Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

О предложении по освобождению от НДС (установлению ставки 0%) в отношении деятельности туроператоров по формированию, продвижению и реализации туристского продукта на территории РФ.

Обновлено 01.10.2022 03:50

 

Ассоциация направляет предложения, обосновывающие необходимость отмены или снижения ставки НДС для организаций индустрии туризма.

Ассоциация полагает, что такая мера поддержки, как освобождение от уплаты НДС туроператоров, соответствует заявлению Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина: "главная цель сейчас - поддержать людей, сохранить спрос, чтобы бизнес смог быстрее адаптироваться к новым условиям", так как позволит снизить конечную стоимость туристского продукта для потребителя и будет способствовать стабильности туроператорского бизнеса, который вслед за пандемийными убытками несет издержки сложной геополитической ситуации.

При формировании туристского продукта задействована технологическая цепочка, состоящая из поставщиков туристских услуг и включающая гостиничный бизнес, перевозку, страховые услуги, услуги турагентств и других участников туристского рынка. В настоящее время сложилась такая ситуация, при которой практически все участники этой цепи получили налоговые льготы (нулевая ставка НДС для гостиничного бизнеса, не подлежат налогообложению страховые услуги и услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха и оздоровления детей, 10% НДС для пассажироперевозок) или, как подавляющее большинство турагентств, применяют упрощенную систему налогообложения.

Таким образом, туроператоры оказались в самом невыгодном положении, и, несмотря на применяемые налоговые льготы к другим участникам туристского рынка, тур, который формирует оператор, все равно будет облагаться оборотным НДС в размере 20%. У туроператоров отсутствуют любые возможности компенсировать этот налог от поставщиков, которые либо работают по упрощенной схеме, либо платят льготный НДС.

В силу специфики туроператорского бизнеса его рентабельность крайне невысокая, работа построена на комиссионных договорах, но, как правило, все расчеты производятся в процентном соотношении от цены поставщика услуги.

Как следствие, в первую очередь наиболее существенным будет дисбаланс во взаимоотношениях с гостиничным комплексом, и налог на добавленную стоимость становится значительной финансовой нагрузкой только для туроператорских компаний, так как финансирование нулевой ставки НДС ляжет на плечи операторов, создавая для них дискриминационные условия. Переложить НДС на потребителей турпродукта также не представляется возможным, поскольку возникает диспаритет стоимости размещения у туроператора с ценами, представленными непосредственно отелями, что ставит туроператора в заведомо худшее положение с точки зрения конкуренции. Даже в тех случаях, когда туроператоры работают по агентским договорам, при стандартной комиссии гостиниц туроператорам в размере 18% доля НДС составляет 3,6% к стоимости тура. Несложные арифметические действия показывают, что НДС, превышающий значение средней доходности туроператоров в сфере внутреннего и въездного туризма в 1,5%, нанесет серьезный удар по туроператорскому бизнесу.

Сложившаяся ситуация негативно скажется и на конечном потребителе пакетных туров, так как необходимость уплаты НДС туроператором не позволит снизить стоимость конечного туристского продукта.

Необходимо отметить, что отмена уплаты НДС окажет существенную поддержку туроператорам, особенно федеральным, так как многие из них сейчас переходят на работу с внутренним туристским рынком, а это, в свою очередь, требует дополнительных существенных затрат. Также сокращение налоговых издержек отменит вынужденную необходимость дробить и разделять свой бизнес, у туроператоров появится возможность работать в рамках одного юридического лица.

Целью освобождения туроператоров от уплаты НДС является оздоровление финансовых взаимоотношений по всей цепочке взаимодействия между доставщиками услуг и туроператорами, которая может быть достигнута и позитивно отразится в целом на всей отрасли только при условии отсутствия ограничения во времени.

Учитывая вышеизложенное, в целях обеспечения доступности для туристов пакетных туров, а также повышения финансовой устойчивости и прозрачности туроператоров, возможно ли внести изменения во вторую часть Налогового кодекса Российской Федерации в двух вариантах.

