Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Туристический налог: первый опыт и вопросы применения

Обновлено 12.10.2025 06:49

 

В статье на основе норм Налогового кодекса РФ, законодательных актов муниципальных образований в сфере налогообложения, разъяснений Министерства финансов РФ, а также разъяснений Федеральной налоговой службы РФ проанализирован порядок взимания нового туристического налога. Отмечается, что аналоги туристического налога существуют в ряде государств, а суммы, получаемые бюджетами муниципалитетов, являются эффективным механизмом решения проблем инфраструктуры. Указывается, что, несмотря на то, что введенный туристический налог не является целевым и средства, полученные от его уплаты, могут быть направлены на иные приоритетные для муниципального образования направления, должен быть предусмотрен механизм общественного обсуждения вопросов о том, на строительство, реконструкцию, содержание каких объектов должны быть направлены поступившие средства.

 

Ключевые слова: туристический налог, курортный сбор, муниципальные образования, городская инфраструктура, Налоговый кодекс РФ, налоговые льготы.

 

In article analyzes the procedure for collecting a new tourist tax based on the norms of the Tax Code of the Russian Federation, legislative acts of municipalities in the field of taxation, explanations of the Ministry of Finance of the Russian Federation, as well as explanations of the Federal Tax Service of the Russian Federation. It is noted that analogues of the tourist tax exist in a number of states, and the amounts received by municipal budgets are an effective mechanism for solving problems of infrastructure. It is indicated that, despite the fact that the introduced tourist tax is not targeted and the funds received from its payment can be directed to other priority areas for the municipality, a mechanism for public discussion of issues on the construction, reconstruction, and maintenance of which facilities the funds received should be directed.

 

Key words: tourist tax, resort fee, municipalities, urban infrastructure, Tax Code of the Russian Federation, tax benefits.

 

С 1 января 2025 г. вступили в силу изменения в Налоговый кодекс РФ (далее также - НК РФ): появилась гл. 33.1 "Туристический налог" (ст. 418.1 - 418.9) <1>. Рассматриваемый налог относится к местным налогам и устанавливается НК РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также представительного органа федеральной территории "Сириус", законами городов федерального значения.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 12 июля 2024 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" // СЗ РФ. 2024. N 29 (ч. III). Ст. 4105.

 

По данным Российского союза туриндустрии, туристический налог с 1 января 2025 г. ввели 754 муниципальных образования в 63 регионах Российской Федерации <2>.

--------------------------------

<2> Российский союз туриндустрии: туристический налог в России ввели 754 муниципальных образования в 63 регионах.

 

Рассматриваемый налог пришел на смену курортному сбору, установленному в 2017 г. в Республике Крым <3>, Алтайском крае, Краснодарском крае, Ставропольском крае, городе федерального значения Санкт-Петербурге, федеральной территории "Сириус".

--------------------------------

<3> Следует отметить, что позднее Республика Крым отказалась от взимания курортного сбора. См. подробнее: Крым окончательно отказался от курортного сбора.; Крым не будет собирать деньги с туристов.

 

Как отмечается в научной литературе, слабой стороной курортного сбора было то, что собранные в определенных курортных городах средства направлялись в бюджет субъекта, а не в бюджет муниципального образования, вред инфраструктуре которого был причинен <4>.

--------------------------------

<4> Фонтана К., Лагутин И.Б. Правовое регулирование налогообложения проживания туристов (курортного сбора) в Италии и России (опыт и современное состояние) // Финансовое право. 2018. N 3. С. 19 - 24.

 

Существовавший с 2018 по 2025 гг. курортный сбор, внедренный в качестве эксперимента, не явился новшеством: ранее такой сбор был установлен Постановлением СССР от 17 августа 1933 г.

Собранные средства направлялись на благоустройство и поддержание в надлежащем состоянии курортной зоны, пляжей, на строительство средств размещения, оборудование стоянок для автомобилей, на организацию предприятий общественного питания и др. Также 12 декабря 1991 г. Президентом РСФСР был подписан Закон N 2018-1 "О курортном сборе с физических лиц" <5>.

--------------------------------

<5> Копина А.А., Копин Д.В. Курортный сбор: история, зарубежный опыт и перспективы // Налоги (газета). 2016. N 20. С. 1, 3 - 12.

 

Необходимо отметить, что аналоги туристического налога существуют в ряде государств: в Италии, Португалии, США, Франции, Швейцарии, Японии, некоторых эмиратах ОАЭ <6> и др.

--------------------------------

<6> Заславская Е.М. Обложение физических лиц курортным (гостиничным, рекреационным) сбором (налогом) в правовой практике зарубежных стран // Туризм: право и экономика. 2005. N 2. С. 12 - 15; Рубан-Лазарева Н.В. Прогнозирование дохода от туристического налога // Вестник Алтайской Академии экономики и права. 2024. N 10. С. 88.

