Проблемы эффективности уголовно-правового механизма противодействия криминальным банкротствам
В основе статьи лежит исследование вопроса о наличии необходимости в совершенствовании методики расследования группы уголовно-правовых норм, которую теоретики права традиционно именуют "криминальное банкротство", включающей в себя ст. 195 УК РФ (неправомерные действия при банкротстве), 196 УК РФ (преднамеренное банкротство), 197 УК РФ (фиктивное банкротство).
Тема обоснована статистическими данными о состоянии судимости за свершение названных преступлений в соотношении с данными о количественных показателях фактов банкротства, случаев привлечения к гражданско-правовой ответственности за подобные основания и случаев выявления арбитражными управляющими фактов преднамеренного и фиктивного банкротства.
Анализ названных показателей свидетельствует о наличии не только многочисленных, но и возрастающих в числе фактах, содержащих признаки группы преступлений, именуемой криминальным банкротством, с одной стороны, и стремящихся к нулевым показателям фактах привлечения к уголовной ответственности, с другой стороны.
Обзор статистики привел выводу, что причиной такого положения является отсутствие актуальной криминалистической методики или отлаженного механизма расследования, являющихся по существу тождественными понятиями.
В наиболее близких к избранной теме исследованиях (кандидатские диссертации П.А. Резвана 2004 г., С.Р. Акимова 2006 г., Н.А. Гавриловой 2017 г.) достаточно подробно анализируются криминалистическая характеристика и методика расследования преднамеренного и фиктивного банкротства, но представляется, что тема не утрачивает своей актуальности, а существующие методики требуют совершенствования, в том числе по причине атрофированного состояния уголовной ответственности за названные виды преступления, о чем в статье приведены статистические данные.
В результате исследования автор делает вывод о необходимости совершенствования частной криминалистической методики расследования криминального банкротства с учетом положений, сформулированных теоретиками, исследовавшими методику расследования криминальных банкротств ранее (2004 - 2017 гг.), изменившегося законодательного регулирования (2021 г.) и показателей следственной и судебной практики последних лет (2020 - 2024 гг.).
Актуальные исследования требуются для более объемного представления предмета и выработки методической основы для адекватной реакции правоохранительных органов на многообразие постоянно меняющихся недобросовестных тактик хозяйствующих субъектов и в итоге содействия формированию и поддержанию цивилизованного рынка.
Ключевые слова: криминалистическая методика, криминальное банкротство, преднамеренное банкротство, проблема эффективности уголовно-правового механизма.
The article is based on the research of the question of the necessity to improve the methodology of investigation of the group of criminal-law norms, which law theorists traditionally call "criminal bankruptcy", including articles 195 of the Criminal Code of the RF (illegal actions in bankruptcy), 196 of the Criminal Code of the RF (premeditated bankruptcy), 197 of the Criminal Code of the RF (fictitious bankruptcy).
The topic is substantiated by statistical data on the state of criminal record for the accomplishment of the named crimes in correlation with data on quantitative indicators of bankruptcy facts, cases of bringing to civil liability for such grounds and cases of revealing the facts of premeditated and fictitious bankruptcy by bankruptcy trustees.
The analysis of the mentioned indicators indicates the presence of not only numerous, but also increasing number of facts containing signs of a group of crimes, called criminal bankruptcy on the one hand and facts of bringing to criminal liability on the other hand, tending to zero.
The review of statistics led to the conclusion that the reason for this situation is the lack of an actual criminalistic methodology or a well-functioning mechanism of investigation, which are essentially identical concepts.
In the studies closest to the selected topic (candidate dissertations of P.A. Rezvan 2004, S.R. Akimov 2006, N.A. Gavrilova 2017) the criminalistic characteristics and investigation techniques of intentional and fictitious bankruptcy are analyzed in sufficient detail, but it seems that the topic does not lose its relevance, and the existing techniques require improvement, including because of the atrophied state of criminal responsibility for the named types of crimes, about which the article provides statistical data.
As a result of the study, the author concludes that it is necessary to improve the private forensic methodology of criminal bankruptcy investigation taking into account the provisions formulated by theorists who investigated the methodology of criminal bankruptcy investigation earlier (2004 - 2017), changed legislative regulation (2021) and indicators of investigative and judicial practice of recent years (2020 - 2024).
Actual research time is required for a more voluminous presentation of the subject and the development of a methodological basis for an adequate response of law enforcement agencies to the variety of constantly changing unfair tactics of economic entities and, as a result, to promote the formation and maintenance of a civilized market.
Key words: forensic methodology, criminal bankruptcy, premeditated bankruptcy, the problem of the effectiveness of the criminal-legal mechanism.
Экономика - это та базовая часть общественной деятельности, устойчивость и развитие которой, вероятно, не утратят приоритетного значения для государства никогда. Однако, будучи сложным и динамичным явлением, экономика в своей структуре, безусловно, имеет более и менее актуальные направления.
