Правовые особенности цифровизации туризма в России как фактор продвижения конкурентоспособного продукта на мировом рынке
В статье рассматриваются основные направления цифровизации туристической отрасли в условиях санкционной политики недружественных стран в отношении Российской Федерации. Анализируются действующее законодательство по исследуемой теме и правоприменительная практика. Особое внимание уделяется перспективам цифровизации внутреннего туризма, в том числе представление его как конкурентоспособного продукта на мировом рынке. Авторы отмечают, что цифровые технологии могут помочь не только туристам, но и бизнесу. Основным направлением развития отрасли является повышение конкурентоспособности турпродукта для иностранных граждан и привлекательности внутреннего туризма для россиян по сравнению с иными предложениями. Авторами сделаны обоснованные предложения о необходимости расширения использования цифрового рубля в туристической отрасли и разработке Правительством РФ особой программы развития инноваций в обсуждаемой сфере, которая включала бы в себя внедрение IT-технологий в процессы документооборота туротрасли и пр.
Ключевые слова: внутренний туризм, цифровизация, цифровая платформа, искусственный интеллект, большие данные, цифровые технологии и сервисы.
The article examines the main areas of digitalization of the tourism industry in the context of the sanctions policy of unfriendly countries against the Russian Federation. The current legislation on the topic under study and law enforcement practice are analyzed. Particular attention is paid to the prospects for the digitalization of domestic tourism, including its presentation as a competitive product in the world market. The authors note that digital technologies can help not only tourists, but also businesses. The main direction of the industry's development is to increase the competitiveness of the tourism product for foreign citizens and the attractiveness of domestic tourism for Russians in comparison with other proposals. The authors made reasonable proposals on the need to expand the use of the digital ruble in the tourism industry and the development by the Government of the Russian Federation of a special program for the development of innovations in the area under discussion, which would include the introduction of IT technologies in the document flow processes of the tourism industry, etc.
Key words: domestic tourism, digitalization, digital platform, artificial intelligence, big data, digital technologies and services.
Введение. В настоящее время процессы цифровизации затронули все сферы человеческой жизнедеятельности: внедрение электронных платежных систем, мобильных банковских приложений в финансовом секторе; создание цифровых платформ для заказа такси; развитие дронов и беспилотных транспортных средств; внедрение электронных проездных билетов и систем умного городского транспорта в транспортной сфере; автоматизация производственных процессов; создание онлайн-магазинов и платформ для продажи товаров и услуг; внедрение телемедицинских технологий; создание электронных государственных услуг и т.п. Можно сказать, что эти процессы привели к образованию цифровой экономики.
При этом в научной среде продолжаются споры по поводу определения понятия "цифровая экономика", но существуют тенденции, которые отмечаются большинством исследователей: рост компьютеризации всех сфер экономической деятельности и высокая рентабельность внедрения IT-технологий в производственные и распределительные процессы на микро- и макроэкономических уровнях [6, с. 1243].
Перспективы цифровизации туризма в России. Указом Президента РФ от 09.05.2017 N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы" было закреплено понятие цифровой экономики: это такой тип хозяйственной деятельности, в котором основным фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг <1>. Как отмечается в документе, конкурентным преимуществом на мировом рынке обладают государства, отрасли экономики которых основываются на технологиях анализа больших объемов данных. Такие технологии активно используются в России, но они основаны на зарубежных разработках. Отечественные аналоги в настоящее время отсутствуют. Повсеместное внедрение иностранных информационных и коммуникационных технологий, в том числе на объектах критической информационной инфраструктуры, усложняет решение задачи по обеспечению защиты интересов граждан и государства в информационной сфере.
--------------------------------
<1> О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы: Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 // Собрание законодательства РФ. 2017. N 20. Ст. 2901.
