР, которая имеет отличительные особенности архитектоники: последовательное чередование элементов нормы - диспозиция - санкция, затем - продолжение диспозиции, и далее - санкции. Дифференциация уголовной ответственности, предусмотренная ст. 341 УК КНР, осуществляется посредством таких формулировок, как "отягчающие" или "особо отягчающие" обстоятельства.