Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Статьи

Что делать в случае безотлагательного характера жалобы в Комитет ООН по правам человека?

Обновлено 27.10.2022 07:25

 

Если жалоба представляется впервые, Комитет в некоторых случаях может предложить соответствующему государству-участнику принять так называемые "временные меры" с целью недопущения непоправимого ущерба предполагаемой жертве, в то время, когда ее жалоба находится на рассмотрении. Эти меры направлены на то, чтобы обеспечить соблюдение соответствующих прав сторон до принятия Комитетом решения по жалобе. Например, государствам предлагается воздержаться от проведения в исполнение смертного приговора или экстрадиции лиц до того, как Комитет рассмотрит вопрос о совместимости с Пактом таких действий, последствия которых не могут быть исправлены.

Подробнее...

Рассмотрение индивидуальных жалоб в соответствии с Факультативным протоколом к Пакту о гражданских и политических правах.

Обновлено 27.10.2022 07:22

 

Как уже отмечалось в статье, посвященной содержанию Факультативного протокола к Пакту, лица, которые утверждают, что их права и свободы, закрепленные в Пакте, были нарушены, могут призвать соответствующее государство к ответу за его действия в случае, если оно является стороной Пакта или Факультативного протокола. По состоянию на начало июня 2004 года Комитетом было зарегистрировано 1 295 таких жалоб, 362 из которых были объявлены неприемлемыми в соответствии с критериями, предусмотренными в статьях 3 и 5 Протокола, а 452 были рассмотрены по существу дела. Нарушения Пакта были выявлены в 349 случаях; 178 жалоб были отклонены, 305 находятся на рассмотрении. Дополнительная новая информация в отношении этих количественных данных может быть получена по адресу: http://www.unhchr.ch/html/menu2/8/stat.2htm. Как правило, от первоначального представления, за которым следует целая серия обмена документами между сторонами, до принятия окончательного решения Комитетом может пройти несколько лет. В некоторых обстоятельствах окончательное решение может быть достигнуто в значительно более сжатые сроки.

Подробнее...

Принятие замечаний общего порядка по статьям Пакта о гражданских и политических правах.

Обновлено 27.10.2022 07:20

 

Еще одним инструментом, с помощью которого Комитет выполняет свою функцию по толкованию Пакта и уточнению сферы охвата и значения его статей и, таким образом, всех обязательств государств-участников, является подготовка и принятие так называемых замечаний общего порядка. Поскольку положения Пакта, как и положения большинства договоров по правам человека, сформулированы в общей форме и в силу этого могут толковаться по-разному, Комитет занялся подготовкой замечаний общего порядка, формулируемых в качестве рекомендаций всем государствам-участникам. Вместе того, чтобы рассматривать конкретную проблему, возникающую в контексте ситуации отдельного государства-участника, в Замечании общего порядка Комитет глубокого и всесторонне анализирует конкретную статью или общую проблему Пакта. Хотя большинство замечаний общего порядка представляет собой подробное толкование одного из закрепленных в Пакте прав, некоторые из них посвящены правам отдельных групп в соответствии с Пактом, в частности иностранцев, а в других - рассматриваются процедурные вопросы, например подготовка докладов, или различные вопросы, такие, как оговорки к Пакту. С замечаниями общего порядка можно ознакомиться в базе данных договорных органов Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека (http://www.unhchr.ch/tbs/doc.nsf).

Подробнее...

Что происходит, если государство-участник не представляет доклад Комитету ООН по правам человека?

Обновлено 27.10.2022 07:18

 

Некоторые государства систематически запаздывают с представлением своих докладов и/или не участвуют в запланированном диалоге. Все это приводит к тому, что ситуация в некоторых государствах-участниках не рассматривается Комитетом в течение многих лет. В ответ на это неприемлемое положение Комитет в 2001 году постановил, что обсуждение положения в том или ином государстве возможно по усмотрению Комитета и в отсутствие доклада, а при необходимости и в отсутствие делегации представителей государства-участника, которому заблаговременно будет направляться информация о предлагаемой дате такого рассмотрения. Основным фактором, учитываемым при принятии решения относительно того, положение в каком государстве будет рассматриваться в соответствии с этой процедурой, разумеется, является задержка с представлением доклада или его непредставление. При этом на закрытой сессии Комитет принимает предварительные заключительные замечания на основе представленной ему информации о соответствующем государстве-участнике. Эти замечания препровождаются государству-участнику и впоследствии могут быть преданы гласности в первоначальной или измененной форме.

Подробнее...

Что происходит после принятия Комитетом ООН по правам человека своих заключительных замечаний?

