Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Новости от 01 августа 2020 года из блога, посвященного практике в Межамериканском суде по правам человека МАСПЧ

Обновлено 01.08.2020 04:16

 

Постановление Межамериканского суда по правам человека от 12 марта 2019 года по делу "Жители деревни Чичупак и близлежащих сообществ муниципалитета Рабинал, Молина Тейссен и 12 других дел (Members of the Village of Chichupac and neighboring communities of the Municipality of Rabinal, Case of Molina Theissen and 12 other Guatemalan Cases) против Гватемалы (обеспечительные меры и надзор за исполнением Постановления)".

Заявителю была оказана помощь в подготовке жалобы в Межамериканскую комиссию по правам человека (г. Вашингтон, США).

Впоследствии Межамериканская комиссия по правам человека передала жалобу заявителя для рассмотрения в Межамериканский суд по правам человека (г. Сан-Хосе, Коста-Рика). Затем жалоба была коммуницирована Гватемале.

По делу успешно рассмотрена жалоба на вопрос о праве на доступ к правосудию в связи с законопроектом, которым предполагалось объявление амнистии за все тяжкие преступления, совершенные в ходе внутреннего вооруженного конфликта в Гватемале.

По делу рассматривается вопрос о праве на доступ к правосудию в связи с законопроектом, которым предполагалось объявление амнистии за все тяжкие преступления, совершенные в ходе внутреннего вооруженного конфликта в Гватемале.

 

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ДЕЛА

 

В 2016 году Межамериканский суд по правам человека (далее - Межамериканский суд) вынес Постановление по делу "Жители деревни Чичупак и близлежащих сообществ муниципалитета Рабинал против Гватемалы". Дело касалось, inter ilia, насильственных исчезновений 22 жителей деревни коренного населения Чичупак и близлежащих сообществ муниципалитета Рабинал, а также отсутствия эффективного расследования по обвинениям в совершении в отношении членов данных сообществ насильственных исчезновений, внесудебных расправ, принудительного труда, пыток и сексуального насилия, применявшегося в ходе операций, которые проводились армией и коллаборационистами в ходе внутреннего вооруженного конфликта в Гватемале. Межамериканский суд объявил, inter ilia, о международной ответственности Гватемалы за нарушение права на доступ к правосудию для заявителей, поскольку не было проведено незамедлительного расследования обстоятельств дела. Межамериканский суд также счел, что власти Гватемалы несли ответственность за насильственные исчезновения 22 человек и за то, что не были приняты необходимые меры для того, чтобы устранить последствия ситуации перемещения нескольких человек. Что касается репараций, Межамериканский суд обязал власти Гватемалы, inter ilia, устранить все de facto и de jure препятствия, которые способствовали безнаказанности в настоящем деле, и инициировать, продолжить, содействовать и вновь провести расследования, необходимые для того, чтобы установить и наказать лиц, ответственных за нарушения прав человека, имевшие место в деле.

Данное дело в настоящее время находится на стадии наблюдения за исполнением постановления Межамериканского суда. В феврале 2019 года представители потерпевших подали заявление о применении обеспечительных мер на основании того, что существовали "серьезные угрозы для [прав на] жизнь и личную неприкосновенность" некоторых потерпевших по делу, появившиеся после того, как органы прокуратуры вновь начали расследование в связи с изнасилованием девяти женщин - потерпевших по делу, а также после лишения свободы и превентивного заключения под стражу семи человек в мае 2018 года. В заявлении о применении обеспечительных мер также упоминалось о предполагаемом "уязвимом положении", в котором потерпевшие окажутся в случае "материализации одобрения законопроекта N 5377", целью которого были реформа Закона о национальном примирении от 1996 года и амнистия, которая противоречила постановлению Межамериканского суда.

