Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

О предложениях по оказанию поддержки туристической отрасли в части уплаты налогов и страховых взносов.

Обновлено 25.09.2022 05:46

 

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 21 июля 2022 г. N 03-00-05/70427

 

Департамент анализа эффективности преференциальных налоговых режимов совместно с Департаментом налоговой политики рассмотрел поступившее на официальный сайт Минфина России обращение от 06.07.2022 с просьбой о проведении встречи для обсуждения предложений по налоговым мерам поддержки туристической отрасли и сообщает, что в связи со служебной занятостью руководящего состава Минфина России в настоящее время не представляется возможным организовать и провести встречу.

Вместе с тем по результатам ознакомления с материалами о налоговом маневре по предложению снизить ставки по различным видам налогов и страховым взносам, а также создать зоны пониженного фискального давления в отрасли сообщается следующее.

В части налога на добавленную стоимость (далее - НДС)

Предлагаемый налоговый маневр предполагает освобождение от налогообложения НДС услуг объектов туристической инфраструктуры, в том числе находящихся в составе зданий коллективных средств размещения.

В настоящее время на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) реализация услуг, оказываемых на объектах туристической инфраструктуры, в том находящихся в составе зданий коллективных средств размещения (за исключением услуг, поименованных в статье 149 Кодекса), подлежит налогообложению НДС.

Согласно статье 171 Кодекса налогоплательщики имеют право уменьшить сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет, на суммы НДС, предъявленные им при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав.

В то же время подпунктом 1 пункта 2 статьи 170 Кодекса предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг), освобожденных от налогообложения, суммы НДС, предъявленные при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав, к вычету не принимаются, а включаются в стоимость этих товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав.

В связи с этим при принятии решения об освобождении от налогообложения НДС реализации услуг, оказываемых на объектах туристической инфраструктуры, в том числе находящихся в составе зданий коллективных средств размещения, налогоплательщики, оказывающие данные услуги, будут лишены права на принятие к вычету сумм НДС, предъявленных по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам, нематериальным активам, имущественным правам. Включение же таких сумм НДС в состав производственных затрат увеличит, соответственно, издержки и может привести к снижению рентабельности.

Также следует отметить, что реализация вышеуказанного предложения приведет к расширению перечня операций, освобождаемых от налогообложения НДС, и, соответственно, выпадающим доходам федерального бюджета.

Кроме того, принятие положительного решения по вопросу об освобождении от НДС реализации услуг, оказываемых на объектах туристической инфраструктуры, в том числе находящихся в составе зданий коллективных средств размещения, создаст прецедент для постановки аналогичных вопросов налогоплательщиками, оказывающими услуги на объектах иной инфраструктуры, что в конечном итоге приведет к дополнительным выпадающим доходам федерального бюджета.

При этом в материалах о налоговом маневре для туристической инфраструктуры источники компенсации вышеуказанных выпадающих доходов федерального бюджета не определены.

Учитывая изложенное, предложение по освобождению от налогообложения НДС услуг объектов туристической инфраструктуры без определения источников компенсации выпадающих доходов федерального бюджета не может быть поддержано.

В части налога на прибыль организаций

В настоящее время для налогоплательщиков, осуществляющих туристическую деятельность, в том числе реализующих туристские инвестиционные проекты, главой 25 Кодекса предусмотрены существенные налоговые преференции в виде пониженных ставок по налогу на прибыль организаций.

В частности, для организаций - резидентов туристско-рекреационной особой экономической зоны (ОЭЗ) законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами территории ОЭЗ. Указанная ставка не может быть выше 13,5 процента.

Следует отметить, что организации, имеющие статус резидента туристско-рекреационной ОЭЗ, вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2, в отношении собственных амортизируемых основных средств (подпункт 3 пункта 1 статьи 259.3 Кодекса).

Также отмечаем, что пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2014 N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" установлено, что решение Правительства Российской Федерации о создании территории опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР) принимается в форме постановления, которое предусматривает, в частности, перечень видов экономической деятельности, при осуществлении которых действует особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности.

В соответствии с положениями главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса для организаций, получивших статус резидента ТОСЭР, устанавливаются пониженные ставки налога на прибыль организаций.

При этом для целей налогообложения прибыли организаций льготируются только те виды деятельности, которые предусмотрены соответствующим соглашением об осуществлении деятельности на ТОСЭР.

Таким образом, в случае получения статуса резидента ТОСЭР организациями, осуществляющими туристическую деятельность, в том числе реализующими туристские инвестиционные проекты, такие предприятия вправе применять пониженные ставки налога на прибыль организаций, установленные для резидентов ТОСЭР в соответствии с Кодексом.

Кроме того, в рамках подготовки к совещанию в Правительстве Российской Федерации по вопросам о дополнительных мерах поддержки в сфере туризма Департаментом предложено продлить на три года действие предусмотренной статьей 284.6 Кодекса нормы, согласно которой организации, осуществляющие туристско-рекреационную деятельность на территории Дальневосточного федерального округа, вправе применять налоговую ставку 0 процентов по налогу на прибыль организаций за налоговые периоды с 01.01.2018 по 31.12.2022.

Также следует отметить, что глава 25 Кодекса содержит преференции, которые позволяют предприятиям, осуществляющим капитальные вложения, уменьшать обязательства по уплате налога на прибыль организаций, в частности инвестиционный налоговый вычет (статья 286.1 Кодекса), позволяющий налогоплательщику уменьшать исчисленную сумму налога на прибыль организаций на сумму расходов, связанных с приобретением (созданием) или модернизацией (реконструкцией) объектов основных средств, при наличии соответствующего решения субъекта Российской Федерации. Учитывая отсутствие запрета, установленного на федеральном уровне, инвестиционный налоговый вычет может быть предоставлен организациям, реализующим туристские инвестиционные проекты.

