Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Эволюция национальной политики Китайской Народной Республики

Обновлено 20.09.2025 08:28

 

В статье рассматривается эволюция национальной политики Коммунистической партии Китая с момента основания КНР, включая периоды исследований, ошибок и корректировок. Особое внимание уделено периоду "культурной революции" и последующим изменениям в политике КПК в 1980-е годы, направленным на укрепление межнациональных связей и решение экономических проблем.

Текст также освещает современные аспекты национальной политики, включая создание автономных образований, поддержку экономического и социального развития регионов с преобладанием неханьских народностей, а также религиозную политику, гарантирующую свободу вероисповедания. Важной частью анализа является описание правовой базы, включая Конституцию КНР и Закон о национально-территориальной автономии, а также меры по поддержке образования и культуры национальных меньшинств. Рассматривается эволюция политики КПК, механизмы поддержки автономных регионов и меры по сохранению культурного и религиозного многообразия.

 

Ключевые слова: Китайская Народная Республика, национальная политика, национальные меньшинства, развитие автономий.

 

The article examines the evolution of the national policy of the Communist Party of China since the founding of the PRC, including periods of research, mistakes and adjustments. Special attention is paid to the period of the "cultural revolution" and subsequent changes in CPC policy in the 1980s aimed at strengthening interethnic ties and solving economic problems.

The text also highlights modern aspects of national policy, including the creation of autonomous entities, support for the economic and social development of regions with a predominance of non-Han ethnic groups, as well as religious policies that guarantee freedom of religion. An important part of the analysis is the description of the legal framework, including the Constitution of the People's Republic of China and the Law on National Territorial Autonomy, as well as measures to support the education and culture of national minorities. The article examines the evolution of the CPC's policy, mechanisms for supporting autonomous regions, and measures to preserve cultural and religious diversity.

 

Key words: People's Republic of China, national policy, national minorities, development of autonomies.

 

Китайская цивилизация зародилась более 3 500 лет назад, что делает ее одной из самых древних в мире. При этом Китай не просто обладает долгой историей, но и является крупнейшим в мире полиэтническим государством: здесь проживает множество народов с уникальными культурами и традициями, включая этнических китайцев (ханьцев). В общей сложности в Китае официально насчитывается 56 национальностей, которые говорят на разных языках и диалектах, исповедуют практически все ведущие мировые религии и значительно отличаются друг от друга по обычаям и культурному укладу.

Территория Китая охватывает около 9,6 млн км2. Согласно актуальным данным Государственного управления статистики КНР за 2024 г., в стране проживает 1 417 003 000 человек, что составляет примерно пятую часть населения планеты. При этом средняя плотность населения - 147,11 человек на км2, что вполне сопоставимо с показателями во многих европейских странах. Важно учесть, что климатические условия и рельеф внутри страны очень различны и значительная часть территории фактически не заселена.

Большинство этнических ханьцев исторически концентрируется в долинах крупных рек - Хуанхэ, Янцзы, Чжуцзян, а также на востоке Маньчжурской равнины. Географические особенности этих регионов напрямую повлияли на размещение населения и его хозяйственную деятельность.

Поскольку территория расселения китайцев-ханьцев обширна и неоднородна, в каждой провинции и области формируются особые этнокультурные черты. Это многообразие объясняется несколькими факторами: значительной разницей в климате между севером и югом, различиями в традиционных хозяйственных укладах и культурных контактах с многочисленными соседними народами.

К числу наиболее многочисленных национальных меньшинств в Китае относятся: чжуаны (около 20 млн человек, 1,39% от общего населения), уйгуры (11 млн, 0,84%), хуэй (11 млн, 0,81%), мяо (11 млн, 0,79%), маньчжуры (10 млн, 0,74%), народность и (почти 10 млн, 0,70%), тхуцзя (9 млн, 0,68%), тибетцы (7 млн, 0,50%), монголы (6 млн, 0,45%) и буи (3,5 млн, 0,25%). При этом национальные меньшинства занимают 50 - 60% всей территории Китая и проживают преимущественно в автономных районах Внутренней Монголии, Тибете, Синьцзян-Уйгурском, Гуанси-Чжуанском и Нинся-Хуэйском, а также в ряде провинций и пограничных зон.

Политика Коммунистической партии Китая (КПК) в национальном вопросе прошла долгий путь развития: от первоначальных решений и экспериментов к пересмотру неудачных шагов, формированию конструктивных подходов и накоплению положительного опыта. До образования КНР готового решения национальной проблемы у КПК, по сути, не было, хотя определенное внимание ей все же уделялось. В 1950-е годы в новых границах КНР провели всестороннее исследование национальных районов, собрав массив данных, который помог идентифицировать природу существующих затруднений. Однако во второй половине 1950-х годов КПК решила скорректировать свою позицию, рассчитывая ускорить строительство социализма. Позже сами китайские ученые признали, что после 1956 г. интерес к национальному вопросу заметно ослаб, что стало серьезным просчетом <1>.