Обновлено 27.10.2022 07:15

 

В 2001 году Комитет учредил должность Специального докладчика по последующим действиям в связи с заключительными замечаниями. Почти во всех заключительных замечаниях в последнем пункте, содержащем выводы, Комитет определяет ограниченный перечень приоритетных проблем. Затем он предлагает государству-участнику не позднее чем через год представить информацию о принятых им мерах по решению этих проблем. Эта информация о последующих действиях переводится и размещается для общего доступа в базе данных договорных органов Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека (http://www.unhchr.ch/tbs/doc.nsf). Наряду с любой информацией, которая может быть получена из других источников, Специальный докладчик при содействии секретариата Комитета проводит оценку информации о последующих действиях и представляет Комитету рекомендацию о любых дальнейших мерах, которые представляются целесообразными. После этого Комитет определяет время для обсуждения выводов Специального докладчика и принимает решение о последующих мерах. Эти решения являются весьма гибкими и могут варьироваться от изменения сроков представления следующего периодического доклада государства-участника до направления ему запроса о дополнительной информации и поручения Специальному докладчику провести совещание с представителями государства-участника по конкретной проблеме. Если государство не представляет информацию о последующих действиях, Специальный докладчик встречается с его представителями с целью дальнейшего обсуждения проблемы. Если и после этого государство не реагирует на запрос Комитета, этот факт отражается в ежегодном докладе Комитета Генеральной Ассамблее. Первоначальная реакция государств-участников на процедуру последующих действий в рамках процесса представления докладов оказалась весьма обнадеживающей.

Подробнее...

Что происходит в ходе сессии, на которой Комитет ООН по правам человека рассматривает доклад государства-участника?

Обновлено 27.10.2022 07:12

 

В начале сессии Комитет на закрытых заседаниях заслушивает представителей специализированных учреждений и других органов Организации Объединенных Наций, которые хотели бы представить информацию о государстве, доклад которого находится на рассмотрении. Нередко Комитет также знакомится, как правило в ходе неофициального заседания в обеденный перерыв, с мнениями представителей гражданского общества, желающих проинформировать членов Комитета о некоторых проблемах.

Подробнее...

Каким образом Комитет ООН по правам человека рассматривает доклад государства-участника?

Обновлено 27.10.2022 07:09

 

Процесс рассмотрения доклада проводится в рамках двух следующих друг за другом сессий Комитета. На первой сессии доклад передается группе в составе четырех-шести членов Комитета, известной в качестве Целевой группы по страновым докладам (ЦГСД). Решение о создании ЦГСД было принято в марте 2002 года. Ее целью является упорядочение процедуры представления докладов и повышение качества диалога с государствами-участниками. По крайней мере, один из членов ЦГСД должен представлять тот же регион, что и соответствующее государство. Один из членов Группы назначается "докладчиком по стране", в обязанности которого входит представление доклада и комментариев по нему на всех этапах его рассмотрения Комитетом. При содействии секретариата Комитета ЦГСД готовит "перечень вопросов", возникающих в связи с соответствующим докладом и другой информацией, представленной Комитету. В перечне вопросов затрагиваются наиболее серьезные проблемы, касающиеся осуществления закрепленных в Пакте прав в том или ином государстве и зачастую запрашивается дополнительная информация по ключевым вопросам. Перечень вопросов заблаговременно препровождается государству-участнику как минимум за одну сессию, предшествующую сессии, на которой будет рассматриваться данный доклад в присутствии представителей государства-участника. Реальную помощь членам Комитета оказывает все шире применяемая практика представления государствами своих ответов в письменной форме (желательно на трех рабочих языках Комитета: английском, испанском и французском) на перечень вопросов. Эти ответы должны представляться заблаговременно или в самом начале публичного рассмотрения Комитетом его соответствующего доклада.

Подробнее...

Каким образом составляется доклад государства-участника в Комитет ООН по правам человека?

Обновлено 26.10.2022 07:31

 

Единого установленного метода составления доклада государства не существует. Поскольку осуществление закрепленных в Пакте прав затрагивает области повседневной деятельности правительства, многие, если не все государственные ведомства, заинтересованы в представлении Комитету информации о законах, программах и политике, которые относятся к сферам их компетенции. Кроме того, во многих государствах, особенно в государствах с федеративной структурой, провинциальные и региональные органы власти могут обладать особыми полномочиями в некоторых областях, что диктует необходимость внесения ими своего вклада в подготовку доклада. Вследствие этого важнейшее значение имеет создание координационного механизма, призванного информировать различные ведомства о требованиях в связи с подготовкой докладов и распределять между ними соответствующие задачи. Как правило, ведущую роль в представлении доклада играет министерство иностранных дел.

Подробнее...

Какая информация должна содержаться в докладе государства-участника Комитету ООН по правам человека?