Развитие и повсеместное применение цифровых технологий - одна из национальных целей развития, закрепленных в Указе Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года". В рамках реализации национальной цели "Цифровая трансформация" предполагается достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы <2>. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" в России туристская деятельность признается одной из приоритетных отраслей экономики <3>, из чего можно сделать вывод, что внедрение и использование различных цифровых технологий и цифровизация туристского бизнеса являются одной из составляющих достижения намеченных национальных целей до 2030 года.
--------------------------------
<2> О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 // Собрание законодательства РФ. 2020. N 30. Ст. 4884.
<3> Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 30.11.2024) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс].
В рамках Государственной программы "Развитие туризма" на период до 2030 года (утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 N 2439) предусмотрено финансирование развития туристической отрасли в объеме 724 млрд рублей до 2024 года. Кроме основных задач, связанных с развитием непосредственно самого туризма на территории России (например, создание современной инфраструктуры, обеспечение безопасности и доступности туристических услуг и т.д.), в программе также выделено в качестве основной задачи развитие информационных технологий, а именно:
- "создание и внедрение цифровых решений, обеспечивающих гражданам доступ к информации о возможностях отдыха внутри страны, а также к туристским цифровым сервисам";
- "реализация мероприятий по цифровизации государственного управления в сфере туризма" и другие задачи.
Цифровизация играет большую роль в развитии туризма. Современные технологии позволяют туристам быстро и легко находить информацию о местах, которые они планируют посетить, бронировать и оплачивать отели и туры, а также получать персонализированные и релевантные рекомендации [7, с. 2717].
Одним из самых заметных преимуществ цифровизации в туризме является сокращение времени и затрат на планирование поездки. С помощью онлайн-бронирования и специализированных приложений туристы могут быстро найти и забронировать желаемые услуги, такие как перелеты, отели, экскурсии, рестораны и пр. При этом цифровые технологии могут помочь не только туристам, но и бизнесу. Технологии интернет-маркетинга и рекламы помогают организациям туристической индустрии повысить узнаваемость своих брендов, привлечь новых клиентов и увеличить объем продаж. Кроме того, цифровизация играет важную роль в развитии инфраструктуры и услуг для туристов. Технологии позволяют создавать инновационные проекты: виртуальные книги-путеводители, туристические карты на основе геолокации, мобильные приложения для обмена опытом и многие другие [1, с. 1451].
Описанные выше и подобные им технологии упрощают доступ заинтересованных лиц к туристскому продукту, и внедрение и применение этих технологий могут заметно и выгодно выделить туризм в России на фоне конкурентов. По данным Росстата, в 2019 году нашу страну в туристических целях посетили примерно 24,5 млн человек, а в 2022 г. - всего 8 млн, даже при том, что достаточно сложно подсчитать действительно туристические поездки, поскольку указание туризма как цели визита не во всех случаях означает то, что это был классический экскурсионный туризм, но, возможно, это посещение в личных целях, встреча с родственниками и др.
Направления цифровизации туризма в России. В настоящее время туристическая отрасль в России переживает, с одной стороны, некоторый спад (это касается прежде всего иностранных туристов, а также внешнего туризма из-за сложности получения россиянами виз во многие страны, удорожания перелетов и отсутствия прямых перелетов во многие страны, которые ранее были популярными направлениями у россиян), а с другой стороны, напротив, подъем, поскольку увеличился поток внутреннего туризма, что подтверждается также данными Росстата. Так, в 2019 году больше 24 млн россиян совершили выездные туристские поездки, а в 2022 г. - лишь около 9 млн, что в 2 раза меньше, чем в допандемийное время <4>. В 2023 году количество туристов осталось на уровне предыдущего года, что свидетельствует об устойчивом спросе у россиян на туристические поездки, а также о значительном запросе на комфортный и современный туризм на территории своей страны.
--------------------------------
<4> Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс].
Исходя из вышеизложенного, необходимо рассматривать повышение конкурентоспособности российского туристского продукта с двух точек зрения: с позиции повышения его конкурентоспособности для иностранных граждан и с позиции повышения привлекательности внутреннего туризма для россиян по сравнению с иными предложениями.
