Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

О предложении по освобождению от НДС ввоза в РФ руды, концентратов и других промышленных продуктов, содержащих драгметаллы, лома и отходов драгметаллов для производства драгметаллов и аффинажа

Обновлено 19.05.2022 06:23

 

Вопрос: В связи с новыми экономическими санкциями, коснувшимися всех секторов отечественной экономики, Ассоциация приветствует решение об установлении нулевой ставки НДС по операциям со слитками аффинированных драгоценных металлов, реализуемыми физическим лицам.
Возможно ли ускорить внедрение данных инициатив, поскольку они позволят предоставить гражданам альтернативный способ сбережения денежных средств, а также поддержать отечественные аффинажные предприятия, повысив спрос на их продукцию?
Возможна ли отмена НДС на сырье, ввозимое предприятиями, включенными в перечень организаций, уполномоченных осуществлять аффинаж драгоценных металлов (утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.1998 N 972), для переработки и последующего экспорта продуктов переработки?
Данный НДС подлежит возврату в соответствии с положениями статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации. Отсутствие необязательности "резервирования" 20% от стоимости ввозимого товара, которая будет компенсирована не ранее 180 дней с момента ее уплаты, поддержит возможность осуществления аффинажными предприятиями экспортно-импортных операций с государствами, не поддержавшими экономические санкции в отношении Российской Федерации.

Ответ:


МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 11 апреля 2022 г. N 03-07-05/30866

Департамент налоговой политики рассмотрел обращение, поступившее письмом от 11 марта 2022 г., по вопросу налогообложения операций, связанных с использованием и обращением драгоценных металлов, и сообщает.
Как следует из обращения, предлагается установить нулевую ставку налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по операциям со слитками аффинированных драгоценных металлов, реализуемыми физическим лицам, а также отменить НДС на сырье, ввозимое предприятиями, включенными в перечень организаций, уполномоченных осуществлять аффинаж драгоценных металлов, для переработки и последующего экспорта продуктов переработки.
В настоящее время подпунктом 9 пункта 3 статьи 149 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено освобождение от налогообложения НДС в отношении драгоценных металлов в слитках, реализуемых банками физическим лицам, независимо от помещения этих слитков в хранилища банков.
На основании норм главы 21 Кодекса налогоплательщики, осуществляющие операции по реализации товаров (работ, услуг), облагаемые НДС по налоговой ставке в размере 0 процентов, имеют право на возмещение сумм НДС, предъявленных при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для данных операций по реализации товаров (работ, услуг).
В случае принятия решения об установлении налоговой ставки НДС в размере 0 процентов в отношении операций со слитками аффинированных драгоценных металлов, реализуемыми физическим лицам, налогоплательщики, осуществляющие данные операции, не только будут освобождены от уплаты НДС, но и получат право на возмещение НДС, предъявленного поставщиками материальных ресурсов производственного назначения, в том числе основных средств. В связи с этим принятие положительного решения по данному вопросу, по существу, будет являться субсидированием налогоплательщиков, реализующих аффинированные драгоценные металлы физическим лицам, из федерального бюджета на сумму НДС.
Также необходимо отметить, что, как показывает практика применения НДС, снижение налоговой ставки не является прозрачной мерой государственной поддержки, обеспечивающей целевое использование полученных средств, а также не гарантирует уменьшения стоимости товаров (работ, услуг) для конечного потребителя.
Что касается отмены НДС на сырье, ввозимое предприятиями, включенными в перечень организаций, уполномоченных осуществлять аффинаж драгоценных металлов, для переработки и последующего экспорта продуктов переработки, то согласно мировой практике взимание НДС во взаимной торговле, в том числе государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки НДС при экспорте товаров и налогообложение НДС при импорте товаров. При этом НДС не взимается при импорте с территории одного государства на территорию другого государства товаров, которые в соответствии с законодательством государства, на территорию которого ввезен товар, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при ввозе на его территорию.
Перечень товаров, ввоз которых в Российскую Федерацию не подлежит налогообложению НДС, установлен статьей 150 Кодекса. При этом данным перечнем руда, концентраты и другие промышленные продукты, содержащие драгоценные металлы, лом и отходы драгоценных металлов для производства драгоценных металлов и аффинажа, не предусмотрены.
Таким образом, руда, концентраты и другие промышленные продукты, содержащие драгоценные металлы, лом и отходы драгоценных металлов для производства драгоценных металлов и аффинажа, ввозимые в Российскую Федерацию, в том числе с территорий государств - членов ЕАЭС, подлежат налогообложению НДС.
Согласно подпункту 9 пункта 3 статьи 149 Кодекса операции по реализации на территории Российской Федерации руды, концентратов и других промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы, лома и отходов драгоценных металлов для производства драгоценных металлов и аффинажа освобождаются от налогообложения НДС. При этом на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 170 Кодекса суммы НДС, предъявленные поставщиками товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых при осуществлении указанных операций, к вычету (возмещению) не принимаются, а учитываются в стоимости этих товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов.
Вместе с тем согласно пункту 5 статьи 149 Кодекса налогоплательщики, осуществляющие операции по реализации на территории Российской Федерации руды, концентратов и других промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы, лома и отходов драгоценных металлов для производства драгоценных металлов и аффинажа, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения и применять налоговые вычеты, в том числе по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации.
Принятие предложения об освобождении от НДС руды, концентратов и других промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы, лома и отходов драгоценных металлов, ввозимых в Российскую Федерацию для производства драгоценных металлов и аффинажа, не только приведет к потерям доходов федерального бюджета, но и создаст неравные конкурентные условия в отношении добытых в Российской Федерации драгоценных металлов в минеральном сырье, поскольку при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых налогоплательщиками для добычи драгоценных металлов, поставщиками этих товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, предъявляются к оплате соответствующие суммы НДС.
Также необходимо учитывать, что при принятии данного предложения возникнет риск создания схем получения налоговой выгоды налогоплательщиками, реализующими руду, концентраты и другие промышленные продукты, содержащие драгоценные металлы, лом и отходы драгоценных металлов аффинажным заводам и субъектам производства драгоценных металлов, путем применения налоговой ставки НДС в размере 0 процентов и возмещения НДС при реализации данных товаров иностранному покупателю, в том числе покупателю, являющемуся хозяйствующим субъектом государства - члена ЕАЭС, и вывезенных в таможенной процедуре экспорта, с последующим ввозом этих товаров в Российскую Федерацию аффинажными заводами и субъектами производства драгоценных металлов без уплаты НДС.
В связи с этим предложение об освобождении от НДС руды, концентратов и других промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы, лома и отходов драгоценных металлов, ввозимых в Российскую Федерацию для производства драгоценных металлов и аффинажа, представляется нецелесообразным.
Кроме того, реализация вышеуказанных предложений приведет к изменению доходов федерального бюджета. При этом источники компенсации указанных потерь федерального бюджета не определены.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что в сегодняшней ситуации расходы на социальные обязательства государства возрастают, а также учитывая расходы федерального бюджета в сложившихся обстоятельствах в 2022 году, вышеуказанные предложения без определения источников компенсации выпадающих доходов федерального бюджета не могут быть поддержаны.

Заместитель директора Департамента
В.А.ПРОКАЕВ
11.04.2022