 

К положительным эффектам введения туристического налога и его аналогов можно отнести: пополнение бюджета, возможность направления средств на восстановление и развитие инфраструктуры муниципалитетов на популярных туристических направлениях. Кроме того, введение туристического налога является одним из способов управления потоком туристов (увеличение возможно посредством направления поступивших средств на развитие инфраструктуры, финансирование продвижения и рекламы; уменьшение возможно путем перераспределения туристических потоков в те местности, в которых не предусмотрено взимание туристического налога). Как указывают И.В. Наумова, И.И. Савельев, в ряде случаев только лишь введение туристических налогов не способно преодолеть проблему чрезмерного туризма, однако позволяет минимизировать причиняемый туристами вред <7>.

--------------------------------

<7> Наумова И.В., Савельев И.И. Овертуризм: сущность и пути решения проблемы // Современные проблемы сервиса и туризма. 2019. Т. 13. N 4. С. 33.

 

Плательщиками нового туристического налога являются организации и физические лица, оказывающие услуги, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 418.3 НК РФ. Объект налогообложения - оказание услуг по предоставлению мест для временного проживания физических лиц в средствах размещения, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности или на ином законном основании. К таким объектам относятся хостелы, кемпинги <8>, гостиницы и отели любых категорий, глэмпинги, санатории, дома отдыха, базы отдыха <9>. Взимание налога не предусмотрено при посуточной сдаче квартир и апартаментов <10>.

--------------------------------

<8> Все о туристическом налоге // Практическая бухгалтерия. 2024. N 10.

<9> Туристический налог: руководство для владельцев отелей и путешественников.

<10> Самитов М. 9 вопросов о туристическом налоге // Практическая бухгалтерия. 2025. N 2.

 

Согласно п. 1 ст. 418.4 НК РФ налоговая база определяется как стоимость оказываемой услуги по предоставлению мест для временного проживания физических лиц в средстве размещения (его части).

Следует отметить, что предусмотрено постепенное повышение ставки налога: начиная с 1% от стоимости проживания в 2025 г. до 5% в 2029 г. Кроме того, налоговые ставки могут быть дифференцированы с учетом сезонности и (или) категории средства размещения.

Согласно информации ФНС России <11>, а также письму Министерства финансов РФ от 5 ноября 2024 г. N 03-05-08/108773 начисление налога должно производиться в том периоде, в котором постоялец полностью рассчитался с отелем за проживание, внесение предварительной частичной оплаты, а также фактический период проживания значения не имеют.

--------------------------------

<11> Как будет исчисляться туристический налог с 1 января 2025 г.

 

Поскольку налоговым периодом по налогу признается квартал, а его уплата должна производиться не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим периодом, уже обнародованы суммы денежных средств, поступившие в бюджет муниципальных образований и города федерального значения, по результатам первого квартала 2025 г. Так, благодаря туристическому налогу Сочи получил более 185 млн рублей <12>, Санкт-Петербург - более 180 млн рублей <13>, Алтайский край - более 40 млн рублей <14>, Екатеринбург - 25 млн рублей <15>, Тульская область - более 6,5 млн рублей <16>, в бюджеты муниципальных образований Ставропольского края поступило 132 млн рублей <17>.

--------------------------------

<12> В Сочи собрано свыше 185 млн рублей туристического налога.

<13> Туристический налог не принес в бюджет Петербурга ожидаемых сумм.

<14> Более 40 млн рублей туристического налога поступило в бюджеты муниципалитетов Алтайского края.

<15> С начала года в Екатеринбурге собрали млн туристического налога.

<16> Более 6,5 млн рублей заработала Тульская область на туристическом налоге: куда пойдут деньги.

<17> Первые итоги: поступления туристического налога на Ставрополье составили 132 млн рублей.

 

Логично предположить, что, несмотря на то, что плательщиком туристического налога являются собственники средств размещения, на сумму налога будет увеличена стоимость услуги по предоставлению мест для временного проживания туристов. Полагаем, законодатель в связи с этим и установил перечень категорий лиц, имеющих льготы (п. 2 ст. 418.4 НК РФ). Представительные органы муниципальных образований (законодательные органы городов федерального значения, представительный орган федеральной территории "Сириус") вправе расширить перечень, приведенный в указанной норме.

Анализ нормативных правовых актов представительных органов власти муниципальных образований и города федерального значения Санкт-Петербург (в Москве и Севастополе туристический налог не взимается) показал, что перечень категорий лиц, имеющих льготы при уплате туристического налога, различен.

