Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Актуальные аспекты организации медицинской помощи российским туристам за рубежом 1

Обновлено 12.10.2025 06:52

 

В статье рассматриваются основные проблемы, с которыми сталкиваются российские туристы за рубежом при получении медицинской помощи. Раскрываются международно-правовые обязательства государств по обеспечению экстренной медицинской помощи иностранным гражданам, при этом акцентируется внимание на отсутствии универсальных гарантий предоставления бесплатных услуг. Анализируются сложности, возникающие в условиях международных санкций, включая ограничение финансовых операций, невозможность прямых расчетов российских страховых компаний с зарубежными медицинскими учреждениями и дополнительные финансовые риски для самих туристов. Предлагаются направления совершенствования системы получения медицинской помощи: меры по оптимизации доступа к медицинским услугам, разработка рекомендаций и повышение уровня информированности туристов, развитие цифровых платформ с реестрами партнерских клиник, а также заключение двусторонних соглашений, упрощающих оказание помощи российским гражданам за границей.

 

Ключевые слова: российские туристы, международное право, консульская поддержка, медицинская помощь, санкции, страхование, экстренная помощь.

 

This article examines the main problems encountered by Russian tourists abroad when seeking medical care. It outlines the international legal obligations of states to ensure emergency medical assistance to foreign nationals, highlighting the lack of universal guarantees for the provision of free services. The article analyzes the challenges arising under international sanctions, including restrictions on financial transactions, the inability of Russian insurance companies to make direct payments to foreign medical institutions, and the additional financial risks for the tourists themselves. It proposes directions for improving the system of obtaining medical care, including measures to optimize access to medical services, the development of digital platforms with registries of partner clinics, as well as the conclusion of bilateral agreements that facilitate medical assistance for Russian citizens abroad.

 

Key words: Russian tourists, international law, consular support, medical care, sanctions, insurance, emergency medical care.

 

Введение

 

Масштабные потоки выездного туризма из России требуют эффективной системы обеспечения охраны здоровья граждан, находящихся за пределами страны. Современные глобальные вызовы, включая пандемию COVID-19, международные санкции и ухудшение дипломатических отношений между рядом государств обострили проблему предоставления медицинской помощи гражданам России за рубежом. Туристы сталкиваются с юридической неопределенностью, затрудненным доступом к качественной медицинской помощи, а также с различными ограничениями при взаимодействии с иностранными медицинскими учреждениями. Цель настоящей статьи - проанализировать существующую международно-правовую базу, выявить основные проблемы организации медицинской помощи российским туристам за границей и предложить возможные пути их решения.

 

1. Обзор нормативно-правовой базы

 

Организация медицинской помощи туристам за рубежом регулируется международными соглашениями, национальным законодательством принимающих стран, а также нормами российского законодательства.

 

1.1. Международные нормы

 

Всеобщая декларация прав человека (ст. 25), закрепляющая право каждого человека на медицинскую помощь;

Конвенция о правах туристов UNWTO, устанавливающая обязанности принимающих стран по обеспечению безопасности путешественников;

Международные нормы ВОЗ, предписывающие странам предоставлять экстренную медицинскую помощь независимо от гражданства пациента.

Эти нормы обосновывают необходимость обеспечения хотя бы первичной бесплатной медицинской помощи в экстренных случаях для иностранных граждан в странах массового туризма.

 

1.2. Российское законодательство

 

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";

Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации";

Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию";

международные соглашения о взаимопомощи (например, СНГ, ОДКБ, двусторонние соглашения).

Нормы российского законодательства предполагают обязательное страхование граждан, выезжающих за рубеж. Туроператоры обязаны информировать туристов о медицинских рисках и условиях страхового покрытия. При этом путешественники несут полную ответственность за свое здоровье за границей, и отсутствие страховки ведет к тому, что все расходы за лечение ложатся на самого туриста.

 

2. Международно-правовые аспекты оказания медицинской помощи туристам

 

Организация медицинской помощи иностранным туристам за рубежом регламентируется не только национальными законами, но и нормами международного права. В контексте защиты здоровья иностранных граждан за пределами их родины можно выделить несколько ключевых аспектов.

