Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

О предложении по предоставлению адвокатам права переходить на УСН.

Обновлено 27.09.2022 08:39

 

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 15 июля 2022 г. N 03-11-10/69457

 

В связи с обращением Минфин России рассмотрел проект федерального закона о внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части предоставления адвокатам права переходить на упрощенную систему налогообложения и сообщает.

Согласно статье 1 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об адвокатуре) адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном данным Федеральным законом, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию; адвокатская деятельность не является предпринимательской.

Соответственно, адвокатская деятельность обособлена от других видов юридической помощи как особый вид квалифицированной юридической помощи, который оказывается исключительно субъектами со специальным правовым статусом - адвокатами. Будучи независимым профессиональным советником по правовым вопросам, на которого законом возложена публичная обязанность обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина (в том числе по назначению судов), адвокат осуществляет деятельность, имеющую публично-правовой характер, реализуя тем самым гарантии права каждого на получение квалифицированной юридической помощи.

Таким образом, осуществление адвокатами указанных публичных функций предполагает создание нормативно-правовых и организационных механизмов, обеспечивающих законность и независимость в деятельности адвокатов с учетом специфики адвокатуры как профессионального сообщества адвокатов, которое, будучи институтом гражданского общества, не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления и действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов (пункты 1 и 2 статьи 3 Федерального закона об адвокатуре). В то же время приобретение статуса адвоката является формой реализации права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (часть 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации).

Указанные публичные функции адвокатов учтены при налогообложении доходов, полученных ими в связи с осуществлением адвокатской деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона об адвокатуре формами адвокатских образований являются адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация.

Учитывая конкретизированный законом перечень форм адвокатских образований, адвокаты не вправе осуществлять адвокатскую деятельность вне установленных форм адвокатских образований. При этом об избранной форме адвокатского образования и месте деятельности адвокат обязан уведомить совет адвокатской палаты в порядке, установленном Федеральным законом об адвокатуре (пункт 2 статьи 20).

Необходимо отметить, что адвокатский кабинет не является юридическим лицом (пункт 3 статьи 21 Федерального закона об адвокатуре), а иные формы адвокатских образований являются некоммерческими организациями, основанными на членстве их адвокатов и действующими на основании уставов, утверждаемых их учредителями.

В силу пунктов 13 и 14 статьи 22 Федерального закона об адвокатуре коллегия адвокатов в соответствии с законодательством Российской Федерации является налоговым агентом в отношении адвокатов, являющихся ее членами, по доходам, полученным ими в связи с осуществлением адвокатской деятельности, а также несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей налогового агента.

Учитывая, что адвокатская деятельность не является предпринимательской (пункт 2 статья 1 Федерального закона об адвокатуре), доходы адвокатов подлежат налогообложению в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс).

Так, подпунктом 6 пункта 1 статьи 208 Налогового кодекса установлено, что вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации для целей налогообложения относится к доходам, полученным от источников в Российской Федерации.

Адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, по суммам доходов, полученных от такой деятельности, исчисляют суммы налога на доходы физических лиц самостоятельно (подпункт 2 пункта 1 статьи 227 Налогового кодекса).

В то же время согласно пункту 1 статьи 226 Налогового кодекса налог с доходов адвокатов, осуществляющих адвокатскую деятельность в адвокатских образованиях иных форм, исчисляется, удерживается и уплачивается коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями. Пунктом 2 статьи 226 Налогового кодекса предусмотрено, что исчисление сумм и уплата налога на доходы физических лиц в соответствии со статьей 226 данного Кодекса производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент.

При этом в соответствии с положениями статьи 221 Налогового кодекса при исчислении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц адвокаты имеют право на получение профессионального налогового вычета в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов (с оказанием услуг), независимо от формы адвокатского образования.

С учетом изложенного предлагаемые изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части предоставления адвокатам права переходить на упрощенную систему налогообложения не поддерживаются.

 

А.В.САЗАНОВ

15.07.2022