Одним из важнейших факторов при выборе направления туристической поездки в другую страну можно считать "открытость" или "закрытость" страны в плане доступности получения визы или иной возможности въехать в страну. Например, обратившись к статистике Росстата, можно увидеть, что с 2020 по 2024 год включительно наибольшее число иностранцев, въезжающих на территорию Российской Федерации, являются гражданами стран - членов ЕАЭС, в рамках которого установлены упрощенные правила въезда, а также отсутствие необходимости получения туристической визы.
Учитывая существующий на данный момент список недружественных стран <5>, необходимо обратить свое внимание на туристов из стран, с которыми у Российской Федерации в настоящий момент налажены хорошие и устойчивые дипломатические отношения, помимо стран - участниц ЕАЭС. Такими странами могут являться Китай, Иран, Индия, Израиль различные страны Африки, такие как ЮАР, Эфиопия, Зимбабве и др.
--------------------------------
<5> Об утверждении перечня иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц: распоряжение Правительства РФ от 05.03.2022 N 430-р (ред. от 29.10.2022) // Собрание законодательства РФ. 2022. N 11. Ст. 1748.
По данным МИД России, гражданам всех вышеперечисленных государств необходимо получить визу для пребывания на территории Российской Федерации. Часто найти полную и достоверную и информацию о необходимых документах и действиях самостоятельно достаточно трудно, и многие для получения визы обращаются в агентства, соответственно, стоимость получения визы увеличивается. В любом случае гражданам этих государств необходимо посетить российское посольство, в котором может быть плотная запись или очередь, передать необходимые документы, в некоторых случаях - оформить официальное приглашение, а также обязательно уплатить консульский сбор.
Принимая во внимание предложения по созданию отдельной международной организации, посвященной туризму, в рамках взаимодействия России и стран, въезд в которые разрешен россиянам, в первую очередь можно предложить упростить получение виз в части требований по количеству предоставляемых документов, а также наличию официального приглашения туристам из таких государств.
Например, предлагается внести изменение в п. h ч. 1 ст. 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Иран об упрощении условий взаимных поездок отдельных категорий граждан Российской Федерации и Исламской Республики Иран от 23.11.2015 <6> таким образом, чтобы текст этого пункта звучал следующим образом: "для туристов - подтверждение о приеме иностранного гражданина организацией, осуществляющей туроператорскую деятельность, оформленное в порядке, предусмотренном законодательством государства принимающей Стороны. При этом для нахождения на территории принимающей Стороны сроком до 14 дней включительно подтверждением цели поездки может служить документ, гарантирующий иностранцу место временного пребывания на данной территории".
--------------------------------
<6> Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Иран об упрощении условий взаимных поездок отдельных категорий граждан Российской Федерации и Исламской Республики Иран: заключено в г. Тегеране 23.11.2015 (ред. от 08.05.2019) // Бюллетень международных договоров. 2018. N 1. С. 27 - 33.
Подобные соглашения есть и с другими странами, например Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индия об упрощении условий взаимных поездок отдельных категорий граждан двух стран от 21.12.2010 <7>. Учитывая, что тексты таких двусторонних соглашений являются схожими, его дополнение возможно без корректировки предложенной выше формулировки.
--------------------------------
<7> Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индия об упрощении условий взаимных поездок отдельных категорий граждан двух стран: заключено в г. Нью-Дели 21.12.2010 // Собрание законодательства РФ. 2013. N 31. Ст. 4194.
Вторым аспектом упрощения получения российских виз иностранцами может стать внедрение в работу консульств и представительств инструментов и принципов работы электронного правительства. Концепция электронного правительства подразумевает под собой такой способ оказания услуг и предоставления информации различным заявителям, при котором личное взаимодействие между ним и государством сводится к минимуму за счет использования современных информационных технологий [5, с. 108]. В рамках развития данной концепции реализуются разные проекты рядом министерств.