Вместе с тем представляется возможным выделить наиболее часто встречающиеся категории лиц, имеющих льготы <18>: не достигшие возраста 18 лет; многодетные семьи; зарегистрированные на территории соответствующего субъекта; члены семей, имеющие в своем составе трех и более детей (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством)) при условии, если достигшие возраста 18 лет дети получают образование по очной форме обучения; участники специальной военной операции, лица, их сопровождающие, или члены их семей; лица, вынужденно покинувшие территории Украины, а также Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей или постоянно проживающие на территории субъектов РФ, в которых введены максимальный и средний уровни реагирования, которые находятся в пунктах временного размещения на территории соответствующего муниципалитета.

--------------------------------

<18> Решение Екатеринбургской городской Думы от 26 ноября 2024 г. N 44/24 "Об установлении и введении в действие на территории муниципального образования "город Екатеринбург" туристического налога"; решение Казанской городской Думы "О туристическом налоге"; решение Совета народных депутатов муниципального образования город Суздаль от 19 ноября 2024 г. N 76; решение Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 25 октября 2024 г. N 156-нд "О туристическом налоге на территории Петропавловск-Камчатского городского округа"; решение городской Думы Краснодара от 17 октября 2024 г. N 80П-5; решение Великоустюгской Думы от 26 ноября 2024 г. N 80 "О туристическом налоге"; Закон Санкт-Петербурга от 27 ноября 2024 г. "О туристическом налоге в Санкт-Петербурге"; решение Тульской городской Думы от 27 ноября 2024 г. (с доп. от 20.12.2024 N 4/67); решение Городского Собрания Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от 31 октября 2024 г. N 100 "Об установлении и введении в действие туристического налога на территории муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края"; решение Совета депутатов города Новосибирска от 30 октября 2024 г. N 814 "О туристическом налоге на территории города Новосибирска".

 

Несколько реже в законодательных актах муниципальных образований представлены следующие категории лиц, имеющие право на льготы: лица, сопровождающие инвалидов I гр. и детей-инвалидов; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; физические лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и в соответствии с Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"; лица, прибывшие в целях получения специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи или медицинской реабилитации после оказания специализированной медицинской помощи в условиях санаторно-курортных организаций; спортсмены, тренеры, спортивные судьи, иные специалисты в области физической культуры и спорта, прибывшие для участия в официальных спортивных мероприятиях на территорию муниципального образования, и др.

В некоторых муниципальных образованиях дополнительные льготы не предусмотрены (например, в г. Белокуриха, г. Кемерово <19>).

--------------------------------

<19> Решение Белокурихинского городского Совета депутатов Алтайского края от 7 октября 2024 г. N 275; решение Кемеровского городского Совета народных депутатов от 29 ноября 2024 г. N 298 "Об установлении и введении в действие на территории города Кемерово туристического налога".

 

Как следует из приведенного выше, местным законодательством льготы предоставлены тем категориям лиц, для которых дополнительная финансовая нагрузка в виде включенного в стоимость проживания в средстве размещения налога может оказаться значительной. Кроме того, учтены интересы лиц, зарегистрированных по месту жительства в регионе нахождения муниципалитета и прибывающих в соответствующее муниципальное образование (или город федерального значения) как в целях ознакомления с достопримечательностями, так и служебных целях (в региональных центрах находятся управления федеральных органов исполнительной власти субъекта, суды субъекта, арбитражные суды и др.).

Вместе с тем формирующаяся практика применения норм о туристическом налоге уже выявила ряд существенных и пока остающихся неразрешенными вопросов.

1. При осуществлении мероприятий налогового контроля и оценке обоснованности предоставления льгот какими документами должны подтверждаться следующие факты, являющиеся основанием для предоставления льготы по уплате налога?

При регистрации граждан на территории соответствующего региона.

Исходя из ст. 5 Закона N 5242-1 регистрация гражданина РФ и снятие с регистрационного учета по месту пребывания в гостинице производятся по его прибытии и выбытии администрацией гостиницы. В случае если указанный гражданин зарегистрирован в том же субъекте РФ, в котором находится гостиница, администрация гостиницы не представляет информацию о регистрации и снятии гражданина РФ с регистрационного учета по месту пребывания и вправе не регистрировать гражданина по месту пребывания в гостинице <20>.

--------------------------------

<20> Закон РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".

 

Правилами предоставления гостиничных услуг <21> предусмотрено, что заселение потребителя осуществляется при условии предъявления документа, удостоверяющего его личность в соответствии с законодательством РФ. Также предусмотрено заполнение анкеты гостя <22>, включающей в том числе сведения о месте жительства, или регистрационной карты.

--------------------------------

<21> Постановление Правительства РФ от 18 ноября 2020 г. N 1853 (ред. от 27.12.2024) "Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации".

<22> Приказ МВД России от 31 декабря 2017 г. N 984 (с изм. от 28.10.2024) "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" (зарег. в Минюсте России 05.04.2018 N 50635).

