Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Об НДФЛ при прекращении договора о ведении ИИС с переводом всех активов, учитываемых на ИИС, на другой ИИС, открытый тому же физлицу у другого брокера.

Обновлено 26.09.2022 09:02

 

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 18 июля 2022 г. N 03-04-06/69060

 

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо АО от 12.05.2022 по вопросу налогообложения доходов физических лиц и в рамках соответствующей компетенции в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) разъясняет следующее.

В письме АО указывается, что ценные бумаги передаются от одного профессионального участника рынка ценных бумаг другому профессиональному участнику рынка ценных бумаг в порядке, установленном Решением Совета директоров Банка России от 18 марта 2022 года "Об установлении временного порядка передачи ценных бумаг иностранных эмитентов лицами, в отношении которых иностранными государствами совершаются недружественные действия" (далее - Решение Совета директоров Банка России).

Согласно Решению Совета директоров Банка России устанавливается временный порядок передачи профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими депозитарную деятельность, в отношении которых Соединенными Штатами Америки и примкнувшими к ним иностранными государствами и международными организациями совершаются недружественные и противоречащие международному праву действия, связанные с введением ограничительных мер, ценных бумаг иностранных эмитентов другим депозитариям в целях недопущения распространения мер ограничительного характера на их депонентов.

В этой связи сообщаем, что согласно абзацу пятому пункта 10 статьи 226.1 НК РФ выплатой дохода в натуральной форме в целях указанной статьи не признается передача налоговым агентом ценных бумаг по требованию налогоплательщика, связанная с исполнением налогоплательщиком сделок с ценными бумагами, при условии, что денежные средства по соответствующим сделкам в полном объеме поступили на счет (в том числе банковский счет) налогоплательщика, открытый у данного налогового агента, а также передача (перерегистрация) ценных бумаг на счет депо, по которому удостоверяются права собственности данного налогоплательщика, открытый в депозитарии, осуществляющем свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С учетом указанной нормы полагаем, что передача (перерегистрация) ценных бумаг на счет депо, по которому удостоверяются права собственности налогоплательщика, открытый в другом депозитарии, осуществляющем свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, не является моментом для исчисления и удержания налоговым агентом налога на доходы физических лиц в отношении доходов по соответствующим ценным бумагам.

Вместе с тем сообщаем, что в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 219.1 НК РФ при определении размера налоговых баз в соответствии с пунктом 2.3 статьи 210, со статьями 214.1 и 214.9 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение следующих инвестиционных налоговых вычетов:

в сумме денежных средств, внесенных налогоплательщиком в налоговом периоде на индивидуальный инвестиционный счет (далее - ИИС);

в сумме положительного финансового результата, полученного по операциям, учитываемым на ИИС.

Особенности предоставления инвестиционных налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 219.1 НК РФ, установлены соответственно пунктами 3 и 4 статьи 219.1 НК РФ.

Так, в пункте 3 статьи 219.1 НК РФ следует выделить, в частности, два условия:

в течение срока действия договора на ведение ИИС налогоплательщик не имел других договоров на ведение ИИС, за исключением случаев прекращения договора с переводом всех активов, учитываемых на ИИС, на другой ИИС, открытый тому же физическому лицу (подпункт 3);

в случае прекращения договора на ведение ИИС до истечения сроков, указанных в подпункте 1 пункта 4 статьи 219.1 НК РФ (за исключением случая расторжения договора по причинам, не зависящим от воли сторон), без перевода всех активов, учитываемых на этом ИИС, на другой ИИС, открытый тому же физическому лицу, сумма налога, не уплаченная налогоплательщиком в бюджет в связи с применением в отношении денежных средств, внесенных на указанный ИИС, налоговых вычетов, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 219.1 НК РФ, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм пеней (подпункт 4).

В пункте 4 статьи 219.1 НК РФ также следует выделить, в частности, два условия:

налоговый вычет предоставляется по окончании договора на ведение ИИС при условии истечения не менее трех лет с даты заключения налогоплательщиком договора на ведение ИИС (подпункт 1);

в течение срока действия договора на ведение ИИС налогоплательщик не имел других договоров на ведение ИИС, за исключением случаев прекращения договора с переводом всех активов, учитываемых на ИИС, на другой открытый тому же физическому лицу (абзац третий подпункта 3 пункта 4 статьи 219.1 НК РФ).

Таким образом, важнейшими условиями предоставления инвестиционного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц являются: истечение не менее трех лет с даты заключения договора на ведение ИИС до его прекращения и отсутствие у налогоплательщика других договоров на ведение ИИС (с указанным выше исключением).

Учитывая изложенное, если в ситуации прекращения договора на ведение ИИС с переводом всех активов, учитываемых на ИИС, на другой ИИС, открытый тому же физическому лицу у другого брокера, соблюдаются требования, в частности, пунктов 2 и 3 статьи 10.2-1 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" о прекращении ранее заключенного договора на ведение ИИС (в течение месяца после заключения нового договора на ведение ИИС) и передаче учтенных на его ИИС активов другому профессиональному участнику рынка ценных бумаг, то оснований для признания условий, предусмотренных подпунктами 3 и 4 пункта 3, а также подпунктами 1 и 3 пункта 4 статьи 219.1 НК РФ, невыполненными не имеется.

Одновременно сообщаем, что предложения и проблемные вопросы, описанные в обращениях граждан, рассматриваются в Департаменте в рамках подготовки и (или) согласования проектов федеральных законов о совершенствовании законодательства Российской Федерации.

 

Директор Департамента

Д.В.ВОЛКОВ

18.07.2022