 

ВОПРОСЫ ПРАВА

 

По вопросу о применении пункта 2 статьи 63 (обеспечительные меры), статей 4 (право на жизнь) и 5 (право на гуманное обращение) Американской конвенции прав человека (далее - ACHR). Согласно пункту 2 статьи 63 ACHR в случаях исключительной серьезности и безотлагательности и для необходимости избежать причинения лицам невосполнимого вреда Межамериканский суд принимает такие обеспечительные меры, которые он считает адекватными для рассматриваемых им вопросов. Что касается условий, соблюдение которых требуется в соответствии с пунктом 2 статьи 63 ACHR, Межамериканский суд установил, что существовала ситуация риска для жизни и личной неприкосновенности девяти женщин - потерпевших по делу в связи с началом и продолжением судебного расследования и уголовного производства в отношении изнасилований, которые, как предполагается, были совершены в отношении них. Межамериканский суд также отметил, что некоторые из потерпевших или их родственников получали угрозы, в результате которых они начали бояться за свою жизнь. Межамериканский суд подчеркнул, что меры, принятые властями Гватемалы, не были достаточными, поскольку они не отвечали конкретным рискам, с которыми столкнулись девять женщин-потерпевших. Межамериканский суд счел, что требование срочности было соблюдено, поскольку было разумно предполагать, что риск для потерпевших мог усилиться в связи со слушанием, которое должно было состояться в рамках уголовного производства, и в связи с законопроектом, направленным для объявления амнистии за все тяжкие нарушения прав человека, допущенные во время внутреннего вооруженного конфликта. С учетом вышеизложенного Межамериканский суд решил, что возможное одобрение рассматриваемого законопроекта поставило бы потерпевших в положение дополнительной уязвимости, поскольку оно могло привести к реализации угроз и мести по отношению к потерпевшим, свидетелям, судьям и прокурорам, которые участвовали в производстве.

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

Межамериканский суд обязал власти Гватемалы принять необходимые и эффективные меры защиты для того, чтобы гарантировать право на жизнь и личную неприкосновенность девятерым потерпевшим по делу, предполагаемое изнасилование которых расследовалось на уровне страны.

По вопросу о применении пункта 2 статьи 63, статей 8 (право на справедливое судебное разбирательство) и 25 (право на судебную защиту) ACHR. Что касается законопроекта N 5377 о реформировании Закона о национальном примирении от 1996 года, Межамериканский суд отметил, что целью законопроекта было объявить "амнистию или полностью исключить уголовную ответственность" за все преступления, совершенные "во время внутреннего вооруженного конфликта". В отношении требования исключительной серьезности Межамериканский суд решил, что одобрение данного законопроекта будет иметь негативные и невосполнимые последствия для права на доступ к правосудию потерпевших в 14 делах, в которых Межамериканский суд вынес постановления об обязанности проведения расследования, уголовного преследования и возможного наказания за тяжкие нарушения прав человека, совершенные во время вооруженного конфликта. Одобрение такого законопроекта будет игнорировать постановление Межамериканского суда в отношении Гватемалы, поскольку целью амнистии было обеспечение безнаказанности даже в случаях серьезных нарушений прав человека, допущенных в ходе внутреннего вооруженного конфликта.

 

Источник публикации: https://espchhelp.ru/blog/3436-zhiteli-derevni-chichupak-i-blizlezhashchikh-soobshchestv-munitsipaliteta-rabinal-molina-teyssen-i-12-drugikh-del-protiv-gvatemaly .

 

 

Sentencia de la Corte Interamericana de Derechos Humanos de 12 de marzo de 2019 en el caso Miembros de la Aldea de Chichupac y comunidades vecinas del Municipio de Rabinal, Caso Molina Theissen y 12 otros casos guatemaltecos) v. Guatemala (Medidas Provisionales y Supervisión de Cumplimiento)".

El solicitante recibió asistencia para preparar una queja ante la Comisión Interamericana de Derechos Humanos (Washington, EE. UU.).

Posteriormente, la Comisión Interamericana de Derechos Humanos remitió la queja del solicitante a la Corte Interamericana de Derechos Humanos (San José, Costa Rica). La denuncia fue luego comunicada a Guatemala.