--------------------------------

<1> Крюков М.В. Этническая история китайцев в XIX - начале XX вв. М.: Наука, 1993. 408 с.

 

Затем, во время "культурной революции", существование наций и национальной проблематики при социализме фактически отрицалось. Лишь к концу 1970-х годов руководство КПК вернулось к осмыслению возникающих трудностей в отношениях с национальными меньшинствами: усиливалась напряженность, возникали локальные конфликты. На VI пленуме ЦК КПК 11-го созыва в 1981 г. уже была зафиксирована необходимость сформулировать четкую позицию по национальному вопросу. В принятом решении по некоторым вопросам истории партии со времени образования КНР подчеркивалось огромное значение укрепления межнациональных связей в многонациональном государстве <2>.

--------------------------------

<2> Сухадольская Л.Л. Национальная политика Китая в контексте великого возрождения китайской нации // Россия и Китай: проблемы стратегического взаимодействия: Сб. Восточного центра. Чита: изд-во ЗабГУ ФБГОУ ВПО, 2016. С. 25 - 28.

 

В 1980-е годы осознание важности национальной проблематики получило более четкие очертания, что способствовало и развитию национальной политики, и становлению теоретической базы. Исследователи внутри Китая все больше концентрировались на этих вопросах, чтобы помочь правительству выработать конкретные механизмы разрешения возникающих проблем. Считалось, что основные трения между ханьцами и неханьскими народами возникают не столько в политической сфере, сколько в экономических правах и интересах. Неравенство в уровне развития сохранялось со времен 1950-х годов, когда правительство взяло курс на его устранение и обеспечение сбалансированного роста <3>.

--------------------------------

<3> Делюсин Л.П. Дэн Сяопин и реформация китайского социализма. М.: Муравей, 2003. 203 с.

 

Таким образом, проблемы национального характера в Китае выходят за рамки внутренней политики и затрагивают взаимоотношения с зарубежными странами. Позиция КПК, по сути, постоянно менялась: от стремления раз и навсегда решить национальную проблему к признанию ее стратегической важности и поиску более гибких подходов. Китайской руководящей элите важно сохранять внутреннюю стабильность, так как она является базовым условием для продолжения реформ и общего развития страны.

Сразу же после провозглашения КНР принципы национальной политики менялись неоднократно. В общей сложности выделяют три этапа такой эволюции. Первый (1949 - 1956 гг.) был временем становления основ национальной политики, изложенных в "Общей программе Народного политического консультативного совета Китая". Второй (1957 - 1970 гг.) характеризовался отходом от ранее сформулированных принципов и распространением деструктивных тенденций. Третий этап (с 1970 - 1980-х гг. до настоящего времени) стал периодом "возвращения к принципам" начала 1950-х годов, но с их переосмыслением и современным развитием <4>.

--------------------------------

<4> Буяров Д.В. Традиционный Китай на пути к модернизации. М.: КРАСАНД, 2013. 317 с.

 

Особенность текущей национальной политики китайского руководства - это использование быстро выросших экономических ресурсов для совершенствования социальной и экономической среды в регионах, где преобладают неханьские народности, а также для вовлечения местных элит в обмен на их политическую лояльность. В некоторых случаях такая тактика приносит заметные результаты. Параллельно расширяется применение кадровой политики, в рамках которой представители меньшинств занимают более высокие должности в местных органах власти <5>.

--------------------------------

<5> Лазарева Т.В. Зигзаги национальной политики Китая // Азия и Африка сегодня. 2010. N 3. С. 18 - 25.

 

Для регионов с преимущественным неханьским населением были созданы автономные образования. Именно такие территории служат наглядным примером того, как государство внедряет в жизнь основные положения своей национальной политики. С точки зрения специалистов, правовую базу в этой сфере задают Конституция КНР и Закон КНР "О национально-территориальной автономии" (2001 г.) <6>.

--------------------------------

<6> Конституция КНР от 4 декабря 1982 г. (ред. от 14.03.2004).

 

Значительную роль играет также религиозная политика. Конституция КНР гарантирует всем гражданам свободу вероисповедания, не разделяя их по национальному признаку. Это положение особенно важно для Тибета и Синьцзян-Уйгурского автономного района, где доминируют буддийская и исламская традиции. Специально подчеркивается в недавней "Белой книге" - "Политика и практика Китая по защите свободы вероисповедания" (опубликованной в 2018 г.), что религиозные сообщества активно адаптируются к реалиям китайского общества.

