Понятие "сельскохозяйственная организация" в законодательстве о несостоятельности (банкротстве) Российской Федерации
В статье обоснована необходимость изменения понятия "сельскохозяйственная организация" в Законе от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), проведен анализ критериев отнесения юридических лиц к сельскохозяйственным организациям, признаков и особенностей процедур их банкротства. С целью улучшения процедур несостоятельности (банкротства) сельскохозяйственных организаций в этой статье были предложены варианты решения указанных вопросов.
Ключевые слова: несостоятельность, банкротство, сельскохозяйственная организация, должник, кредитор, процедуры несостоятельности (банкротства).
Article explains the necessity to amend definition of agricultural organization reflected in the Federal Law of October 26, 2002, No. 127-FZ "On Insolvency (Bankruptcy)", analyzes criteria for classification of legal entities as agricultural organizations and features of their bankruptcy. In order to reduce the number of errors and omissions in the process of insolvency (bankruptcy) of agricultural organizations new ideas and solutions have been presented in this article.
Key words: insolvency, bankruptcy, agricultural organization, debtor, creditor, insolvency and bankruptcy procedures.
Согласно опубликованному ООН докладу "Положение дел в области продовольственной безопасности и питания в мире" <1> в 2023 г. число голодающих составляло примерно 733 млн человек. Сельское хозяйство является одним из ключевых элементов национальной безопасности. В связи с этим к деятельности сельскохозяйственных организаций требуется особый подход.
--------------------------------
<1> "ООН: в 2023 году в мире голодал каждый 11-й человек, в Африке - каждый пятый" // Новости ООН, 24 июля 2024 года.
С целью сохранения и роста потенциала сельскохозяйственных предприятий государство стимулирует их экономическую деятельность за счет снижения налоговой нагрузки и предоставления субсидий. В частности, для сельхозтоваропроизводителей в Российской Федерации действуют пониженные ставки налога на прибыль и НДС. Несмотря на это, сельскохозяйственные предприятия достаточно часто попадают в сложные финансово-экономические ситуации в результате неблагоприятных климатических условий, природных катаклизмов, болезней животных и птиц.
Для защиты интересов оказавшихся в сложной экономической ситуации предприятий, а также сохранения объемов производства и переработки сельхозпродукции, законодатель уделил вопросам несостоятельности (банкротства) сельскохозяйственных организаций внимание в ст. 177 - 179 Закона о банкротстве, предоставив льготы в рамках рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве). С целью улучшения финансово-экономических условий сельскохозяйственных предприятий Федеральным законом от 29 мая 2024 г. N 107-ФЗ была увеличена минимальная сумма задолженности организации, необходимая для возбуждения процедуры банкротства. Вышеуказанные вопросы ранее поднимались в научном сообществе <2>.
--------------------------------
<2> Например, Загидуллин М.Р., Фахрутдинов А.А. Актуальные проблемы несостоятельности (банкротства) сельскохозяйственных организаций // Вестник гражданского процесса. 2023. Т. 13. N 5. С. 344 - 345.
В некоторых странах также существуют льготы сельхозтоваропроизводителям. Например, глава 12 Закона о банкротстве Соединенных Штатов Америки предоставляет фермерам и рыбакам, ведущим семейный бизнес, рассрочку оплаты долгов сроком до 5 лет. При этом фермеры и рыбаки должны соответствовать определенным критериям для того, чтобы воспользоваться предоставляемыми льготами. В частности, не менее 50% выручки фермерского (рыболовного хозяйства) за последний налоговый год должно быть связано с сельскохозяйственной деятельностью.
В связи с вышесказанным вопросы несостоятельности (банкротства) в сельском хозяйстве требуют взвешенного подхода, а правильное определение понятия "сельскохозяйственная организация" в рамках Закона о банкротстве имеет теоретическое и практическое значение. По нашему мнению, категорию "сельскохозяйственная организация" следует рассматривать с правовой и экономической точек зрения.
С экономической точки зрения сельское хозяйство - отрасль страны, производящая или перерабатывающая сельскохозяйственную продукцию, а также удовлетворяющая потребность в продуктах питания и сырье других отраслей промышленности. В сельском хозяйстве основными средствами производства выступают земельные участки, нежилые строения, автотранспорт и спецтехника, промышленное оборудование и животные. В этой связи мы также разделяем мнение О.В. Ждановой <3>, М.Д. Ковальчука и С.В. Тычинина <4> о том, что основным средством производства в сельском хозяйстве являются земли сельскохозяйственного назначения.
--------------------------------
<3> Жданова О.В. Банкротство сельскохозяйственных предприятий: актуальные проблемы современности // Вестник АПК Ставрополья. 2011. N 2 (2). С. 65 - 67.
<4> Ковальчук М.Д., Тычинин С.В. К вопросу о несовершенстве правового регулирования несостоятельности (банкротства) сельскохозяйственных организаций в России // Эпомен. 2020. N 40. С. 201 - 207.
С учетом изложенного считаем необходимым дополнительно изучить вопрос о возможности распространения особенностей банкротства сельскохозяйственных организаций на юридических лиц, чья выручка от сельскохозяйственной деятельности не превышает 50% от общей выручки, при условии, что в составе имущества указанных лиц имеются земельные участки сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых превышает балансовую стоимость прочих основных средств для сельскохозяйственного производства.