El caso examinó con éxito una queja sobre el tema del derecho de acceso a la justicia en relación con un proyecto de ley que supuestamente anunciaría una amnistía para todos los delitos graves cometidos durante el conflicto armado interno en Guatemala.

El caso está considerando la cuestión del derecho de acceso a la justicia en relación con el proyecto de ley, que supuestamente anunciaría una amnistía para todos los delitos graves cometidos durante el conflicto armado interno en Guatemala.


LAS CIRCUNSTANCIAS DEL CASO


En 2016, la Corte Interamericana de Derechos Humanos (en adelante, la Corte Interamericana) emitió una sentencia en el caso Residentes de la aldea de Chichupac y comunidades adyacentes del municipio de Rabinal v. Guatemala. El caso se refería, entre otras cosas, a las desapariciones forzadas de 22 residentes de la aldea indígena de Chichupak y las comunidades circundantes en el municipio de Rabinal, así como a la falta de una investigación efectiva sobre las denuncias de desapariciones forzadas, ejecuciones extrajudiciales, trabajo forzado, tortura y violencia sexual contra miembros de estas comunidades en durante las operaciones llevadas a cabo por el ejército y colaboradores durante el conflicto armado interno en Guatemala. La Corte Interamericana sostuvo, entre otras cosas, que Guatemala era internacionalmente responsable por la violación del derecho de los solicitantes al acceso a la justicia, ya que no hubo una investigación inmediata de las circunstancias del caso. La Corte Interamericana también determinó que las autoridades guatemaltecas fueron responsables de las desapariciones forzadas de 22 personas y de no tomar las medidas necesarias para abordar las consecuencias de la situación de desplazamiento. Con respecto a las reparaciones, la Corte Interamericana de Justicia ordenó a las autoridades guatemaltecas, entre otras cosas, eliminar todos los obstáculos de facto y de jure que contribuyeron a la impunidad en el presente caso e iniciar, continuar, facilitar y reabrir las investigaciones necesarias para identificar y sancionar a las personas. responsable de las violaciones de derechos humanos que tuvieron lugar en el caso.

El caso se encuentra actualmente bajo supervisión de la ejecución del fallo de la Corte Interamericana. En febrero de 2019, representantes de las víctimas presentaron una solicitud de medidas provisionales con el argumento de que hubo "serias amenazas a [los derechos a] la vida y la integridad personal" de algunas de las víctimas en el caso, que surgió después de que los fiscales reabrieron su investigación sobre la violación nueve mujeres, víctimas en el caso, así como después del encarcelamiento y la detención preventiva de siete personas en mayo de 2018. La solicitud de medidas provisionales también se refería a una supuesta "posición vulnerable" en la cual las víctimas serían "aprobación materializada del Proyecto de Ley 5377", que tenía como objetivo reformar la Ley de Reconciliación Nacional de 1996 y una amnistía que era contraria al fallo de la Corte Interamericana.


PREGUNTAS DE LEY

 

Sobre la aplicación del párrafo 2 del artículo 63 (medidas provisionales), los artículos 4 (derecho a la vida) y 5 (derecho a un trato humano) de la Convención Americana sobre Derechos Humanos (en adelante - CADH). De conformidad con el párrafo 2 del artículo 63 de la CADH, en casos de extrema gravedad y urgencia y para evitar causar daños irreparables a las personas, la Corte Interamericana tomará las medidas provisionales que considere apropiadas para los asuntos que se le presenten. Con respecto a las condiciones requeridas en virtud del artículo 63, párrafo 2, de la CADH, la Corte Interamericana determinó que existía una situación de riesgo para la vida y la integridad personal de nueve mujeres víctimas en el caso en relación con el inicio y la continuación de investigaciones judiciales y procesos penales en relación con la violación. que se supone que se cometieron contra ellos. La Corte Interamericana también señaló que algunas de las víctimas o sus familiares recibieron amenazas, como resultado de lo cual comenzaron a temer por sus vidas. La Corte Interamericana enfatizó que las medidas tomadas por las autoridades guatemaltecas no fueron suficientes ya que no respondieron a los riesgos específicos que enfrentan las nueve mujeres víctimas. La Corte Interamericana consideró que se respetaba el requisito de urgencia porque era razonable suponer que el riesgo para las víctimas podría aumentar en relación con la audiencia, que se llevaría a cabo en el marco del proceso penal, y en relación con el proyecto de ley destinado a declarar una amnistía por todas las violaciones graves de los derechos. una persona cometida durante un conflicto armado interno. En vista de lo anterior, la Corte Interamericana decidió que la posible aprobación del proyecto de ley bajo consideración colocaría a las víctimas en una posición de vulnerabilidad adicional, ya que podría conducir a la implementación de amenazas y represalias contra las víctimas, testigos, jueces y fiscales que participaron en los procedimientos.