Согласно Закону "О национально-территориальной автономии" автономию формируют в районах компактного проживания определенной народности, и для управления этими территориями создаются соответствующие органы самоуправления - органы, которые при этом встроены в единую вертикаль государственной власти. Формально они обладают довольно широкой степенью автономии в пределах своих компетенций, фактически являясь следующей ступенью исполнительной власти после центрального правительства <7>.

--------------------------------

<7> Чжэн Кай. Национально-территориальная автономия в Китайской Народной Республике как гарантия прав и свобод человека (на примере Тибетского автономного района) // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 16. С. 36 - 39.

 

Таким образом, автономные единицы в Китае создаются исходя из трех ключевых факторов: компактности расселения этносов, уровня экономического развития выбранной территории и конкретных исторических предпосылок, которые обусловили совместное существование разных народов. При этом структура автономии включает подчиненные районы, округа и уезды, образуя многоуровневую систему управления, призванную обеспечить реализацию государственной национальной политики с учетом территориальных особенностей.

Одним из ключевых направлений национально-территориальной автономии в Китае считается поддержание сбалансированных отношений между титульной группой ханьцев и другими этносами, официально относящимися к национальным меньшинствам, а также уважение их прав и интересов. Помимо прочего, автономия предполагает административное и кадровое представительство различных народностей. В частности, при формировании руководящих органов (например, на уровне автономного правительства, а также в структурах управления округов и уездов) следует соблюдать определенную пропорцию, отражающую этнический состав региона.

Законодательство КНР наделяет органы самоуправления в автономных территориях более широкими полномочиями по сравнению с другими регионами страны. Это связано с тем, что национально-территориальная автономия реализует право на самоуправление, закрепленное как в Конституции, так и в специальном законе. На практике это означает, что органы власти автономий имеют право применять нормативные акты центрального уровня с учетом региональных особенностей. Более того, они могут приостанавливать действие отдельных положений, если те не соответствуют сложившейся в автономии обстановке. Однако такие решения допустимы только при согласовании с вышестоящими инстанциями <8>.

--------------------------------

<8> Там же.

 

Закон подчеркивает, что автономные образования осуществляют самостоятельное политическое управление по внутренним вопросам - разрабатывают собственные нормативные предписания в административной, экономической, культурной и социальной сферах. Одной из существенных составляющих национальной политики считается поддержка и развитие языка и письменности местных народов. Официальные документы и деловая переписка в таких регионах ведутся не только на китайском, но и на национальном языке, используемом на данной территории.

Важную роль играет и ст. 17, где сказано, что возглавлять автономное образование (включая районы, округа, уезды) должен представитель титульной этнической группы, которая проживает в данном регионе. Кроме того, по возможности необходимо обеспечивать участие разных национальностей в работе остальных структур управления, чтобы придать органам самоуправления действительно многонациональный характер <9>.

--------------------------------

<9> Там же.

 

Что касается вопросов общественной безопасности, в Законе предусмотрена возможность формирования "отрядов общественной безопасности" местными органами власти, которые несут службу по поддержанию порядка в автономиях. Однако подобная инициатива требует официального разрешения Государственного совета КНР.

Не меньшее внимание уделяется финансированию автономий. Закон предусматривает, что центральные власти постепенно увеличивают дотации в такие регионы, помогая ускорить их социально-экономическое развитие. Дополнительные меры финансовой поддержки направлены на развитие инфраструктуры, здравоохранения, культуры и других общественно значимых сфер.

Одним из неотъемлемых аспектов государственной политики в автономных районах является вопрос образования. Центральное правительство систематически наращивает объемы финансирования для учебных заведений в этих регионах, стремясь вовлечь в высшее образование как можно больше представителей региональных этносов. В частности, создается сеть высших учебных заведений, нацеленная на подготовку квалифицированных кадров среди национальных меньшинств, а также действует механизм квотирования при поступлении, повышающий шансы абитуриентов из автономий <10>.

--------------------------------

<10> Там же.

 

Таким образом, в Китае в целом сформирована комплексная правовая база, регулирующая все основные аспекты жизни этнических меньшинств. В ее основе лежат Конституция страны и Закон о национально-территориальной автономии, дополненные "Белыми книгами", которые публикуются для разных автономных районов и детально освещают достижения центрального правительства и местных властей. Например, "Белые книги", посвященные Тибетскому автономному району, рассказывают о результатах в экономическом развитии и о мерах по сохранению местных традиций и культуры, одновременно показывая динамику изменений за последние годы. При этом не обходят стороной и трудности, обозначая пути их решения.

В конечном счете подобная политика свидетельствует о понимании центральным руководством важности учета интересов малочисленных народов в сфере экономики и культуры. Благодаря этому Коммунистической партии Китая удается сохранять стабильность и порядок на территориях, обладающих национально-территориальным статусом.