При рассмотрении понятия "сельскохозяйственная организация" наиболее важным законодательным актом является Закон о банкротстве, который с целью эффективного регулирования процедуры несостоятельности (банкротства) сельскохозяйственных предприятий модифицировал понятие "сельскохозяйственная организация", ранее содержащийся в утратившем силу Законе N 6-ФЗ от 8 января 1998 г. (ст. 139). Закон о банкротстве уделяет банкротству сельскохозяйственных организаций три небольшие статьи. Ознакомление с текстом статей дает основание говорить о потенциальной возможности усовершенствования процедуры несостоятельности (банкротства) сельскохозяйственных организаций.
Многие организации в Российской Федерации являются плательщиками единого сельскохозяйственного налога (далее по тексту - ЕСХН). Плательщиками ЕСХН могут быть организации - сельхозтоваропроизводители. В статье 346.2 Налогового кодекса РФ сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее переработку и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной или переработанной ими сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70 процентов.
Таким образом, налогоплательщик ЕСХН является сельскохозяйственной организацией, так как у такого хозяйствующего субъекта имеются все указанные в Законе о банкротстве признаки сельскохозяйственной организации:
- основным видом деятельности должника является производство сельскохозяйственной продукции;
- выручка от реализации этой продукции составляет не менее 70% от общей суммы выручки.
Согласно ст. 177 Закона о банкротстве под сельскохозяйственными организациями понимаются юридические лица, основными видами деятельности которых являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее чем 50% общей суммы выручки.
При изучении понятия "сельскохозяйственная организация" необходимо обратить внимание на наличие у субъекта сельскохозяйственной деятельности статуса юридического лица, характер основного вида деятельности и соотношение дохода от реализации сельскохозяйственной продукции к общей сумме выручки.
Согласно Гражданскому кодексу РФ (далее - ГК РФ) понятие "сельскохозяйственная организация" не включает следующие субъекты:
- физические лица, ведущие личное подсобное хозяйство в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", и индивидуальные предприниматели по причине отсутствия статуса юридического лица;
- плательщики налога на профессиональный доход (физические лица и индивидуальные предприниматели);
- крестьянские (фермерские) хозяйства без образования юридического лица в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Важно отметить, что главой X Закона о банкротстве отдельно предусмотрены процедуры несостоятельности (банкротства) вышеуказанных лиц (§ 1 - 3).
В рамках дел о банкротстве законодатель предусмотрел возможность отнесения юридического лица к сельскохозяйственной организации в том случае, если указанное лицо осуществляет производство или одновременно производство и переработку сельскохозяйственной продукции. По нашему мнению, существует необходимость расширения понятия "сельскохозяйственная организация" путем включения юридических лиц, занимающихся исключительно переработкой сельскохозяйственной продукции. Основной причиной выделения процедуры несостоятельности (банкротства) сельскохозяйственных организаций в отдельную категорию является обеспечение продовольственной безопасности путем проведения процедур несостоятельности (банкротства) с минимально возможным снижением выпуска продукции. С этой позиции не существует различия между переработчиками и производителями, так как указанные категории юридических лиц занимаются обеспечением населения продуктами питания.
С целью понимания разницы между производством, переработкой, транспортировкой и сбытом стоит также обратиться к определению слова "продукция". Продукция - результат деятельности по созданию или изменению потребительских свойств товара. Производство или переработка сельскохозяйственной продукции приводят к созданию или изменению потребительских свойств товара, при транспортировке и сбыте этого не происходит. Таким образом, необходимость включения юридических лиц в понятие "сельскохозяйственная организация" возникает в случаях, когда организация участвует в процессе изменения потребительских свойств сельхозпродукции. По нашему мнению, стоит также подумать о включении в понятие "сельскохозяйственная организация" организаций, оказывающих услуги в области растениеводства и животноводства (вспашка, сбор урожая и так далее).
В Законе о банкротстве понятие "выручка" также является критерием отнесения юридического лица к сельскохозяйственной организации. На законодательном уровне было определено соотношение выручки от сельскохозяйственной деятельности к общему объему реализации товаров, работ и услуг (не менее 50% для юридических лиц и 70% для рыболовецких артелей (колхозов)). По нашему мнению, необходимо обязательно учитывать период, в течение которого производится расчет выручки. Соотношение выручки от сельскохозяйственной деятельности к общему доходу организации может существенно меняться в зависимости от учитываемого периода времени. Суды фактически самостоятельно и не единообразно определяют указанный период <5>. На наш взгляд, логично принять за расчетную единицу времени три календарных года. Расчет среднего значения выручки за последние три календарных года даст возможность составить объективное представление о наличии сельскохозяйственной направленности в деятельности сельскохозяйственной организации. Необходимо также понимать, что возможность изменения на законодательном уровне минимального размера выручки от сельскохозяйственной деятельности является эффективным инструментом защиты интересов сельхозтоваропроизводителей.
--------------------------------
<5> Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 10 октября 2022 г. N Ф10-2980/21 по делу N А54-3894/2017.
Особое место в определении понятия "сельскохозяйственная организация" занимают арбитражные суды, рассматривающие дела о несостоятельности (банкротстве). На основании финансовой отчетности и иных документов суд определяет статус должника и возможность применения к нему специальных норм Закона о банкротстве, установленных для сельскохозяйственных организаций. Согласно Определению Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 13 июня 2017 г. N 305-КГ17-877 по делу N А40-8068/2016 должник должен иметь признаки сельскохозяйственной организации на момент возбуждения дела о банкротстве.




