Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

О предложениях по сокращению сроков возмещения НДС для экспортеров и снижению ставок ввозных таможенных пошлин на оборудование, расходные материалы и комплектующие для лесопромышленного комплекса.

Обновлено 14.09.2022 10:51

 

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 19 августа 2022 г. N 03-07-03/81216

 

В связи с письмом от 13.07.2022 в рамках своей компетенции Минфин России сообщает.

Правительству Российской Федерации предлагается рассмотреть вопрос о сокращении сроков возмещения налога на добавленную стоимость для экспортеров.

В соответствии со статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в целом по деятельности налогоплательщиков за налоговый период, полученная разница подлежит возмещению налогоплательщику путем возврата (зачета) налогоплательщику на основании решения налогового органа.

В соответствии с пунктом 1 статьи 176 Кодекса налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 Кодекса.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 88 Кодекса камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, в течение двух месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.

В указанный двухмесячный срок налоговый орган осуществляет контроль за правильностью применения налога на добавленную стоимость по результатам хозяйственной деятельности налогоплательщика за квартал и проводит мероприятия налогового контроля, в том числе: направляет при наличии оснований запросы в таможенные органы; в соответствии со статьей 88 Кодекса и в порядке, предусмотренном статьей 93.1 Кодекса, истребует у налогоплательщика документы, подтверждающие отсутствие факта занижения суммы налога, подлежащей уплате в федеральный бюджет, либо завышения суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, а также документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов; при необходимости истребует у контрагента документы, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика (статья 93.1 Кодекса); необходимые сведения (документы) у банков (статья 86 Кодекса), а затем проводит анализ полученных сведений (документов). Проведение большинства указанных мероприятий регламентировано положениями Кодекса в части сроков, порядка проведения.

В связи с этим сокращение срока проведения камеральной проверки по возмещению налога на добавленную стоимость приведет к созданию ситуации, при которой у налогового органа будут отсутствовать необходимые сведения (документы), подтверждающие размер суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей возмещению налогоплательщику, в том числе экспортеру, что в конечном итоге приведет к потерям федерального бюджета.

Также следует отметить, что принятие данного предложения приведет к дополнительной административной нагрузке как на органы государственной власти и организации, представляющие сведения (документы) по запросам налоговых органов, так и на налогоплательщиков, представляющих по требованию налоговых органов документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов, поскольку потребуется сокращение сроков представления в налоговые органы соответствующих документов.

При этом необходимо обратить внимание, что проведение камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлены суммы этого налога к возмещению, до истечения двух месяцев с момента представления в налоговые органы налоговой декларации нормам Кодекса не противоречит.

Дополнительно сообщаем, что 26 марта 2022 года вступил в силу Федеральный закон от 26 марта 2022 г. N 67-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", которым внесены изменения в статью 176.1 Кодекса.

Указанные изменения предоставляют налогоплательщикам право на применение заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость без представления в налоговые органы банковской гарантии (договора поручительства) в сумме, не превышающей совокупную сумму налогов и страховых взносов (без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации и в качестве налогового агента), уплаченную налогоплательщиками за календарный год, предшествующий году, в котором подается заявление о применении заявительного порядка возмещения.

Соответственно, налог на добавленную стоимость при соблюдении указанных условий может быть возвращен до окончания камеральной налоговой проверки.

Учитывая изложенное, предложение не поддерживается.

Правительству Российской Федерации также предлагается рассмотреть возможность снижения ставок ввозных таможенных пошлин на оборудование, расходные материалы и комплектующие для лесопромышленного комплекса, импортируемые из дружественных стран, аналоги которых не производятся в Российской Федерации.

Установление (корректировка) ставок ввозных таможенных пошлин регулируется в наднациональном порядке решениями Евразийской экономической комиссии (далее - ЕЭК), на основании предложений государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС).

Порядок взаимодействия с ЕЭК, в том числе при подготовке предложений по установлению (корректировке) ставок ввозных таможенных пошлин, определен Положением о взаимодействии федеральных органов исполнительной власти с Евразийской экономической комиссией, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2015 г. N 1126.

В соответствии с пунктом 5 указанного положения координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по взаимодействию с ЕЭК осуществляет Министерство экономического развития Российской Федерации.

Рассмотрение предложений по корректировке ставок ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 N 1166 "О Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции" через подкомиссию по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции (далее - Подкомиссия), обеспечение деятельности которой возложено на Минэкономразвития России.

Для установления (корректировки) ставок ввозных таможенных пошлин заинтересованному лицу необходимо обратиться в Подкомиссию по форме, размещенной на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации www.economy.gov.ru в разделе "Внешнеэкономическая деятельность" (подраздел Таможенно-тарифное регулирование"), с предоставлением соответствующего финансово-экономического обоснования, подтверждающего целесообразность реализации предложений по установлению (корректировке) ставок ввозных таможенных пошлин.

Обращаем внимание, что вопросы установления (корректировки), ставок ввозных таможенных пошлин рассматриваются Подкомиссией на основании рассмотренных в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти обращений предприятий, организаций, отраслевых ассоциаций и союзов, министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации, других заинтересованных лиц.

Кроме того, необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 4 статьи 42 Договора о Евразийском экономическом союзе ставки ввозных таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу ЕАЭС, происхождения товаров (в том числе в случаях, когда происхождение товаров неизвестно либо считается неподтвержденным), видов сделок и иных обстоятельств, в связи с чем такие ставки не могут быть установлены в пониженном размере только в отношении товаров из определенных стран.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что рассматриваемое предложение вносится с отступлением от установленного порядка, в том числе без предоставления информации об источниках компенсации возможных выпадающих доходов федерального бюджета, оно нами не поддерживается.

 

М.М.КОТЮКОВ

19.08.2022