Например, распоряжением Правительства РФ от 20.02.2021 N 431-р "Об утверждении Концепции цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2025 года" <8> закреплены основные направления трансформации данной сферы, порядок реализации необходимых мероприятий и создание единой цифровой платформы, структурные изменения, ожидаемые результаты и этапы реализации этого документа.
--------------------------------
<8> Об утверждении Концепции цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 20.02.2021 N 431-р // Собрание законодательства РФ. 2021. N 10. Ст. 1634.
Предлагается внести в работу МИД России подобные изменения, издав распоряжение Правительства РФ, которое утверждало бы концепцию цифровой и функциональной трансформации работы Министерства иностранных дел РФ в эпоху цифровизации и в рамках идей и принципов электронного правительства. Видится необходимым прописать в этой концепции поэтапно программу оптимизации процесса подготовки и подачи документов для оформления виз иностранцам, внедрение возможности обратной связи и связи с технической поддержкой в случае каких-либо проблем, внедрение возможности машинного считывания и обработки данных, использования таких сквозных технологий, как Big Data, искусственный интеллект, биометрия и некоторых других, которые могли бы быть эффективно применены в рассматриваемой сфере [3, с. 254].
Еще один фактор, который мог бы повысить конкурентоспособность российского туристского продукта на мировом рынке, - развитие альтернативы платежным системам Visa и MasterCard, которые больше не работают в России. Такой альтернативой может стать использование цифрового рубля, который с августа 2023 года российские банки начали тестировать с привлечением реальных клиентов, и сейчас происходит аналитическая работа, консультации с экспертами и обмен опытом с государствами, которые завершили тестирование национальной цифровой валюты или в которых реализуются пилотные проекты [8, с. 7].
Так, пилотное тестирование было проведено в Китае, и объем цифровых юаней в обращении на конец 2023 года составил 2,4 млрд долларов <9>. Многие эксперты высказывают мнение, что цифровые валюты, в частности цифровой юань, могут заменить устаревшие расчеты с помощью международных долларовых платежных систем SWIFT и CHIPS, поскольку они являются достаточно медленными и дорогостоящими <10>.
--------------------------------
<9> Объем цифровых юаней в обращении в КНР превысил $2,4 млрд в 2023 году // ИА "Интерфакс" [Электронный ресурс].
<10> Expert: China's Digital Yuan Will Target the Dollar, Not Bitcoin (англ.). Cointelegraph [Электронный ресурс].
При этом одно из основных отличий криптовалют от цифровой валюты в том значении, о котором говорится выше, это то, что у криптовалюты большое количество эмитентов и она достаточно сильно волатильна по отношению ко всем рыночным изменениям или обстановке в мире, а цифровые валюты, такие как цифровой юань или цифровой рубль, подразумевают изменение формы денег, при этом эмитентом цифрового рубля, например, остается Банк России, а курс рассчитывается 1:1 по отношению к наличным деньгам или деньгам в электронном виде. Именно поэтому при дальнейшем продвижении данного проекта возможно создание экспериментально-правового режима использования расчетов цифровым рублем, что может создать альтернативный способ осуществления расчетов, который со временем смогут использовать иностранцы для расчетов на территории России и за ее пределами, в том числе, например, уплачивая визовую пошлину, находясь в своей стране, что с большой долей вероятности сделает туризм в Российскую Федерация куда более привлекательным с точки зрения удобства и легкости оплаты всего необходимого [4, с. 96].
В современных условиях перед государством стоит важная задача повышения привлекательности внутреннего туризма для россиян по сравнению с иными предложениями.
Туристский продукт в Российской Федерации представлен в различных формах, и одним из ключевых направлений является санаторно-курортный отдых, развитию которого уделяется достаточно большое внимание.
Так, в распоряжении Правительства РФ от 26.11.2018 N 2581-р "Об утверждении Стратегии развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации" указывается на то, что "для многих территорий Российской Федерации санаторно-курортный комплекс выполняет системообразующую функцию, напрямую влияя на их социально-экономическое развитие" <11>.