 

2.1. Обязательства принимающего государства

 

В соответствии с положениями Международного пакта о гражданских и политических правах (1966 г.) и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) каждое государство обязано обеспечивать минимальные гарантии охраны жизни и здоровья всех лиц, находящихся на его территории, включая иностранных граждан. Принцип недискриминации означает, что в случае экстренной медицинской ситуации, угрожающей жизни, иностранный турист должен получить неотложную медицинскую помощь на тех же основаниях, что и граждане страны, даже при отсутствии страховки. Это фундаментальное обязательство закреплено в международных договорах и соглашениях <1>.

--------------------------------

<1> Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) - доступ к медицинской помощи как часть права на достаточный жизненный уровень.

 

2.2. Неотложная помощь как универсальное право

 

Понятие неотложной медицинской помощи (emergency care) носит универсальный характер и признается большинством государств. Данный принцип отражен, в частности, в следующих источниках:

- в законодательстве Европейского союза (например, Директива 2011/24/EU о трансграничной медицинской помощи);

- в международной практике Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ);

- в национальных системах здравоохранения, рассматривающих экстренную помощь как неотъемлемую часть права человека на здоровье.

Практика показывает, что прямой отказ в предоставлении экстренной медицинской помощи может рассматриваться как нарушение международных гуманитарных норм и прав человека. В частности, Европейский суд по правам человека неоднократно указывал, что отсутствие доступа к жизненно необходимому лечению может нарушать статьи Конвенций о правах человека <2>.

--------------------------------

<2> Решение ЕСПЧ по делу Nitecki v. Poland (2002 г.) - прецедент в отношении отказа в дорогостоящем лечении и его квалификации как нарушения прав.

 

2.3. Бесплатная медицинская помощь: исключение, а не правило

 

Важно понимать, что предоставление бесплатной медицинской помощи для туристов не является безусловным обязательством принимающего государства, если речь не идет об угрозе жизни. В большинстве стран:

- плановая и амбулаторная помощь оказывается на платной основе при отсутствии страховки или договора о взаимном медицинском обеспечении;

- наличие международных соглашений (например, между государствами СНГ) может предусматривать определенные льготы или возможность получения медицинских услуг на основе взаимности;

- бесплатно медицинская помощь для иностранцев предоставляется только при наличии специального договора или в рамках государственных программ (например, для беженцев и иных категорий гуманитарной защиты) <3>.

--------------------------------

<3> Gesetz uber die Gewahrung von Leistungen an Asylbewerber (AsylbLG), § 4, Германия - ограничение предоставления бесплатной медицинской помощи просителям убежища экстренными случаями.

 

Иными словами, вне ситуаций угрозы жизни иностранные граждане обычно должны сами оплачивать лечение либо иметь соответствующую страховку.

 

2.4. Двусторонние и многосторонние соглашения

 

Между государствами могут заключаться специальные двусторонние соглашения о сотрудничестве в области здравоохранения, которые содержат гарантии предоставления медицинской помощи гражданам договаривающихся сторон <4>. Примеры: у России заключены соглашения о медицинском сотрудничестве с рядом стран СНГ, Вьетнамом, Сербией, Кубой и другими государствами. Эти документы, как правило, предусматривают взаимное предоставление бесплатной или льготной медицинской помощи на территории партнера при выполнении оговоренных условий (наличие направлений, документов, страховых полисов и т.д.) <5>.

--------------------------------

<4> Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 242-ФЗ - изменения в законодательстве, касающиеся обеспечения медицинской помощи застрахованным лицам за рубежом.

<5> Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области здравоохранения (1997 г.) - пример двустороннего договора, обеспечивающего взаимную медицинскую помощь гражданам.

 

2.5. Роль международных организаций

 

В условиях трансграничных перемещений все более важную роль играют международные институты:

- Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) разрабатывает рекомендации по обеспечению доступа к медицинской помощи для всех категорий населения, включая туристов;

- Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) и другие организации туристической индустрии содействуют разработке стандартов медицинской безопасности путешественников;

- различные многосторонние конвенции (например, Гаагская конвенция 1961 г. о правовой помощи) создают юридические механизмы защиты прав иностранных граждан за рубежом.

Таким образом, международное право обязывает государства предоставлять неотложную помощь всем лицам, включая иностранных туристов. Однако на практике доступ иностранных граждан к плановой и тем более бесплатной медицинской помощи за рубежом требует либо наличия страхового полиса, либо действия межгосударственного соглашения. Туристам важно заранее учитывать эти юридические нюансы, а государству - формировать прозрачную и гуманную систему взаимодействия с иностранными гражданами в медицинской сфере.