1. Включить деятельность туроператоров по внутреннему и въездному туризму в перечень услуг, не подлежащих обложению НДС, дополнив п. 3 ст. 149 пп. 18.1 и изложив его в следующей редакции:

"18.1) деятельность туроператоров по формированию, продвижению и реализации туристского продукта".

2. Внести изменения, аналогичные недавно принятым в отношении гостиничных услуг, дополнив п. 1 ст. 164 пп. 20 и изложив его в следующей редакции:

"20) услуг по формированию, продвижению и реализации туристского продукта в сфере внутреннего и въездного туризма, включая вознаграждение туроператоров и турагентов, в том числе полученных при исполнении посреднических договоров (договоров поручения, комиссии либо агентских договоров)"?

Освобождение туроператоров от уплаты НДС станет важной мерой поддержки внутреннего и въездного туризма со стороны государства в рамках общего пакета антикризисных мер, а также соответствует принципу справедливого распределения налоговой нагрузки между всеми участниками рынка и будет способствовать развитию туристской отрасли в нынешних непростых условиях.

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 6 июля 2022 г. N 03-07-11/65062

 

В связи с обращением, зарегистрированным в Минфине России 16 июня 2022 г., с предложением об освобождении от налога на добавленную стоимость (далее - НДС) деятельности туроператоров по формированию, продвижению и реализации туристского продукта либо установлении нулевой ставки НДС в отношении услуг по продвижению и реализации туристского продукта в сфере внутреннего и въездного туризма, включая вознаграждение туроператоров и турагентов, в том числе полученных при исполнении посреднических договоров (договоров поручения, комиссии либо агентских договоров), Департамент налоговой политики сообщает.

На основании норм главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, осуществляющие операции по реализации товаров (работ, услуг), облагаемые НДС по налоговой ставке в размере 0 процентов, имеют право на возмещение сумм НДС, предъявленных при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для данных операций по реализации товаров (работ, услуг).

В случае установления налоговой ставки НДС в размере 0 процентов в отношении услуг по формированию, продвижению и реализации туристского продукта на территории Российской Федерации туроператоры, турагенты, оказывающие данные услуги, не только будут освобождены от уплаты НДС, но и получат право на возмещение НДС, предъявленного поставщиками материальных ресурсов производственного назначения, в том числе основных средств. В связи с этим принятие положительного решения по данному вопросу по существу будет являться субсидированием туроператоров, осуществляющих формирование, продвижение и реализацию туристского продукта, и турагентов, осуществляющих продвижение и реализацию туристского продукта, из федерального бюджета на сумму НДС.

Кроме того, принятие предложения об установлении ставки НДС в размере 0 процентов в отношении вознаграждения туроператоров и турагентов, в том числе полученных при исполнении посреднических договоров (договоров поручения, комиссии либо агентских договоров), создаст прецедент для постановки аналогичных вопросов иными налогоплательщиками, осуществляющими посредническую деятельность на основании договоров поручения, комиссии либо агентских договоров, что в конечном итоге приведет к увеличению потерь доходов федерального бюджета и, соответственно, ограничит возможности финансирования расходных обязательств государства, в том числе в социальной сфере и на поддержку устойчивого развития экономики.

Следует также отметить, что, как показывает практика применения НДС в Российской Федерации, отмена НДС на отдельные товары (работы, услуги) не гарантирует соответствующего снижения цен на эти товары (работы, услуги), поскольку в условиях рыночных отношений ценообразование зависит в основном от складывающегося соотношения спроса и предложения, а также от маркетинговой политики и платежеспособности потребителей. В связи с этим освобождение от НДС либо установление ставки НДС в размере 0 процентов в отношении услуг по продвижению и реализации туристского продукта в сфере внутреннего и въездного туризма, включая вознаграждение туроператоров и турагентов, в том числе полученных при исполнении посреднических договоров (договоров поручения, комиссии либо агентских договоров), не гарантирует снижения цен на эти услуги и, соответственно, повышения их ценовой конкурентоспособности.

Учитывая изложенное, вышеуказанное предложение не поддерживается.

 

Заместитель директора Департамента

А.А.СМИРНОВ

06.07.2022