--------------------------------
<11> Об утверждении Стратегии развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации: распоряжение Правительства РФ от 26.11.2018 N 2581-р // Собрание законодательства РФ. 2018. N 49 (ч. VI). Ст. 7670.
При этом необходимо учитывать, что согласно информации Росстата объем услуг санаторно-курортных организаций в 2022 году составил 188,941 млрд рублей <12>, что на 20% больше по сравнению с предыдущим годом.
--------------------------------
<12> Статистический бюллетень Росстата к всемирному дню туризма - 2022 // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс].
Исходя из вышеуказанных статистических данных, а также из того, что в Российской Федерации очень богатое природное разнообразие, нужно отметить, что сфера санаторно-курортного отдыха представляется одной из самых перспективных для внедрения инновационных технологий, которые могли бы привлечь значительный интерес к такому виду отдыха.
В соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", инновации - это продукт, процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях, который был введен в употребление новым или значительно улучшенным <13>.
--------------------------------
<13> О науке и государственной научно-технической политике: Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 17.02.2023) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 35. Ст. 4137.
Осознавая тот факт, что организации санаторно-курортного комплекса самостоятельно не производят инновации, а приобретают их или получают к ним доступ через франшизы или иными способами, и при этом конкурентоспособность таких организаций возрастает как раз с внедрением инноваций, предлагается Правительству РФ разработать особую программу развития инноваций в обсуждаемой сфере [2, с. 100].
Такая программа включала бы в себя проведение особого налогового эксперимента (на примере одного или нескольких регионов) по снижению ставки налогообложения при выполнении определенных условий по развитию инноваций в организации санаторно-курортного комплекса, меры государственной поддержки, а также дорожную карту развития инновационных технологий.
Выводы. Подводя итог, хочется отметить, что цифровые и информационные технологии развиваются со стремительной скоростью и законодательство не всегда может оперативно реагировать на такие изменения. Именно поэтому одним из основных инструментов в правовом регулировании процессов цифровизации в различных сферах, в том числе и туризме, являются подзаконные акты: указы Президента РФ и постановления, распоряжения Правительства РФ.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что цифровизация и интеграция современных технологий в туристическую отрасль открывают новые горизонты для ее развития, делая процессы планирования и организации поездок более доступными и эффективными как для пользователей, так и для бизнеса. В свою очередь, это повысит конкурентоспособность российского туристского продукта для иностранных граждан, сделает привлекательным внутренний туризм для россиян по сравнению с иными предложениями. Целесообразно внедрение в работу консульств и представительств Российской Федерации инструментов и принципов работы электронного правительства, которые помогли бы упростить различные процедуры для получения виз на въезд и иных документов.
Также предлагается рассмотреть необходимость расширения использования цифрового рубля как альтернативы платежным системам Visa и MasterCard, что могло бы повысить конкурентоспособность российского туристского продукта на мировом рынке.
Исходя из анализа статистических данных, а также того факта, что для многих территорий Российской Федерации санаторно-курортный комплекс выполняет системообразующую функцию, Правительству РФ предлагается разработать особую программу развития инноваций в обсуждаемой сфере, которая включала бы в себя внедрение IT-технологий в процессы документооборота. В рамках инновационной экосистемы индустрии гостеприимства и туризма в условиях цифровизации возможны проведение особого налогового эксперимента (на примере одного или нескольких регионов) по снижению ставки налогообложения при выполнении определенных условий по развитию инноваций в организации санаторно-курортного комплекса, введение мер государственной поддержки, а также разработка дорожной карты развития инновационных технологий, которая включала бы в себя договорные отношения между туристом, турагентом и туроператором, осуществляемые в рамках концепции "электронной путевки". Данная концепция предполагает подключение всех участников, задействованных в производстве, реализации и приобретении турпродукта, к единой информационной системе, что делает возможным осуществление их прямого взаимодействия. Это своего рода оцифровка процесса договорных отношений между туристом, турагентом и туроператором.