 

3. Страхование как ключевой элемент медицинского обеспечения

 

Медицинская страховка является основным инструментом защиты туриста от финансовых рисков, связанных с обращением за медицинской помощью за рубежом. Однако на практике нередко возникают следующие сложности:

- отсутствие возможности организации для туриста бесплатной медицинской помощи ввиду проблем с прямой оплатой услуг медицинскому учреждению за границей;

- невозможность организовать бесплатную для туриста медицинскую помощь в любой точке мира и отсутствие у иностранного лечебного учреждения обязательств по работе с российскими страховыми компаниями;

- неполное покрытие расходов страховым полисом (исключения по хроническим заболеваниям, травмам при активном отдыхе и т.п.);

- недобросовестность страховых компаний и ассистанских служб (задержки, отказы в выплатах и т.д.);

- отсутствие у туриста оперативной информации о порядке действий при наступлении страхового случая.

Наиболее распространенной в страховании проблемой становится введение в заблуждение туриста относительно условий страхования и финансовых возможностей конкретной страховой компании за рубежом. Отсутствие унифицированного регламента деятельности ассистанских компаний усугубляет данную проблему.

 

4. Консульская и дипломатическая поддержка

 

Значимую роль в оказании содействия российским гражданам за рубежом играют консульские учреждения. Консульские отделы способны обеспечить:

- помощь в организации медицинской эвакуации на родину при тяжелой болезни или травме;

- взаимодействие с местными органами здравоохранения и содействие в поиске медицинского учреждения;

- юридическую поддержку в случае конфликтных ситуаций (например, при неправомерном удержании в клинике из-за неоплаты).

Вместе с тем возможности консульских служб ограничены, особенно в малонаселенных или отдаленных регионах. Это требует создания дополнительных механизмов поддержки туристов - например, организации круглосуточных горячих линий или внедрения мобильных приложений для экстренной связи с консульством и страховой компанией.

 

5. Проблемы и риски при оказании помощи

 

Основные сложности, с которыми сталкиваются туристы при получении медицинской помощи за границей:

- отсутствие сертифицированных русскоязычных врачей и персонала, способного предоставить консультацию на понятном языке;

- высокая стоимость медицинских услуг за рубежом;

- бюрократические препятствия (например, отказ в госпитализации без предоплаты, требование местных гарантийных писем и т.д.);

- трудности в организации медицинской эвакуации в случае тяжелого заболевания или травмы.

Все перечисленные проблемы напрямую связаны не только с низким уровнем информированности граждан о правилах получения медпомощи, но и с отсутствием активного межгосударственного взаимодействия в сфере здравоохранения, направленного на устранение данных барьеров <6>.

--------------------------------

<6> Шайхатдинов Р.Р. Международно-правовые аспекты оказания медицинской помощи иностранным гражданам // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2020. N 3. С. 45 - 52.

 

6. Перспективы и направления развития

 

Для повышения эффективности организации медицинской помощи российским туристам за рубежом необходимы следующие меры:

- разработка международного стандарта организации медицинского обслуживания туристов;

- создание единого электронного реестра медицинских учреждений, работающих с российскими страховыми полисами туристов;

- усиление контроля со стороны государства за страховыми компаниями и обязательная сертификация ассистанских компаний, занимающихся обслуживанием туристов;

- внедрение современных цифровых сервисов (мобильные приложения, QR-карты с медицинским профилем туриста и др.), упрощающих получение и оплату медицинской помощи за границей.

Реализация указанных инициатив позволит существенно повысить доступность медико-санитарных услуг для путешественников и снизить риски, связанные с оказанием помощи за рубежом.

 

7. Проблемы оплаты медицинской помощи за рубежом в условиях санкций

 

Особого внимания заслуживают финансовые аспекты оказания помощи туристам в условиях недружественной политики ряда стран по отношению к Российской Федерации. С 2022 г. антироссийские санкции существенно осложнили взаимодействие российских граждан и организаций с зарубежными структурами в сфере медицины и страхования. Влияние санкций проявляется в следующем:

- ограничение трансграничных платежей: многие иностранные банки отказываются принимать банковские переводы с российских счетов и карт;

- блокировка платежных систем: карты международных платежных систем Visa и MasterCard, выпущенные в РФ, перестали функционировать за границей - туристы не могут расплатиться ими за лечение напрямую;

- заморозка и закрытие счетов ассистирующих компаний: счета и активы ряда российских юрлиц, связанных со страховыми и ассистанскими компаниями за рубежом, закрыты или заморожены, что снижает их возможность оперативно оплачивать услуги даже партнерских медицинских учреждений;

- отказ в обслуживании: некоторые зарубежные клиники отказываются принимать пациентов из Российской Федерации, особенно без предоплаты или при наличии полиса российских страховщиков, не имеющих международного партнера.