RESOLUCIÓN


La Corte Interamericana ha ordenado a las autoridades guatemaltecas que tomen las medidas de protección necesarias y efectivas para garantizar el derecho a la vida y la seguridad de las nueve víctimas en el caso cuya presunta violación fue investigada a nivel nacional.

Sobre la aplicación del artículo 63, párrafo 2, artículos 8 (derecho a un juicio justo) y 25 (derecho a una defensa legal) CADH. Con respecto al proyecto de ley núm. 5377 para reformar la Ley de Reconciliación Nacional de 1996, la Corte Interamericana señaló que el objetivo del proyecto era otorgar "amnistía o eliminar por completo la responsabilidad penal" por todos los delitos cometidos "durante el conflicto armado interno". Con respecto al requisito de severidad excepcional, la Corte Interamericana ha decidido que la aprobación de este proyecto de ley tendrá consecuencias negativas e irreparables para el derecho de acceso a la justicia para las víctimas en 14 casos en los que la Corte Interamericana ha ordenado la obligación de investigar, enjuiciar y posible castigo por violaciones graves de los derechos. Persona cometida durante un conflicto armado. La aprobación de tal proyecto de ley ignoraría la decisión de la Corte Interamericana sobre Guatemala, ya que el propósito de la amnistía era garantizar la impunidad incluso en casos de violaciones graves de los derechos humanos cometidas durante el conflicto armado interno.


Fuente de publicación: https://espchhelp.ru/blog/3435-miembros-de-la-aldea-de-chichupac-y-comunidades-vecinas-del-municipio-de-rabinal-caso-molina-theissen-y-12-otros-casos-guatemaltecos-c-guatemala .

 

 

 

Inter-American Court of Human Rights judgment of 12 March 2019 in the case Members of the Village of Chichupac and neighboring communities of the Municipality of Rabinal, Case of Molina Theissen and 12 other Guatemalan Cases) v. Guatemala (Interim Measures and Enforcement Supervision)".

The applicant was assisted in preparing a complaint to the Inter-American Commission on Human Rights (Washington, USA).

Subsequently, the Inter-American Commission on Human Rights referred the applicant's complaint to the Inter-American Court of Human Rights (San José, Costa Rica). The complaint was then communicated to Guatemala.

The case successfully examined a complaint on the issue of the right to access to justice in connection with a bill that was supposed to announce an amnesty for all serious crimes committed during the internal armed conflict in Guatemala.

The case is considering the issue of the right to access to justice in connection with the bill, which was supposed to announce an amnesty for all serious crimes committed during the internal armed conflict in Guatemala.