Согласно экспертным аналитическим рейтингам агентства "РИА Рейтинг", Ханты-Мансийский автономный округ - Югра стабильно лидирует в рейтинге социально-экономического положения регионов, оставаясь в первой пятерке рейтинга, при этом в 2021 г. по размеру экономики округ занимал второе место после Москвы <1>.
--------------------------------
<1> Бюллетень рейтингового агентства "РИА Рейтинг" "Социально-экономическое положение регионов РФ".
В то же время как в Российской Федерации в целом, так и в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в частности фиксируется существенный прирост количественного показателя обанкротившихся компаний. Так, согласно данным Единого федерального реестра сведений о банкротстве по России в первом квартале 2023 г. число опубликованных сообщений об открытии конкурсного производства (ликвидационная процедура банкротства) составило 1 367, в первом квартале 2024 г. аналогичный показатель составил 2 094, прирост составил 53,2%, применительно к Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре аналогичный показатель составил в первом квартале 2023 г. - 11, в первом квартале 2024 г. - 23, прирост составил 109,1% (приложение N 1) <2>.
--------------------------------
<2> Банкротства в России: I квартал 2024 года. Статистический релиз Федресурса.
Однако банкротство - это не только экономическое явление, но и правовой институт, имеющий как частные, так и публичные начала, которому присуще множество научно-правовых проблем, в связи с чем возрастающее количество банкротств требует внимания к разрешению соответствующих правовых проблем.
В избранной для исследования сфере одним из направлений правового регулирования является уголовно-правовая охрана ряда видовых объектов, закрепленных в разделе VIII Уголовного кодекса РФ (УК РФ) "Преступления в сфере экономики", в том числе такого объекта, как общественные отношения, возникающие в сфере экономической деятельности (глава 22 УК РФ).
В главу 22 УК РФ, в свою очередь, включена группа уголовно-правовых норм, которую теоретики права традиционно именуют "криминальное банкротство": ст. 195 УК РФ (неправомерные действия при банкротстве), 196 УК РФ (преднамеренное банкротство), 197 УК РФ (фиктивное банкротство).
Из опубликованных Судебным департаментом при Верховном Суде РФ данных за 2023 г. по ч. 1 ст. 195 УК РФ осуждено 4 человека, по ч. 1 ст. 196 УК РФ осуждено 19 человек, по ч. 2 ст. 196 УК РФ осуждено 2 человека, по ст. 197 УК РФ число осужденных - 0.
За первое полугодие 2024 г. по ч. 1 ст. 195 УК РФ осуждено 4 человека, по ч. 1 ст. 196 УК РФ осуждено 15 человек, по ч. 2 ст. 196 УК РФ число осужденных - 0, по статье 197 УК РФ осужден 1 человек <3>.
--------------------------------
<3> Судебным департаментом в соответствии с Федеральным планом статистических работ (распоряжение Правительства РФ от 06.05.2008 N 671-р) сформирована статистическая отчетность о деятельности судов и о судимости за первое полугодие 2024 г.
Из приведенного ранее сравнения по первому кварталу 2023 и 2024 гг. следует прирост банкротства бизнеса 53,2% по России и 109,1% в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.
При этом число констатированных арбитражным судом банкротств <4> за весь 2023 г. составило 7 398 <5>, почти столько раз введена промежуточная процедура банкротства "наблюдение", в подавляющем большинстве случаев также завершающаяся констатацией неплатежеспособности.
--------------------------------
<4> Под сказанным подразумевается решение о признании юридического лица банкротом и открытии конкурсного производства.
<5>
По данным Единого федерального реестра сведений о банкротстве, в первом полугодии 2024 г. в России было подано 3 127 заявлений о привлечении лиц к субсидиарной ответственности, это на 113 заявлений меньше, чем в аналогичном периоде 2023 г. (3 240 заявлений).
Из поданных заявлений о привлечении к субсидиарной ответственности в 2023 г. удовлетворено 52%, а количество привлеченных лиц составляет 5 725 человек.
Судебный департамент подобную статистику не ведет, в связи с чем сложно привести более объективные статические данные централизованно или по арбитражным судам регионов, в том числе с разделением на основания привлечения к субсидиарной ответственности. По подсчетам компании "Правовест Аудит" <6>, средний размер субсидиарной ответственности по России за первое полугодие 2024 г. составил 93 млн руб., а за первое полугодие 2023 г. - 84 млн руб.
--------------------------------
<6>
Отраслевым законом, регулирующим отношения несостоятельности (банкротства) в частноправовой сфере, установлено два основания для возложения на ответчика субсидиарной ответственности по обязательствам обанкротившейся компании: доведение до банкротства и несвоевременное обращение с заявлением о банкротстве компании <7>.
--------------------------------
<7> Статьи 61.11, 61.12 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Первое из названных оснований фактически соответствует диспозиции ч. 1 ст. 196 УК РФ, размер гражданско-правовой ответственности в таком случае соответствует совокупному размеру неисполненных обязательств обанкротившейся компании.