 

7.1. Затруднения для туристов

 

Даже при наличии страхового полиса у российских туристов возникают проблемы с оплатой медицинских услуг в ряде стран. Наиболее распространенные трудности:

- не принимаются к оплате российские банковские карты, из-за чего туристам сложно воспользоваться средствами, которыми они располагают на родине;

- в экстренной ситуации часто требуются наличные средства в иностранной валюте либо срочные переводы через посредников в третьих странах;

- недоверие к российским страховым полисам со стороны зарубежных клиник из-за нестабильности финансовых каналов и отказа от сотрудничества с российскими ассистанскими сервисами.

 

7.2. Сложности у страховых компаний

 

Российские страховые и ассистанские компании также сталкиваются с серьезными техническими и юридическими барьерами:

- невозможность оплатить счета иностранных медицинских учреждений из-за отключения российских банков от системы SWIFT и усиленного контроля за трансакциями;

- расторжение зарубежными партнерами ранее заключенных договоров с российскими страховщиками и ассистанскими службами;

- удорожание услуг иностранных посредников и аутсорсинговых сервисных структур, работающих от имени российских страховщиков.

Все это приводит к задержкам в оказании помощи, отказам в оплате лечения по страховке и в конечном счете к необходимости полной самостоятельной оплаты лечения туристом с последующим (и часто затрудненным) получением компенсации на родине.

 

7.3. Возможные пути решения

 

В условиях сохраняющихся ограничений могут предприниматься следующие шаги:

- развитие альтернативных платежных каналов, не затронутых санкционными режимами (например, российской системы "Мир", использование цифровых валют или специальных расчетных счетов);

- создание международных страховых консорциумов, готовых обслуживать туристов из стран с ограниченным доступом к западной финансовой инфраструктуре, в том числе с использованием механизма перестрахования;

- информирование туристов о возможных рисках, объемах страхования и реальных возможностях страховой компании, с полисом которой выезжает турист;

- необходимость путешественникам иметь резервные денежные средства для оплаты непредвиденных расходов, связанных с получением медицинской помощи, наличие средств связи с консульством и страховщиком в случае чрезвычайной ситуации.

Санкционные ограничения радикально трансформировали систему оказания медицинской помощи российским туристам за границей. В новых условиях финансовые расчеты становятся одним из ключевых проблемных звеньев, угрожающих своевременности и доступности лечения. Для минимизации рисков необходимы развитие новых схем международного взаимодействия, адаптация страховых продуктов к изменившимся реалиям, должное информирование туристов о возможностях страховых продуктов и поддержка со стороны государства в преодолении финансовых барьеров.

 

Заключение

 

Организация медицинской помощи российским туристам за рубежом - многоаспектная проблема, требующая комплексного подхода. Совершенствование механизмов страхования, развитие консульской поддержки, внедрение цифровых решений, а также расширение международного сотрудничества способны существенно повысить уровень безопасности туристов и доверие к туристическим услугам в целом. Новые санкционные вызовы показали необходимость адаптации существующей системы: требуются альтернативные финансовые маршруты и особые договоренности, чтобы гарантировать своевременное лечение граждан за границей даже в условиях политических ограничений.

Основные выводы:

1. Международное право обязывает государства оказывать экстренную медицинскую помощь всем лицам, находящимся на их территории, однако не гарантирует ее бесплатность и полноту объема для иностранных граждан.

2. Российские туристы за рубежом сталкиваются с серьезными проблемами при получении медицинской помощи, включая санкционные финансовые ограничения, отказы в обслуживании по российским страховкам, невозможность перевода средств за границу, языковой барьер и др.

3. Для повышения защищенности граждан Российской Федерации за границей необходимы развитие цифровых решений (мобильные приложения, дистанционные консультации), заключение новых международных соглашений о медицинском сотрудничестве, а также интеграция телемедицинских сервисов в инфраструктуру туристической отрасли.

Государственная поддержка и межведомственное взаимодействие (Банк России, МИД, Минздрав, Минэкономразвития, Роспотребнадзор и др.) являются ключевыми факторами успешной реализации предлагаемых мер по улучшению системы медицинского обеспечения туристов.