THE CIRCUMSTANCES OF THE CASE


In 2016, the Inter-American Court of Human Rights (hereinafter referred to as the Inter-American Court) issued a judgment in the case Residents of Chichupac Village and Adjacent Communities of Rabinal Municipality v. Guatemala. The case concerned, inter ilia, the enforced disappearances of 22 residents of the indigenous village of Chichupak and surrounding communities in Rabinal municipality, as well as the lack of an effective investigation into allegations of enforced disappearances, extrajudicial killings, forced labor, torture and sexual violence against members of these communities in operations carried out by the army and collaborators during the internal armed conflict in Guatemala. The Inter-American Court held, inter ilia, that Guatemala was internationally responsible for the violation of the applicants' right to access to justice, as there was no prompt investigation into the circumstances of the case. The Inter-American Court also found that the Guatemalan authorities were responsible for the enforced disappearances of 22 people and for failing to take the necessary steps to address the consequences of the displacement situation. With regard to reparations, the Inter-American Court of Justice ordered the Guatemalan authorities, inter ilia, to remove all de facto and de jure obstacles that contributed to impunity in the present case and to initiate, continue, facilitate and reopen the investigations necessary to identify and punish the individuals responsible for the human rights violations that took place in the case.

The case is currently under monitoring the execution of the Inter-American Court ruling. In February 2019, representatives of the victims filed an application for interim measures on the grounds that there were “serious threats to [the rights to] life and personal integrity” of some of the victims in the case, which arose after prosecutors reopened their investigation into the rape nine women - victims in the case, as well as after the imprisonment and preventive detention of seven people in May 2018. The interim relief application also referred to an alleged “vulnerable position” in which victims would be “materialized approval of Bill 5377”, which aimed to reform the 1996 National Reconciliation Act and an amnesty that was contrary to the Inter-American Court ruling.


QUESTIONS OF LAW

 

On the application of paragraph 2 of article 63 (interim measures), articles 4 (right to life) and 5 (right to humane treatment) of the American Convention on Human Rights (hereinafter - ACHR). Pursuant to article 63, paragraph 2, of the ACHR, in cases of extreme seriousness and urgency and in order to avoid causing irreparable harm to persons, the Inter-American Court shall take such interim measures as it deems appropriate for the issues before it. With regard to the conditions required under article 63, paragraph 2, of the ACHR, the Inter-American Court found that there was a situation of risk to the life and personal integrity of nine women victims in the case in connection with the initiation and continuation of judicial investigations and criminal proceedings in relation to rape. which are supposed to have been committed against them. The Inter-American Court also noted that some of the victims or their relatives received threats, as a result of which they began to fear for their lives. The Inter-American Court emphasized that the measures taken by the Guatemalan authorities were not sufficient as they did not respond to the specific risks faced by the nine women victims. The Inter-American Court considered that the urgency requirement was respected because it was reasonable to assume that the risk to victims could be increased in connection with the hearing, which was to take place in the framework of the criminal proceedings, and in connection with the bill aimed at declaring an amnesty for all serious violations of rights a person committed during an internal armed conflict. In view of the above, the Inter-American Court decided that the possible approval of the draft law under consideration would place victims in a position of additional vulnerability, as it could lead to the implementation of threats and retaliation against the victims, witnesses, judges and prosecutors who participated in the proceedings.


RESOLUTION


The Inter-American Court has ordered the Guatemalan authorities to take the necessary and effective protective measures to guarantee the right to life and security of the nine victims in the case of alleged rape being investigated at the national level.

On the application of article 63, paragraph 2, articles 8 (right to a fair trial) and 25 (right to a legal defense) ACHR. Regarding Bill No. 5377 to reform the National Reconciliation Act of 1996, the Inter-American Court noted that the purpose of the bill was to grant "amnesty or completely eliminate criminal liability" for all crimes committed "during the internal armed conflict." With regard to the requirement of exceptional severity, the Inter-American Court has decided that the approval of this bill will have negative and irreparable consequences for the right to access to justice of victims in 14 cases in which the Inter-American Court has ordered the obligation to investigate, prosecute and possibly punish serious violations of rights person committed during an armed conflict. The approval of such a bill would ignore the Inter-American Court's ruling on Guatemala, as the purpose of the amnesty was to ensure impunity even in cases of serious human rights violations committed during the internal armed conflict.


Publication source: https://espchhelp.ru/blog/3434-members-of-the-village-of-chichupac-and-neighboring-communities-of-the-municipality-of-rabinal-case-of-molina-theissen-and-12-other-guatemalan-cases-v-guatemala .