Обновлено 26.10.2022 07:29

 

Комитетом подготовлены сводные руководящие принципы для оказания правительствам помощи в составлении своих докладов. Вначале государствам предлагается представить так называемый "базовый документ", где содержится исходная информация о государстве, его демографическом составе и географическом положении, а также о его конституционных, правовых и политических структурах и другая общая информация. Поскольку эта информация имеет общий интерес для всех договорных органов, она представляется в качестве единого документа, доступного всем договорным органам, рассматривающим доклады того или иного государства. Соответствующее государство, таким образом, освобождается от обязанности вновь представлять одну и ту же информацию при рассмотрении его доклада каждым из договорных органов. В том случае, если в государстве происходят важные изменения, базовый документ обновляется, с тем чтобы договорные органы могли постоянно следить за текущими событиями, представляющими для них общий интерес.

Подробнее...

Рассмотрение докладов, представляемых государствами-участниками в комитет ООН по правам человека.

Обновлено 26.10.2022 07:27

 

Все государства, которые ратифицировали Пакт или присоединились к нему, обязуются представлять Комитету доклады о принятых ими мерах по претворению в жизнь признаваемых в Пакте прав и о прогрессе, достигнутом в использовании этих прав. Это обязательство предусмотрено статьей 40 Пакта.

Подробнее...

Четыре надзорные функции комитета ООН по правам человека.

Обновлено 26.10.2022 07:24

 

В задачу Комитета по правам человека входит наблюдение и контроль за осуществлением обязательств, принятых государствами-участниками в соответствии с Пактом. Одной из сильных сторон Комитета является его моральный авторитет, обусловленный тем фактом, что его члены представляют все регионы мира. Таким образом, представляя широкий спектр географических и национальных факторов, Комитет в прямом смысле имеет глобальный охват. При осуществлении своих контрольных и надзорных функций Комитет выполняет четыре важнейших обязанности. Во-первых, он получает и рассматривает доклады государств-участников о мерах, принимаемых ими для осуществления прав, закрепленных в Пакте. Во-вторых, Комитет готовит так называемые замечания общего порядка, целью которых является оказание помощи государствам-участникам в выполнении положений Пакта, путем более подробного разъяснения основных и процедурных обязательств государств-участников. В-третьих, Комитет получает и рассматривает индивидуальные жалобы или "сообщения" в соответствии с Факультативным протоколом, направляемые отдельными лицами, которые утверждают о том, что государство-участник нарушило их права по Пакту. В-четвертых, Комитет уполномочен рассматривать некоторые жалобы государства-участника на несоблюдение другим государствомучастником, своих обязательств по Пакту.

Подробнее...

Когда проходят заседания Комитета ООН по правам человека и как строится его работа?

Обновлено 26.10.2022 07:21

 

Обычно в течение года Комитет по правам человека проводит три пленарных сессии в полном составе продолжительностью в три недели каждая. Как правило, в марте эти сессии проводятся в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций, а в июле и октябре - в Отделении Организации Объединенных Наций в Женеве. Комитет может проводить заседания и в других местах. Например, в 1981 году по приглашению бывшей Федеративной Республики Германии одна сессия Комитета состоялась в Бонне. Правила процедуры Комитета, доступные в базе данных договорных органов Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека (http:///www.unhchr.ch/tbs/doc.nsf), подробно определяют порядок деятельности Комитета. Так, кворум образуется 12 членами Комитета, каждый из которых имеет один голос. Комитет прилагает все разумные усилия для принятия своих решений путем консенсуса. В редких случаях, когда консенсус не может быть достигнут, члены Комитета могут прибегнуть к голосованию присутствующих на заседании членов.

Подробнее...

Какую роль играют члены Комитета ООН по правам человека?

Обновлено 26.10.2022 07:19

 

Члены Комитета работают в личном качестве, а не как представители своих правительств. Благодаря этому соблюдается политическая беспристрастность в рамках проводимой Комитетом деятельности. С целью обеспечения наивысших стандартов поведения для руководства своих членов Комитет принял соответствующие этические руководящие принципы. Кроме того, некоторые из этих элементов закреплены в Правилах процедуры Комитета (CCPR/C/3/Rev.7). Таким образом, созданы гарантии беспристрастности как по форме, так и по существу. Например, член Комитета не участвует в рассмотрении периодического доклада, представляемого государством, гражданином которого он является, или в принятии заключительных замечаний по этому докладу. Член Комитета также не принимает участия в обсуждении жалобы, подаваемой в соответствии с Факультативным протоколом, которая направлена против его страны. В случае если по каким-либо причинам возникают опасения в пристрастности в отношении того или иного вопроса, соответствующий член Комитета может отказаться от своего участия в заседаниях, где рассматривается данный вопрос.

Подробнее...

Что представляет собой Комитет ООН по правам человека и кто входит в его состав?