И если иметь в виду, что объем неисполненных обязательств, определяющий общественно опасное последствие для объективной стороны преднамеренного банкротства (т.е. крупный ущерб), составляет 3,5 млн руб., а средний размер фактически возложенной субсидиарной (гражданско-правовой) ответственности в каждом отдельном случае составляет 84 млн руб., то можно сделать вероятный вывод о том, что если не всякий раз, то в большинстве случаев при привлечении к субсидиарной ответственности за доведение до банкротства имеет место констатация умышленного причинения крупного ущерба кредиторам.
Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 855 "Об утверждении Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства" по результатам проверки арбитражным управляющим составляется заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства, соответствующее заключение подлежит обязательному опубликованию (ст. 28 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").
Согласно информационной сводке Единого федерального реестра сведений о банкротстве, за 2023 г. опубликовано 2 068 заключений, содержащих вывод о наличии признаков преднамеренного банкротства, и 9 013 заключений с признаком "недостаточно информации", а также 107 заключений, содержащих вывод о наличии признаков фиктивного банкротства и 4 624 заключения с признаком "недостаточно информации".
Из приведенных данных следует многократное различие числа случаев привлечения к ответственности, наступающей за подобные основания (количество привлеченных к ответственности лиц в частной сфере по тем же основаниям составляет 5 725 человек, а в публичной сфере (УК РФ) составляет 21 человек), и многократное различие числа случаев выявления преднамеренного и фиктивного банкротства арбитражным управляющим (2 175 случаев) и числа фактов привлечения к уголовной ответственности за данные деяния (21 приговор).
Представляется, что причиной такого положения является отсутствие эффективной криминалистической методики и отлаженного механизма расследования, который криминалисты понимают как "систему средств или элементов юридического характера, последовательно организованных для упорядочения общественных отношений в сфере уголовного судопроизводства, а также содействия удовлетворению интересов участников уголовного процесса при расследовании и рассмотрении уголовных дел в суде" <8>.
--------------------------------
<8> Безлепкин Б.Т. Уголовный процесс России. М., 2006; Пермяков А.Л. Механизм расследования преступления // Юристъ-Правоведъ. 2020. N 2 (93).
По мнению А.Л. Пермякова, понятия "частная методика расследования" и "типичный механизм расследования преступления" тождественны, другие исследователи <9> предлагают критерии, по которым данные системы следует разграничивать. Склоняясь согласиться с мнением А.Л. Пермякова о тождестве названных понятий, имея в виду идентичность целей определяемой ими деятельности, отметим, что в контексте исследования о необходимости совершенствования частной криминалистической методики расследования криминальных банкротств данная дискуссия концептуального значения не имеет.
--------------------------------
<9> Челышева О.В. Место приемов и методов деятельности следователя в механизме расследования // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2003. N 1 (246).
Тема криминалистической методики расследования криминального банкротства и криминалистического сопровождения расследования преступлений, составляющих данную группу, неоднократно становилась предметом исследований монографического и диссертационного уровней <10>.
--------------------------------
<10> Резван П.А. Методика расследования криминальных банкротств: дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2004; Акимов С.Р. Криминалистическое обеспечение расследования криминальных банкротств: дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2006; Гаврилова Н.А. Методика расследования преднамеренных банкротств. М., 2017.
Однако статистические данные по-прежнему свидетельствуют об отсутствии эффективного механизма расследования преднамеренного и фиктивного банкротства.
В наиболее близких к избранной теме исследованиях (кандидатские диссертации П.А. Резвана 2004 г., С.Р. Акимова 2006 г., Н.А. Гавриловой 2017 г.) достаточно подробно анализируются криминалистическая характеристика и методика расследования преднамеренного и фиктивного банкротства, но представляется, что тема не утрачивает своей актуальности, а существующие методики требуют совершенствования, в том числе по причине атрофированного состояния уголовной ответственности за названные виды преступлений, что подтверждается статистическими данными, приведенными выше.
Научная новизна исследования обусловлена тем, что в 2021 г. группа уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за криминальное банкротство, претерпела изменения, в том числе расширен субъектный состав преступления, соответственно, требуется актуальное представление о криминалистической характеристике личности преступника, которая, в свою очередь, является структурным элементом криминалистической методики расследования <11>.
--------------------------------
<11> Рубцов И.И. Криминалистическая характеристика преступлений как элемент частных методик расследования: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2001. 22 с.
Также факт того, что уголовные дела по признакам преступлений, предусмотренных ст. 195 - 197 УК РФ, по большинству выявленных случаев не возбуждаются, свидетельствует о необходимости обратить более пристальное внимание на тактику доследственной проверки по сообщениям о данных преступлениях.
Актуальные исследования требуются для более объемного представления предмета и выработки методической основы для адекватной реакции правоохранительных органов на многообразие постоянно меняющихся недобросовестных тактик хозяйствующих субъектов и в итоге содействия формированию и поддержанию цивилизованного рынка.