 

Является ли достаточным предоставление только указанных документов для подтверждения средством размещения права потребителя на льготу? В какой форме персональные данные должны отбираться, храниться, а в дальнейшем предоставляться при проведении контрольных мероприятий налоговыми органами?

Согласно ч. 4, ч. 5 ст. 5 Федерального закона "О персональных данных" <23> обработке подлежат только те персональные данные, которые отвечают целям их обработки, кроме того, содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки. Представляется, что в отсутствие разъяснений и рекомендаций средству размещения довольно сложно установить, какие документы являются необходимыми и достаточными для целей исчисления налога.

--------------------------------

<23> Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных".

 

В случае прибытия спортсменов, тренеров и др. лиц на официальные спортивные мероприятия.

Под официальными физкультурными и спортивными мероприятиями понимаются мероприятия, включенные в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, календарные планы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (п. 9 ст. 2 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" <24>). Направляясь для участия в подобных мероприятиях, лицо, сопровождающее спортсменов, тренер должны иметь определенный пакет документов. Является ли достаточным для получения льготы предоставление только положения о проведении соревнований? Или требуются официальный вызов на соревнования/официальное приглашение на соревнования/приказ о направлении тренера и спортсменов в служебную поездку?

--------------------------------

<24> Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".

 

Анализ информации, размещенной в открытом доступе, в том числе страниц ФНС России в сети Интернет, не позволил найти ответы на поставленные вопросы. В связи с этим полагаем, что по указанным вопросам необходимы официальные разъяснения налоговых органов.

2. Вторая группа вопросов связана с причинами установления определенных льгот по уплате туристического налога. Например, при прибытии в город для получения специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи льготы предусмотрены только при пребывании в условиях санаторно-курортных организаций. Будет ли предоставлена льгота в случае прибытия для указанных целей, но размещения, например, в гостинице? Почему льготы предусмотрены только для участников спортивных мероприятий и не учтены мероприятия, проводимые в сфере науки, образования, культуры?

Полагаем, что вопросы данной группы должны быть разрешены в дальнейшем, в том числе путем возможного внесения изменений или дополнений в нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований (или города федерального значения).

3. Третья группа вопросов касается целей, подразумеваемых законодателем при введении указанного налога, которые, в свою очередь, предопределяют возможные направления расходования денежных средств, полученных при взимании туристического налога.

Обращение к тексту пояснительной записки к законопроекту N 639663-8 <25>, предусматривавшему внесение изменений в НК РФ, оказалось неинформативным, поскольку первоначальный проект закона не содержал положений, посвященных туристическому налогу (соответствующие поправки появились только ко второму чтению).

--------------------------------

<25> Законопроект N 639663-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".

 

В 2024 г. заместитель министра экономического развития РФ Д.С. Вахруков отмечал, что "туристический налог может быть направлен исключительно на проектирование, строительство, реконструкцию, содержание туристической инфраструктуры" <26>. Вместе с тем позиция Министерства финансов РФ, содержащаяся в письме от 28 января 2025 г. N 03-05-04-06/6985, позволяет прийти к выводу о том, что доходы от туристического налога могут быть направлены как на финансирование расходов, связанных с развитием туристической инфраструктуры, так и на развитие иных направлений.

--------------------------------

<26> В России хотят дать право регионам вводить с 2025 г. туристический сбор и направлять его на инфраструктуру для туристов.

 

Принимая во внимание позицию Министерства финансов РФ, полагаем, что в дальнейшем должен быть предусмотрен механизм общественного обсуждения вопросов о том, на строительство, реконструкцию, содержание каких объектов должны быть направлены поступившие средства <27>. Кроме того, необходимо и информирование туристов о направлениях расходования средств, собранных за счет туристического налога: так, лица, посетившие город, будут знать, что уплаченные в качестве налогов средства направляются на улучшение городской инфраструктуры и условий пребывания туристов в городе.

--------------------------------

<27> Например, путем проведения совещаний представителей местных органов власти с собственниками средств размещения, являющимися налогоплательщиками рассматриваемого налога; публичных слушаний; голосования через портал "Госуслуги" для жителей муниципального образования - как это предусмотрено, например, в рамках федерального проекта "Формирование комфортной городской среды"; посредством заполнения туристами анкет в информационных туристических центрах. Кроме того, в некоторых регионах РФ (Архангельской области, Псковской области, Санкт-Петербурге, Тульской области и др.) введены "паспорта туриста", содержащие информацию о достопримечательностях региона, небольшие сувенирные книжки-путеводители, получаемые как в туристско-информационных центрах, так и в музеях. Полагаем, что такие "паспорта" могут содержать в том числе информацию для обратной связи - например, ссылку на электронный ресурс, посредством которого турист может не только оставить свой отзыв о посещенных туристических объектах, но и выразить мнение о совершенствовании инфраструктуры.