Обновлено 26.10.2022 07:16

 

Комитет по правам человека учрежден в соответствии со статьей 28 Пакта. Он состоит из 18 членов, которые должны являться гражданами участвующих в Пакте государств. Членов Комитета, как и в случае других договорных органов, также нередко называют "экспертами". В соответствии со статьей 28 Пакта членами Комитета должны быть лица, "обладающие высокими нравственными качествами и признанной компетентностью в области прав человека", причем "принимается во внимание полезность участия нескольких лиц, обладающих юридическим опытом". Каждый член Комитета является гражданином выдвигающего его государства-участника. Большинство членов Комитета (в прошлом и в настоящем) являются юристами, ранее работавшими в судах в качестве практиков или занимавшихся научной деятельностью.

Подробнее...

Содержание двух Факультативных протоколов к Пакту о гражданских и политических правах.

Обновлено 26.10.2022 07:14

 

Первый Факультативный протокол имеет процедурный характер и предусматривает механизм получения и рассмотрения Комитетом индивидуальных жалоб, в которых содержатся утверждения о нарушении Пакта, иными словами, о нарушении материальных прав, предусмотренных в части III, в случае необходимости, с учетом положений частей I и II. Как ясно вытекает из его названия, этот Протокол не является обязательным, однако после того, как государство - участник Пакта становится стороной Протокола, любое лицо, находящееся под юрисдикцией государства-участника, может направить письменную жалобу Комитету по правам человека (при условии соблюдения любых допустимых оговорок). Процедура подачи жалоб не ограничивается гражданами или лицами, находящимися на территории государств, и применима ко всем лицам, на которых непосредственно распространяются властные полномочия государства, осуществляемые его органами власти. Так, например, гражданин государства-участника, проживающий за рубежом, которому это государство отказало в выдаче паспорта, вправе направить жалобу Комитету.

Подробнее...

Структура и содержание Пакта о гражданских и политических правах.

Обновлено 26.10.2022 07:11

 

Пакт разделен на шесть основных частей. В частях I и II содержится ряд общих положений, применимых ко всем правам, предусмотренным Пактом. Часть III является "стержнем" Пакта, поскольку в ней закреплены материальные индивидуальные права. В заключительной части предусматривается учреждение Комитета по правам человека, определяются надзорные функции Комитета и регламентируется ряд технических вопросов. Ниже содержится поочередное описание отдельных частей.

Подробнее...

Международный пакт о гражданских и политических правах и Комитет ООН по правам человека.

Обновлено 26.10.2022 07:08

 

В Уставе Организации Объединенных Наций (1945 год) провозглашено, что одна из целей Организации Объединенных Наций заключается в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех. Этот призыв впервые получил конкретное выражение в связи с обнародованием Всеобщей декларации прав человека на состоявшейся в 1948 году Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций. Принятая после пережитых ужасов второй мировой войны Всеобщая декларация явилась первой попыткой всех государств согласовать в рамках единого документа всеобъемлющий перечень прав человеческой личности. Как вытекает из ее названия, она была задумана не в форме договора, а скорее в форме декларации исконных прав и основных свобод, несущей в себе нравственный потенциал универсального соглашения. Таким образом, ее цель была сформулирована "в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства". В широком смысле во Всеобщей декларации определены две общие категории прав и свобод: с одной стороны, гражданские и политические права, а с другой - экономические, социальные и культурные права.

Подробнее...

Какие механизмы мониторинга существуют на международном уровне?

Обновлено 25.10.2022 07:15

 

Существуют различные, как глобальные, так и региональные, международные механизмы для мониторинга и защиты экономических, социальных и культурных прав. Они включают органы Организации Объединенных Наций по наблюдению за соблюдением договоров в области прав человека, специальные процедуры и механизм универсального периодического обзора, созданный Советом по правам человека, а также региональные правозащитные механизмы.

Подробнее...

Каким образом можно проводить мониторинг постепенного осуществления экономических, социальных и культурных прав?

Обновлено 25.10.2022 07:13

 

Хотя рассмотрение судами жалоб отдельных лиц на нарушения экономических, социальных и культурных прав имеет важное значение, важно также обеспечить, чтобы политика правительства в целом вела к достижению постепенной реализации этих прав. Это особенно важно для предупреждения отказа в осуществлении экономических, социальных и культурных прав. За последние годы были разработаны различные методологии для измерения того, достигается ли тем или иным государством прогресс в реализации экономических, социальных и культурных прав, и каким образом.

Подробнее...

Являются ли экономические, социальные и культурные права правами, которые могут быть защищены в судебном порядке?

Обновлено 25.10.2022 07:10

 

Да. Решения судов в странах во всех регионах мира, касающиеся всех экономических, социальных и культурных прав, демонстрируют, что эти права могут подлежать обеспечению в судебном порядке. Тем не менее возможность судебной защиты экономических, социальных и культурных прав традиционно ставилась под сомнение по целому ряду причин.

Подробнее...