Таким образом, предложение об освобождении от налогообложения прибыли от других видов деятельности, инвестированной в проекты на туристических территориях, также может быть реализовано уже действующими механизмами, предусмотренными Кодексом.

Учитывая вышеизложенное, предложение в части налога на прибыль организаций является избыточным, в связи с чем не поддерживается.

В части налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ)

В соответствии с нормами главы 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса плательщиками НДФЛ являются физические лица.

В настоящее время в отношении доходов в виде оплаты труда в сумме, не превышающей 5 млн рублей за налоговый период, установлена единая ставка в размере 13 процентов.

Организации в соответствии с Кодексом выполняют функции налоговых агентов по НДФЛ при выплате заработной платы работникам (персоналу) и обязаны исчислить, удержать из дохода налогоплательщика и уплатить сумму налога.

Снижение указанной ставки НДФЛ для отдельных категорий налогоплательщиков Кодексом не предусмотрено.

Таким образом, оснований для дифференциации указанной налоговой ставки в зависимости от вида осуществляемой деятельности работодателя не имеется, в связи с чем предложение о снижении ставки НДФЛ до 7 процентов для граждан, работающих в туристической отрасли, не поддерживается.

В части налога на имущество организаций

В соответствии со статьей 14 Кодекса налог на имущество организаций относится к региональным налогам и зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

На основании проводимой работы по разграничению полномочий между органами власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и федеральным центром, а также следуя принципу самостоятельности бюджетов, закрепленному в статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, каждый уровень власти вправе по своему усмотрению распоряжаться доходами своего бюджета. Какое-либо вмешательство в процесс формирования доходной части региональных (местных) бюджетов представляется недопустимым.

Предоставление налоговых льгот на федеральном уровне должно основываться на результатах всестороннего анализа возможных социально-экономических последствий, поскольку это приведет к выпадающим доходам региональных (местных) бюджетов и, как следствие, к необходимости их компенсации из федерального бюджета.

В связи с этим установление на федеральном уровне налоговых льгот по налогу на имущество организаций не соответствует проводимой налоговой и бюджетной политике.

Между тем законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации при установлении налога на имущество организаций вправе определять ставку налога в пределах, установленных Кодексом, порядок его уплаты, а также устанавливать дополнительные налоговые льготы (статья 372 Кодекса).

Согласно пункту 2 статьи 380 Кодекса допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Таким образом, вопросы, связанные с установлением пониженных ставок (вплоть до нуля) по налогу на имущество организаций, могут быть урегулированы на региональном уровне без внесения изменений в Кодекс.

В части страховых взносов

Положениями статьи 427 Кодекса для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", независимо от вида осуществляемой деятельности, в том числе для осуществляющих деятельность в сфере туризма, уже установлены на бессрочный период пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 15 процентов в отношении части выплат, превышающей в течение месяца величину минимального размера оплаты труда (по сравнению с общеустановленными тарифами страховых взносов в совокупном размере 30 процентов на все виды обязательного социального страхования + 10 процентов на обязательное пенсионное страхование с сумм, превышающих предельную величину базы).

Кроме того, статьей 427 Кодекса для определенных категорий плательщиков страховых взносов, осуществляющих деятельность на различных территориях с особыми условиями ведения предпринимательской деятельности, установлены пониженные тарифы страховых взносов (в частности, пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 7,6 процента установлены для резидентов ТОСЭР, резидентов свободного порта Владивосток, резидентов ОЭЗ в Калининградской области, участников свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополь, организаций, зарегистрированных на территории Курильских островов).

Таким образом, считаем предоставленные в настоящее время преференции в части страховых взносов достаточными.

Вместе с тем страховые взносы уплачиваются в целях обязательного социального страхования застрахованных лиц и являются источником финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующим видам обязательного социального страхования: обязательного пенсионного страхования, обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательного медицинского страхования.

В связи с этим исходя из положений статьи 20 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" с целью сохранения прав граждан на обязательное социальное обеспечение в полном размере выпадающие доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов вследствие применения пониженных тарифов страховых взносов компенсируются за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета.

Таким образом, дополнительное снижение тарифов страховых взносов для плательщиков страховых взносов, осуществляющих деятельность в сфере туризма, приведет к росту объема выпадающих доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов и, соответственно, к увеличению расходов федерального бюджета на их компенсацию, что в условиях внешнего санкционного давления представляется крайне обременительным.

Дополнительные меры государственной поддержки не должны затрагивать систему обязательного социального страхования, которая финансируется за счет сумм страховых взносов, поскольку вопросы предоставления преференций в части страховых взносов должны рассматриваться в увязке с соблюдением прав застрахованных лиц в системе обязательного социального страхования и источниками финансирования доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов, за счет средств которых обеспечиваются государственные социальные гарантии граждан.

Учитывая изложенное, установление пониженных тарифов страховых взносов в совокупном размере 7 процентов для плательщиков страховых взносов, осуществляющих деятельность в сфере туризма, не поддерживается.

Одновременно отмечаем, что постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2022 N 776 "Об изменении сроков уплаты страховых взносов в 2022 году" для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды экономической деятельности (в частности, деятельность по предоставлению мест для временного проживания (ОКВЭД 55), деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков (ОКВЭД 56), деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма (ОКВЭД 79), и др.), предусмотрено продление на 12 месяцев установленных Кодексом сроков уплаты страховых взносов, исчисленных с выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц за апрель - сентябрь 2022 года, а также исчисленных индивидуальными предпринимателями за 2021 год с суммы дохода, превышающей 300 000 рублей.

 

Заместитель директора Департамента

анализа эффективности преференциальных

налоговых режимов

А.Т.ЗАИТОВ

21.07.2022