Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Об отдельных вопросах по организации и проведению контрольных (надзорных) мероприятий по соблюдению законодательства РФ о применении ККТ, в том числе начатых до 1 марта 2022 г.

Обновлено 25.05.2022 08:52

 

Вопрос: Об отдельных вопросах по организации и проведению контрольных (надзорных) мероприятий по соблюдению законодательства РФ о применении ККТ, в том числе начатых до 1 марта 2022 г.

Ответ:


МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 7 апреля 2022 г. N Д24и-10329

Департамент государственной политики в сфере лицензирования, контрольно-надзорной деятельности, аккредитации и саморегулирования Минэкономразвития России рассмотрел письмо по отдельным вопросам организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей (далее - контроль за применением контрольно-кассовой техники), с учетом положений постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - постановление N 336) и сообщает.
1. По вопросу завершения проверок соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, начатых до 1 марта 2022 г., отмечаем.
Постановлением N 336 установлены ограничения на осуществление видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) и Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
КонсультантПлюс: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 7 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336, а не пункт 5.
При этом на основании пункта 5 постановления N 336 контрольные (надзорные) мероприятия, проверки, проведение которых не допускается в соответствии с данным постановлением и не завершенные на день вступления в силу настоящего постановления, подлежат завершению в течение 5 рабочих дней со дня вступления в силу настоящего постановления путем составления акта контрольного (надзорного) мероприятия, проверки.
Отмечаем, что с 1 марта 2022 г. оценка соблюдения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, осуществляется в рамках контроля за применением контрольно-кассовой техники, к организации и осуществлению которого применяются положения Федерального закона N 248-ФЗ.
КонсультантПлюс: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 7 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336, а не пункт 6.
С учетом изложенного проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, начатые до 1 марта 2022 г. и не завершенные на момент вступления в силу постановления N 336, подлежат завершению в порядке, предусмотренном пунктом 6 указанного постановления.
2. По вопросу выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений отмечаем.
В соответствии с абзацем восьмым подпункта "а" пункта 3 постановления N 336 допускается проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий при условии согласования с органами прокуратуры по решению руководителя, заместителя руководителя ФНС России в рамках контроля за применением контрольно-кассовой техники (за исключением случаев, установленных частью 7 статьи 75 Федерального закона N 248-ФЗ).
При этом в соответствии с абзацем 2 пункта 7 постановления N 336 после вступления в силу данного постановления по результатам контрольного (надзорного) мероприятия с взаимодействием предписание об устранении нарушений может быть выдано в случае выявления нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ущерба обороне страны и безопасности государства.
Отмечаем, что в случае если в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия выявлены нарушения, не соответствующие положениям абзаца 2 пункта 7 постановления N 336, то есть не влекущие непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ущерба обороне страны и безопасности государства, то такие нарушения фиксируются в акте соответствующего мероприятия, но предписание не выдается.
При этом в отношении контролируемого лица может быть объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
3. По вопросу возбуждения дел об административном правонарушении отмечаем.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ контрольный (надзорный) орган в случае выявления признаков административного правонарушения в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия направляет соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принимает меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 9 постановления N 336 в случае выявления признаков административного правонарушения, состав которого включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых отнесена к предмету видов контроля, к организации и осуществлению которых применяются положения Федерального закона N 248-ФЗ, должностные лица контрольного (надзорного) органа вправе принять меры по привлечению виновных лиц к административной ответственности только на основании результатов проведения контрольного (надзорного) мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом.
Отмечаем, что указанные положения распространяются в том числе на случаи непосредственного обнаружения признаков административного правонарушения, получения таких сведений от граждан и организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации, а также с использованием систем информационного взаимодействия.
С учетом изложенного оценка достаточности данных для решения вопроса о привлечении к административной ответственности может быть осуществлена только по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия, в ходе которого допускается взаимодействие с контролируемым лицом.
Таким образом, возбуждение должностными лицами контрольных (надзорных) органов дел об административных правонарушениях без проведения соответствующих мероприятий не допускается.
4. По вопросу применения положений постановления N 336 к организации и осуществлению отдельных видов контроля отмечаем.
В соответствии с пунктом 9 части 4 статьи 2 Федерального закона N 248-ФЗ положения указанного Федерального закона N 248-ФЗ не применяются к организации и осуществлению контроля (надзора) за деятельностью кредитных организаций и банковских групп, некредитных финансовых организаций, лиц, оказывающих профессиональные услуги на финансовом рынке, надзора в национальной платежной системе.
Таким образом, особенности осуществления контрольной (надзорной) деятельности, предусмотренные постановлением N 336, не распространяются на указанные виды контроля.

Директор Департамента
государственной политики в сфере
лицензирования, контрольно-надзорной
деятельности, аккредитации
и саморегулирования
А.В.ВДОВИН
07.04.2022